воспитывать любовь к природе, уважительное отношение к близким, аккуратность, стремление преодолеть трудности, чувство коллективизма.
Оборудование: перфокарта «Состав числа 5», 2 домика, 2 тарелки, счетный материал: 5 пирожков, 5 птиц, 5 бабочек, деревья, ёлки, цифры, поляна в виде пятиугольника, болото с кочками ( примерами), герои сказки «Красная Шапочка»: Красная Шапочка, Волк, корзинка, касса цифр, карточки с тестовыми заданиями (для каждого ученика), демонстрационный тест.
Ходурока:
Организационныймомент.
Психологический настрой на работу на уроке: (деты произносят хором)
Прозвенел звонок, начинается урок,
Нам за парты надо сесть, что бы всё всегда успеть.
Учитель: Эта книга - ваш учебник. В ней живёт один волшебник.
Он и весел, он и строг - и готов начать урок.
Вот коснулся он страницы - и страница, словно птица,
Машет весело крылом и зовёт покинуть дом!
Мир волшебный перед вами здесь, за книжными листами.
Поздравляет вас звонок, начинается урок!
-А девиз у нас такой: « То, что знаешь - не скрывай, на вопросы отвечай!». Учитель: Ребята, давайте повторим числа, с которыми мы уже познакомились . - Какое число при счете предметов мы называем первым ?
Расскажите считалку о нём.( щенок один и лает потому, что скучно жить на свете одному)
Какое число стоит между числами 1 и 3? - Расскажите считалку о нём. ( два гусака гогочут дружно, кто разберёт чего им нужно)
Какое число предшествует числу 4? - Расскажите считалку о нём. ('три лягушки у пруда, не пойду больше туда)
Назвать число последующее за числом 3. Расскажите считалку о нём. (гуляли по травке четыре козявки в нарядах чудесных, как звать - неизвестно)
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой цифрой и новым числом, составом этого числа, научимся писать это число, но наш урок будет необычным, мы отправимся в сказку. А вот в какую, вы должны отгадать, прослушав песню ( звучит фонограмма песни Красной Шапочки) и отгадав загадку: Бабушка внученьку очень любила, шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё. А ну, подскажите имя её.
- Ребята, чья это песенка, кто к нам пришел? (Красная Шапочка)
II. Актуализацияопорных знаний. Введение в новую тему.
- Мама напекла пирожков и попросила дочку отнести их бабушке. Путь у Красной Шапочки будет нелёгкий, с трудностями, но я думаю, мы поможем.
1 задание: Сразу за домом, в котором живут мама и Красная Шапочка, болото. Трудно будет Красной Шапочке через него пробираться, она должна быть осторожной. На болоте - кочки, чтобы пройти по ним, надо выполнить задания на них - вычислить значения выражений. ( показать карточку - цифру из кассы цифр, проверить) Назовите суммы - кочки, разности - кочки. Мы с вами благополучно прошли болота, и перед нами - сказочный лес.
2задание: Заходим с Красной Шапочкой в лес, не шумим, ветки не ломаем. Посмотрите, кто -то спрятался за деревом. Кто это? Отгадайте загадку:
Кто зимой холодной бродит в лесу злой, голодный? ( Волк) Волк - хищник, но он полезен; волк - «санитар» леса, он поедает умерших животных, очищает лес от падали. А вот смотрите, какие интересные ёлочки. Это Волк приготовил нам задание - мы должны вспомнить состав чисел 3 и 4 ( показать карточку - цифру из кассы цифр, вставить цифру на ёлочку). Физкультминутка: Руки подняли и покачали - это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.
В сторону руки - плавно помашем - это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем - крылья сложим назад.
Ш.Изучение нового материала:
3задание: Продолжает Красная Шапочка свой путь и вдруг видит : перед ней дерево. Сколько птичек мы на нём видим? ( 4)
К ним подлетела ещё одна птичка. Запишите это действие выражением. Сколько птичек стало? Как получили 5 птичек? Пересчитаем. Как это записать? Введение числа 5. Значит, 5 это 4 да ещё ... После какого числа при счёте мы называем число 5? Какое число больше 5 или 4? Почему?
Заучивание считалки хором о числе пять: Нетрудно пальцы сосчитать:
Их - раз, два, три, четыре, пять.
4задание: Выбралась Красная Шапочка из леса и продолжает путешествие. На пути ей встретилась полянка. А на ней бабочки. Сколько их? Где расположились бабочки на полянке ( в уголках)?
- А что напоминает полянка? Сколько углов у этой фигуры? Сколько вершин? Сколько сторон? Как будет называться такая фигура? {пятиугольник)
Физкультминутка: Мы считали и устали.
Дружно все мы тихо встали,
Ручками похлопали - раз, два, три!
Ножками потопали - раз, два, три!
Сели, встали, сели, встали,
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнём
И опять считать начнём.
5 задание: Чтобы к бабушке в дом попасть, надо ещё одно препятствие преодолеть - цифру 5 научиться писать. ( работа с тетрадью)
- Найти и соотнести рисунок соответствующий выражению.
- Написание цифры пять:
Написать цифру 5(пять) что крючок нарисовать,
Но у цифры, у крючка, леска больно коротка.
-Из скольких элементов состоит цифра пять? ( из трёх) - небольшой палочки, правого полуовала и узелка. Начинаем писать палочку немного правее середины верхней стороны клетки, ведём её наклонно чуть выше середины клетки, потом пишем полуовал. Сверху от палочки вправо пишем узелок в уголок клеточки.
- Найти значение суммы, записать значение двух обратных ему разностей.
6 задание: Вот и добралась Красная Шапочка до бабушки. Ей необходимо разложить 5 пирожков на две тарелки. Давайте поможем ей. (раскладывание 5 пирожков на две тарелки всеми способами, заполнение перфокарты «Состав числа.5»)
IVЗакрепление: В корзинке Красная Шапочка принесла для вас тестовые задания, чтобы проверить чему вы научились сегодня на уроке ( выполнение тестовых заданий):по теме « Число и цифра 5»
1. Соотнеси число предметов с соответствующей цифрой:
1)5; 2)4; 3)3; 4)2; 5)1.
2. Сравнить: 4 * 5
1) =; 2) 3) .
3. Найти значение выражения: 4 + 1 =
1)1; 2)2; 3)5; 4)4; 5)3.
5
3
2
1
4. Какое число пропущено в ряде чисел:
1)0; 2)1; 3)2; 4)4; 5)3.
5. Найди пару : 4+ 1
1)1+2; 2)0 + 3; 3)2 + 0; 4)4-1; 5)1+4.
V. Итог урока:. - Что нового вы узнали сегодня на уроке?- Чему научились?
Благодаря вам, ребята, Красная Шапочка справилась со всеми трудностями на своём пути. Красная Шапочка благодарит вас всех за помощь, в знак благодарности угощает всех присутствующих пирожками.