Это методическая разработка занятия по математике по теме вычисление определенных интегралов по формулам прямоугольников, трапеций и формулф Симпсона. Разобраны примеры вычисления определнных интегралов по этим формулам. Сделан вывод о точности вычисления определенных интегралов по перечисленным формулам. Работа для студентов организована в трех группах. Каждая группа выполняет свою часть вычислений. Предлагается самостоятельная работа с вычислением неберущихся известными методами интегралов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Пермский политехнический колледж имени Н.Г. Славянова
Учебное занятие
Численные методы интегрирования
Пермь 2015
Цели занятия:
образовательные:
способствовать развитию мыслительных операций: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение;
формировать умения применять математические знания в практических задачах;
способствовать поддержанию интереса к предметам математики;
формировать умения трудиться;
помочь осознать роль знаний в жизни и обучении;
стимулировать самостоятельность;
работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
воспитательные:
научиться работать в микрогруппе;
научиться принимать чужую точку зрения и отстаивать свою;
научиться слушать своих товарищей;
научиться защищать решение задачи.
Задачи занятия:
познакомить с различными способами расчёта
выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач
Ход учебного занятия
Организационный момент
Основная задача дифференциального исчисления заключается в следующем: дана функция , требуется найти ее производную. При этом если производная существует в каждой точке некоторого промежутка , то это также некоторая функция на такая, что . Однако часто приходится решать и обратную задачу. Для решения обратной задачи служит операция интегрирования.
Проект носит прикладной характер (практико-ориентированный).
Объяснение нового материала
Постановка целей и задач занятия
Постановка проблемы
Как вычислить определенный интеграл от функций, первообразные которых выражаются через элементарные функции очень сложно, что требует большой вычислительной работы и с практической точки зрения не рационально? Как решать прикладные задачи, используя правила приближенного численного интегрирования, в которых необходимо находить интегралы не только от функций, заданных формулами, но и от функций, заданных табличным способом?
Итогом работы будет сравнение результатов вычисления определенных интегралов различными способами и оценка погрешности этих вычислений.
Гипотеза: предположим, что различными методами численного интегрирования можно вычислять определенные интегралы сравнительно легко и решать прикладные задачи с небольшой погрешностью .
Организация деятельности
Предполагается, проводить работу 3-мя группами.
1-я группа – работает над формулой приближенного интегрирования - формулой прямоугольников
виды работ
Подобрать и изучить литературу по данной теме
Проконсультироваться с преподавателями по данным вопросам
Составить математическую модель прикладной задачи
2-я группа – работает над формулой приближенного интегрирования – формулой трапеций
виды работ
Подобрать и изучить литературу по данной теме
Проконсультироваться с преподавателями по данным вопросам
Составить математическую модель прикладной задачи
3-я группа – работает над формулой приближенного интегрирования – формулой параболических трапеций ( формула Симпсона)
виды работ
Подобрать и изучить литературу по данной теме
Проконсультироваться с преподавателями по данным вопросам
Составить математическую модель прикладной задачи
Описание
Под непосредственным интегрированием понимают такой способ интегрирования, при котором данный интеграл путем тождественных преобразований подынтегральной функции и применения свойств неопределенного интеграла приводится к одному или нескольким табличным интегралам. Но вычислить интеграл непосредственным интегрированием удается далеко не всегда, а иногда это связано с большими трудностями. В этих случаях вычисление определенного интеграла по формуле Ньютона – Лейбница либо невозможно, либо затруднительно, поэтому прибегают к различным методам приближенного интегрирования.
Вычислить интеграл точно по формуле Ньютона – Лейбница с целью оценки погрешности при приближенном вычислении этого же интеграла.
Все три группы одновременно вычисляют интеграл :
Пример 1
= .
Блок 1
Разделим интервал интегрирования на равных частей (частичных интервалов) и заменим данную трапецию ступенчатой фигурой, состоящей из прямоугольников, опирающихся на частичные интервалы, причем высоты этих прямоугольников равны значениям функции в начальных или конечных точках частичных интервалов. Значение площади этой фигуры и будет давать приближенное значение искомого интеграла .
Если обозначить значения функции в точках деления через , то будем иметь следующую формулу - формулу прямоугольников :
или
Блок 2
Оставим разбиение интервала прежним, но заменим теперь каждую дугу линии , соответствующую частичному интервалу . хордой, соединяющей конечные точки этой дуги. Таким образом, заменяем данную криволинейную трапецию прямолинейными. Площадь каждой трапеции, построенной на частичном интервале, равна полусумме площадей , соответствующих этому интервалу прямоугольников. Суммируя все эти площади, получим формулу трапеций :
Блок 3
Разобьем интервал на равных частей , но предположим, что – четное число: . Заменим дугу линии , соответствующую интервалу , дугой параболы, ось которой параллельна оси ординат и которая проходит через следующие три точки дуги: начальную точку дуги , среднюю точку , конечную точку . Площадь данной трапеции приближенно равна сумме площадей получающихся параболических трапеций и выражается формулой :
1 группа
Решает пример 1 по формуле прямоугольников : при
Таблица расчетов :
0
1
2
3
4
5
0
0.2
0.4
0.6
0.8
1
1
0,9615
0,8621
0,7353
0,6098
0,5
2 группа
Решает пример 1 по формуле трапеций : при
Таблица расчетов :
0
1
2
3
4
5
0
0.2
0.4
0.6
0.8
1
1
0,9615
0,8621
0,7353
0,6098
0,5
3 группа
Решает пример 1 по формуле параболических трапеций : при
Таблица расчетов :
0
1
2
3
4
0
1
Занесем итоги расчета в таблицу и сравним:
значение интеграла
абсолютная погрешность
относительная погрешность
формула Н-Л
0,7854
фор-ла прям-ков
0,8337
6,1 %
фор-ла трапеций
0,7837
фор-ла Симпсона
0,7854
0
0
= 6,1 %
Вывод : гипотеза о том, что с помощью формул численного интегрирования можно вычислять определенные интегралы подтвердилась. Однако, при одном и том же значении формула Симпсона дает лучшее приближение.
Пример 2
Вычислить определенный интеграл по формуле Симпсона с точностью до 0,0001
1 группа вычисляет интеграл при
Вычислить шаг :
Расчетная таблица :
0
1
2
-0,8
-0,4
0
0,61172
0,57833
0,57735
2 группа вычисляет интеграл при
Вычислить шаг :
Расчетная таблица :
0
1
2
3
4
-0,8
-0,6
-0,4
-0,2
0
0,611724
0,584981
0,578338
0,577381
0,57735
Оценим погрешность :
=
3 группа
Вычислить шаг :
Расчетная таблица :
0
-0,8
0,611724
5
-0,3
0,577584
1
-0,7
0,594236
6
-0,2
0,577381
2
-0,6
0.584981
7
-0,1
0,577351
3
-0,5
0,589381
8
0
0,577350
4
-0,4
0,578338
Оценим погрешность :
=
Полученная оценка погрешности меньше, чем требуемая точность.
Формула Симпсона дает практически точное вычисление определенного интеграла.
Приведенные правила численного интегрирования помогают решать прикладные задачи.
Прикладная задача
Ширина реки равна 20м; промеры глубины в некотором поперечном ее сечении через каждые 2м дали следующую таблицу :
0
2
4
6
8
10
12
14
16
18
20
0.2
0,5
0,9
1,1
1,3
1,7
2,1
1,5
1,1
0,6
0,2
Расстояние (в метрах) от одного из берегов обозначено через , соответствующая глубина реки ( также в метрах) – через Требуется найти площадь поперечного сечения реки.
По формуле Симпсона находим :
Представление результатов и их оценка
Самостоятельная работа студентов:
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4
Вариант 5
Литература
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении : Пособие для учителей и студентов пед.вузов, - М:АРКТИ, 2005г.
Чечель И.Д Исследовательский проекты в практике обучения. «Практика административной работы в школе» , 6/2003 г.
Богомолов Н.В. практические задания по математике. М.:Высшая школа 1990.
Бермант А. Ф., Араманович И. Г. Краткий курс математического анализа для втузов. - М.: Наука, 1967.