План-конспект открытого урока в 5 классе учителя математики 1 категории МБОУ СОШ№38 г.Владикавказа Гудиевой А.А, посвященного 153 годовщине со дня рождения К.Л.Хетагурова
Эпиграф: « Храм чистой совести
И правды неподкупной,
Храм просвещения,
Свободы и любви!»
Коста Хетагуров.
Тема урока: Числовые и буквенные выражения.
Цели урока:
Образовательные:
Закрепить умение преобразовывать числовые выражения, составлять буквенные выражения.
Обобщить ранее изученный материал.
Систематизировать знания, умения, навыки при работе с выражениями.
Развивающие:
Воспитывающие:
Оборудование: интерактивная доска, учебник, тетрадь, художественные произведения К.Л.Хетагурова.
Ход урока.
Объявить учащимся тему, цели, структуру урока.
Устные упражнения.
а) Вычислить устно: 15х6 100 - 19
:18 : 3
х19 +23
+6 х4
? ?
б) Вместо звездочки в записи вычислений цепочкой поставьте необходимые числа
? ? ? ?
15 ----х-----90-----:------18--------1------ - + ------50
в) Назовите фигуры, изображенные на экране.
А В С Д О Х
Дополнительный вопрос:
«Что необходимо добавить, чтобы луч ОХ стал координатным?»
г) Определите координаты точек.
Прочтите слово, полученное из данных букв. Кому из выдающихся осетинских поэтов оно принадлежит? Используя координаты точек, назовите год рождения К.Х.Хетагурова.
д) Назовите все точки, координаты которых равны натуральному числу, удовлетворяющему неравенству:
1. Х
2. 3
е) Прочитайте числа:
17690; 58; 707; 5; 3839.
ж) Составьте числовое выражение с данными числами, при этом действия распределите в таком порядке: 1. Деление; 2. Сложение; 3. Умножение; 4. Вычитание.
Числовое выражение составлено, а теперь найдем его значение. (У доски работают четверо учащихся, остальные в рабочих тетрадях).
17690: 58+707*5-3839=1
17690:58=305
707*5= 3535
3535+305=3840
3840-3839=1
Дополнительный вопрос: «Какое выражение мы составили?»
Ответ: «Числовое выражение».
Вопрос: « Как называется результат, полученный после всех вычислений?»
Ответ: «Значение числового выражения».
Работа с интерактивной доской.
Откроем на слайде №10 часть картины под №1.
Выше мы продемонстрировали умение работать с числовыми выражениями.
Вопрос. «А какие выражения вам еще известны?»
Ответ. «Буквенные выражения».
Решите задачу, составляя буквенное выражение.
В мешке было 50 кг яблок. Из него отсыпали 4 раза по У кг яблок. Сколько кг яблок осталось в мешке? Составьте выражение. (слайд №11)
Полученное выражение (50 – 4у) кг. (слайд №12)
Найти значение данного выражения при У =12. (слайд №12). (1 ученик работает у доски, остальные в рабочих тетрадях)
Решение: Если у=12, то 50-4у=50-4*12=50-48=2.
Откроем часть картины под №2 на слайде №13.
Нашим взорам открылась репродукция портрета известного осетинского поэта, прозаика, художника, публициста, драматурга.
Вопрос: Ребята, кто нам назовет фамилию человека, изображенного на картине?
Ответ: К.Л.Хетагуров.
Проведем физминутку.
А вы знаете, ребята, Коста был основоположником осетинской национальной живописи. Он пытался открыть класс рисования для одаренных детей, рисовал декорации для театральных спектаклей, писал иконы. В 1888-1889-х годах по заказу церкви он писал иконы для Алагирского храма, построенного по проекту Г.Г.Гагарина.
Одной из самостоятельных, интерпретаций евангельских сюжетов, воссозданных Коста, является картина «Скорбящий ангел».(слайд №14).
Картина «Скорбящий ангел» - это воплощение безутешного горя, выраженного в земных человеческих эмоциях. В ангеле переданы черты красавицы Анны Яковлевны Поповой, дочери богатого купца. Анну и Коста связывали глубокие чувства, но сословные различия стали преградой их счастью. Вглядитесь в образ женщины, почувствуйте то совершенство чувств и совершенство мыслей, ту одухотворенность, которую Коста мастерски отобразил в картине. Всмотримся в образ, почувствуем величие духа, совершенство образа.(Звучит музыка из к/ф «Фатима»).
Домашнее задание. Слайд № 23
Спасибо за урок! МОЛОДЦЫ! До свидания!
4