Урок математики в 1 классе по программе «Школа 2100»
Тема урока: «Задача».
Цель урока: создать условия для развития познавательных общеучебных действий, в которых ученик сможет:
-познакомиться с понятием «текстовая задача» и с её частями (условие, вопрос, выражение, решение, ответ);
-моделировать текст задачи с помощью схем-отрезков;
-научиться оформлять решение задачи в тетради;
-закрепить навыки счета в пределах 10;
-научиться сравнивать, доказывать, рассуждать;
-работать в коллективе;
-оказать помощь товарищу.
Оборудование: схемы отрезков, схемы задач, модели задач, снежинки, конверт с письмом, карточки с предметами.
Ход урока:
Орг.момент
Прозвенел звонок
Начинаем наш урок!
2.Актуализация знаний.
-А теперь проверим вашу готовность к уроку. Возьмите простой карандаш. Я буду показывать карточку с рисунком (2 секунды), а вы его зарисовываете в тетрадь (прямоугольник с тремя точками внутри, круг внутри, которого маленький кружок, квадрат с диагональю внутри, цифра 5, римская цифра 5).
-Давайте проверим, все ли готовы к уроку и внимательны. Расскажите, что вы изобразили в тетради ( выставляются карточки по ходу объяснения).
-Покажите арабскую цифру 5, римскую.
-Молодцы!
-Ребята, а какое время года сейчас? (зима)
-Назовите признаки зимы.
-А сейчас отгадайте загадку и отгадку скажите хором:
С неба мы зимой слетаем
Словно бабочки порхаем
Покрываем все вокруг
Лес речку, дом и луг
Мы- блестящие пушинки,
Мы- веселые …. (снежинки)
-Вот наши снежинки ( слайд №2). Разбейте их на группы ( одна большая снежинка и 4- маленькие).
-По какому признаку разбили снежинки? (по размеру)
-Составьте из карточек с цифрами (математические наборы у каждого на парте) числовые выражения по рисунку, придумайте рассказ к каждому выражению с вопросом. Рассказ вы можете начать так: « В небе порхали….», а можете по-своему.
4+1=5 1+4=5
5-4=1 5-1=4
Прочитайте выражения. Используя слова-помощники: целое, часть, слагаемые, сумма.
-Найдите схемы-отрезки, подходящие к числовым выражениям. Докажите, что схема-отрезок подходит к выражению. Покажите карточкой номер схемы-отрезка.( слайд №3
-Почему 2 схема- отрезок подходит к двум числовым выражениям? ( От перестановки слагаемых сумма не меняется).
-Какая схема-отрезок лишняя? (3). Почему? Докажите. (целое одинаковое, а части разные).
-Что повторили и вспомнили на этом этапе урока?
3.Физ.минутка.
-А теперь изобразим снежинок и отдохнем. Учитель читает загадку о снежинках и показывает движения.(слайд №4)
4. «Открытие» нового знания и формулирование темы урока.
1) Стук в дверь ( заходит ученица школы из старшего класса)
-Здравствуйте, ребята! Вы ученики 1-а класса? (Да).
-Вам письмо, возьмите, пожалуйста. (уходит)
-Спасибо.
-Ребята, давайте узнаем, кто прислал нам это письмо, прочитайте: Катя Иванова ученица 1 класса.
-Давайте прочтем письмо (читает ученик начало письма)
Дорогие ребята!
Помогите, пожалуйста, сравнить два рассказа. Скажите, чем они похожи и чем отличаются.
Читает учитель:
1 рассказ. На лесной полянке росли 5 маленьких и 1 большая ёлочки. Сколько елочек росло на полянке?
2 рассказ. На лесной полянке росло 5 маленьких и 1 большая елочки. Красивые были елочки?
Давайте поможем Кате.
-Чем похожи рассказы? ( говорится о маленьких и больших елочках, одинаковые числа).
-Чем отличаются рассказы? ( разные вопросы, чтобы ответить на вопрос 1 рассказа, нужно вычислять, а во 2- не нужно).
-Как вы думаете, какой из этих рассказов можно найти в учебнике математики, а какой в книге для чтения?
-Кто знает как на языке математики называется 1 рассказ? (предположения учащихся).
-Проверим эти предположения. В этом нам поможет наш учебник «Моя математика» стр. 36.
-Читаем 1 задание. Прочитайте текст слева, справа. Сравните рассказы про елочки с рассказами в учебнике.
-Какой рассказ про елочки можно назвать ЗАДАЧА? (1).
-Какова же тема нашего урока? (Задача).
-Чем отличается текст задачи от текста условия? ( текст задачи содержит условие и вопрос). Что сообщается в условии задачи? (то, что известно). Что хотят узнать, задавая вопрос? (узнать, то, что неизвестно). Из каких частей состоит задача? (условие и вопрос).
-Какую задачу можно составить по Катиной модели рисунку? (слайд № 5) ( У Кати было…. Она добавила еще… Сколько стало?).
-Проговорите условие задачи, что известно. Задайте вопрос задачи.
-Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (решать задачи). (слайд №6 схема-алгоритм решения задачи).
-Что мы должны сделать сначала? (составить схему). Открываем тетради, чертим схему задачи. Что нужно сделать потом? (составить выражение. Запись в тетради: 7+2).
-Следующий этап решения задачи? (найдем значение выражения: 9).
-И последний этап? (запишите ответ задачи).
-Из каких же частей состоит задача? Что нужно. Чтобы решить задачу? (слайд № 7).
5.Динамическая пауза.
6. Первичное закреплении изученного.
Задачу про нашу Катю поместили в учебнике на стр. 37, задача №3.
-Прочитайте задачу. Прочитайте условие задачи. Что известно? Прочитайте вопрос задачи. Что неизвестно? Возьмите простой карандаш и заполните схему в учебнике.
-Сколько было груш? (3). Это целое или часть?
-Сколько съела Катя груш? (1). Это целое или часть?
-Что нужно узнать? Нужно узнать целое или часть? (часть). Как найти часть? Составьте выражение и запишите его в тетрадь. Найдите значение выражения. (1 ученик работает на переносной доске).
Проверка: 3-1=2 (г.)
-Какой ответ составим? ( 2 груши осталось у Кати). Запись в тетради: Ответ:2 груши. Какое опасное место встретили?( Ши пиши с гласной и). Подчеркните его.
-Найдите модель, которую можно использовать для задачи? (слайд № 8)
-Измените условие и вопрос, чтобы эта задача решалась сложением. Покажите номер модели.
Почему? Докажите.
-Посмотрите Катя прислала в письме задачу для самых смекалистых.
Как из 8 палочек сложить прямоугольник? Сколько есть способов решить эту задачу?
Возьмите 8 счетных палочек и попробуйте решить задачу Кати. Если нашли еще способ, возьмите еще 8 палочек. Как еще можно назвать полученную фигуру? (Квадрат, замкнутая ломаная).
7. Рефлексия. (слайд №9)
-Какое новое знание мы сегодня «открыли»?
-Чему научились? Как вы думаете, мы помогли Кате?
-Чем запомнился урок? Спасибо за участие и помощь на уроке.