-
Урок математики в 5 классе по теме
«Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями».
Цель урока: формировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, тренировать способность к его практическому использованию.
Задачи урока
1) обучающие – повторить и обобщить изученный материал; закрепить правила сложения и вычитания обыкновенных дробей; контроль и оценка знаний полученных в ходе изучения темы.
2) развивающие – развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; развитие логического и пространственного мышления учащихся; развитие навыков работы в паре, группе; развитие памяти; умение анализировать и синтезировать информацию. Развитие визуальных и тактильных каналов восприятия информации.
3) воспитывающие – эстетическое воспитание; воспитание ответственности, умения работать в коллективе; выявление лидерских качеств учащихся и самостоятельности.
Девиз урока: «Кто ищет, тот всегда найдет! Кто хочет – всему научится!»
Ход урока:
- Организационный момент - 2 мин
-
Что я уже знаю
Что я хочу узнать
Что
Я знаю теперь
Чему я буду учиться
Что существуют натуральные числа и дроби
Что можно делать с дробями( какие действия можно выполнять… можно ли дроби складывать и вычитать…)и т.д.
Как складывать и вычитать…
Или правила сложения и вычитания…
Можно ли с дробями выполнять другие арифм. действия…
Сегодня наш урок будет посвящен одним «особам». Чтобы догадаться, о чем пойдёт речь, послушайте загадку: Она бывает охотничья, барабанная и математическая. (дробь)
Давайте ребята побываем в Историческом зале (1 мин)
С самых древних времён у людей появилась потребность в измерении длин, площадей, углов и других величин. Для получения более точных
результатов меры стали делить на части, что привело к появлению дробей.
Первыми в практике людей появились самые простые дроби ( 1/2, 1/3 , 1/4 и т.д.). Лишь значительно позже греки, а затем индусы стали использовать в вычислениях и другие дроби. Запись дробей с помощью числителя и знаменателя появилась в Древней Греции, только греки знаменатель записывали сверху, а числитель – снизу. В привычном для нас виде дроби впервые стали записываться в Древней Индии около 1500 лет назад, но при этом индусы обходились без черты между числителем и знаменателем. А черта дроби стала употребляться только с 16 века. Понятие «дробь» произошло от глаголов «раздроблять», «разбивать», «ломать». А в первых русских учебниках математики дроби так и назывались – «ломаные числа». В древности и в Средние века учение о дробях считалось хотя и самым трудным, но и самым важным разделом арифметики. Римский оратор Цицерон, живший в I веке до нашей эры, сказал: «Без знания дробей никто не может признаться знающим арифметику!»
(слайд).
2. Устная работа. (3 минуты)
А для того, чтобы ответить на вопрос «Из чего состоит дробь?», давайте разгадаем ребусы.
Числитель
Знаменатель
«Вопрос – ответ» (2 мин) слайд
1 Как называется элемент дроби, стоящий над чертой, под чертой
- Прочитайте дроби.
- Назовите правильные дроби.
- Назовите неправильные дроби.
- Назовите дроби с одинаковыми знаменателями.
- Назовите дроби с одинаковыми числителями.
-
2. Найди лишнее 13/15; 1/2; 4/5; 5; 8/13. Слайд
Задания с взаимопроверкой решают 4 ученика по отдельным карточкам
Восстанови записи:
2 ученика восстанавливают пропущенные слова
1. Числитель стоит _____чертой и означает, сколько равных частей взяли от целого.
2. Знаменатель стоит ______ чертой и показывает, на сколько равных частей разделили целое.
3. Дробь называется правильной, если числитель ________ знаменателя.
4. Дробь называется ________________, если числитель больше или равен знаменателю.
5. Неправильная дробь __________ правильной дроби.
6. Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой ___________ больше.
7. Правильная дробь _____________ 1.
8. Неправильная дробь _____________ 1.
Объяснение нового материала по презентации (8 мин)
1. Актуализация темы и мотивация темы.
А сейчас давайте подумаем, если бы у нас были два числа 6 и 3, что можно было бы с ними сделать?
Ученики: сложить, вычесть, умножить, разделить.
Учитель: а если у нас будут две обыкновенные дроби 6/7 и 3/7, можно ли с ними выполнить те же самые арифметические действия? Ведь у нас не всегда в жизни бывают только натуральные числа. Как же быть с дробями?
Ученики: тоже можно складывать и вычитать…
Запись на доске и тетрадях: число, «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями».
Постановка проблемы : сложите 3/12+2/12 Ребята, скажите мне какая у нас сегодня тема урока и что мы должны научиться делать?
Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на экран. (Слайд про шоколадку)
У нас 1 шоколадка, она разделена на 12 долей (это сколько, как можем шоколад представить в виде дроби?). взяли 3 доли (т.е. 3/12) , а затем еще и 2 доли (т.е. 2/12). Сколько он дал всего шоколада?
3/12+2/12=5/12
Учитель: А теперь давайте все вместе сформулируем правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями (Слайд ).
Ученики: При сложении дробей с одинаковыми знаменателями числители складывают, а знаменатель оставляют тот же.
Учитель: С помощью букв правило сложения можно записать так:
Запись на доске :
Запись в тетрадях: Правило сложения обыкновенных дробей:
Учитель: (Слайд 6) Возьмем круг, разделим его на 8 частей. Как круг можно представить в виде дроби (8/8). 4 доли мы отрезали, сколько осталось? 8/8-4/8 = 4/8, затем мы отрезали еще 3 доли и осталось у него ? 4/8-3/8=1/8
Запись в тетрадях:
Учитель: А теперь давайте все вместе сформулируем правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями (Слайд ).
Ученики: При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя уменьшаемого вычитают числитель вычитаемого, а знаменатель оставляют тот же.
Физминутка 2 мин
Вычислите и установите соответствие между названием и изображением редких цветковых растений, внесенных в Красную книгу НАО. 3 мин слайд
Найдите и исправьте ошибки, если они есть. 2 мин слайд
+=3/3
- =
+=
-=
-=
+=
Итоги урока 3 мин
Существует ли связь между математикой и музыкой, а в частности между обыкновенными дробями и музыкой? Ребята, которые, учатся в музыкальной школе, знают, как связаны ноты и дроби. Чтобы найти длину такта, нужно сложить две дроби 1\ 4 + 1/8, эти дроби с разными знаменателями , на следующем уроке математики вы научитесь складывать такие дроби и сможете найти длину такта. слайд
Учитель предлагает учащимся ответить на следующие вопросы:
Какие новые примеры научились решать?
Кто сформулирует алгоритм сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями?
Оценки за урок
Домашнее задание выучить правила на странице 156, 157, № 218 из тетради тренажера, Творческое задание: по желанию – сочинить историю про дроби
Молодцы, спасибо за урок. Закончить урок я хочу словами Л. Толстого «Человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель – то, что он думает о себе сам
Оцените свою работу на лестнице успеха (Рефлексия)
5
4
3
Дополнительное задание
Задачи с улыбкой
Над рекой летели птицы:
голубь, щука, 2 синицы,
2 стрижа и 5 угрей.
Сколько птиц?
Ответь скорей!
Восстанови записи:
1. Числитель стоит _____чертой и означает, сколько равных частей взяли от целого.
2. Знаменатель стоит ______ чертой и показывает, на сколько равных частей разделили целое.
3. Дробь называется правильной, если числитель ________ знаменателя.
4. Дробь называется ________________, если числитель больше или равен знаменателю.
5. Неправильная дробь __________ правильной дроби.
6. Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой ___________ больше.
7. Правильная дробь _____________ 1.
8. Неправильная дробь _____________1.
Фамилия ученика ____________________________________
Оценка _________________