- развитие навыков и умений работать со списками и таблицами;
- развитие интереса к предмету, информационной культуры;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных);
- развивать способность анализировать и обобщать, делать выводы, расширение кругозора.
Личностные:
- воспитание усидчивости, самостоятельности, интереса к предмету;
- привить навык индивидуальной и групповой работы;
- развитие коммуникативных УУД.
Оборудование: проектор, презентация «Все арифметические действия с десятичными дробями», ПК, раздаточный материал.
Структура учебного занятия:
Организационный момент;
Актуализация знаний и фиксирование затруднений;
Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из ситуации;
Физкультминутка;
Реализация построенной стратегии, проекта;
Закрепление с проговариванием во внешней речи;
Самоконтроль и самооценка;
Рефлексия учебной деятельности.
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный;
частично-поисковый;
репродуктивный.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Формируемые УУД
Организационный момент
Включение в деловой ритм урока. Приветствует учеников.
Подготовка класса к уроку, проверка готовности рабочих мест, настрой на учебную деятельность.
Личностные: психологическая готовность учащихся к уроку, самоопределение.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Актуализация и мотивация
– Сегодня у нас с Вами будет необычный урок. Мы проведем его в виде игры. Прежде, чем приступать давайте проведем математическую разминку.
У нас на доске сейчас откроется таблица чисел. На ней вразброс записаны десятичные дроби. Ваше задание будет таким: как можно быстрее найти дробь, подходящую по условию. Это задание не адресовано какому-то ряду конкретно, поэтому искать будут все. Кто находит дробь, поднимает руку и читает ее, говоря, в каком ряду и в каком столбике она находится, у остальных будет время исправиться, вдруг кто-то еще найдет дробь, удовлетворяющую условию.
Найти:
– дробь, больше 2,5, но меньше 3; – самую маленькую дробь, находящуюся в промежутке от 2 до 3; – самую большую дробь в промежутке от 1 до 2; – дробь, в которой одна цифра повторяется несколько раз.
Надо учесть, что первое и четвертое задания имеют несколько ответов, это обязательно надо обыграть. За эти задания можно поставить больше баллов.
Слайд 2.
– Молодцы, справились с заданием. Как Вы думаете, о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке? Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. Как думаете, а какая цель нашего урока?
– Молодцы! А теперь заполните пункт №1 в листе самооценки, который у Вас на столе.
Выполняют задания на нахождение значений выражений с использованием известных свойств, тренируют мыслительные способности и учебные навыки.
Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока, заполняют пункт №1в листе самооценки.
Личностные:
развитие навыков сотрудничества, самооценка.
Коммуникативные:
умение высказываться, слушать, дополнять.
Познавательные: рассуждение, анализ.
Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из ситуации
– Итак,для начала нам необходимо выбрать капитанов команд. Для этого я сейчас задам вопрос и кто первый поднимет руку и правильно ответит на вопрос, тот и будет капитаном команды.
При умножении десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д в какую сторону перемещается запятая и на сколько знаков?
При умножении десятичной дроби на 0,1, 0,01, 0,001 и т.д в какую сторону перемещается запятая и на сколько знаков?
При делении десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д в какую сторону перемещается запятая и на сколько знаков?
– Капитаны выбраны и для Вас есть первое задание. Необходимо решить задачу на движение по реке.
Задача 1. Скорость катера по течению реки равна 23,7 км/ч, а собственная скорость катера — 19,8 км/ч. Найдите скорость катера против течения реки
Задача 2. Скорость катера против течения реки равна 24,7 км/ч, а собственная скорость катера — 32,5 км/ч. Найдите скорость катера по течению реки.
Задача 3. Скорость катера против течения реки равна 24,7 км/ч, а скорость течения реки — 2,8 км/ч. Найдите скорость катера по течению реки.
– Ребята, пока капитаны выясняют скорость кораблей, решая задачи, давайте с Вами расшифруем их название.
– Посмотрите на примеры, что они в себя включают? Что нужно вспомнить, чтобы решить их?
Приложение 1. Слайд 5.
– Итак, название кораблей известно, теперь давайте послушаем капитанов. По очереди выходим к доске, читаем задачу и объясняем ее решение.
Определяют алгоритмы решения заданий, выбирают способы решения, контролируют и корректируют решение задач (капитаны оформляют решение задачи на доске, выполняют задание в группах, озвучивают название кораблей).
Личностные:
развитие независимости и критичности мышления, настойчивости в достижении цели.
Регулятивные:
целеполагание и планирование пути достижения, оценка правильности выполнения действий, внесение корректив.
Коммуникативные:
формирование умений организовывать свою работу, принимать точку зрения одноклассников, высказывать свое мнение.
Познавательные:
формирование умений осознанно выбирать эффективные способы решения, применять моделирование и логику рассуждений.
Физкультминутка
Ребята, пока капитаны работают у доски, предлагаю отвлечься и провести физкультминутку.
Я называю Вам дроби и если они десятичные, то Вы поднимаете руки вверх, а если обыкновенные, то поворачиваете голову вбок. Готовы? Начали!
Приложение 2.
Выполняют упражнения.
Личностные: взаимодействие с коллективом при смене деятельности.
Регулятивные:
контроль своих действия по физическим упражнениям, соотносить их с правильными ответами.
Коммуникативные: организация своего участие в единой команде и индивидуально.
Реализация построенной стратегии, проекта
– Для победы каждый из членов команды должен поучаствовать в игре, поэтому предлагаю выполнить следующие задания в команде, но разделив их между собой, каждые 3 человека в команде выполняют свое задание.
Приложение 3.
– Молодцы! Давайте проверим Ваши ответы и заполним лист самооценки.
Каждый участник команды осуществляет учебную деятельность в тетради самостоятельно,
Заполняют пункт№ 2 в листе самооценки
Личностные:
самооценка.
Регулятивные:
развитие оценивания правильности выполнения действий, умение использовать свои знания и математические средства для достижения цели.
Познавательные:
формирование умений решать примеры по выбранному правилу, применение предметных знаний, выбор способов решения задач.
Закрепление с проговариванием во внешней речи;
– Мы с Вами сегодня решали примеры и задачи используя правила вычисления десятичных дробей. Давайте вспомним еще раз эти правила.
Выполняют задания командой.
Личностные:
взаимодействие с коллективом.
Регулятивные:
развитие оценивания правильности выполнения действий, умение использовать свои знания и математические средства для достижения цели.
Коммуникативные: организация своего участие в единой команде.
Самоконтроль и самооценка
– Подходит к завершению наш урок, пора подвести итоги.
Подсчитайте общее количество баллов на вашем оценочном листе и впишите его в последнее пустое окошко.
Заполняют лист оценивания и считают полученные за время урока баллы.
Познавательные:
контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные:
оценка своей деятельности и деятельности других людей
Личностные:
умение подвести итог, оценить свою работу.
Рефлексия учебной деятельности.
– О чем мы сегодня говорили? Какую цель мы поставили сегодня? Достигли ли мы этой цели? Все ли было понятно, все ли успели?
– Хорошо, тогда открываем дневники и записываем домашнее задание. Спасибо за урок.
Отвечают на вопросы учителя.
Записывают домашнее задание.
Познавательные:
Рефлексия.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Личностные:
самооценка на основе критерия успешности.
Приложение 1
1 команда.
2 команда
3 команда
Скорость катера по течению реки равна 23,7 км/ч, а собственная скорость катера — 19,8 км/ч. Найдите скорость катера против течения реки.
Скорость катера против течения реки равна 24,7 км/ч, а собственная скорость катера — 32,5 км/ч. Найдите скорость катера по течению реки.
Скорость катера против течения реки равна 24,7 км/ч, а скорость течения реки — 2,8 км/ч. Найдите скорость катера по течению реки.
Приложение 2
Десятичная дробь – руки вверх, обыкновенная дробь – голову вбок.
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
Задание 1. Найдите ошибки
Задание 2.
Задание 3. Решите уравнение
2 команда:
Задание 1. Найдите ошибки
Задание 2.
Задание 3. Решите уравнение
3 команда:
Задание 1. Найдите ошибки
Задание 2.
Задание 3. Решите уравнение
Приложение 4
Чтобы сложить десятичные дроби или из одной десятичной дроби вычесть другую, надо:
1)уравнять в десятичных дробях число __________ _________ запятой;
2)записать их в столбик так, чтобы запятая оказалась ____ запятой;
3)выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую;
4)поставить в полученном значении суммы (разности) запятую ____ ______________.
Для умножения десятичной дроби на натуральное число надо:
1)умножить десятичную дробь на это число, не обращая внимания на запятую;
2)в полученном значении произведения отделить запятой _________ столько цифр, сколько их отделено запятой в __________________ ________.
Чтобы умножить десятичные дроби нужно:
1)перемножить дроби как натуральные числа, не обращая внимания на запятые;
2)в полученном значении произведения отделить запятой ___________ столько цифр, сколько их __________________________________.
Для того чтобы десятичную дробь на натуральное число, надо:
1)разделить целую часть десятичной дроби на натуральное число и поставить запятую в значении частного, когда закончится деление _____________ части;
2)продолжить деление, не обращая внимания на запятую, при необходимости приписывая _________ справа, после запятой в делимом.
Чтобы разделить десятичные дроби, надо:
1)перенести в делимом и в делителе запятые ________ на столько цифр, сколько их __________ запятой в делителе; если в делимом цифр для переноса запятой не хватает, то к нему можно приписать _________ справа после запятой;
2)выполнить деление десятичной дроби на натуральное число.
При умножении десятичной дроби на 10, 100, 1000и т.д. запятая перемещается __________ на столько знаков сколько ____________________________________________________.
При умножении десятичной дроби на 0,1; 0,01; 0,001 и т. д. запятая перемещается ______________, на столько знаков сколько _________________________________________________.
При делении десятичной дроби на 10, 100, 1000и т.д. запятая перемещается __________ на столько знаков сколько ____________________________________________________.
При делении десятичной дроби на 0,1; 0,01; 0,001 и т. д. запятая перемещается ______________, на столько знаков сколько _________________________________________________