Тема-девиз урока:
«Знания имей отличные по теме «Дроби десятичные»».
Тип урока: общественный смотр знаний.
Цель урока: систематизация и обобщение знаний по данной теме, подготовка к контрольной работе.
Задачи:
Образовательные: закрепление вычислительных навыков.
Развивающие: развивать мыслительную деятельность, интуицию, мотивацию практической значимости данной темы, культура математической речи.
Воспитательные: развитие навыков самостоятельной работы при выполнении различных заданий на уроке; воспитание ответственности, добросовестности, работоспособности, умения выслушивать товарища.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент. Приветствие, психологический настрой.
Проверка домашнего задания: № 1492 (б): 4,36:(3,15+2,3)+(0,792-0,78)?350
На доске написаны числа на шарах. Ответом к какому действию они являются?
II. Мотивационная беседа с последующей постановкой цели урока.
Итак, великий русский ученый М.В. Ломоносов говорил: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».
Будем приводить в порядок ум.
В каком разряде содержится 8 единиц:
0,598414 – тысячных
8,6719 – единиц
9,687102 – сотых
6827,345 – сотен
235,819 – десятых?
Цель задания: повторить названия разрядов в десятичной дроби, а также на примере последней дроби повторить умножение и деление на 10, 100, 1000.
III. Устная работа.
Выяснить, в каком столбике верно записано число. Написать в квадрате букву ему соответствующую.
3,5?0,2
7
0,7
Р
П
Р
12,5?0,8
10
1
О
О
Е
0,6?100
6
60
Т
Д
Т
11,11:11
1,1
1,01
О
А
О
80:100
0,8
8
К
К
Ш
5,2:5,2
10
1
А
У
А
8,32-1,2
7,12
7,3
С
С
М
«Ротокас» означает название самого короткого в мире алфавита. В нем насчитывается 11 букв, и он используется жителями Папуа Новой Гвинеи. А сколько букв содержит русский алфавит? (33) Буквы какого алфавита используют для обозначения точек, тире? (Морзе)
Дополнительное задание.
Задача от дяди Степы-милиционера: «Мотоциклист едет со скоростью 95 км/ч, а скорость велосипедиста на 76 км/ч меньше. Во сколько раз скорость мотоциклиста больше скорости велосипедиста? Кому из них легче остановиться?» (велосипедисту, т.к. при меньшей скорости короче тормозной путь).
IV. Закрепление изученного материала. Отработка навыков умножения и деления.
Послушайте высказывание А. Эйнштейна: «Мне приходится делить свое время между политикой и уравнениями. Однако уравнение, по-моему, гораздо важнее, потому что политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно». Итак, задание: решить уравнения и найти произведение их корней:
295,1: (x – 3) = 13 (y + 1,02): 3,4 = 6,2
x – 3 = 295,1: 13 y + 1,02 = 21,08
x – 3 = 22,7y =20,06
x = 25,7
xy = 25,7?20,06 =515,542
Ответ:515,542.
Рекомендация: повторить правило умножения десятичных дробей.
V. Пауза. Физкультминутка. Движения на внимание.
Ребята, известно, какое важное значение имеет запятая в русском языке. От неправильной расстановки запятых смысл предложения может резко измениться. Например, «Казнить, нельзя помиловать» и «Казнить нельзя, помиловать». В математике от положения запятой зависит верность или неверность ответа. Ваша задача определить верность постановки запятой в следующих произведениях. Если ответ правильный – сидите, неправильный – встаете!
32,5?1,7 = 5,525
3,3?2,5 = 8,25
11,21?0,8 = 896,8
0,1?0,1 = 0,01
6,4?2,483 = 1589,12
334,7?0,01 = 3,347
Упражнение для глаз. Закройте глаза, сильно зажмурьтесь, откройте глаза. Голову держите прямо, глаза подняли вверх, опустили вниз, посмотрели влево, посмотрели вправо. Голову откиньте назад, опустите вперед так, чтобы подбородок уперся в грудь. А теперь глазки открыли и смотрим на следующий пример: для того, чтобы разделить число 13,266 на 0,12 надо разделить на 12 число: а) 132,66; б) 1,3266; в) 1326,6?
Рекомендация: повторить правило деления десятичных дробей.
VI. Решение задач.
Мы продолжаем решать задачи по теме: «Среднее арифметическое».
Задача 1. Взвешиванием установили массы пяти овец: 28,5 кг, 32,6 кг, 35,1 кг, 30,3 кг и 27 кг. Вычислить среднюю массу овец. (30,7 кг)
Задача 2. Мотоциклист проехал 100 км со скоростью 50 км/ч и еще 120 км со скоростью 40 км/ч. Найти среднюю скорость мотоциклиста на всем пути. (44 км/ч)
Задача 3. Среднее арифметическое четырех чисел 1,4, а среднее арифметическое трех других чисел равно 2,1. Найти среднее арифметическое этих семи чисел. (1,7)
В течение этого времени даются индивидуальные задания некоторым учащимся – выполнить вычисления по схеме.
VII. Веселый блиц-турнир «Думай и соображай»:
1. Какой знак можно поставить между числами 7 и 8, чтобы получившееся число было больше семи и меньше восьми?
2. Назовите какое-либо число, расположенное на координатном луче между 5,2 и 5,3.
3. В комнате веселилось yмух. К ним на праздник прилетело еще 12 мух, но отважный кот Васька все же сумел выгнать 7 мух. Сколько мух продолжает веселиться в комнате?
4. Первая тетенька разговаривает со второй тетенькой и произносит в минуту xслов. Вторая тетенька, разговаривая с первой, произносит в 2 раза больше слов в минуту. Сколько слов скажут друг другу обе разговорчивые тетеньки, если 1 час они будут разговаривать одновременно, не слушая друг друга?
VIII. Домашнее задание.
№ 1535.
IX. Итог урока.
После подведения итога учащимися сам учитель подводит итог: задания на умножение и деление десятичных дробей занимают важное место в курсе «Математика 5». Они развивают вычислительные навыки, а также включены в контрольную работу.
Дополнительное задание: «Внимательно посмотрите на плакат. Вам дается 5 секунд, после чего плакат будет убран, а вы должны сложить три числа, которые были на нем и назвать их сумму». Эксперимент заключается в том, что дана установка: назвать сумму трех чисел. А вопросы будут иметь другое содержание: какое число записано внутри квадрата, треугольника и круга.
Цель задания: тренировка внимания.
Всем спасибо за урок!