Конспект урока математики по теме «Алгоритмы с повторением (циклом)». Программа 2100
Автор:
Рызыванова Альбина Витальевна
учитель МБОУ «СОШ № 5 г.Пыть-Ях
Тюменской обл.
Конспект урока математики по теме «Алгоритмы с повторением (циклом)». Программа 2100
Цель:
-закрепить представление об алгоритме, схеме алгоритма, видах алгоритмов
-познакомить с алгоритмом с повторением (циклом)
-закрепить умения составлять и выполнять линейные и нелинейные алгоритмы, записывать и читать схемы алгоритмов, используя условные знаки.
Задачи:
1. Предметные: познакомить с новым видом алгоритмов, понимать запись алгоритмов, составлять линейные и нелинейные алгоритмы ( с ветвлениями и циклами)
2. Метапредметные:
а) познавательные УУД:
-развитие внимания, мышления , зрительной памяти учащихся;
- извлекать знания из различных источников(текста, рисунков, схем, условных обозначений);
- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
б) коммуникативные УУД:
- учить детей контролировать свою речь ( строить связной ответ) при выражении своей точки зрения по заданной тематике;
- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;
- взаимодействовать друг с другом ( слушать сравнивать и оценивать ответы других)
в) регулятивные УУД:
-составлять план решения учебной задачи;
- планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;
3. Личностные:
- формирование умения рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия, управлять ими
- прививать учащимся умения общения и сотрудничества, опираясь на этические нормы, уважать мнение других.
Оборудование:
учебник «Математика» (авт. Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких), мультимедийная презентация, проектор, раздаточный материал.
1.Орг. момент.
Комментированная запись числа и вида работы. Слайд
2. Актуализация знаний
А начнём мы наш урок с разгадывания кроссворда. Слайд
- Что такое алгоритм?
(Алгори́тм — последовательность, порядок действий исполнителя для достижения результата)
- Из чего состоит алгоритм?
(из шагов, которые называют командами)
Назовите формы записи алгоритмов.
(словесные, блок-схемы) Слайд
- Что используется для записи блок схем? (геометрические фигуры ) Слайд
- Наш урок – урок-путешествие. А вот куда мы отправимся – вы узнаете, выполнив действия по заданному алгоритму.
Используя данную программу действий, найди значения Х и запиши их в таблицу. Расположи ответы в порядке убывания и расшифруй слово.
-15
+24 1824
х
18
а
а | 3 | 15 | 18 | 20 | 32 | 48 | х | | | | | | | З К С А К А | | | | | | |
| | | | | |
В обычный день, в урочный час
Я в сказки приглашаю вас!
А сопровождать в сказках нас будут алгоритмы.
- Какого вида алгоритм использовался в этом задании?
В сказках, как и в жизни, тоже встречаются алгоритмы.
И чтобы открыть эти ворота в сказку нам нужно создать алгоритм открывания дверей.
Составьте алгоритм открывания двери ключом.
(на листах в паре) на фоне музыки
-Какого вида алгоритм использовался в этом задании? (линейный)
- Ну а так как у нас урок математики выполним математические алгоритмы.
С. 84 № 3
3. Создание проблемной ситуации.
- А вот и волшебный яблоневый сад, в котором нужно собрать яблоки.
Нам нужно составить алгоритм наших действий. Слайд
- Мы положили в корзину одно яблоко, но ведь на нем больше одного яблока. Как продолжить наш алгоритм?
-Наши действия повторились. Как же назвать такой алгоритм?
(алгоритм с повторением)
Есть ли такие в математике?
С. 84 №2
Дайте определение алгоритма с повторением.
Сравним его с выводом авторов учебника. С. 85
4. Применение нового знания
Продолжая наш урок, научимся применять новые знания
а) № 4 с. 85
б) Работа в группах
Алгоритм 1. Оформите в виде алгоритма работу Золушки из сказки «Золушка»
После свадьбы мачеха сразу показала свой злой нрав. Она прекрасно понимала, что рядом с красивой добросердечной падчерицей её родные дочки выглядят ещё некрасивее и уродливее. Поэтому она возненавидела падчерицу и заставляла её делать всю самую трудную и грязную работу по дому.
Так она заставляла Золушку разбирать всю собранную фасоль в две разные корзины: белую – в овальную, а красную - в круглую.
И Падчерица не могла лечь спать, пока не выполнит всю работу.
Алгоритм 2. Оформите в виде алгоритма выбор принцем невесты из сказки «Золушка».
На следующий день принц объявил, что женится на той девушке, которой хрустальная туфелька окажется впору. Принцессы, герцогини и придворные дамы – все пришли во дворец. Принц встречал каждую девушку, примерял им туфельку. Но когда видел, что туфелька не подходила – прощался с ними. Примеряли туфельку и золушкины сёстры, но безуспешно. Тогда Золушка спросила:
- Можно мне попробовать тоже?
Её сёстры рассмеялись. Но принц сказал:
- Я буду примерять туфельку всем девушкам без исключения.
Туфелька свободно надевалась на золушкину ножку, как будто была сделана по ней. Тут же Золушка достала из кармана вторую туфельку, и все застыли в изумлении.
Проверка групповой работы. Защита алгоритма Слайды
5. Домашнее задание.
В гостях у сказок хорошо, а дома лучше.
Откройте дневники, запишем домашнее задание. С. 85 № 5, 6.
На листе формата А4 запишите составьте словесный и соответствующий алгоритм (укажите его тип) выполнения какой-либо работы и оформите свою работу (проявив творческие способности).
6. Рефлексия. Итог урока. Слайд
«Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок!» А какой урок нам сегодня преподали сказки?
- Что нового мы узнали на уроке? (ответ)
– Чему научились?
Сегодня мы составляли алгоритмы к сюжетам сказок. А случаются ли в жизни ситуации, когда мы действуем по алгоритму? Приведите примеры
– Кому сегодня на уроке работалось легко, и он может поделиться полученной информацией с другими?
– Кому пока было трудновато?
– Кто или что вам помогло справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Какую бы отметку вы себе поставили?
Я не сомневалась, что все вы знаете и любите сказки, каждый из вас получит оценку за практическую работу, и хотелось бы отметить наиболее активных участников урока (выставляются оценки).