Данный конспект урока по математике формирует умение применять счет двойками при вычислении, совершенствовать навыки счета в пределах 1 и развивать логическое мышление.Так же урок на тему "Чудо-числа" развивает математические способности у детей младшего школного возраста. Разработкамданного открытого урока поможет учителям начальных классов при подготовке к урокам математики в 1 классе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
предметные картинки по русской народной сказке “Колобок”;
карточки с числами от 0 до 10.
Ход урока
1. Организация начала урока.
Прозвенел звонок и смолк, Начинается урок. На места все тихо сели, На меня все посмотрели.
2. Актуализация знаний.
Сегодня на уроке мы попадем в сказку. Герой сказки нам знаком, а вот приключения его ждут необычные, новые. Сначала отгадаем, как его зовут. Прочитайте и решите равенства, записанные на доске.
(Дети решают равенства, подбирают в таблице букву, соответствующую ответу, расставляют буквы рядом с ответом.)
– Как зовут героя нашей сказки? (Колобок.)
3. Сообщение темы урока. Постановка проблемы.
Знают взрослые и дети: Жил да был на белом свете В доброй сказке Колобок, Колобок – румяный бок.
И решил Колобок построить новый дом для бабушки и дедушки: старый-то совсем ветхим стал. А для дома нужны строительные материалы. Вот и покатился за ними Колобок по дорожке, а дорожка – числовой луч.
– Какие числа отмечены на луче? (Четные.)
– Назовите их. (2, 4, 6, 8, 10.)
– Какие числа пропущены на луче? (Нечетные.)
– Добавьте их. (Ученик выходит к доске, расставляет карточки с нечетными числами.)
Остановился Колобок в 5 метрах от дерева. Покажите точкой место остановки Колобка. Навстречу ему Заяц идет. Где он остановился, мы узнаем, если найдем разность чисел 9 и 2.
– На какой точке остановился Заяц? (9 – 2 = 7).
– Покажите эту точку на числовом луче.
– На каком расстоянии друг от друга стоят Колобок и Заяц? (На расстоянии 2 метров.)
– На каком расстоянии Заяц находится от дерева? (На расстоянии 7 метров.)
– Кто ближе к дереву? На сколько метров ближе? (Колобок ближе к дереву на 2 метра.)
Заяц рассказал, что ищет волшебные чудо-числа, помогающие быстро и правильно решать примеры.
– Ребята, надо помочь Зайчику. Нам тоже полезно узнать, есть ли на свете такие чудо– числа, которые помогут нам считать без ошибок.
4. Повторение изученного.
– Начнем работу в тетради.
Я тетрадочку открою и как надо положу. Я от вас, друзья не скрою, Ручку я вот так держу.
(Дети открывают тетради на странице 59.)
– Рассмотрим задание.
– Что мы должны найти? (Сумму чисел.)
– Какие числа будем прибавлять? (2 и 1.)
– Какие числа получим – четные или нечетные? (Четные – когда будем складывать только число 2; нечетные – когда складываем числа 2 и 1.)
– Решите примеры.
5. Тренировка умения складывать и вычитать числа 2 и 1.
Поблагодарил Заяц Колобка и свою помощь предложил: перевезти блоки для строительства домика.
– Давайте-ка и мы, ребята, поучаствуем в добром деле. Загрузим машины блоками на складе (работать будем в тетради на “учительских клетках”).
– 1-я машина сколько килограммов может привезти? (10 кг.)
– Сколько уже нагрузили? (6 кг.)
– Сколько добавим? Когда добавляем, какой знак используем? (+) (10= 6 +…+…)
2-я машина сколько может привезти? (8 кг.)
– Сколько уже нагрузили? (4 кг.)
– Сколько добавим? (8 = 4 +…+…)
А эти две машины уже разгружаются. На дверце написано, сколько килограммов машина привезла.
– 1-я машина сколько привезла? (7 кг.)
– Сколько осталось в машине, когда с нее сняли несколько блоков? (3 кг.)
– Когда снимаем, отбавляем, какой знак используем? (–.)
– Подумаем, какие блоки сняли? (7 – … – …= 3.)
– 2-я машина сколько килограммов привезла? (8 кг.)
– Сколько осталось, когда сняли несколько блоков? (5 кг.)
– Подумаем, какие блоки сняли? (8 – … – …=5.)
– Блоки с какими числами мы нагружали и разгружали? (2 и 1.) С помощью этих чисел мы легко справились с заданием. Дом для бабушки и дедушки готов! (Рисунок дома.)
Хорошо поработали – надо хорошо и отдохнуть.
6. Физкультурная минутка.
1, 2, 3, 4, 5 – все умеем мы считать. Раз! Подняться, потянуться. Два! Согнуться, разогнуться. Три! В ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – за парту тихо сесть.
7. Первичное закрепление.
Дом готов! Но нужно новоселье справить, гостей позвать. Зайчика Колобок уже пригласил.
Покатился Колобок дальше. Катится Колобок, а навстречу ему Волк – зубами щелк! Нес Волчок шарики бабушке и дедушке на новоселье, но некоторые шарики улетели. Вот они – на странице 104 в учебнике нарисованы! Помогите Волку определить, из каких корзин какие шарики улетели.
(Дети рассматривают рисунки, говорят, что шарики с числом 2 – круглые, с числом 1 – овальные; добавляют шарики в связку 8 и 9.)
– Шарики с какими числами мы использовали? (2 и 1.)
Вывод: нам считать было удобно, так как легко прибавлять числа 2 и 1 к любому числу, из суммы этих чисел можно составить любое число.
– Волк заплатил за один круглый шарик 4 рубля. Какими монетами можно набрать 4 рубля?
– За овальный шарик волк заплатил 5 рублей. Какими монетами можно набрать 5 рублей?
(На доске изображения монет достоинством 1 рубль, 2 рубля.)
– При помощи каких чисел мы набирали 5 рублей и 4 рубля? (2 и 1.)
Вывод: при помощи суммы этих чисел можно набрать все другие числа.
Катится Колобок по дорожке, а навстречу ему Медведь.
– Колобок, Колобок, – говорит, – я на новоселье приглашен, бабушке и дедушке частушки петь буду, на репетицию спешу. Помоги мне, пожалуйста, решить примеры.
(Работаем в тетради, задание 1.)
– Рассмотрим равенства. Какое число складывают и вычитают? (2.)
– Вспомним правила числового луча:
а) если к четному числу прибавить 2 – значит надо назвать следующее четное число; если из четного числа вычесть 2 – значит надо назвать предыдущее четное число;
б) если к нечетному числу прибавить 2 – значит надо назвать следующее нечетное число; если из нечетного числа вычесть 2 – значит надо назвать предыдущее нечетное число.
Поблагодарил Медведь Колобка за помощь и пошел на репетицию. А Колобок дальше покатился. И вдруг…
За деревьями, кустами Промелькнуло быстро пламя. Промелькнуло, пробежало – Нет ни дыма, ни пожара. Кто это? (Лиса.)
Спешила Лиса на новоселье, да бусы рассыпала. Бусинки во все стороны разбежались. Она их собирает и на ниточку нанизывает. Поможем, ребята, Лисе. Сначала рассмотрим, как Лисичка уже собрала две ниточки. (Тетрадь, задание 2.)
Бусинку 5 из нижнего ряда она соединила с бусинкой 8 из верхнего ряда, добавив бусинки 2 и 1. Проверим: 5 + 2 + 1 = 8
– Объясните, как соединила бусинку 5 с бусинкой 10. (5 + 2+ 1 + 2 = 10.)
– Бусинки с какими числами мы все время нанизывали? (2 и 1.)
Вывод: числа 2 и 1 помогли нам и Лисичке; из суммы этих чисел состоят любые другие числа.
10. Творческое задание.
– Итак, Колобок дом построил, а мы и Зайчик ему помогли. Волк шарики на новоселье принес. Лиса новые бусы надела. А что же за праздник без цветов?
Садовник для бабушки и дедушки вырастил цветы в горшочках. Залюбовался ими Колобок.
Но цветы необычные, с секретом.
Рассмотрим рисунок в учебнике (стр. 104, № 1. Садовник расставил номера на цветочных горшках).
– Каким числом обозначили листья и цветы? (Цветы – числом 2, листья – числом 1.)
– Рассмотрите рисунки и скажите, сколько цветков и сколько листьев будет у растения в 5 горшочке? (2 цветка и 1 листик;1 цветок и 3 листика; 5 листиков.)
– Нарисуйте в тетради, какое растение может вырасти в 6 горшочке. (Дети рисуют, затем показывают свою работу соседу по парте.)
– Какие числа помогали нам в работе? (1 и 2.)
Вывод: из суммы этих чисел можно составить любое число.
11. Подведение итогов урока.
– Помните, о чем просил Зайка? (Помочь найти чудо-числа).
– Сможем ли мы ответить: существуют чудо-числа? (Да, это числа 2 и 1.)
Почему числа 2 и 1 можно назвать чудо-числами? (С их помощью легко складывать и вычитать, из суммы этих чисел можно составить любое число.)