kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Численные методы интегрирования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это методическая разработка занятия по математике по теме вычисление определенных интегралов  по формулам прямоугольников, трапеций и формулф Симпсона. Разобраны примеры вычисления определнных интегралов по этим формулам. Сделан вывод о точности вычисления определенных интегралов по перечисленным формулам. Работа для студентов организована в трех группах. Каждая группа выполняет свою часть вычислений. Предлагается самостоятельная работа с вычислением неберущихся известными методами интегралов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Численные методы интегрирования »

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Пермский политехнический колледж имени Н.Г. Славянова













Учебное занятие

Численные методы интегрирования





















Пермь 2015



Цели занятия:

образовательные:

  • способствовать развитию мыслительных операций: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение;

  • формировать умения применять математические знания в практических задачах;

  • способствовать поддержанию интереса к предметам математики;

  • формировать умения трудиться;

  • помочь осознать роль знаний в жизни и обучении;

  • стимулировать самостоятельность;

  • работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.


воспитательные:

  • научиться работать в микрогруппе;

  • научиться принимать чужую точку зрения и отстаивать свою;

  • научиться слушать своих товарищей;

  • научиться защищать решение задачи.


Задачи занятия:

  • познакомить с различными способами расчёта

  • выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

  • осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач





Ход учебного занятия


  1. Организационный момент

Основная задача дифференциального исчисления заключается в следующем: дана функция , требуется найти ее производную. При этом если производная существует в каждой точке некоторого промежутка , то это также некоторая функция на такая, что . Однако часто приходится решать и обратную задачу. Для решения обратной задачи служит операция интегрирования.

Проект носит прикладной характер (практико-ориентированный).


  1. Объяснение нового материала

    1. Постановка целей и задач занятия

    2. Постановка проблемы

Как вычислить определенный интеграл от функций, первообразные которых выражаются через элементарные функции очень сложно, что требует большой вычислительной работы и с практической точки зрения не рационально? Как решать прикладные задачи, используя правила приближенного численного интегрирования, в которых необходимо находить интегралы не только от функций, заданных формулами, но и от функций, заданных табличным способом?

Итогом работы будет сравнение результатов вычисления определенных интегралов различными способами и оценка погрешности этих вычислений.

Гипотеза: предположим, что различными методами численного интегрирования можно вычислять определенные интегралы сравнительно легко и решать прикладные задачи с небольшой погрешностью .

    1. Организация деятельности


Предполагается, проводить работу 3-мя группами.


1-я группа – работает над формулой приближенного интегрирования - формулой прямоугольников

виды работ

  • Подобрать и изучить литературу по данной теме

  • Проконсультироваться с преподавателями по данным вопросам

  • Составить математическую модель прикладной задачи


2-я группа – работает над формулой приближенного интегрирования – формулой трапеций

виды работ

  • Подобрать и изучить литературу по данной теме

  • Проконсультироваться с преподавателями по данным вопросам

  • Составить математическую модель прикладной задачи


3-я группа – работает над формулой приближенного интегрирования – формулой параболических трапеций ( формула Симпсона)

виды работ

  • Подобрать и изучить литературу по данной теме

  • Проконсультироваться с преподавателями по данным вопросам

  • Составить математическую модель прикладной задачи

    1. Описание

Под непосредственным интегрированием понимают такой способ интегрирования, при котором данный интеграл путем тождественных преобразований подынтегральной функции и применения свойств неопределенного интеграла приводится к одному или нескольким табличным интегралам. Но вычислить интеграл непосредственным интегрированием удается далеко не всегда, а иногда это связано с большими трудностями. В этих случаях вычисление определенного интеграла по формуле Ньютона – Лейбница либо невозможно, либо затруднительно, поэтому прибегают к различным методам приближенного интегрирования.

Вычислить интеграл точно по формуле Ньютона – Лейбница с целью оценки погрешности при приближенном вычислении этого же интеграла.


Все три группы одновременно вычисляют интеграл :

Пример 1


= .


Блок 1


Разделим интервал интегрирования на равных частей (частичных интервалов) и заменим данную трапецию ступенчатой фигурой, состоящей из прямоугольников, опирающихся на частичные интервалы, причем высоты этих прямоугольников равны значениям функции в начальных или конечных точках частичных интервалов. Значение площади этой фигуры и будет давать приближенное значение искомого интеграла .

Если обозначить значения функции в точках деления через , то будем иметь следующую формулу - формулу прямоугольников :




или




Блок 2


Оставим разбиение интервала прежним, но заменим теперь каждую дугу линии , соответствующую частичному интервалу . хордой, соединяющей конечные точки этой дуги. Таким образом, заменяем данную криволинейную трапецию прямолинейными. Площадь каждой трапеции, построенной на частичном интервале, равна полусумме площадей , соответствующих этому интервалу прямоугольников. Суммируя все эти площади, получим формулу трапеций :





Блок 3


Разобьем интервал на равных частей , но предположим, что – четное число: . Заменим дугу линии , соответствующую интервалу , дугой параболы, ось которой параллельна оси ординат и которая проходит через следующие три точки дуги: начальную точку дуги , среднюю точку , конечную точку . Площадь данной трапеции приближенно равна сумме площадей получающихся параболических трапеций и выражается формулой :





1 группа


Решает пример 1 по формуле прямоугольников : при

Таблица расчетов :





0

1

2

3

4

5


0

0.2

0.4

0.6

0.8

1


1

0,9615

0,8621

0,7353

0,6098

0,5



2 группа


Решает пример 1 по формуле трапеций : при

Таблица расчетов :





0

1

2

3

4

5


0

0.2

0.4

0.6

0.8

1


1

0,9615

0,8621

0,7353

0,6098

0,5






3 группа


Решает пример 1 по формуле параболических трапеций : при

Таблица расчетов :






0

1

2

3

4


0







1







Занесем итоги расчета в таблицу и сравним:



значение интеграла

абсолютная погрешность

относительная погрешность

формула Н-Л

0,7854



фор-ла прям-ков

0,8337


6,1 %

фор-ла трапеций

0,7837



фор-ла Симпсона

0,7854

0

0


= 6,1 %



Вывод : гипотеза о том, что с помощью формул численного интегрирования можно вычислять определенные интегралы подтвердилась. Однако, при одном и том же значении формула Симпсона дает лучшее приближение.




Пример 2

Вычислить определенный интеграл по формуле Симпсона с точностью до 0,0001




1 группа вычисляет интеграл при


Вычислить шаг :


Расчетная таблица :


0

1

2


-0,8

-0,4

0


0,61172

0,57833

0,57735





2 группа вычисляет интеграл при


Вычислить шаг :


Расчетная таблица :



0

1

2

3

4


-0,8

-0,6

-0,4

-0,2

0


0,611724

0,584981

0,578338

0,577381

0,57735




Оценим погрешность :

=



3 группа

Вычислить шаг :


Расчетная таблица :









0

-0,8

0,611724

5

-0,3

0,577584

1

-0,7

0,594236

6

-0,2

0,577381

2

-0,6

0.584981

7

-0,1

0,577351

3

-0,5

0,589381

8

0

0,577350

4

-0,4

0,578338










Оценим погрешность :

=

Полученная оценка погрешности меньше, чем требуемая точность.

Формула Симпсона дает практически точное вычисление определенного интеграла.

Приведенные правила численного интегрирования помогают решать прикладные задачи.

Прикладная задача

Ширина реки равна 20м; промеры глубины в некотором поперечном ее сечении через каждые 2м дали следующую таблицу :



0

2

4

6

8

10

12

14

16

18

20


0.2

0,5

0,9

1,1

1,3

1,7

2,1

1,5

1,1

0,6

0,2


Расстояние (в метрах) от одного из берегов обозначено через , соответствующая глубина реки ( также в метрах) – через Требуется найти площадь поперечного сечения реки.



По формуле Симпсона находим :






  1. Представление результатов и их оценка

Самостоятельная работа студентов:

Вариант 1




Вариант 2



Вариант 3


Вариант 4


Вариант 5






Литература

  1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении : Пособие для учителей и студентов пед.вузов, - М:АРКТИ, 2005г.

  2. Чечель И.Д Исследовательский проекты в практике обучения. «Практика административной работы в школе» , 6/2003 г.

  3. Богомолов Н.В. практические задания по математике. М.:Высшая школа 1990.

  4. Бермант А. Ф., Араманович И. Г. Краткий курс математического анализа для втузов. - М.: Наука, 1967.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Численные методы интегрирования

Автор: Мелюхина Людмила Васильевна

Дата: 05.02.2015

Номер свидетельства: 167851

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "РАБОЧИЙ УЧЕБНИК ПО ДИСЦИПЛИНЕ ЧИСЛЕННЫЕ МЕТОДЫ"
    ["seo_title"] => string(55) "rabochii-uchiebnik-po-distsiplinie-chisliennyie-mietody"
    ["file_id"] => string(6) "312866"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459408486"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Эффективные алгоритмы численного решения уравнений, систем, расчета производных, интегралов в Scilab"
    ["seo_title"] => string(114) "effiektivnyie-alghoritmy-chisliennogho-rieshieniia-uravnienii-sistiem-raschieta-proizvodnykh-intieghralov-v-scilab"
    ["file_id"] => string(6) "264211"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1449671339"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Календарно -тематический план  дисциплины "Математика" специальности "Судовождение" "
    ["seo_title"] => string(88) "kaliendarno-tiematichieskii-plan-distsipliny-matiematika-spietsial-nosti-sudovozhdieniie"
    ["file_id"] => string(6) "101786"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402448292"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Методическая разработка интегрированного урока-погружения ««Решение задач с прикладным содержанием» "
    ["seo_title"] => string(115) "mietodichieskaia-razrabotka-intieghrirovannogho-uroka-poghruzhieniia-rieshieniie-zadach-s-prikladnym-sodierzhaniiem"
    ["file_id"] => string(6) "124594"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414748202"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Из опыта внедрения технологии личностно-ориентированного обучения "
    ["seo_title"] => string(77) "iz-opyta-vniedrieniia-tiekhnologhii-lichnostno-oriientirovannogho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "216151"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1432884366"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства