Конспект урока
1. Тема: «Число и цифра 7»
2. Предмет: математика
3. Класс: 1
4. Автор разработки: Гладышева Ольга Николаевна, учитель начальных классов
5. Образовательное учреждение: ГБОУ СОШ №2 «Образовательный центр»
6. Город/муниципальный район: с. Кинель - Черкассы, Кинель – Черкасский район
7. Краткое описание. При определении цели и задач урока были учтены программные требования, содержание учебного материала, уровень знаний и умений учащихся. Учащиеся были включены в процесс целеполагания и планирования учебной деятельности. Все этапы урока логически последовательны, взаимосвязаны и подчинены теме, цели и задачам урока.
8. Тип урока: урок «открытия» нового знания
9. Форма организации: урок
10. Представление о результатах:
Личностные результаты: ценностное отношение к процессу получения числа 7;
осознание учащимися ценности изучаемого способа получения числа 7;
осознание практической важности обозначения числа 7 на письме;
ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Метапредметные результаты: умение принимать и сохранять цель урока;
умение находить способы решения поставленной цели по получению и обозначению числа 7 на письме;
умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;
умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения;
умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Предметные результаты: знание о числе 7;
формирование математического мышления – число 5 как математическая основа построения других чисел (в конкретном случае – числа 7);
использование схем при выполнении заданий;
умение применять знания в жизненных ситуациях;
умение решать примеры на сложение.
11. Цель урока: формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению и применению способов действий получения числа 7.
№ п/п
Этап урока
Цель
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Результат
1.
Организационный момент
Формирование самооценки готовности к уроку
Создание ситуации для оценки готовности к уроку.
Управляет оценкой готовности учащихся.
Мотивирует учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки:
- Улыбнитесь друг другу, подарите хорошее настроение.
- Кто из вас готов отправиться за новыми знаниями? (Ответы детей: мы все готовы).
Сегодня на уроке мы с вами узнаем что-то новое и постараемся помочь друг-другу, если в этом будет необходимость.
Оценивают свою готовность, настрой на работу.
Оценивают себя по алгоритму:
- сяду правильно;
- проверю, все ли
принадлежности на своих местах;
- готов ли слушать учителя.
2.
Актуализация знаний.
Актуализа-
ция знаний о числовом ряде.
Организует наблюдение детей за подобранным заданием, направленным на повторение необходимых понятий для дальнейшей работы на уроке.
- Назовите числа, которые стоят между 2 и 9?
Назовите предыдущее и последующее число 4?
Какое число при счёте называют перед числом 7?
Что мы называем числом, а что цифрой, где их встречаем?
Подводит к итогу, что мы знаем, умеем?
Воспринимают задание, наблюдают, анализируют, выполняют, предъявляют результат.
Отвечают на вопросы, высказывают собственную точку зрения.
Оценивание выполнения задания.
3.
Постановка цели урока.
Формирование представления о результате деятельности.
Организует и управляет ситуацией целеполагания.
- Посмотрите на числовой ряд: 1, 2, 3, 4, 5, 6, *, 8, 9, 1, 0.
- Какое число потерялось?
Напишите число 7.
Как поняли задание? Что получилось? Почему результат получился разный?
- Как получить число 7?
- Что можно сказать о результате вашей работы? Почему получились разные способы образования числа?
- В чём наша проблема?
- Значит, какая тема урока?
Мотивирует учащихся на дальнейшую работу.
Читает загадку о днях недели.
- Братцев этих ровно семь. Вам они известны всем. Каждую неделю кругом ходят братцы друг за другом. Попрощается последний – появляется передний.
- Выполним задание № 1 на с. 74 в учебнике.
- Сколько рабочих дней в неделе?
Сколько выходных дней в неделе?
А каким математическим действием можно найти общее число дней в неделе?
Какие числа надо будет сложить?
Как называется число, которое получится в результате сложения чисел 5 и 2?
Выделяют проблему, как написать цифру и как получить число 7.
- Потерялось число 7.
Выполняют индивидуально, листочки вывешиваются на доске. Результаты сравниваются.
- Мы не знаем, как правильно писать цифру 7.
Работа в парах.
На основе счётного материала, образуют число 7 разными способами.
- Мы разными способами составили число 7.
- Мы должны узнать, как правильно писать цифру 7, как получить число 7.
Дети говорят отгадку (дни недели).
- Действием сложения.
- 5 и 2.
- Число 7.
Оценка и рефлексия собствен
ной и коллектив
ной деятельности.
4.
Первичное
восприятие и усвоение нового теоретическо-го учебного материала.
Формирование умения выбирать способ действий по образова-нию числа 7.
Организует деятельность по наблюдению за внешним видом числа 7 через рисунок, стихи, историческую справку, образец написания цифры.
- Где в жизни вы встречались с числом 7?
- Пригодятся ли вам знания в жизни о числе 7?
- В древности число 7 считали магическим, священным. Возможно это связано с тем, что человек воспринимает окружающий мир (свет, запахи, звук, вкус) через семь «отверстий» в голове. Давайте посчитаем.
Когда-то семерка была самым большим числом, поэтому часто встречается в пословицах и поговорках в значении «всё»: «Лук от семи недуг», «Семеро одного не ждут».
-Вспомните сказки, в которых тоже встречается по семь героев.
-Посмотрите на цифру 7. На что похожа?
- Сейчас мы с вами поучимся писать эту цифру. Но сначала подготовим пальчики, т. е. выполним гимнастику.
-Посмотрите, как пишется цифра 7 (пишу на доске с объяснением),
обведите по воздуху цифру на табличке.
- Найдите среди знаков цифру 7. Сколько раз она вам встретилась? Запишите в тетрадь.
- Цвета радуги, дни недели, в пословицах и поговорках, сказках, семь чудес света, России.
- Два глаза, два уха, две ноздри и рот. Всего 7.
Работа с пословицами.
«Белоснежка и семь гномов», «Волк и семеро козлят», «Цветик -семицветик», «Семеро храбрецов».
Сравнивают знаки с образцом в задании № 2 с. 74, анализируют, делают вывод.
В тетради на ПО с.88 №1. Взаимопроверка тетрадей.
Оценива-ние своей деятельности.
5.
Применение теоретичес-ких положений в условиях выполнения упражнений и решения учебных задач.
Примене-ние способов получения числа 7 при решении практичес-ких задач, опираясь на схемы.
- Нарисуй 7 кругов в ряд. Первый круг раскрась красным цветом, а последний – синим.
- Каким цветом раскрашен седьмой из нарисованных кругов?
- Сколько кругов расположено между первым и седьмым?
Между пятым и седьмым? Между вторым и седьмым? Между первым и пятым?
Организует работу с фишками в учебнике.
- Какой по счёту справа налево нарисована груша?
- Если дорисовать одно яблоко справа, какой будет груша по счёту справа?
- А какой будет груша по счёту справа, если дорисовать яблоко не справа, а слева?
- Слева или справа нужно дорисовать яблоки, чтобы груша стала СЕДЬМОЙ по счёту справа?
- Сколько яблок для этого нужно дорисовать?
Рисуют в тетради в клетку.
Выполнение заданий по учебнику №3,№4 с.74-75.
Выполнение заданий по учебнику №6 с.75.
-Чтобы груша стала седьмой ПО СЧЁТУ СПРАВА, надо поставить две фишки справа четвёртого яблока на рисунке.
Умение применять знания на практике.
6.
Самостоя-тельное, творческое использова-ние сформирован-ных умений и навыков.
Приобретение способа действий по достиже-нию целей; умение работать самостоя-тельно.
Организация самостоятельной работы по тетрадям на ПО с. 88-89, №2-7 по выбору учащихся
Знакомятся с заданием. Выполняют, опираясь на алгоритм действий.
Оценива-ние умения работать самостоя-тельно
7.
Динамиче-ская пауза.
Формирование ценностно-го отношения к своему здоровью.
Организация и проведение «физминутки» с пояснениями, позволяющими обучающимся понять значимость упражнений (ценностное отношение к здоровому образу жизни).
Выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения, упражнение на внимание под музыку.
Оценить выполне-ние упражне-ний.
8.
Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний, умений и навыков.
Закрепле-ние имеющихся математических знаний, умений и навыков.
Организует фронтальную проверку правильности выполнения задания с опорой на доску.
Организация фронтальной работы по систематизации знаний.
Сверяют результаты своей работы с предложенным решением.
Выполнение заданий по тетради на ПО с. 90, №8 с последующей взаимопроверкой.
Оценива-ние успешнос-ти своей деятельности.
9.
Рефлексия деятельности.
Развитие рефлексив-ных умений.
Создание ситуации для осмысления всей работы на уроке.
- Что нового узнали на уроке?
- Понадобятся вам эти знания в жизни?
- Что особенно понравилось?
Нарисуйте лицо, выразив свое настроение.
-Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились.
Высказывания учащихся.
Считают, рассказывают о своей работе, трудностях. Выставляют себе итоговую оценку в виде своего настроения.
Умение
оценивать правиль-ность
выполне-ния действия на уровне адекватной
ретроспек-тивной оценки.
10
Контроль за процессом и результатом учебной деятельности
Формирование самоконтроля и самооценки собствен-ной деятельности.
Предлагает вспомнить критерии оценивания, дает время для самооценки, выслушивает результаты.
Проговаривание критериев оценки. Самооценка.
Оценива-ние самоконтроля.
Литература:
1. А.Л. Чекин. Математика: Методическое пособие для учителя, 1 класс – М.: Академкнига/Учебник, 2013.
2. А.Л. Чекин. Математика: Учебник, 1 класс - М.: Академкнига/Учебник, 2013
3. Сост. Р.Г. Чуракова. Программы по учебным предметам, 1-4 кл. 1 часть. М.: Академкнига/Учебник, 2013
Интернет-ресурсы:
- http://pedsovet.org
- http://festival.1september.ru