Тема: Взаимно обратные числа. Учитель математики Никищенко Ирина Ивановна
Тип урока: урок изучения нового.
Цели обучения:
Обучающие: раскрыть содержание понятия «взаимно обратные числа», используя методы индукции, дедукции, анализа, синтеза.
Развивающие: продолжить развитие учебно- познавательной компетентности, коммуникативной и смысловой компетенции.
Воспитательные: воспитывать культуру общения, создавать условия для самооценки учащихся.
В результате ученик:
- знает определение взаимно обратных чисел;
- умеет находить число, обратное: а) натуральному числу, б) дробному числу, в) смешанному числу.
- определять, являются ли числа взаимно обратными.
Этапы урока:
- Организационный момент. Мотивация.
- Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.
- Физкультминутка.
- Изучение и усвоение новых знаний и способов деятельности.
- Первичная проверка усвоения новых знаний.
- Домашнее задание.
- Итог урока. Рефлексия.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащиеся
- Организационный момент. Мотивация.
ВРЕМЯ: 2 мин
Здравствуйте. Сегодня на уроке, ребята, нам предстоит выполнить серьезную работу – мы попытаемся совершить маленькое, но самостоятельное открытие.
От вас потребуется усидчивость, внимание, настрой на работу – в общем показать, что вы умеете работать на отлично.
- Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.
2.1.Актуализация знаний и умений учащихся.
ВРЕМЯ: 2,5 мин
На парте у вас у каждого лежат листыс заданиями. Достаньте лист с заданием №1
Слайд 3
- Распределите числа 15; ; ; 2; 7 0,66; 18 ; 12,54; 100 в таблицу:
Натуральные
Десятичные дроби
Обыкновенные дроби
Смешанные числа
Работаем на листочках в течение 2 минута
Работают с заданием.
Проверим вашу работу.
Слайд 4
Все проверили? Если у вас все правильно, поставьте себе оценку – 5, если одна ошибка – 4, две ошибки – 3, более 3 ошибок -2.
Передайте листочки на 1 парту.
Высказывают свои замечания. Поднимают руки.
- Мотивация работы.
ВРЕМЯ:6 мин
Какие действия вы умеете выполнять с натуральными числами?
Складывать, вычитать, умножать, делить.
Какие действия вы умеете выполнять с десятичными дробями?
Складывать, вычитать, умножать, делить.
А какие действия вы умеете выполнять с обыкновенными дробями и смешанными числами?
Складывать, вычитать, умножать.
А что не умеете делать?
Делить.
Так вот, ребята, правило деления обыкновенных дробей и смешанных чисел вам предстоит изучить в недалеком будущем, но для этого нужно знать одну тему, которую вы для себя сегодня откроете и изучите.
Следующее задание вы вновь выполняете на листочках.
Решаем задание №2 самостоятельно в течение 3 минут.
Слайд 5
Учащиеся работают самостоятельно.
В-1
- •
•
• 5
•4
В-2
- •
- •
- •
- 0,5 • 2
- 1,25 • 0,8
Закончили работу. Обменяйтесь с соседом по парте листочками. Проверьте работу товарища. Если верно, ставим +, неверно -.
Слайд 6
Правильные ответы на слайде.
Слайд 7
Оцените работу:
5 верно выполненных заданий – «5»
4 верно выполненных задания – «4»
3 верно выполненных задания – «3»
менее 3 заданий - «2»
Выставите оценку в графу оценка.
Передайте мне листочки.
Проверяют и оценивают работу.
- Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы.
ВРЕМЯ: 5 мин
Слайд 8
Вернемся еще раз к самостоятельной работе. Что общего во всех этих заданиях?
В ответе везде получается 1.
Слайд 9
Обратимся к 1 примеру. Что можно сказать о первом множителе? О втором? Чем они отличаются?
Предполагаемые ответы учащихся: они перевернутые и т.д.
Слайд 10 (Щелчок – щелчок – щелчок –щелчок)
Давайте вместе выберем подходящее название этим числам.
- перевернутые
- обратные
- взаимно обратные.
Выбор учащихся.
2.4 Постановка учебной задачи (цели) урока.
ВРЕМЯ: 5 мин
Итак, в ходе работы вы «обнаружили» новое для вас понятие «взаимно обратные числа».
Как вы думаете, какова же тема нашего урока.
Слайд 11 (щелчок – щелчок)
Взаимно обратные числа
А цель урока?
Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число. Классная работа и тему урока.
Изучить взаимно обратные числа
Давайте вместе составим план изучения нового понятия.
Слайд 12 (каждый пункт – свой щелчок)
План:
1.Какие числа называются взаимно обратными?
2.Как записать число, обратное ?
3. Как найти и записать число, обратное натуральному числу?
4. Как найти и записать число, обратное смешанному числу?
5. У всех ли чисел есть взаимно обратные?
6. Зачем нужны взаимно обратные числа?
Рассуждают, приходят к выводу.
План составлен, нам предстоит с вами большая работа, поэтому я предлагаю вам вместе со мной сделать комплекс упражнений, чтобы поднять тонус всего организма.
3.Изучение и усвоение новых знаний и способов деятельности.
Время:
План работы известен. Давайте выясним, как можно добыть новую информацию.
Ответы: а) прочитать в учебнике, б) спросить у друзей, у взрослых, в) поискать в Интернете.
Какой способ добычи информации нам более приемлем.
Ответы: прочитать в учебнике, поискать в Интернете.
Чтобы работать более оперативно, работать будем парами. (Парта- пара).
Правила работы в группе: говорить самому, но и слышать других.Дисциплина - прежде всего.
Разбиение на группы.
Каждая пара получает карточку задание по нашему плану. Быстро распределите роли, кто, чем будет заниматься.
Работать со своим вопросом вы будете в течение
3- 5 минут.
Ваше время истекло.
Давайте заслушаем ответы пар и по ходу ответов составим кластер.
Слайд 13(по щелчку ответ на каждый вопрос)
4.Физкультминутка
ВРЕМЯ: 1 мин
Комплекс упражнений.
Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,
А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.
На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.
На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам
Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись
Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.
На счет шесть прошу всех сесть.
Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я.
Повторяют за учителем.
Итак, мы изучили с вами новое понятие, а теперь давайте поучимся находить числа, обратные данным, играя.
Правила игры таковы. Я называю число. 1 группа называет обратное ему число, а затем свое число называет следующей группе и так по цепочке.
Время: 1 мин
Работа групп по цепочке.
Следующее задание:
Слайд 14
Выпишите в тетрадь те пары чисел, которые являются взаимно обратными:
1) и ; 2) и ; 3) и ; 4) и 7; 5)2 и ; 6)3 и 0,1
Работают в тетрадях 2-3 мин
Проверим. Слайд 15
5.Первичная проверка усвоения знаний.
Время 7 мин
Вы сегодня много рассуждали, много нового открыли ля себя. Но для того, чтобы выяснить, все ли вам понятно, предлагаю выполнить проверочный тест.
Время работы 5 минут.
1)Взаимно обратными называются два числа …., которых равно 1.
а)сумма, б) произведение, в) разность.
2) Найдите число, обратное числу 8:
а) 1, б) не знаю, в).
3) Найдите число, обратное :
а) ; б) 1,6; )44, г) 32.
4) Найдите число, обратное 4 :
а) ; б) 5; в) ; г) .
5) Будут ли взаимно обратными числа 3 и 2 ?
а) да, б) нет
Решают тест
Слайд 16.
Ответы: 1.б) 2.в) 3.а) 4. г) 5. б)
Проверяют работы и оценивают себя.
6. Итог урока
6.1.Подведение итогов урока.
Время 5 мин
Вначале урока я вам говорила, что вы сегодня совершите маленькое, но собственное открытие. Так какое открытие вы сделали на уроке?
Ответы учащихся.
Урок подходит к концу. Давайте вспомним, какую цель мы пытались достичь на уроке.
Изучить взаимно обратные числа.
Давайте вернемся к плану, который мы составили в начале урока.
Слайд 17
Даю вам 1 минуту на то, чтобы вы подумали, что вам непонятно, что вам понравилось, и довольны ли вы своей работой.
Все ли вопросы мы смогли разобрать на сегодняшнем уроке?
Нет. У нас остался последний вопрос.
Найти ответ на этот вопрос – цель следующих уроков.
6.2. Оценка деятельности учащихся на уроке.
Учитель предлагает двум – трем учащимся высказаться по следующим вопросам:
Слайд 18
1)Доволен ли я своей работой на уроке?
2)Что я не понял?
3)Какой момент мне больше всего понравился?
4) К обсуждению каких вопросов мне хотелось бы вернуться?
Затем учитель подводит итог урока, касающегося личного участия ребят в открытии нового для них знания; отмечает, кто как себя проявил.
Высказывания учащихся.
6.3 Задание на дом
П.16.№591(б), №592(а-в)
Благодарю за урок.