"Арифметические действия с десятичными дробями" - урок закрепления знаний
"Арифметические действия с десятичными дробями" - урок закрепления знаний
Урок закрепления знаний по теме "Арифметические действия с десятичными дробями" посвященный 70 - лелию со дня Победы в Великой Отечественной Войне, предназначен для 5 класса. Проводился с целью закрепления выполнения арифметических действий с десятичными дробями и воспитания уважительного отношения к памяти героических дней нашей Родины.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Арифметические действия с десятичными дробями" - урок закрепления знаний »
Домалевская Л.Б.
Учитель математики
Келлеровская средняя школа
Тайыншинский район
Северо – Казахстанская область
«АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ С ДЕСЯТИЧНЫМИ ДРОБЯМИ»
/математика – 5 класс/
Цель: закрепление навыков выполнения арифметических действий с десятичными дробями.
Задачи:
Образовательные
- показать значимость решения задач с дробями;
Развивающие
- развивать интерес к предмету.
Воспитательные
- развивать умение работать в коллективе.
- воспитание уважительного отношения к памяти героических дней нашей Родины;
Тип урока: урок закрепления знаний
Методы и приемы: самостоятельная работа учащихся, монологовое изложение.
Ресурсы:
- слайдовая презентация;
- высказывание о блокадном Ленинграде;
- плакат о составе хлеба;
- жетоны за правильные ответы;
- плакат о хлебе;
- дидактические карточки с устными упражнениями и заданиями для самостоятельного выполнения.
Эпиграф урока:
“Вот они 125 блокадных грамм, с огнём и кровью пополам”. (Ольга Берггольц)
Ход урока
I.Мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений при выполнении домашнего задания к уроку, сообщении темы, цели и задач урока.
Ребята, в преддверии праздника Дня Победы, на этой неделе прошло несколько мероприятий, посвященных празднованию годовщины со Дня Победы. И сегодня наш урок математики тоже посвящается этой героической дате, где вы расскажите стихи про войну, решите предложенные задачи, ответы которых будут говорить вам о датах и фактах войны.
II. Осмысление содержания и последовательности применения практических знаний при выполнении заданий.
- Предлагаю следующий пример
(14,8*2,5+2,17*5,1)*100-3388,7.
Повторим порядок действий.
Решили, комментируя. Получили 1418.
- О чем говорит эта цифра?
- Да, столько дней длилась Великая Отечественная война.
- А сколько лет шла война, мы узнаем, если эти дни разделим на 365 до десятых и округлим до единиц.
- Повторим правило округления.
Получили 3,8 ≈ 4 года.
- А сколько длилась блокада Ленинграда, вы узнаете, если решите следующий пример.
0,9:0,01*0,1:10*1000.
- Какие правила необходимо вспомнить? Правила умножения на 1000; 0,1 и деления на 0,01 и на 10.
Получили 900 дней и ночей.
- А сейчас, узнайте, сколько же это лет, и ответ округлите до десятых.
(2,46 ≈ 2,5 года).
- Какую часть составляла блокада от всей войны?
(2,5/4= 25/40=5/8).
- А сколько это % ? Повторим о процентах.
( 62,5%).
Ленинград превратился в блокадный город. Он был окружён фашистами со всех сторон. Эта блокада длилась…(900 дней). Начало блокады – 8 сентября 1941 года, а конец – 27 января 1944 года. Самым трудным периодом была зима 1941-1942 гг., когда основные городские запасы питания закончились или были уничтожены самолётами немцев. Есть было нечего. В городе оставалось много детей. Сколько именно? (400 000) Оставалось много стариков и больных людей. И увезти их из города не было возможности, так как город был окружён фашистами. Только зимой 1942 года, когда замёрзло Ладожское озеро, по нему была проложена дорога в город, названная… (“дорога жизни”).
А сейчас, ребята, порешаем задачи с применением десятичных дробей. И в ходе решения узнаем ещё о некоторых фактах блокадного Ленинграда.
Задачи:
1. В кольце блокады оказалось много людей. А сколько?
Сосчитайте:
288,7*10 000 = (2 887 000 человек)
2. Блокадный Ленинград. Зима 1941–1942 гг. Страшные морозы!
Вычислите:
10, 5+40,5-8 = (43 °С)
3. Дети помогали старшим. Подростки по несколько часов стояли у танков. По сколько же часов они работали в сутки?
Сосчитайте:
2,8:2*10 = (14 часов)
4. Зима 1941–1942 гг. Не стало ополчения, света; стены домов очень промёрзли.
Просчитаем на сколько сантиметров промёрзли стены:
12,4-0,4+18 = (30 см)
Рисунок 1
Во время блокады Ленинграда всем жителям города выдавался хлебный паёк, то есть определённая норма хлеба в сутки. Перед вами рисунок 1, на котором изображена буханка хлеба, разрезанная на 8 равных частей. Одна часть этого хлеба лежит отдельно. Вопрос: Какая часть хлеба лежит отдельно? Выразите дробью (одна восьмая). Эта дробь иначе называется “восьмушка”. Вот эта восьмушка и была дневной нормой хлеба для ленинградцев.
Подсчитаем, а сколько граммов весила одна восьмая часть буханки хлеба, если вся буханка хлеба весила 1 кг. Запишем на доске:
1 кг = 1000 г
1000:8*1 = 125 (г)
125 г хлеба – это была суточная норма ленинградцев. Это много или мало? А для того времени это было много, так как этот кусочек хлеба спасал жизнь многим людям. Хлеб был единственным питанием. Поэтесса Ольга Берггольц писала: “Вот они 125 блокадных грамм, с огнём и кровью пополам”.
Послушаем следующее задание:
В одной ленинградской блокадной семье было трое детей, а точнее – три дочери. Мама в очередной раз принесла кусочек хлеба весом 125 граммов. Какая часть кусочка хлеба досталась бы каждой? (Одна третья)
125:3 = 41,66 прибл. 41,7 (г). Каждой бы досталось 41,7 г.
Ситуация сложилась так, что одна дочка умерла. Осталось две дочери. Какая часть кусочка досталась бы теперь каждой дочери? (Одна вторая)
125:2 = 62,5 (г)
Вывод: Было три сестрички, каждая получила бы 41,7 г; стало две сестрички, каждая получила бы 62,5 г. Давайте сосчитаем разницу:
62,5-41,7 = 20,8 (г); прибл. 21 (г) – разница.
А теперь послушаем рассказ “Кусочек хлеба” из книги Воскобойникова “900 дней мужества”.
Погиб при обороне Ленинграда Пётр Карпушкин. А в Ленинграде осталась его семья – жена и три дочери, младшей три года. Обессиленные от голода, в пустой промёрзшей квартире они ждут прихода мамы. Её слабые шаги за стеной возвращают утерянный, казалось, шанс на спасение. Анна Герасимова торопливо делит принесённую ею осьмушку хлеба на 3 части и один кусочек подносит младшенькой – самой слабой из троих. Дочка надкусывает хлеб - на большее сил уже не хватает. Она умирает на глазах у мамы, на руках у сестрёнок. Это самая обычная смерть в голодном блокадном Ленинграде. Необычен поступок матери. Казалось…умерла дочка, но остались две других. Их надо спасать. Хлеба теперь стало больше (62,5 г вместо 41,7 г. Это больше примерно на 21 г на каждого). Но мать поступает иначе. Она решает сохранить надкусанный ребёнком кусочек хлеба как на память. Она поняла, что сила духа её, её детей неизмеримо важнее, чем маленький кусочек хлеба насущного.
Карпушкины выжили. А блокадный кусочек хранился в их семье более 30 лет. Потом уже внучка Анны Герасимовны Ира Федосюк, поступив в ПГУ №13 Ленинграда, передала эту семейную реликвию училищному музею.
С 1944 года в Ленинграде стал создаваться Музей Обороны. В зале стояла витрина, покрытая как бы изморозью. За этой витриной стояли весы, и на них лежало 125 г хлеба. А теперь вы узнали, много или мало одна восьмая буханки хлеба блокадного Ленинграда.
III. Поэтическая пауза.
/ученик/
Да, мы не скроем: в эти дни Мы ели землю, клей, ремни; Но съев похлёбку из ремней, Вставал к станку упрямый мастер, Чтобы точить орудий части, Необходимые войне. Но он точил, пока рука Могла производить движения. А если падал у станка, Как падает солдат в сраженье. Блокадный хлеб! Блокадная вода! Блокадный путь под вьюгой ледяною, Какой бессмертье куплено ценою – Мой город не забудет никогда!
Закончилась блокада. 27 января 1944 года над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта!
( учитель):
Гремит салют, Ракеты в воздухе горячем Цветами пёстрыми цветут. А ленинградцы тихо плачут. Ни успокаивать пока, Ни утешать людей не надо. Их радость слишком велика – Гремит салют над Ленинградом! Их радость велика, Но боль Заговорила и прорвалась: На праздничный салют с тобой Пол Ленинграда не поднялось. Рыдают люди и поют, И лиц заплаканных не прячут, Сегодня в городе салют! Сегодня ленинградцы Плачут…
IV. Самостоятельная работа по вариантам/решение задачи/
1 – вариант
Для защиты плацдарма необходимо построить оборонительные сооружения. Сколько потребуется колючей проволоки, чтобы сделать заграждение в четыре ряда по периметру плацдарма в форме прямоугольника с шириной 1,23 км и длиной 2.
2 – вариант
Во время боя командир отправил 0,4 всех своих солдат на переднюю линию боя, а остальных солдат разделил на два отряда для обороны левого и правого флангов. На левом фланге в отряде было в 5 раз больше солдат, чем на правом. Сколько солдат было на правом и сколько на левом фланге, если всего у командира в подчинении было 800 солдат? Каков процент солдат находился на левом и правом флангах от общего количества солдат?
Интересно, как же он выглядел тот торжественный праздничный салют?! Я вас попросила дома нарисовать праздничный салют на альбомном листе, как вы его представляете. Расположите свои рисунки на доске. И задержитесь, посмотрите! И пусть этот бумажный салют им, блокадникам Ленинграда, от вас пятиклассников Келлеровской школы к празднику Победы.
Ребята! Что означает слово “минута”? (Единица времени)
А что означает слово - “Минута молчания”? (Это несколько мгновений полной тишины в знак выражения горести об умерших)
Свыше 20 млн. человек потеряла наша страна в Великой Отечественной войне. Если бы мы посвятили каждой жертве по минуте молчания, то нам бы пришлось молчать…(38 лет).
Неугасима память поколений И память тех, кого так свято чтим, Давайте, люди, встаньте на мгновенье И в скорби постоим и помолчим.
Минута молчания.
Подведём итог урока.
Я надеюсь, что вы много нового узнали о блокадном Ленинграде.
Узнали, что такая простая обыкновенная дробь одна восьмая, и какое имела значение!
Мы вместе убедились, как важно уметь решать задачи с дробями.
Говорили о том, что нельзя забывать, ведь наши сверстники, живущие в блокадном Ленинграде, несмотря на жизненные трудности, холод и голод, учились в школе, ставили перед собой цели, что этим они приблизят Победу.
V. Домашнее задание:
Блокадный хлеб и хлебом называть настоящим было трудно! Уже в октябре 1941 года ячменная мука была полностью израсходована, и хлеб стали выпекать из такого состава
Состав хлеба:
ржаная мука 0,6 кг
льняной жмых 0,05 кг
отруби 0,06 кг
овсяная мука 0,08 кг
соевая мука 0,04 кг
солодовая мука 0,04 кг
пшеничная мука 0,05 кг
______________________
1 кг
карточка (просчитать в граммах состав блокадного хлеба).
VI. Подведение итогов урока, выставление оценок.
VII. Рефлексия. /метод не законченных предложений/
1. Сегодня я узнал… 2. Было интересно… 3. Было трудно… 4. Я выполнял задания… 5. Я понял, что… 6. Теперь я могу… 7. У меня получилось… 8. Урок дал мне для жизни…