Просмотр содержимого документа
«"Числа от 2 до 5"»
Урок математики Тема: Закрепление и обобщение знаний ПО ТЕМЕ «ЧИСЛА 1–5. СОСТАВ ЧИСЕЛ 2–5»
Педагогическая цель: проверить знание состава изученных чисел.
Задачи: проверить навык прямого и обратного счёта (от 1 до 5, от 5 до 1); учить чертить многоугольники по линейке, пользоваться линейкой; развивать мышление, глазомер; воспитывать аккуратность при написании цифр; коммуникативные навыки.
Планируемые результаты (предметные): знать состав изученных чисел; уметь выполнять прямой и обратный счёт (от 1 до 5, от 5 до 1); различать многоугольники, чертить многоугольники по линейке, пользоваться линейкой.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь самостоятельно ставить цель предстоящей практической работы, планировать способы достижения поставленной учебной (практической) задачи и оценивать результат своей работы.
Коммуникативные: уметь рассуждать и анализировать условие задания.
Познавательные: стремиться к расширению своей познавательной сферы, стараться производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.
Личностные:проявляют основы самоорганизации – организации исследовательского пространства ученика.
Сценарий урока
I. Закрепление и обобщение знаний учащихся о числах 1–5 и составе чисел 2–5.
1. Игра «Путаница».
На доске (или наборном полотне) записаны числа:
4 1 3 2 5
– Что заметили? Расположите числа по порядку.
Учащиеся могут расположить числа двумя способами. (1 2 3 4 5; 5 4 3 2 1.)
– Как называется порядок, когда числа расположены от меньшего к большему?
– Порядок увеличения можно назвать и по-другому: порядок возрастания. Порядок, в котором числа расположены от большего к меньшему, называется порядком уменьшения. Данный порядок можно назвать и по-другому: порядок убывания.
2. Работа в тетради.
Учитель: Сейчас вы будете решать задачи, а ответы записывать в тетради через запятую. Два яблока из сада Ежик притащил. Самое румяное белке подарил. С радостью подарок получила белка. Сосчитайте яблоки у ежика в тарелке. Три пушистых кошечки Улеглись в лукошечке. Тут одна к ним прибежала. Сколько вместе кошек стало? На крыльце сидит щенок Греет свой пушистый бок. Прибежал еще один И улегся радом с ним. Сколько стало щенят? На поляне у дубка Крот увидел два грибка. А подальше у осин Он нашел еще один. Кто ответить нам готов, Сколько крот нашел грибов? (Запишите) На рельсах перегона стояли два вагона. А три других в сцеплении Готовы к отправлению. Прибавь-ка к двум вагонам три. И сколько станет – запиши. Учитель: Проверьте, у кого получились ответы, как на этой карточке: 1, 4, 2, 3, 5. (При проверке используется обратная связь – “светофоры”).
3. Игра «Назови соседа».
Данная игра позволяет учителю проверить, как учащиеся усвоили состав изученных чисел, а ученикам – закрепить знание состава этих чисел.
– Как вы думаете, какую работу необходимо выполнить в данных заданиях? (В задании 1 записать соответствующей цифрой количество изображённых предметов, в задании 2 для каждого рисунка найти свою схему и запись, в задании 3 нарисовать такое количество фигур, которое соответствует написанной цифре).
Самостоятельная работа учащихся.
Взаимопроверка.
II. Фронтальная работа по учебнику (с. 38–39).
III. Пропедевтика темы «Задача» (задание 1, с. 51 учебника).
Учащиеся, выполняя задание, по рисункам составляют краткие рассказы, содержащие вопрос, и соотносят числовые выражения с рисунками и составленными рассказами.
IV. Итог урока.
Вопросы: Что нового узнали на уроке? Как оцениваете свою работу на уроке?
Математика Тема: ЗНАКИ СРАВНЕНИЯ «БОЛЬШЕ», «МЕНЬШЕ», «РАВНО»
Педагогические цели: создать условия для ознакомления со знаками сравнения «больше», «меньше», «равно».
Задачи: развития навыков счёта; закрепления знаний состава изученных чисел; учить писать знаки сравнения «больше», «меньше»; прививать аккуратность.
Планируемые результаты (предметные): знать названия и последовательность чисел от 1 до 5; использовать при сравнении чисел знаки сравнения «больше», «меньше», «равно».
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Познавательные: стремиться к расширению своей познавательной сферы, стараться производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.
Регулятивные: уметь оценивать результат своей работы на уроке.
Коммуникативные:уметь участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; слушать и понимать речь других; осуществлять работу в паре.
Личностные:совместно договариваются о правилах общения и поведения в школе и следуют им; проявляют интерес к новому материалу, касающемуся конкретных фактов, но не теории (учебно-познавательный интерес на уровне реакции на новизну).
Сценарий урока
Устный счёт.
Работа со слайдами
– Назовите соседа.
3 2 4
– Назовите число, которое:
следует за числом 1; на 1 больше числа 3;
предшествует числу 5; на 1 меньше числа 2.
Целесообразнее, чтобы на данном этапе урока ученики пользовались карточками с цифрами.
II. Закрепление состава изученных чисел.
Для проведения этой работы учитель может использовать задание 1 (с. 46 учебника), а также воспользоваться счётным материалом и наборным полотном.
Выполняя задание учебника и пользуясь рисунками и данными равенствами, ученики рассказывают, как можно получить число 5.
Затем, пользуясь различными фигурками счётного материала и наборным полотном, дети составляют разными способами числа 4, 3.
III. Изучение нового материала.
1. Знакомство со знаками сравнения.
– Используя наборное полотно, сравните группы различных предметов.
Например: 5 зайчиков и 4 лисички;
2 розы и 3 ромашки и т. д.
– Можно ли то, что вы сказали, записать?
– В математике существуют специальные знаки. Для того чтобы показать, что одно число больше другого, используют знак «больше» (), а для того чтобы показать, что одно число меньше другого, используют знак «меньше» ().
2. Пропись знаков сравнения.
Учитель показывает учащимся, как правильно писать знаки сравнения «больше», «меньше», и ученики прописывают их в тетрадях (задание 2, с. 18).
Далее на наборное полотно выставляется равное количество каких-либо предметов, например: 3 груши и 3 яблока.
– Сравните количество груш и яблок.
– Как бы вы записали, что количество груш и яблок одинаково?
Учащиеся могут сами предложить использовать знак «равно» (=) в данной записи.
IV. Составление и чтение равенств и неравенств.
Учащиеся, используя рисунки заданий 1, 2 учебника (с. 46), под руководством учителя составляют и читают неравенства и равенства (хором).
Например:
«На ветке сидело 3 птички, к ним прилетела ещё одна. Стало 4 птички. К 3 прибавить 1 получится 4.Четыре больше трёх.
На ветке сидело 4 птички, одна улетела, осталось 3 птички. Из 4 вычесть 1 получится 3. Три меньше четырёх».И т. д.
V. Работа над составом числа 5.
В заключение урока учитель может предложить задание на развитие логического мышления. Например, задание, данное на полях учебника (с. 47).
VI. Итог урока.
Вопросы: Что нового узнали на уроке? Какое задание особенно понравилось?
Урок 21 Тема: ЗНАКИ СРАВНЕНИЯ «БОЛЬШЕ», «МЕНЬШЕ», «РАВНО»
Педагогические цели: создать условия для ознакомления со знаками сравнения «больше», «меньше», «равно»; развития навыков счёта; закрепления знаний состава изученных чисел; учить писать знаки сравнения «больше», «меньше»; прививать аккуратность.
Планируемые результаты (предметные): знать названия и последовательность чисел от 1 до 5; использовать при сравнении чисел знаки сравнения «больше», «меньше», «равно».
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Познавательные: стремиться к расширению своей познавательной сферы, стараться производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.
Регулятивные: уметь оценивать результат своей работы на уроке.
Коммуникативные:уметь участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; слушать и понимать речь других; осуществлять работу в паре.
Личностные:совместно договариваются о правилах общения и поведения в школе и следуют им; проявляют интерес к новому материалу, касающемуся конкретных фактов, но не теории (учебно-познавательный интерес на уровне реакции на новизну).
Сценарий урока
I. Устный счёт.
– Назовите соседа.
3 2 4
– Назовите число, которое:
следует за числом 1; на 1 больше числа 3;
предшествует числу 5; на 1 меньше числа 2.
Целесообразнее, чтобы на данном этапе урока ученики пользовались карточками с цифрами.
II. Закрепление состава изученных чисел.
Для проведения этой работы учитель может использовать задание 1 (с. 46 учебника), а также воспользоваться счётным материалом и наборным полотном.
Выполняя задание учебника и пользуясь рисунками и данными равенствами, ученики рассказывают, как можно получить число 5.
Затем, пользуясь различными фигурками счётного материала и наборным полотном, дети составляют разными способами числа 4, 3.
III. Изучение нового материала.
1. Знакомство со знаками сравнения.
– Используя наборное полотно, сравните группы различных предметов.
Например: 5 зайчиков и 4 лисички;
2 розы и 3 ромашки и т. д.
– Можно ли то, что вы сказали, записать?
– В математике существуют специальные знаки. Для того чтобы показать, что одно число больше другого, используют знак «больше» (), а для того чтобы показать, что одно число меньше другого, используют знак «меньше» ().
2. Пропись знаков сравнения.
Учитель показывает учащимся, как правильно писать знаки сравнения «больше», «меньше», и ученики прописывают их в тетрадях (задание 2, с. 18).
Далее на наборное полотно выставляется равное количество каких-либо предметов, например: 3 груши и 3 яблока.
– Сравните количество груш и яблок.
– Как бы вы записали, что количество груш и яблок одинаково?
Учащиеся могут сами предложить использовать знак «равно» (=) в данной записи.
IV. Составление и чтение равенств и неравенств.
Учащиеся, используя рисунки заданий 1, 2 учебника (с. 46), под руководством учителя составляют и читают неравенства и равенства (хором).
Например:
«На ветке сидело 3 птички, к ним прилетела ещё одна. Стало 4 птички. К 3 прибавить 1 получится 4.Четыре больше трёх.
На ветке сидело 4 птички, одна улетела, осталось 3 птички. Из 4 вычесть 1 получится 3. Три меньше четырёх».И т. д.
V. Работа над составом числа 5.
В заключение урока учитель может предложить задание на развитие логического мышления. Например, задание, данное на полях учебника (с. 47).
VI. Итог урока.
Вопросы: Что нового узнали на уроке? Какое задание особенно понравилось?
Урок 21 Тема: ЗНАКИ СРАВНЕНИЯ «БОЛЬШЕ», «МЕНЬШЕ», «РАВНО»
Педагогические цели: создать условия для ознакомления со знаками сравнения «больше», «меньше», «равно»; развития навыков счёта; закрепления знаний состава изученных чисел; учить писать знаки сравнения «больше», «меньше»; прививать аккуратность.
Планируемые результаты (предметные): знать названия и последовательность чисел от 1 до 5; использовать при сравнении чисел знаки сравнения «больше», «меньше», «равно».
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Познавательные: стремиться к расширению своей познавательной сферы, стараться производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.
Регулятивные: уметь оценивать результат своей работы на уроке.
Коммуникативные:уметь участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; слушать и понимать речь других; осуществлять работу в паре.
Личностные:совместно договариваются о правилах общения и поведения в школе и следуют им; проявляют интерес к новому материалу, касающемуся конкретных фактов, но не теории (учебно-познавательный интерес на уровне реакции на новизну).
Сценарий урока
I. Устный счёт.
– Назовите соседа.
3 2 4
– Назовите число, которое:
следует за числом 1; на 1 больше числа 3;
предшествует числу 5; на 1 меньше числа 2.
Целесообразнее, чтобы на данном этапе урока ученики пользовались карточками с цифрами.
II. Закрепление состава изученных чисел.
Для проведения этой работы учитель может использовать задание 1 (с. 46 учебника), а также воспользоваться счётным материалом и наборным полотном.
Выполняя задание учебника и пользуясь рисунками и данными равенствами, ученики рассказывают, как можно получить число 5.
Затем, пользуясь различными фигурками счётного материала и наборным полотном, дети составляют разными способами числа 4, 3.
III. Изучение нового материала.
1. Знакомство со знаками сравнения.
– Используя наборное полотно, сравните группы различных предметов.
Например: 5 зайчиков и 4 лисички;
2 розы и 3 ромашки и т. д.
– Можно ли то, что вы сказали, записать?
– В математике существуют специальные знаки. Для того чтобы показать, что одно число больше другого, используют знак «больше» (), а для того чтобы показать, что одно число меньше другого, используют знак «меньше» ().
2. Пропись знаков сравнения.
Учитель показывает учащимся, как правильно писать знаки сравнения «больше», «меньше», и ученики прописывают их в тетрадях (задание 2, с. 18).
Далее на наборное полотно выставляется равное количество каких-либо предметов, например: 3 груши и 3 яблока.
– Сравните количество груш и яблок.
– Как бы вы записали, что количество груш и яблок одинаково?
Учащиеся могут сами предложить использовать знак «равно» (=) в данной записи.
IV. Составление и чтение равенств и неравенств.
Учащиеся, используя рисунки заданий 1, 2 учебника (с. 46), под руководством учителя составляют и читают неравенства и равенства (хором).
Например:
«На ветке сидело 3 птички, к ним прилетела ещё одна. Стало 4 птички. К 3 прибавить 1 получится 4.Четыре больше трёх.
На ветке сидело 4 птички, одна улетела, осталось 3 птички. Из 4 вычесть 1 получится 3. Три меньше четырёх».И т. д.
V. Работа над составом числа 5.
В заключение урока учитель может предложить задание на развитие логического мышления. Например, задание, данное на полях учебника (с. 47).
VI. Итог урока.
Вопросы: Что нового узнали на уроке? Какое задание особенно понравилось?
Урок математики Тема: «РАВЕНСТВО», «НЕРАВЕНСТВО»
Педагогические цели: создать условия для ознакомления с терминами «равенство», «неравенство».
Задачи: формирования умения сравнивать числа и правильно использовать знаки сравнения «больше», «меньше», «равно»; продолжать пропедевтику темы «Задача»; прививать аккуратность.
Планируемые результаты (предметные): знать термины «равенство», «неравенство»; уметь сравнивать числа и правильно использовать знаки сравнения «больше», «меньше», «равно».
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные:уметь осуществлять контроль и самопроверку по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Коммуникативные:уметь донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; демонстрировать своё понимание высказывания партнера по общению.
Познавательные: уметь выполнять анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивать с восполнением недостающих компонентов; производить выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подводить под понятие, выводить следствия.
Личностные:обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию в отношении к школе, учению и поведению в процессе учебной деятельности; соблюдают организованность, дисциплинированность на уроке.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
1. Устный счёт
Работа с лентой цифр.
Игра «Назови соседа».
2. Игра «Поход в магазин».
На магнитной доске – увеличенные образцы монет: 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей; на наборном полотне – фигурки различных игрушек, посуды, школьных принадлежностей и «ценники» на них.
Один из учеников (в ходе игры меняются) исполняет роль продавца, остальные – это «покупатели». «Продавец» должен давать сдачу, если в этом есть необходимость, а также проверять «покупателя», хватит ли у него денег на определённый товар.
Учитель помогает «продавцу».
Если, допустим, ученик выбрал «товар», который стоит 5 рублей и платит за него монетой в 5 рублей, учитель обязательно должен спросить учеников о том, как по-другому можно заплатить за этот же предмет.
Знакомство с терминами «равенство», «неравенство».
Работа с презентацией.
На доске:
3 – 1 = 2 5 – 1
4 – 1 1 4 + 1 = 5
3 + 1 2 1 + 1 = 2
– Что заметили? Какие две группы можно выделить?
– Запишите первую группу выражений в столбик в ваших тетрадях.
Учитель делает запись на доске, один из учеников комментирует.
В результате на доске и у учащихся в тетрадях появляется запись:
3 – 1 = 2
4 + 1 = 5
1 + 1 = 2
– Запишите вторую, выделенную вами группу, во второй столбик.
Учащиеся записывают в тетрадях, учитель на доске. Один из учеников комментирует.
В результате появляется следующая запись:
4 – 1 1
5 – 1
3 + 1 2
– Как бы вы назвали выражения, записанные в первом столбике. (Равенства.)
– Как можно назвать записи второго столбика?
Возможно, ученики сами дадут название группе – неравенства.
– Какой вывод можно сделать? (Если между числами или числовыми выражениями стоит знак «равно», то это равенство, если между числами или числовыми выражениями стоит знак «» или «неравенство.)
III. Сравнение выражений и чисел. Формирование навыка в правильном написании знаков сравнения.
Учитель может использовать задания 3, 5 учебника (с. 48).
Задание 3 дети могут выполнить на доске, объяснив выбор знаков.
Задание 5 можно дать как самостоятельную работу или работу в парах.
Самопроверка с доски.
IV. Пропедевтика темы «Задача» (задание 2, с. 49 учебника).
– Что заметили?
До этого задания учащиеся сами составляли рассказы (задачи) по рисункам, теперь же задача написана, только данные числа по-прежнему нарисованы. Несмотря на то, что текст задачи написан, сам термин «задача» ученикам ещё не даётся.
– Ответьте на поставленный вопрос.
– Какое равенство вы бы записали к этому рассказу?
Учащиеся рассматривают рисунки и выражения, данные в задании 3 (с. 49 учебника), соотносят выражения с рисунками, называют «лишние» выражения.
V. Итог урока.
Вопросы: Чему научились на уроке? Что нового узнали? Как вы работали сегодня на уроке?
Математика Тема: Многоугольники
Педагогическая цель: создать условия для ознакомления с различными многоугольниками.
Задачи: повторения состава чисел 2–5; формирования умения сравнивать числа и числовые выражения; развития мышления; привития аккуратности.
Планируемые результаты (предметные): уметь различать виды многоугольников; чертить с помощью линейки геометрические фигуры.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные:уметь осуществлять контроль по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Коммуникативные:уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Познавательные: уметь устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; устанавливать аналогии; владеть общим приёмом решения учебных задач.
Личностные:оценивают усваиваемое содержание (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Сценарий урока
I.ОРГ момент.
II. Актуализация знаний.
Устный счёт.
Счёт до 10. Обратный. Последующее, предыдущее. Соседей.
Работа с веером.
Два яблока из сада Ежик притащил. Самое румяное белке подарил. С радостью подарок получила белка. Сосчитайте яблоки у ежика в тарелке. Три пушистых кошечки Улеглись в лукошечке. Тут одна к ним прибежала. Сколько вместе кошек стало? На крыльце сидит щенок Греет свой пушистый бок. Прибежал еще один И улегся радом с ним. Сколько стало щенят? На поляне у дубка Крот увидел два грибка. А подальше у осин Он нашел еще один. Кто ответить нам готов, Сколько крот нашел грибов? (Запишите) На рельсах перегона стояли два вагона. А три других в сцеплении Готовы к отправлению. Прибавь-ка к двум вагонам три. И сколько станет – запиши. Учитель: Проверьте, у кого получились ответы, как на этой карточке: 1, 4, 2, 3, 5. (При проверке используется обратная связь – “светофоры”).
. Игра «Назови соседа».
Данная игра позволяет учителю проверить, как учащиеся усвоили состав изученных чисел, а ученикам – закрепить знание состава этих чисел.
III. Изучение нового материала.
1. Знакомство с чертежным инструментом – линейкой.
– Как мы можем изобразить на бумаге, на доске любой многоугольник?
– Какой инструмент нам для этого понадобится?
– Совершенно верно, при помощи чертёжного инструмента – линейки – можно изобразить любой многоугольник.
Далее учитель знакомит учащихся с делениями на линейке, показывает, как пользоваться линейкой при изображении геометрических фигур на плоскости.
2. Знакомство с многоугольниками.
На магнитной доске расположены вырезанные из бумаги геометрические фигуры:
– Рассмотрите фигуры и разделите их на группы по характерным особенностям.
В результате на доске появляются 2 большие группы:
треугольники четырёхугольники
– По какому признаку вы объединили фигуры в группы? (По количеству углов.)
– Как бы вы назвали фигуры первой группы? (Треугольники.)
– Как бы вы назвали фигуры другой группы? (Четырёхугольники.)
Учитель должен обратить внимание учеников на такие разновидности четырёхугольников, как квадрат и прямоугольник.
– Как бы вы назвали оставшиеся фигуры? (Пятиугольник, так как фигура имеет 5 углов, шестиугольник – имеет 6 углов.)
Далее учитель сообщает, что и треугольники, и четырёхугольники, и пятиугольники, и шестиугольники – это многоугольники или геометрические фигуры.
3. Формирование умения различать многоугольники.
Работа с учебником.
– Рассмотрите многоугольники, изображённые на полях (с. 50).
– Назовите каждый многоугольник.
– Покажите в нём углы, стороны, вершины.
Прежде чем учащиеся покажут углы, стороны и вершины многоугольников, учитель должен предварительно проделать аналогичную работу с одной из фигур на доске.
II. Повторение состава изученных чисел.
Работа ведётся по заданию 3 (с. 51 учебника) и заданию 1 (с. 20 тетради).
Выполняя задание учебника, учащиеся рассматривают рисунки и читают равенства, соответствующие рисункам, затем находят значения выражений и проверяют правильность ответа по рисункам.
Например: четыре – это 3 и 1, значит, из четырёх вычесть три получится один. Пять – это 2 и 3, значит, из пяти вычесть два получится три.
По последнему рисунку учащиеся самостоятельно составляют два равенства и находят их значения.
Работая по тетради (задание 4, с. 20), учащиеся рассматривают рисунки и числовые выражения.
– Как вы думаете, какие числовые выражения подходят к рисункам? (4 + 1; 3 + 2.)
– Почему так считаете? (На первом рисунке нарисовано 3 дубовых листика и 2 кленовых, этому рисунку подходит выражение 3 + 2. На втором рисунке нарисовано 4 дубовых листика и 1 кленовый, ему соответствует выражение 4 + 1. Рисунков, которые бы соответствовали выражениям 4 – 2 и 5 – 1, – нет.)
– Соедините рисунок с соответствующим выражением.
– Запишите выражения, обводя их по точкам, найдите значения выражений, проверьте себя, посчитав количество листиков на рисунках.
– Как при помощи данных рисунков можно найти значения оставшихся выражений? (Значение выражения 5 – 1 можно найти следующим образом: на одном из рисунков зачеркнуть 1 листочек, получится 4. Теперь можно найти значение выражения 4 – 2, зачеркнув ещё 2 листочка на этом же рисунке.)
Учащиеся выполняют работу: зачёркивают необходимое количество листиков, обводят записанные выражения и записывают их значения.
III. Формирование умения сравнивать числа и числовые выражения.
– Сравните пары рисунков в задании 2 (с. 51 учебника).
– Что хотите сказать?
– Какие знаки сравнения следует поставить?
Учащиеся анализируют каждый рисунок и запись под ним и делают вывод о том, какой знак следует поставить.
Самостоятельная работа учащихся.
Ученики выполняют задание 2 (с. 20 тетради).
Учитель может также пригласить двух учащихся к доске и они будут выполнять задание на «закрытой» доске.
Фронтальная проверка.
IV. Повторение изученного о многоугольниках.
На доске расположено несколько различных многоугольников (но меньше, чем на предыдущем уроке).
– Как назвать все фигуры общим словом? (Многоугольники, геометрические фигуры.)
Далее учитель указывает на одну из фигур.
– Как ещё можно назвать эту фигуру? Как вы это узнали? (По количеству углов.)
Затем учитель поочерёдно показывает на квадрат и прямоугольник.
– Как по-разному можно назвать эту фигуру? (Многоугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат.)
V. Работа над развитием логического мышления (задание 4, с. 51 учебника).
VI. Итог урока.
Вопросы: Что нового открыли для себя на уроке? Понравилась ли вам ваша работа на уроке?
Урок 24 Тема: ЧИСЛА 6–7. ЦИФРА 6
Педагогические цели: создать условия для ознакомления с образованием чисел 6–7 и их графической записью – цифрами 6, 7, с определением времени по часам; развития внимания, наблюдательности; научить писать цифру 6.
Планируемые результаты (предметные): знать названия и последовательность чисел от 1 до 20; уметь писать цифру 6; сравнивать группы предметов с помощью составления пар; читать, записывать, сравнивать числа в пределах 6.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные:уметь организовывать своё рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимать оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе.
Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты практико-математической деятельности.
Познавательные: уметь ориентироваться в учебнике.
Личностные:понимают значение и роль математики в жизни каждого человека и общества.
Сценарий урока
I. Изучение нового материала.
1. Знакомство с образованием чисел 6, 7.
Учитель выставляет на наборное полотно (магнитную доску, фланелеграф) пять предметов, например, пять котят, затем добавляет ещё одного котёнка.
– Составьте короткий рассказ, закончив его вопросом. (Во дворе играли пять котят. К ним прибежал ещё один. Сколько котят стало?)
– Какой знак арифметического действия надо выбрать, чтобы ответить на поставленный вопрос? (Плюс.) Почему плюс? (Так как котят стало больше.)
– Составьте равенство.
На наборном полотне появляется запись: 5 + 1 = 6.
Учитель показывает цифру 6.
Затем на наборное полотно выставляется 6 предметов, например, это утята, потом добавляется ещё один утёнок.
– Составьте математический рассказ. (В пруду плавало шесть утят, к ним подплыл ещё один. Сколько утят стало?)
– Составьте равенство. (6 + 1 = 7.)
Учитель показывает цифру 7.
– Какие новые числа сегодня «в гостях» на нашем уроке?
– Что вы можете сказать о числе 6? О числе 7?
2. Знакомство с числовой прямой.
– Все числа можно расположить на числовой прямой:
– Мы с вами знакомы пока с числами от 1 до 7 – это отрезок числовой прямой, или отрезок числового ряда.
Постепенно, по мере знакомства с новыми числами, отрезок числовой прямой будет увеличиваться.
3. Составление кратких рассказов с использованием знаков действия.
Работа с учебником (задание 1, с. 52).
– Составьте краткие (математические) рассказы по рисунку и равенствам.
– Докажите правильность выбранного вами действия в зависимости от знака действия («+», «–»).
II. Анализ образца, письмо цифры 6.
– Сегодня на уроке вы научитесь писать цифру 6.
Учитель вывешивает на доску увеличенный образец цифры 6.
– На что, по вашему мнению, похожа цифра 6?
Цифра шесть – дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.
С. Маршак
Анализ образца.
Письмо цифры 6 по этапам: в воздухе; по точкам (задание 3, с. 21 тетради); самостоятельно.
III. Знакомство с определением времени по часам.
– Что изображено на рисунке в учебнике (с. 53)? (Часы.)
– Для чего нужны часы? (Определять время.)
– Умеете ли вы определять время по часам?
– Вы, конечно, знаете, что время указывают удивительные стрелочки, которые движутся по циферблату. Обычно у часов 2 стрелки. Одна двигается медленно-медленно, еле-еле. Посмотрите, какая она толстая и короткая. (Учитель показывает часовую стрелку на модели часов.) Другая стрелка двигается по кругу побыстрее. Вон она какая длинная и тонкая. (Показ минутной стрелки на модели часов.) У каждой из них своя работа и своё имя. Короткая и толстая стрелка – часовая.
– Как вы думаете, почему её так назвали?
– Тонкая и длинная стрелка – минутная. Она показывает… (минуты).
– Но довольно часто можно встретить часы, у которых не две, а три стрелки. Третья стрелка – самая маленькая и самая «шустрая», она отсчитывает секунды.
– Рассмотрите часы на рисунке учебника. Что в них общего? (У всех минутная стрелка стоит на 12.)
– Если минутная стрелка стоит на 12, то часы показывают только число часов, без минут.
– Расположите часы по порядку возрастания времени, которое они показывают.
IV. Работа над развитием внимания, наблюдательности.
Выполняют задание (с. 53 учебника).
– Какую фигуру чертит заяц? (Круг или шестиугольник.) Объясните, как рассуждали?
– Какую фигуру начертила белочка? (Шестиугольник.) Почему так решили?
V. Итог урока.
Вопросы: Что хотите сказать? Что особенно за
Урок 25 Тема: ЧИСЛА 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. ЦИФРА 7
Педагогические цели: создать условия для повторения состава чисел 2–7; упражнения в записи и чтении равенств; формирования умения составлять и читать неравенства, соотносить число с цифрой; научить писать цифру 7.
Планируемые результаты (предметные): знать состав чисел 2–7; уметь записывать и читать равенства; составлять и читать неравенства, соотносить число с цифрой; писать цифру 7.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные:уметь самостоятельно ставить цель предстоящей практической работы, планировать способы достижения поставленной учебной (практической) задачи и оценивать результат своей работы.
Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Познавательные: уметь осуществлять поиск и выделение необходимой информации; применять методы информационного поиска.
Личностные:делают выбор, как поступить в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, при поддержке других участников группы и педагога.
Сценарий урока
I. Упражнение в счёте предметов и соотнесении числа с цифрой.
Учитель выставляет на наборное полотно разноцветные квадраты и круги по заданию 2, с. 54 учебника.
– Каким по счёту будет красный квадрат, если считать справа налево?
– Каким по счёту будет зелёный квадрат?
– Сколько всего квадратов?
– Каким по счёту будет жёлтый кружок, если считать слева направо?
– Каким будет розовый кружок?
– Сколько кружков всего?
Работа в тетради (задание 1, с. 21).
Учащиеся выполняют самостоятельно задание: соотносят количество предметов с цифрой, записанной ниже.
Взаимопроверка.
Учитель выставляет на наборное полотно различные предметы.
Учащиеся не смогут записать количество шариков, так как не учили написание цифры 7.
– Почему вы не смогли записать число шариков? Чему мы должны научиться, чтобы выполнить задание? (Научиться писать цифру 7.)
Учитель вывешивает на доску увеличенный образец цифры 7.
II. Знакомство с цифрой 7.
1. Подготовка учащихся к восприятию цифры 7. Анализ образца.
Вот семёрка – кочерга.
У неё одна нога.
С. Маршак
– А что вам напоминает цифра 7?
2. Письмо цифры по этапам: в воздухе; по точкам; самостоятельно (задание 6, с. 21 тетради).
Физкультминутка
3. Упражнение в умении определять состав числа.
Фронтальная работа.
На доске записаны числа:
1, 2, 4, 5, 6, 7.
7, 6, 5, 3, 2, .
– Что хотите сказать? Какие числа пропущены?
– Запишите пропущенные числа соответствующей цифрой в ваших тетрадях.
– В каком порядке записаны числа верхней строки?
– В каком порядке записаны числа нижней строки?
– А как они расположены на числовой прямой?
III. Чтение и составление равенств.
– Назовите соседа.
При выполнении данного задания ученики могут воспользоваться числовой прямой.
– Сколько «шагов» нужно сделать от 1 до 4? (Три. Значит, пропущено число 3.)
– Составьте равенства и запишите их на доске и в тетрадях.
4 = 3 + 1 6 = 5 + 1
5 = 4 + 1 7 = 6 + 1
IV. Формирование умения читать и составлять неравенства.
На магнитной доске учитель магнитными цифрами записывает следующее:
4 5 7 1
6 3 2 3
– Что хотите сказать? Поставьте нужные знаки.
– Как называются полученные записи? (Неравенства.)
– Прочитаем их хором.
Работа в тетради (задание 4, с. 21).
– Прочитайте неравенства и раскрасьте рисунки в соответствии с записью.
– Какая запись «лишняя»? (4 = 4.) Почему? (Это равенство.)
V. Работа с геометрическим материалом.
Работа с учебником (задание 2, с. 55).
– Как называются изображённые линии? (Отрезки.) Как вы узнали, что это отрезки?
– Как вы думаете, есть ли среди отрезков, изображённых на рисунке, отрезки, имеющие одинаковую длину? Как это проверить? (Необходимо измерить длины отрезков при помощи мерки.)
VI. Итог урока.
Вопросы: Чему учились на уроке? Какие открытия сделали? Какую бы работу вам хотелось выполнить ещё?
Урок 26 Тема: Числа 8–9. Цифра 8
Педагогические цели: создать условия для ознакомления с образованием чисел 8–9 и графической записью этих чисел – цифрами 8, 9; закрепления знаний о числах 1–7; формирования умения пользоваться понятиями «последующее число», «предыдущее число»; развития мышления; привития аккуратности; научить писать цифру 8.
Планируемые результаты (предметные): знать способ образования чисел 8–9 и графическую запись этих чисел – цифры 8, 9; уметь писать цифру 8; пользоваться понятиями «последующее число», «предыдущее число».
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные:уметь осуществлять контроль по результату (ретроспективный), контроль результата по просьбе учителя; отличать верно выполненное задание от неверного.
Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты практико-математической деятельности.
Познавательные: стремиться к расширению своей познавательной сферы, стараться производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.
Личностные:имеют определенные познавательные потребности и учебные мотивы; положительно относятся к школе.
Сценарий урока
I. Формирование умения пользоваться понятиями «последующее число», «предыдущее число».
Для этой цели используется числовая прямая с записанными на ней изученными числами.
– Назовите число, предыдущее числу 3.
– Назовите число, последующее числу 5. И т. д.
– Как вы думаете, какое число будет последующим числу 7? числу 8?
Учитель наносит на числовую прямую числа 8, 9 и вывешивает на доску увеличенные образцы цифр 8, 9.
II. Изучение нового материала.
Работа по учебнику (задание 1, с. 56 учебника).
– Составьте короткие рассказы, соответствующие записанным рядом равенствам.
– Как получили число 8? (К семи прибавили один.)
– Как получили число 9? (К восьми прибавили один.)
– Сравните числа 7 и 8, 8 и 9.
Для этой цели может быть использовано задание 2 (с. 56 учебника) или наборное полотно и счётный материал.
III. Знакомство с цифрой 8.
1. Анализ образца, письмо цифры 8.
Учитель читает стихотворение, помещённое в учебнике (с. 57).
– Как же записать число кукол-матрёшек? (Цифрой 8.)
– На что, по вашему мнению, похожа цифра 8?
У восьмёрки два кольца
Без начала и конца.
С. Маршак
Учащиеся под руководством учителя анализируют образец цифры, а затем прописывают цифру 8 в тетради (задание 3, с. 22) по этапам.
2. Упражнение в счёте от 1 до 8 (вторая часть задания 3, с. 22 тетради).
– Восстановите ряды чисел. Посчитайте в прямом и обратном порядке от 1 до 8.
IV. Закрепление знания о числах 1–7.
Учителем могут быть использованы задания 3, 4 (с. 56 учебника) и задания 1, 2 (с. 22 тетради).
Учитель по своему усмотрению (или по желанию учащихся) может начать работу как с выполнения заданий в учебнике, так и с выполнения заданий в тетради. Целесообразно объединить выполнение задания 3 в учебнике и задания 2 в тетради и провести их в виде игры «Домино».
Задание 1 в тетради дети могут выполнить самостоятельно и проверить работу друг друга, после чего полученные равенства читаются хором вслух разными способами.
Задание 4 в учебнике является также подготовительным к изучению темы «Задача», в нём учащиеся составляют краткие рассказы, содержащие вопрос, а затем составляют и записывают равенства.
Выполнение задания, данного на полях учебника (с. 56): нарисовать и раскрасить одну из бабочек.
V. Итог урока.
Вопросы: Чему научились на уроке? Какое задание вам больше всего понравилось? Что бы хотелось выполнить ещё?