создать условия для формирования умения решать квадратное уравнение с помощью формулы;
определять количество корней квадратного уравнения в зависимости от знака дискриминанта;
создать условия для отработки умений оформлять решения квадратного уравнения по правилам;
формировать умение решать квадратные уравнения при различных значениях дискриминанта.
Задачи:
обучающие:
научиться решать полные квадратные уравнения с помощью полученных формул, уметь применять и преобразовывать знаки и символы математического языка для решения учебных и познавательных задач;
знать виды формулы корней квадратных уравнений.
развивающие:
развивать деятельность умение применять данные формулы;
развивать логическое мышление учащихся
воспитательные:
воспитать стремление к достижению цели;
интерес к математике, внимательность, аккуратность.
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Проверочная работа
1. Выпишите коэффициенты a, b, c квадратного уравнения:
Для мотивации изучения общей формулы корней квадратного уравнения достаточно обратить внимание учащихся на д в а м о м е н т а:
1) решение квадратных уравнений выделением квадрата двучлена часто приводит к громоздким преобразованиям;
2) каждый раз, решая квадратное уравнение данным приёмом, мы повторяем одни и те же шаги (алгоритм).
Указанные пункты позволяют предположить, что можно провести рассуждения о решении квадратного уравнения приёмом выделения квадрата двучлена для уравнения общего вида.
Для наглядности и осознанности восприятия можно процесс вывода формулы корней квадратного уравнения разбить на несколько шагов, записывая при этом на доске параллельно решение конкретного уравнения и уравнения общего вида.
2х2 + 3х + 1 = 0
ах2 + bx + c = 0, a ≠ 0
Ш а г 1. Преобразуем уравнение в приведённое
х2 + = 0
х2 + = 0
Ш а г 2. Представим второе слагаемое в виде удвоенного произведения, в котором один из множителей есть х
Ш а г 3. Прибавим к левой части уравнения выражение и вычтем его:
Ш а г 4. Выделим квадрат двучлена:
Ш а г 5. Решим полученное уравнение:
Замечаем, что в левой части уравнения находится квадрат выражения (двучлена). Количество корней уравнения зависит от знака правой части уравнения. Более того, 4а2 0 для любого а ≠ 0, значит, для решения важен только знак выражения b2 – 4ac. Так появляется понятие дискриминанта D = b2 – 4ac («дискриминант» в переводе с латинского – различитель).
После рассмотрения вопроса о количестве корней квадратного уравнения и вывода их общей формулы полезно вывесить на доску плакат:
Решение квадратного уравнения ax2 + bx + c = 0, a ≠ 0;
D = b2 – 4ac.
Если D
Если D = 0, то x = .
Если D 0, то x = .
IV. Формирование умений и навыков.
На этом уроке основное внимание следует уделить вопросу определения количества корней квадратного уравнения с помощью дискриминанта. Желательно, чтобы учащиеся за урок выучили формулу D = b2 – 4ac и хорошо усвоили алгоритм нахождения корней квадратного уравнения.
1. № 533.
2. Докажите, что уравнение не имеет корней:
а) х2 – 5х + 9 = 0;
б) 3х2 – 7х + 18 = 0;
в) t2 – 2t + 8 = 0.
3. Убедитесь, что уравнение имеет единственный корень, найдите этот корень: