Тема: Поэтический родник «Чудеса вокруг нас»
Р. Сеф «Чудо», Б. Заходер «Где поставить запятую», А. Барто «Чудо на уроке»
Цель: формировать умение работать с поэтическим произведением – находить эпитеты, олицетворение, прием сравнения научного описания и художественного изображения; совершенствовать навык выразительного чтения стихотворения; воспитывать нравственные принципы, чувство прекрасного. совершенствовать навык выразительного чтения стихотворений;
Ход урока
I. Мотивирование к учебной деятельности.
ЧУДЕСА
Объясните мне немного,
Если знаете ответ.
Почему считает кто-то,
Что чудес на свете нет.
Если семечко живое
Посадить и поливать -
Будет дерево большое,
Надо только подождать!
После дождика возможно,
Вот так чудо из чудес,
Видно радугу - дорожку
Аж до Солнца и небес.
Ночью, чудная минута -
Месяц вышел, лунный принц,
Словно огонек салюта,
Звездочка упала вниз.
А недавно мне приснился
Добрый и волшебный сон.
Как же тут не удивиться?
Ведь сегодня сбылся он!
Если очень ждать и верить,
И смотреть во все глаза,
Постучатся в наши двери
Волшебство и чудеса!
II. Актуализация опорных знаний
- А вы верите в чудеса?
Употребляете ли вы слово чудо в своей речи? В каких случаях?
– А как вы можете объяснить смысл ( значение) этого слова?
Чудо – нечто небывалое, невероятное, удивительное, поразительное.
III. Постановка учебной задачи.
Работа в группах
- Откройте учебник на странице 36-38. Предположите, что мы будем изучать на этом уроке.
IV. Новый материал
Работа в группах
- С произведением каких авторов мы познакомимся на уроке?
1 группа – подготовить и рассказать биографию Р. Сефа
2 группа - подготовить и рассказать биографию Б. Заходера
3 группа - подготовить и рассказать биографию А. Барто
Защита презентаций
1группа. Чтение стихотворения «Чудо» Р. Сефа. (стр. 36 учебника)
Задание для группы
– Кто автор этого стихотворения?
– Прочтите название стихотворения и рассмотрите иллюстрацию к нему на с. 36 учебника.
– Как вы думаете, о чем это произведение?
- На сколько частей можно разделить произведение?
В первой части подчеркни слова, которые надо выделить голосом, чтобы прочитать выразительно;
- во второй части стихотворения обозначь короткие и длинные паузы.
Подготовьте выразительное чтение стихотворения.
– Прочитайте стихотворение так, будто вы кого-то хотите убедить в том, что березка – это действительно чудо?
– Какие чувства у вас возникли при чтении этого произведения? - Как вы думаете, почему люди не срубили березку?
- Вспомните случай, когда вы радовались, наблюдая за жизнью растений и животных? Почему радовались?
– Какое чудо описал Р. Сеф в своем стихотворении?
Заполните таблицу.
1. Название стихотворения и автор
2. Тема стихотворения ( сюжет)
3. Выразительные средства ( эпитеты, сравнения и др.)
4. Основная мысль стихотворения
5. Твоя оценка стихотворения ( понравилось, не понравилось, почему?)
2группа. Чтение стихотворения «Где поставить запятую» Б. Заходер. (стр. 37 учебника)
Задание для группы
– Кто автор этого стихотворения?
– Прочтите название стихотворения и рассмотрите иллюстрацию к нему
– Как вы думаете, о чем это произведение?
- Какое настроение вызвало у тебя это стихотворение?
- Докажите, сто необходимо правильно ставить знаки препинания, для того, чтобы вас поняли
- Считаете ли вы это стихотворение юмористическим? Поясните свой ответ
- Какой вывод вы для себя сделали?
Заполните таблицу.
1. Название стихотворения и автор
2. Тема стихотворения ( сюжет)
3. Выразительные средства ( эпитеты, сравнения и др.)
4. Основная мысль стихотворения
5. Твоя оценка стихотворения ( понравилось, не понравилось, почему?)
3группа. Чтение стихотворения «Чудо на уроке» А. Барто. (стр. 38 учебника)
Задание для группы
– Кто автор этого стихотворения?
– Прочтите название стихотворения и рассмотрите иллюстрацию к нему.
– Как вы думаете, о чем это произведение?
- Какое настроение вызвало у тебя это стихотворение?
- О каком чуде говорится в данном стихотворении?
-Объясните значение фразы «вздремнула со вкусом»
Дайте характеристику героине
Слова для справок: не хочет помогать по дому, отсутствие интереса на уроке, неуважительно относится к своей семье, неумеха, лентяйка, любит только себя, не переживает о том, что получает плохие оценки, пользуется чужим трудом, не прикладывая при этом своего, грубиянка, безответственная, не проявляет уважения к учителю
О чем вас заставляют задуматься юные герои А. Л. Барто?
Какие качества высмеивает А.Барто?
Заполните таблицу.
1. Название стихотворения и автор
2. Тема стихотворения ( сюжет)
3. Выразительные средства ( эпитеты, сравнения и др.)
4. Основная мысль стихотворения
5. Твоя оценка стихотворения ( понравилось, не понравилось, почему?)
Презентация групп
V. Первичное закрепление новых понятий
Чтение понравившегося стихотворения:
1) вполголоса;
2) парами по строкам;
3) коллективно вместе с учителем;
4) целиком (2–3 ученика).
VI. Итог урока
– С какими произведениями мы познакомились на уроке?
– О чем они?
– Какой вывод для себя сделали?
VII. Рефлексия
Задайте себе вопросы: что нового узнал на уроке?
- Доволен ли я своей работой?
Заполните лист самооценки.
- Самым интересным на уроке для меня было……………….
- Я научился…………………………
- Мне не понравилось…………………………
- Мне понравилось………………………………………….
Домашнее задание: стр. 36 – 39
Выбери два задания, которые тебе больше всего понравились
1. Подготовь выразительное чтение понравившегося стихотворения
2. Нарисуй иллюстрацию к понравившемуся стихотворению
3. Выучи любое стихотворение
4. Вспомни и запиши смешной случай из своей жизни
5. Составь синквейн со словом «Чудо»
Приложение к уроку
Биография Р. Сейфа
Роальд Семенович Сеф (литературный псевдоним: Роман Сеф) (1931–2009), детский поэт, писатель, переводчик, драматург, председатель Ассоциации детских писателей Москвы. Родился в Москве. Стихи начал писать в 5 лет. Окончив школу, работал шофером. Учился на факультете журналистики МГУ. В 1962 году был принят в Союз театральных деятелей, в 1966 году – в Союз писателей СССР. Долгое время занимался переводом.
Вот что пишет о себе сам Роман Сеф: «Это было много-много лет назад, больше, чем двадцать, больше, чем тридцать, больше, чем пятьдесят, но меньше, чем сто. Это было в 1931 году, вот тогда я появился на свет на Пироговской улице города Москвы. Сразу же я начал сочинять стихи, правда, читать и писать я тогда еще не умел, но что-то во мне уже булькало, гудело, звенело, напевало. И однажды во дворе высокого арбатского дома, катаясь на самокате, я заорал что есть мочи: «Береза ждет мороза! Береза ждет мороза!» Чуть погодя я ворвался домой и крикнул бабушке: «Береза ждет мороза!» «А зачем береза ждет мороза?» – спокойно спросила меня бабушка, Мария Максимилиановна. На этот вопрос я ответить не смог. Вот так я написал первое в своей жизни очень глупое стихотворение и получил первое редакторское замечание.
А еще мне очень хотелось летать. Но не на самолете, и не на планере, не на парашюте, а просто так: замахать руками и взлететь. Плыть высоко над землей, видеть сверху города, озера и пашни и улыбаться. Ведь это такое счастье – махать руками, плыть в небе и улыбаться. Я бегал в поле тайком от всех, взбирался на холм и, глядя на краешек солнца, уходящего за горизонт, взмахивал руками. Потом еще и еще раз. Но ни разу мне не удалось взмыть в небо. Но вот однажды, когда я писал стихотворение и чувствовал, что оно мне удается, что оно ладное, складное, умное и звонкое, я неожиданно взлетел. Я летал высоко над землей, и меня несло в поднебесье мое собственное стихотворение. С тех пор я иногда летаю. Что бы я ни делал, рифмы не дают мне покоя: они лезут, звенят, гудят, будоражат меня. Но главное не в этом. Главное – это то, что я, как в раннем детстве, холодею от восторга, когда вижу, как поднимается предутренний туман над маленькой речкой, и еле сдерживаю слезы, когда слышу: «Однозвучно гремит колокольчик…»
Биография А. Л. Барто
Агния Львовна Барто родилась 4 февраля 1906 года в Москве в семье ветеринарного врача. В детстве у нее было много увлечений. Она занималась музыкой, закончила хореографическое училище.
В 1925 году девятнадцатилетняя Агния Барто выпустила свою первую книжку — "Китайчонок Ван Ли". В 1936 году вышел в свет сборник для самых ма леньких «Игрушки». Барто стала одним из самых известных и любимых читателями детских поэтов, ее произведения издавались огромными тиражами, входили в хрестоматии. Ритм, рифмы, образы и сюжеты этих стихов оказались близки и понятны миллионам детей.
За сборник «Стихи детям» Барто была присуждена Государственная премия.
В течение многих лет Агния Львовна возглавляла Ассоциацию деятелей литературы и искусства для детей. В 1976 году ей была присуждена Международная премия им. Х.К.Андерсена.
Биография Б. Заходера
Борис Заходер родился 9 сентября 1918 года в южном бессарабском городке Кагул, в семье юриста, выпускникаМосковского университета Владимира Борисовича Заходера и Полины Наумовны Герценштейн. Когда Борис Заходер был ребёнком, его семья переехала в Одессу, а затем в Москву. С 1966 по 2000 год жил в доме в Лесных Полянах, Московской области. С детства увлекался биологией, учился на биологических факультетах Московского и Казанского университетов. Затем любовь к литературе победила — в 1938 году Заходер поступил в Литературный институт, начал публиковать свои стихи. Наибольшую известность Борису Заходеру принесли его переводы и пересказы классических произведений зарубежной детской литературы. В его изложении многие русскоязычные читатели познакомились с такими книгами, как «Винни-Пух и все-все-все» А. Милна, «Мэри Поппинс» П. Трэверс, «Питер Пэн» Дж. Барри, «Приключения Алисы в Стране Чудес» Л. Кэррола, а также со сказками К. Чапека, стихами Ю. Тувима и Я. Бжехвы.
Борис Заходер был широко известен не только в России, но и за рубежом, лауреат многих литературных премий, в том числе Государственной премии Российской Федерации.