Из опыта внедрения технологии личностно-ориентированного обучения
Из опыта внедрения технологии личностно-ориентированного обучения
В данной презентации раскрывается опыт работы преподавателя использующего технологию личностно-ориентированного обучения. Примеры, разработок уроков: интегрированный урок (основы алгоритмизации и программирования, операционные системы, численные методы, основы высшей математики), урог-игра, бинарный урок, проблемный урок.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Из опыта внедрения технологии личностно-ориентированного обучения »
КГКП «Костанайский политехнический колледж»
Из опыта внедрения технологии личностно ориентированного обучения
Преподаватель специальных дисциплин, первая категория:
Кубжасарова Ж.И.
2015 год
«Современные формы, приемы, методы и средства обучения в ТиПО».
Актуальность предлагаемой темы заключается в необходимости систематического использования разнообразных видов самостоятельной работы, что позволит в ходе подготовки специалистов сформировать не только необходимые знания и профессиональные качества, но и способности в принятии адекватных решений в сложных профессиональных ситуациях.
Цель: изучение и внедрение современных технологий на основе активизации и интенсификации самостоятельной деятельности обучаемых с целью повышения качества подготовки обучаемых специальности «Вычислительная техника и программное обеспечение».
Практическая значимость:
в подготовке материала для разработки УМКД по специальным дисциплинам;
методических пособиях ;
комплекса разноуровневых заданий;
тематических тестовых заданий;
разработки АРМ .
Используемые технологии:
Дифференцированное обучение
Технологии развивающего обучения
Личностно-ориентированное
обучение
Образовательные
технологии
Информационно-коммуникационные
технологии
Технологии проектного обучения
Здоровьесберегающие технологии
Личностно-ориентированные урокипредполагают:
использование разных форм общения (монолог, диалог, полилог) с учетом конкретных целей урока;
проектирование характера взаимодействий обучаемого с учетом их личностных особенностей, требований к межгрупповому взаимодействию (предоставление возможности работать индивидуально, в группе, парами);
использование содержания субъектного опыта всех обучаемых в диалоге «обучаемый- преподаватель", «обучаемый- группа";
предвосхищение возможных изменений в организации коллективной работы группы, коррекция их по ходу урока.
Особенности личностно-ориентированного урока определяют критерии эффективности труда преподавателя на уроке. К ним относятся:
умение преподавателя излагать не только содержание знаний, но и знакомить обучаемых с рациональными способами его усвоения;
умение отбирать для совместного анализа в группе те способы, которые адекватны не только материалу данной темы, но могут обеспечить самостоятельную его организацию, т.е. быть "сквозными" при овладении материалом различного тематического содержания;
умение преподавателя использовать в ходе урока диагностические процедуры, направленные на выявление познавательных стилей; опираться на них для построения обоснованного прогноза динамики развития каждого обучаемого в процессе овладения им учебным материалом.
Урок-игра(Операционные системы и ПО ВК)
Тема: «Освоение приемов работы по созданию графических изображений»
Тип урока: урок совершенствования ЗУН (Лабораторно-практическая работа)
Вид урока: нестандартный (урок-игра)
Метод ведения: проблемного изложения с элементами поиска
Межпредметные и внутрипредметные связи: информатика - Виды графической информации, графическое моделирование - Графический редактор Adobe Photoshop
1 задание:«Знакомство с вами». Предлагаю вопросы, на которые учащиеся должны дать полный и правильный ответ, затем групповое обсуждение на сравнение с правильным ответом. Готовлю видео-ответы.
Что такое Adobe Photoshop ? Назовите возможности графического редактора Adobe Photoshop ? Что такое основной и фоновый цвет? Как изменить размер изображения? Перечислите, какие инструменты вы знаете? Охарактеризуйте интерфейс графического редактора Adobe Photoshop ? (видео ответ)
Что такое Adobe Photoshop ? Назовите возможности графического редактора Adobe Photoshop ? Что такое основной и фоновый цвет? Как изменить размер изображения? Перечислите, какие инструменты вы знаете? Охарактеризуйте интерфейс графического редактора Adobe Photoshop ? (видео ответ)
Что такое Adobe Photoshop ?
Назовите возможности графического редактора Adobe Photoshop ?
2 задание:«Тестирование» (тестирующая программа) за каждый правильный ответ получают 1 балл.
3 задание:«Заказ клиента» . Учащимся дается «сырой материал» ( jpr файлы , картинки), из которого они должны создать открытку. (Творческое задание)
Интегрированный урок(Основы высшей математики. Численные методы, операционные системы и ПО ВК, основы алгоритмизации и программирования)
Тема : «Операторы цикла итерационного типа. Использование формул. Построение диаграмм. Применение определённого интеграла к решению задач».
Тип урока : применение знаний, умений, навыков.
Вид урока : нестандартный, интегрированный.
Формы организации урока : индивидуальная, групповая.
Метод ведения : частично-поисковый.
Межпредметные и внутрипредметные связи : программирование - Операторfor , математика - Интегралы , информатика - Табличный процессорMS Excel , английский язык - Основные характеристики языка программирования ТР .
Задание : вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями у=х2-2х+3, у=0, х=0, х=3. используя
формулу Ньютона-Лейбница
метод левых прямоугольников
метод правых прямоугольников
метод трапеций
метод парабол (Симпсона)
табличный процессор MS Excel
язык программирования Borland Pascal
Решение:
- табличный процессорMS Excel:
Найти площадь фигуры, ограниченной линиями:
a
x в диапазоне от (0;3)
b
0
h=b-a/n
n
3
6
y= x2-2x+3
h
x
0,5
0
y
s
3
0,5
9,875
2,25
1
1,5
2
2,25
2
3
2,5
4,25
3
6
19,75
Продолжение решения:
Решение:
- язык программированияBorland Pascal:
program plochad;
uses crt;
var y,h,s,x,c: real;
i: integer;
const
a=0; b=3; n=6;
begin
clrscr;
h:=(b-a)/n;
x:=0;
y:=sqr(x)-2*x+3;
for i:=1 to 6 do
begin
writeln ('x ',x:2:1,'y ',y:2:2);
x:=x+0.5;
y:=sqr(x)-2*x+3;
c:=c+y;
end;
s:=h*c;
writeln ('Plochad ravna ',s:2:1);
readln;
end.
Задания по уровню сложности.
Уровень АЗадание 1. Допишите определение Операционная система – это специальная______________________________________ _____________________________________________________________________________Уровень ВЗадание 2. Запишите основные функции операционной системы. 1.____________________________________________________________________________ 2.____________________________________________________________________________ 3.____________________________________________________________________________ 4.____________________________________________________________________________ Уровень СЗадание 3. Заполните таблицу, указав названия видов операционных систем, в соответствии с параметрами классификации ОС:
Параметры классификации ОС
По количеству одновременно выполняемых задач.
Виды операционной системы
По количеству пользователей, одновременно работающих на компьютере.
По интерфейсу, т.е. способу общения пользователя с компьютером.
УровеньD
Задание4.
Решите кроссворд.
Задание: Решите кроссворд по теме: «Операционная
системаMS DOS»
По горизонтали: 1. Определенное место на диске, где содержится информация о файлах и подкаталогах. 2. Процедура установления связи с памятью и размещенным в ней файлом для записи и чтения данных. 3. Команды, которые встроены в одну из составных частей MS DOS команд процессора. 4. Что осуществляет команда «REN» над каталогами и файлами? 5. Обслуживающие программы, которые представляют пользователю сервисные услуги. 6. Индикация на экране дисплея информации, означающей готовность операционной системы к вводу команд пользователя. 7. Какая структура принята в операционной системе MS DOS? 8. Часть операционной системы, управляющая размещением и доступом к файлам и каталогам на диске – это система …..? 9. Цепочка соподчиненных каталогов, которую необходимо пройти по иерархической структуре к каталогу, где зарегистрирован искомый файл. 10. Процедуры, которые компьютер вызывает для выполнения определенной задачи. По вертикали: 1. В каком месяце была утверждена первая версия MS DOS? 2. Программа, расширяющая возможности операционной системы. 3. Команды, выполняемые в виде отдельных исполняемых файлов. 4. Что выполняет команда «COPY»? 5. Один из накопителей характеристиками которого являются: емкость и быстродействие. 6. Что выполняет команда «MOVE»? 7. Унифицированная самостоятельная функциональная часть системы, имеющая законченное оформление и средства сопряжения с другими функциональными узлами. 8. Каталог, с которым в данный момент времени не имеется связи. 9. Однородная по своему назначению совокупность информации, хранящаяся на диске и имеющая имя, -это …..? 10. «/» - что это означает?
Задание: «Правильно(+)/Неправильно(-)».
Название блок-схемы
Процесс
Обозначение и пример заполнения
Решение
Пояснение
Вычислительное действие или последовательность действий
«+»/«-»
Цикл
Проверка условий
Предопределенный процесс
Вычисления по подпрограмме, стандартной подпрограмме
Ввод-вывод
Пуск-остановка
Начало цикла
Документ
Начало, конец алгоритма, вход и выход в подпрограмму
Ввод-вывод в общем виде
Вывод результатов на печать
«Найди ошибку»
Задание: Перевести ошибки с английского языка на русский язык, найти и исправить ошибки в ходе выполнения. Be careful using your English.
Path not found (Ошибка в пути текстового файла. а-с, строка 7)
Variable identifier expected (Не указан текстовый файл в цикле, строка 9)
Unexpected end of file (Незавершенная программа, не хватает end в конце программы, строка 17)
Задание:Используя любой из видов цикла, найдите значения выраженияY= 2 ,bшагом -0,4. Составить блок-схему.
Program Zadanie;
Uses crt;
Var
y,b : real;
x : integer;
begin
clrscr;
b := 10;
for x:= 10 to 21 do
begin
y := 2*sqr(x) + b;
writeln ( 'y = ', y );
b := b - 0.4;
end;
readkey;
end.
начало
b := 10;
for x :=10 to 21 do
y := 2*sqr(x) + b;
b := b - 0.4;
y
конец
Технологическая карта урока
Тема урока: «Операторы цикла с параметрами».
Цели:
- формирование знаний учащихся путем решения проблемных ситуаций об операторах цикла и умений применять их;
- развитие у учащихся умений по формированию и раскрытию проблемы, анализа и сравнения;
- воспитание у учащихся мотивации по самореализации в обучении, в получении прочных знаний по профессии.
Задачи:
- изучить структуру операторов цикла (for, while, repeat), построение блок-схем циклических задач.
- определить возможность решения математической задачи, используя разные ситуации циклов.
№
Этапы и формы организации урока
Длитель
ность (мин)
1
Организационная часть
Деятельность участников урока
2
2 мин
Вводный инструктаж
3
Преподаватель
Приветствие, фиксация отсутствующих. Озвучиваю тему урока. Организую внимание всех учащихся к проблеме урока и выборе ситуации для решения задачи.
Самостоятельная работа учащихся и текущий инструктаж
5 мин
Учащиеся
4
Слушают, включаются в работу.
5
Фронтальный опрос по технике безопасности. Индивидуальный опрос (Тестирующая программа)
Выдаю дидактический раздаточный материал (карточки и приложения) для решения задач.
36 мин
Анализ итогов занятия
Мотивация учащихся к решению проблемы урока.
Учащиеся самостоятельно делятся на микрогруппы. Раздаю задание.
Выделяю главное на слайдах и дидактическом материале.
Даю временную установку на выполнение задания.
Контролирую деятельность учащихся при выполнении самостоятельных действий, предложенных видах работы.
Задание на дом
Отвечают на поставленные вопросы по технике безопасности.
Выполняют индивидуальное задание (тест).
Выбирают ситуацию, по которой будут решать проблему.
5 мин
Задаю вопросы на проверку понимания, анализирую выводы обучаемых.
Комментирую баллы и выставляю в журнал.
2 мин
Читают, решают проблемную ситуацию. Делают краткие записи.
Составляют программы, блок-схемы, делают обобщение.
Решение микрогруппы учащиеся первой ситуации.
Решение микрогруппы учащиеся второй ситуации.
Решение микрогруппы учащиеся третьей ситуации.
Сообщаю домашнее задание, разъясняю методику его выполнения, даю установку на решение проблемных ситуаций, поиска рационального решения и общего вывода.
обобщение полученных знаний и умений, оценку их усвоенности;
анализ результатов групповой и индивидуальной работы;
внимание к процессу работы ученика на уроке, а не только к конечному результату.
Урок-игра по теме: «Освоение приемов работы по созданию графических изображений»
дисциплина: «Операционные системы и ПО ВК»
Интегрированный урок по теме: «Операторы цикла итерационного типа. Использование формул. Построение диаграмм. Применение определённого интеграла к решению задач»
Дисциплины: «Основы алгоритмизации и программирования», Операционные системы и ПО ВК», «Основы высшей математики», «Численные методы»
Бинарный урок по теме: «Текстовые файлы. Основные характеристики языка программирования»
дисциплина: «Основы алгоритмизации и программирования», «Профессиональный английский язык»
Проблемный урок по теме: «Операторы цикла с параметрами»
дисциплина: «Основы алгоритмизации и программирования»