Конспект интегрированного урока по математике и окружающему миру
в 4 классе по теме «Решение задач»
Цели: формирование умений решать задачи изученных видов, совершенствование навыков устных и письменных вычислений, развитие познавательной и эмоциональной мотивации, математической речи учащихся, зрительной и слуховой памяти, навыков самостоятельной работы, самоконтроля и взаимоконтроля, воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле.
Оборудование: мультимедийный проектор, слайды к презентации, карточки для индивидуальной работы, карточки с буквами и словами, бумажные сердечки трех цветов для каждого учащегося.
Ход урока
1.Эмоциональный настрой.
-Вот книжки на столе, И недосуг дуть на корабль бумажный-
А вот тетрадки, Сегодня в классе у ребят
Не хочется играть сегодня в прятки Урок уж очень важный.
-Ребята, как вы думаете, почему у вас важный урок?
(Ответы детей.)
- Чтобы определить тему урока, нужно разгадать шифр. Ключ к шифру спрятан в домашнем задании.
2.Проверка домашнего задания.
а) Фронтальная проверка ответов числовых выражений осуществляется с помощью сигнальных карточек.
б) Запись на доске одним из учеников решения задачи, проверка остальными учащимися.
3.Определение темы урока.
- Расположив числа –ответы в порядке возрастания, вы сможете прочитать по таблице тему урока.
960
832
686
456
256
765
И
Ч
Д
А
З
А
(Задачи)
- Итак, сегодня мы будем решать задачи разных видов. Нам предстоит большая работа. Скажем хором: «Мы внимательны. Мы успеем сделать все».
4.Устный счет.
-Давайте проверим, как мы готовы к работе на уроке.
а)Выполнение дифференцированных заданий.
1 уровень (низкий):ученик выполняет задание на карточке с обратной стороны доски.
Карточка-1
Запиши из текста числовые данные с помощью цифр:
«Ежегодно на планете исчезают лесные массивы на площади сто двадцать тысяч квадратных километров.
Ежегодно на планете вырубается более тридцати трех гектаров леса.
Ежедневно в джунглях всего мира под пилами падает пять миллионов деревьев».
(Фронтальная проверка с помощью сигнальных карточек.)
2 уровень(средний): дети работают под руководством учителя.
Задание на слайде1
Кому из писателей принадлежат слова: «Охранять природу - значит охранять Родину»?
В.Бианки- 9 900, М.Пришвин – 10 000, К.Паустовский – 9 000.
- Для правильного ответа на этот вопрос воспользуемся «цепочкой» примеров:
7 808 – 800 +3 000 : 2 – 2002 х 3+994 =
Ответ на слайде 2: «Охранять природу – значит охранять Родину». (М.Пришвин)
3 уровень (высокий): ученики решают примеры на карточке.
Карточка – 2
9 009 + 3 000 6 008 : 2
2 007 – 8 10 000 : 5
5 000 – 1 001 10 000 : 50
4 006 + 302 10 000 : 500
(Проверка правильности выполнения задания проверяется учителем ).
- Если ребята выполнили задание верно, мы сможем прочесть название одной из наук о природе.
(Ученики называют по порядку ответы. Учитель находит карточку с соответствующим числом, переворачивает ее и ставит на магнитную доску. На обратной стороне – буквы.)
12 909 1 999 3 999 4 308 3 004 2 000 200 20
Э К О Л О Г И Я
- Прочитайте полученное слово. Что это за наука?
( Экология - это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой.)
б) Составление математического правила из слов.
- Кто быстрее всех составит известное математическое правило?
Слайд 3:Умножить, чтобы, длину, площадь, ширину, нужно, узнать, прямоугольника, на.
(Чтобы узнать площадь прямоугольника, нужно длину умножить на ширину.)
5. Работа над задачей.
а) Составление задачи по краткой записи с изображением совы на слайде 4:
1с. за ночь – 7м. ( Одна сова уничтожает за ночь 7 мышей. Сколько мышей
10 сов за лето - ? м. уничтожат за лето 10 сов?)
б) Составление плана решения задачи.
- Сколько дней длится лето? (30 +31 + 31 =92)
- Сколько мышей уничтожит за лето одна сова.? (7 х 92)
- Сколько мышей уничтожат за лето 10 сов? (Полученное число умножить на 10.)
в) Самостоятельная работа.
Учащиеся записывают решение задачи с пояснениями, один ученик работает за доской.
Учащиеся низкого уровня решают задачу с использованием карточки-помощницы, высокого – двумя способами.
г) Проверка решения задачи.
Решение задачи проверяется фронтально и индивидуально.( Учащихся высокого и низкого уровня проверяет учитель).
6.Физкультминутка.
7. Блицтурнир.
а)Решение задач на основе слухового восприятия.
Дети записывают только ответы.
- Липа может прожить 500 лет, а дуб 2 000 лет. На сколько лет дольше может прожить дуб?
- 1 кг шиповника содержит 20г витамина С. Сколько г. витамина С в 10 кг шиповника?
- Небольшой хвойный лес отфильтровывает за год 35 т пыли, а такой же лиственный лес-70т. Во сколько раз больше пыли отфильтровывает лиственный лес?
- Кукушка съедает в день в среднем 40 гусениц, 5 личинок майского жука и 50 личинок щелкунов. Сколько всего вредителей съедает за день кукушка?
- Сейчас охота в нашей стране запрещена на 18 видов зверей и на 29 видов птиц. На сколько видов животных запрещена охота?
б) Взаимопроверка тетрадей в парах с помощью ответов на слайде5.
(Под каждым ответом изображение редкого растения).
1 500 200 2 95 47
- Что вы знаете об этих растениях? Как поступите, если встретите их в природе?
8. Работа над геометрическим материалом.
а) Чтение задачи на карточках.
« Территория заповедника имеет форму прямоугольника. Составь модель территории заповедника из данных геометрических фигур и вычисли его площадь».
б) Составление плана работы над задачей.
в) Самостоятельная работа над задачей.
г) Проверка решения.
9. Выставление поурочного балла.
- Мы выполнили все, что было запланировано. Молодцы! А сейчас попробуйте сами оценить свою работу с помощью сердечек. Покажите красное сердечко, если работали отлично, желтое – хорошо, синее – удовлетворительно. (Учитель выставляет поурочный балл учащимся).
10. Итог урока.
- Чему мы учились на уроке?
- О чем, еще очень важном, мы говорили сегодня?
Слайд 6
« Планета Земля – наш общий дом. Человек неотделим от природы.
Уважайте законы природы. Только в содружестве с ней мы можем быть счастливы».
11. Домашнее задание.