kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Арифметические действия с десятичными дробями" - урок закрепления знаний

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок закрепления знаний по теме "Арифметические действия с десятичными дробями" посвященный 70 - лелию со дня Победы в Великой Отечественной Войне, предназначен для 5 класса. Проводился с целью закрепления выполнения арифметических действий с десятичными дробями и воспитания уважительного отношения к памяти героических дней нашей Родины. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Арифметические действия с десятичными дробями" - урок закрепления знаний »

Домалевская Л.Б.

Учитель математики

Келлеровская средняя школа

Тайыншинский район

Северо – Казахстанская область

«АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ С ДЕСЯТИЧНЫМИ ДРОБЯМИ»

/математика – 5 класс/


Цель: закрепление навыков выполнения арифметических действий с десятичными дробями.

Задачи:

Образовательные

- показать значимость решения задач с дробями;

Развивающие

- развивать интерес к предмету.

Воспитательные

- развивать умение работать в коллективе.

- воспитание уважительного отношения к памяти героических дней нашей Родины;

Тип урока: урок закрепления знаний

Методы и приемы: самостоятельная работа учащихся, монологовое изложение.

Ресурсы:

- слайдовая презентация;

- высказывание о блокадном Ленинграде;

- плакат о составе хлеба;

- жетоны за правильные ответы;

- плакат о хлебе;

- дидактические карточки с устными упражнениями и заданиями для самостоятельного выполнения.

Эпиграф урока:

“Вот они 125 блокадных грамм, с огнём и кровью пополам”.
(Ольга Берггольц)

Ход урока

I. Мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений при выполнении домашнего задания к уроку, сообщении темы, цели и задач урока.  

Ребята, в преддверии праздника Дня Победы, на этой неделе прошло несколько мероприятий, посвященных празднованию  годовщины со Дня Победы. И сегодня наш урок математики тоже посвящается этой героической дате, где вы расскажите стихи про войну, решите предложенные задачи, ответы которых будут говорить вам о датах и фактах войны.

II. Осмысление содержания и последовательности применения практических знаний при выполнении заданий. 

- Предлагаю следующий пример

(14,8*2,5+2,17*5,1)*100-3388,7.

Повторим порядок действий.

Решили, комментируя. Получили 1418.

- О чем говорит эта цифра?

- Да, столько дней длилась Великая Отечественная война.

- А сколько лет шла война, мы узнаем, если эти дни разделим на 365 до десятых и округлим до единиц.

- Повторим правило округления.

Получили 3,8 ≈ 4 года.

- А сколько длилась блокада Ленинграда, вы узнаете, если решите следующий пример.

0,9:0,01*0,1:10*1000.

- Какие правила необходимо вспомнить? Правила умножения на 1000; 0,1 и деления на 0,01 и на 10.

Получили 900 дней и ночей.


- А сейчас, узнайте, сколько же это лет, и ответ округлите до десятых.

(2,46 ≈ 2,5 года).

- Какую часть составляла блокада от всей войны?

(2,5/4= 25/40=5/8).

- А сколько это % ? Повторим о процентах.

   ( 62,5%).

Ленинград превратился в блокадный город. Он был окружён фашистами со всех сторон. Эта блокада длилась…(900 дней). Начало блокады – 8 сентября 1941 года, а конец – 27 января 1944 года. Самым трудным периодом была зима 1941-1942 гг., когда основные городские запасы питания закончились или были уничтожены самолётами немцев. Есть было нечего. В городе оставалось много детей. Сколько именно? (400 000) Оставалось много стариков и больных людей. И увезти их из города не было возможности, так как город был окружён фашистами. Только зимой 1942 года, когда замёрзло Ладожское озеро, по нему была проложена дорога в город, названная… (“дорога жизни”).

А сейчас, ребята, порешаем задачи с применением десятичных дробей. И в ходе решения узнаем ещё о некоторых фактах блокадного Ленинграда.

Задачи:

1. В кольце блокады оказалось много людей. А сколько?

Сосчитайте:

288,7*10 000 = (2 887 000 человек)

2. Блокадный Ленинград. Зима 1941–1942 гг. Страшные морозы!

Вычислите:

10, 5+40,5-8 = (43 °С)

3. Дети помогали старшим. Подростки по несколько часов стояли у танков. По сколько же часов они работали в сутки?

Сосчитайте:

2,8:2*10 = (14 часов)

4. Зима 1941–1942 гг. Не стало ополчения, света; стены домов очень промёрзли.

Просчитаем на сколько сантиметров промёрзли стены:

12,4-0,4+18 = (30 см)

Рисунок 1

Во время блокады Ленинграда всем жителям города выдавался хлебный паёк, то есть определённая норма хлеба в сутки. Перед вами рисунок 1, на котором изображена буханка хлеба, разрезанная на 8 равных частей. Одна часть этого хлеба лежит отдельно. Вопрос: Какая часть хлеба лежит отдельно? Выразите дробью (одна восьмая). Эта дробь иначе называется “восьмушка”. Вот эта восьмушка и была дневной нормой хлеба для ленинградцев.

Подсчитаем, а сколько граммов весила одна восьмая часть буханки хлеба, если вся буханка хлеба весила 1 кг. Запишем на доске:

1 кг = 1000 г

1000:8*1 = 125 (г)

125 г хлеба – это была суточная норма ленинградцев. Это много или мало? А для того времени это было много, так как этот кусочек хлеба спасал жизнь многим людям. Хлеб был единственным питанием. Поэтесса Ольга Берггольц писала: “Вот они 125 блокадных грамм, с огнём и кровью пополам”.

Послушаем следующее задание:

В одной ленинградской блокадной семье было трое детей, а точнее – три дочери. Мама в очередной раз принесла кусочек хлеба весом 125 граммов. Какая часть кусочка хлеба досталась бы каждой? (Одна третья)

125:3 = 41,66 прибл. 41,7 (г). Каждой бы досталось 41,7 г.

Ситуация сложилась так, что одна дочка умерла. Осталось две дочери. Какая часть кусочка досталась бы теперь каждой дочери? (Одна вторая)

125:2 = 62,5 (г)

Вывод: Было три сестрички, каждая получила бы 41,7 г; стало две сестрички, каждая получила бы 62,5 г. Давайте сосчитаем разницу:

62,5-41,7 = 20,8 (г); прибл. 21 (г) – разница.

А теперь послушаем рассказ “Кусочек хлеба” из книги Воскобойникова “900 дней мужества”.

Погиб при обороне Ленинграда Пётр Карпушкин. А в Ленинграде осталась его семья – жена и три дочери, младшей три года. Обессиленные от голода, в пустой промёрзшей квартире они ждут прихода мамы. Её слабые шаги за стеной возвращают утерянный, казалось, шанс на спасение. Анна Герасимова торопливо делит принесённую ею осьмушку хлеба на 3 части и один кусочек подносит младшенькой – самой слабой из троих. Дочка надкусывает хлеб - на большее сил уже не хватает. Она умирает на глазах у мамы, на руках у сестрёнок. Это самая обычная смерть в голодном блокадном Ленинграде. Необычен поступок матери. Казалось…умерла дочка, но остались две других. Их надо спасать. Хлеба теперь стало больше (62,5 г вместо 41,7 г. Это больше примерно на 21 г на каждого). Но мать поступает иначе. Она решает сохранить надкусанный ребёнком кусочек хлеба как на память. Она поняла, что сила духа её, её детей неизмеримо важнее, чем маленький кусочек хлеба насущного.

Карпушкины выжили. А блокадный кусочек хранился в их семье более 30 лет. Потом уже внучка Анны Герасимовны Ира Федосюк, поступив в ПГУ №13 Ленинграда, передала эту семейную реликвию училищному музею.

С 1944 года в Ленинграде стал создаваться Музей Обороны. В зале стояла витрина, покрытая как бы изморозью. За этой витриной стояли весы, и на них лежало 125 г хлеба. А теперь вы узнали, много или мало одна восьмая буханки хлеба блокадного Ленинграда.

III. Поэтическая пауза. 

/ученик/

Да, мы не скроем: в эти дни
Мы ели землю, клей, ремни;
Но съев похлёбку из ремней,
Вставал к станку упрямый мастер,
Чтобы точить орудий части,
Необходимые войне.
Но он точил, пока рука
Могла производить движения.
А если падал у станка,
Как падает солдат в сраженье.
Блокадный хлеб! Блокадная вода!
Блокадный путь под вьюгой ледяною,
Какой бессмертье куплено ценою – 
Мой город не забудет никогда!

Закончилась блокада. 27 января 1944 года над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта!

( учитель):

Гремит салют,
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика – 
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость велика,
Но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой
Пол Ленинграда не поднялось.
Рыдают люди и поют,
И лиц заплаканных не прячут,
Сегодня в городе салют!
Сегодня ленинградцы
Плачут…


IV. Самостоятельная работа по вариантам/решение задачи/

1 – вариант

Для защиты плацдарма необходимо  построить оборонительные сооружения. Сколько потребуется колючей проволоки,  чтобы сделать заграждение в четыре ряда по периметру плацдарма в форме прямоугольника с шириной 1,23 км и длиной 2.

2 – вариант

Во время боя командир отправил 0,4 всех своих солдат на переднюю линию боя, а остальных солдат разделил на два отряда для обороны левого и правого флангов. На левом фланге в отряде было в 5 раз больше солдат, чем на правом. Сколько солдат было на правом и сколько на левом фланге, если всего у командира в подчинении было 800 солдат? Каков процент солдат находился на левом и правом флангах от общего количества солдат?

Интересно, как же он выглядел тот торжественный праздничный салют?! Я вас попросила дома нарисовать праздничный салют на альбомном листе, как вы его представляете. Расположите свои рисунки на доске. И задержитесь, посмотрите! И пусть этот бумажный салют им, блокадникам Ленинграда, от вас пятиклассников Келлеровской школы к празднику Победы.

Ребята! Что означает слово “минута”? (Единица времени)

А что означает слово - “Минута молчания”? (Это несколько мгновений полной тишины в знак выражения горести об умерших)

Свыше 20 млн. человек потеряла наша страна в Великой Отечественной войне. Если бы мы посвятили каждой жертве по минуте молчания, то нам бы пришлось молчать…(38 лет).

Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встаньте на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.

Минута молчания.

Подведём итог урока.

Я надеюсь, что вы много нового узнали о блокадном Ленинграде.

Узнали, что такая простая обыкновенная дробь одна восьмая, и какое имела значение!

Мы вместе убедились, как важно уметь решать задачи с дробями.

Говорили о том, что нельзя забывать, ведь наши сверстники, живущие в блокадном Ленинграде, несмотря на жизненные трудности, холод и голод, учились в школе, ставили перед собой цели, что этим они приблизят Победу.

V. Домашнее задание:

Блокадный хлеб и хлебом называть настоящим было трудно! Уже в октябре 1941 года ячменная мука была полностью израсходована, и хлеб стали выпекать из такого состава

Состав хлеба:

ржаная мука 0,6 кг

льняной жмых 0,05 кг

отруби 0,06 кг

овсяная мука 0,08 кг

соевая мука 0,04 кг

солодовая мука 0,04 кг

пшеничная мука 0,05 кг

______________________

1 кг

карточка (просчитать в граммах состав блокадного хлеба).

VI. Подведение итогов урока, выставление оценок.

VII. Рефлексия. /метод не законченных предложений/

1. Сегодня я узнал…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
4. Я выполнял задания…
5. Я понял, что…
6. Теперь я могу…
7. У меня получилось…
8. Урок дал мне для жизни…


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
"Арифметические действия с десятичными дробями" - урок закрепления знаний

Автор: Домалевская Людмила Брониславовна

Дата: 09.06.2015

Номер свидетельства: 218602

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "конспект урока по математике на тему «Совместные действия с дробями» 6 класс"
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekturokapomatiematikienatiemusovmiestnyiedieistviiasdrobiami6klass"
    ["file_id"] => string(6) "276454"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452733847"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) ""Знания имей отличные по теме "Дроби десятичные"" Конспект урока в 5 классе по математике "
    ["seo_title"] => string(99) "znaniia-imiei-otlichnyie-po-tiemie-drobi-diesiatichnyie-konspiekt-uroka-v-5-klassie-po-matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "102025"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402474858"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект урока математики "Умножение десятичных дробей на натуральное число" "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-matiematiki-umnozhieniie-diesiatichnykh-drobiei-na-natural-noie-chislo"
    ["file_id"] => string(6) "209291"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431082481"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Открытый урок по математике в 5 классе на тему: "Все арифметические действия с десятичными дробями""
    ["seo_title"] => string(80) "otkrytyi_urok_po_matematike_v_5_klasse_na_temu_vse_arifmeticheskie_deistviia_s_d"
    ["file_id"] => string(6) "620956"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1671476240"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Открытый урок по математике на тему "Арифметические действия с десятичными дробями" "
    ["seo_title"] => string(94) "otkrytyi-urok-po-matiematikie-na-tiemu-arifmietichieskiie-dieistviia-s-diesiatichnymi-drobiami"
    ["file_id"] => string(6) "136791"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417186498"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства