Конспект урока математики "Нахождение дроби от числа" 6 класс
Конспект урока математики "Нахождение дроби от числа" 6 класс
1. Тема: «Нахождение дроби от числа и числа по дроби», п.14 место урока в теме – первый
2. Цель урока: формирование познавательных учебных действий и способностей учащихся организовать изучение решения задач по теме урока, формировать познавательные учебные действия и способности
3. Задачи:
предметные: познакомить с задачами на нахождение дроби от числа и решением их с помощью умножения; сформулировать правило нахождения дроби от числа.
метапредметные: (формирование регулятивных УУД) развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
личностные: (формирование коммуникативных и личностных УУД) формировать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
4. Тип урока: урок открытия нового знания.
5. Методы:
по источникам знаний: словесные, наглядные;
по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
6. Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.
8. Структура и ход урока представлены в технологической карте урока (таблица 3). На каждом этапе урока учитель и учащиеся выполняют конкретные действия (таблица 4), связанные с задачами этапов и познавательными УУД.
Технологическая карта урока № 1 по теме «Нахождение дроби от числа»
Урок «открытия» нового знания направленный на развитие и формирование УУД в соответствии с темой проекта
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики "Нахождение дроби от числа" 6 класс »
1. Тема: «Нахождение дроби от числа и числа по дроби», п.14 место урока в теме – первый
2. Цель урока: формирование познавательных учебных действий и способностей учащихся организовать изучение решения задач по теме урока, формировать познавательные учебные действия и способности
3. Задачи:
предметные: познакомить с задачами на нахождение дроби от числа и решением их с помощью умножения; сформулировать правило нахождения дроби от числа.
метапредметные: (формирование регулятивных УУД) развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
личностные: (формирование коммуникативных и личностных УУД) формировать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
4. Тип урока: урок открытия нового знания.
5. Методы:
по источникам знаний: словесные, наглядные;
по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
6. Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.
8. Структура и ход урока представлены в технологической карте урока (таблица 3). На каждом этапе урока учитель и учащиеся выполняют конкретные действия (таблица 4), связанные с задачами этапов и познавательными УУД.
Технологическая карта урока № 1 по теме «Нахождение дроби от числа»
Урок «открытия» нового знания направленный на развитие и формирование УУД в соответствии с темой проекта
Технологическая карта урока
Таблица 3
№ п/п
Содержание
этапа
Название
используемых ЦОР и ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 5)
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Познавательные
универсальные учебные действия
Время, мин
1. Организационный этап
1
Приветствие учащихся.
Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания
Создаёт эмоциональный настрой на работу
Принимают сообщение учителя.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
1
2. Актуализация знаний
2
Вступительное слово учителя.
Устный счет.
Беседа с проблемным вопросом по будущей теме.
Формулирует задание для парной работы, обеспечивает мотивацию выполнения творческого задания, организует взаимопроверку, подводит обучающихся к выводу о теме урока
Выполняют задания по карточкам, закрывают поле «Лото», из букв незакрытых клеток составляют слово, отвечают на вопросы учителя
Выполнение знаково-символических действий, построение логической цепочки; подведение под понятие
7
3. Мотивация учебной деятельности учащихся
3
Сведения из истории. Формулировка цели урока. Постановка проблемы
Модуль 1 «Историческая задача»
Предлагает решить историческую задачу.
Совместно с учениками формулирует тему и цель урока. Выдвигает проблему
Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Записывают тему урока
Руководит деятельностью учащихся по работе с ЭОР, организует проговаривание примера вслух
Повторяют алгоритм умножения
Структурирование знаний. Анализ объектов.
Построение логической цепи рассуждений.
3
5
Введение правила нахождения дроби от числа
Модуль 3
«правило нахождения»
Руководит деятельностью учащихся по работе с ЭОР, подводит под понятие, задаёт вопросы
Проговаривают правило, делают запись схемы умножения в тетрадь, отвечают на вопросы, придумывают примеры
Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.
Построение логической цепи рассуждений
2
6
Решение более сложных задач
Модуль4
Решение бо-
лее сложных задач
Руководит деятельностью учащихся по работе с ЭОР, организует беседу по уточнению первичных знаний
Решают анализруют
Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.
Построение логической цепи рассуждений
3
5. Физкульминутка
7
Проводит физкультминутку
Выполняют физкультминутку
2
6. Первичное закрепление
8
Самостоятельная работа с взаимопроверкой
Модуль 5
«Ответы для самостоятельной работы»
Формулирует задание по вариантам, контролирует выполнение самостоятельной работы, организует взаимопроверку
Самостоятельно решают задачи, осуществляют само и взаимопроверку, выставляют оценки в бланки
Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.
Анализ объектов и синтез
4-5
7. Применение знаний и умений в новой ситуации
9
Решение исторической задачи
Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке, проводит параллель с новым материалом, организует обсуждение способов решения,
Работают парами, решают задачу, объясняют свои решения, называют правило, на которое они опирались
Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.
Анализ и синтез объектов
10
8. Подведение итогов урока
10
Самооценка результатов деятельности учителя и всего класса
Подводит итоги работы в классе.
Отвечают на поставленные вопросы.
Проставляют в лист контроля баллы, набранные на уроке
Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.
Анализ и синтез объектов
2-3
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
11
Дифференцированное домашнее задание
Комментирует домашнее задание
Записывают дифференцированное домашнее задание
1-2
10. Рефлексия.
12
Рефлексия детей по поводу психоэмоционального состояния,
мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке
Оценивают свою работу и работу одноклассников
1-2
Всего
45
2.2.2. Сценарий урока по математике по теме проекта
с использованием одной из новых педагогических технологий
Урок № 1 по теме «Нахождение дроби от числа»
1. Тема: «Нахождение дроби от числа»
2. Обобщенная цель урока: формирование познавательных учебных действий и способностей учащихся организовать изучение решения задач по теме урока, формировать познавательные учебные действия и способности
3. Задачи:
предметные: познакомить с задачами на нахождение дроби от числа и решением их с помощью умножения; сформулировать правило нахождения дроби от числа.
мета предметные: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
личностные: формировать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
4. Тип урока: открытия нового знания
5. Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.
7. Структура и ход урока представлены в таблице 4. На каждом этапе урока учитель и учащиеся выполняют конкретные действия, связанные с задачами этапов и познавательными УУД.
Таблица 4
Деятельность учителя
1. Организационный этап
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку; Добрый день, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелай те хорошего настроения! С каким настроением вы пришли на урок математики?
Математика, друзья,
Абсолютно всем нужна.
На уроке работай старательно
И успех тебя ждет обязательно!
Деятельность учеников
Принимают сообщение учителя
2. Актуализация знаний
1. Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета (работа в парах)
Возьмитесь за руки, покажите, что вы пара.
У вас на столах лежит карточка лото. Ребята, вы сможете сложить слово, если правильно решите примеры и вычеркните их ответы в своей карточке..№ 508 (а; б) и № 510 (а).
и
100-89
80*4
0.7*0.7
2.8:7
0.72;3.6
Переверните карточки Из соответствующих букв составьте слово. (Дробь)
2. Мотивация. Подготовить учащихся к восприятию нового материала, решив задачи:
а) Маша нашла в лесу 20 грибов, из них грибов были белыми. Сколько белых грибов нашла Маша?
Решение.
– Задачи этого типа мы решали в 5 классе.
20 : 5 · 2 = 4 · 2 = 8 (белых) грибов.
б) Мама дала Коле 12 конфет; Коля съел этих конфет. Сколько конфет осталось у Коли?
1) 12 : 4 · 3 = 9 (конфет) съел Коля.
2) 12 – 9 = 3 (конфеты) осталось у Коли.
Ответ: 3 конфеты.
С какими задачами вы работали на в 5 классе.
Но мы теперь можем умножать дробь на число и можем упростить решение. Как вы думаете каким образом?
Дроби были нужны, чтобы выразить результат измерения длины, массы, площади в случаях, когда единица измерения не укладывалась в измеряемой величине целое число раз. Тогда вводили новую, меньшую единицу измерения. Названия этих новых единиц измерения и стали первыми названиями дробей. Например, дробь Ѕ до сих пор называют половина.
Запись дробей с помощью числителя и знаменателя появилась в Древней Греции, только греки знаменатель записывали сверху, а числитель снизу. Дроби в привычном для нас виде стали записывать индусы около 1500 лет назад, но они не использовали черту между числителем и знаменателем. Черта дроби стала общеупотребимой лишь с XVI века.
Задача. Эту задачу предлагает мудрец решить юной деве в старинной персидской легенде «История Морадбальса», вошедшей в сборник «1001 ночь».
Одна женщина отправилась в сад собрать яблоки. Чтобы выйти из сада, ей нужно было пройти через четыре двери, у каждой из которых стоял стражник. Стражнику у первых дверей женщина отдала половину из собранных ею яблок. Дойдя до второго стражника, женщина отдала ему половину оставшихся яблок. Так же она поступила и с третьим стражником, а когда она поделилась яблоками со стражником у четвертых дверей, то у нее осталось лишь 10 яблок. Сколько яблок она собрала в саду?
Слушают рассказ учителя.
Цель урока: научиться решать задачи на нахождение числа по дроби
4. Первичное усвоение новых знаний
1. 1. Разобрать по учебнику на странице 78 решение задачи 1 и ввести оформление задачи:
(км).
2. Используя рисунок 21 на странице 79 учебника, разобрать решение задачи 2 и записать в тетрадях решение:
(всего участка).
3. Такие задачи называют задачами на нахождение дроби от числа и решают их с помощью умножения.
4. Формулировка и запись в тетрадях правила нахождения дроби от числа.
- Чтобы умножить дробь на натуральное число нужно это число умножить на числитель, а знаменатель оставить без изменений.
Формулируют правило умножения дроби на дробь
5. Физкультминутка
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
Поднимает руки класс-это «раз».
Повернулась голова-это «два»
Руки вниз, вперед смотри - это «три»
Руки в стороны по шире развернули на «четыре»
С силой их к плечам прижать - это «пять»
Всем ребятам надо сесть - это «шесть»
Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.
6.Первичное закрепление
Решите самостоятельно задачи по вариантам. Направляет работу учащихся.
1. Решить устно № 484 по рисунку 22 учебника.
2. Решить устно № 485 по рисунку 23 учебника.
3. Решить № 486 (а; г) на доске и в тетрадях.
4. Решить № 486 (б; в) с комментированием на месте.
5. Решить задачу № 490 на доске и в тетрадях.
Решают задачу № 490 на доске и в тетрадях.
Решение.
(м2) площадь второй комнаты.
2) 21 + 9 = 30 (м2) площадь двух комнат.
Ответ: 30 м2.
7. Применение знаний и умений в новой ситуации.
Вернемся к задаче Кто-нибудь догадался, как ее решить?
Выступает тьютором для слабых учащихся при выполнении творческого задания
в парах выполняют творческое задание
8. Подведение итогов урока
-Какую задачу мы ставили на уроке?
-Удалось решить нам поставленную задачу?
-Что еще нужно сделать?
-Где можно применить новое знание?
-Что на уроке у вас хорошо получалось?
-Над чем еще нужно поработать?
-Наш урок подходит к концу.
Выставление отметок.
Отвечают на поставленные вопросы.
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Сегодня мы говорили о сложении натуральных чисел и его свойствах. На следующем уроке мы будем решать задачи. Чтобы вам было проще с ними разобраться : изучить пункт, выучить правило п. 14 (1 часть); решить № 523, № 533, № 534 (а). Индивидуальное задание № 535 (а).
А еще я вам предлагаю (по желанию) выполнить дополнительное задание.
Спасибо за работу на уроке!
Учащиеся внимательно слушают.
Всем: п.14 №523.№533,5349а)
По желанию№535(а)
10.Рефлексия.
Отвечают на вопросы и зачитывают
Оценивают свою работу и работу одноклассников и свое настроение в конце урока.
Карточка для самооценки работы на уроке
1) Я знаю, как умножить дробь на натуральное число
2) Я знаю умножить дробь на дробь
_______________________________________
3) Я знаю, как решать задачи___________________
_______________________________________
4) У меня сегодня на уроке всё получалось, я не допускал ошибки