Урок по теме "Структура задачи. Запись её решения".
Урок по теме "Структура задачи. Запись её решения".
Проект урока по математике
Автор: Мыльникова Людмила Владимировна, учитель начальных классов МОУ «Большевистская ООШ»
Предмет: математика, 2 класс, УМК «Гармония»,
Тема урока:«Структура задачи. Запись её решения».
Цель: формировать представление о структуре задачи (условие, вопрос), о взаимосвязи условия и вопроса задачи, учить записывать её решение.
Тип урока: открытие новых знаний.
Задачи урока (деятельность учителя):
1. Актуализировать знания обучающихся об арифметических действиях.
2. Создать условия для наблюдения, анализа, сравнения при формировании у обучающихся понятия о структуре задачи.
3.Обеспечить определение вывода, организуя работу обучающихся в паре.
4. Организовать самооценивание учащимися работы на уроке.
Оборудование к уроку: учебник «Математика» 2 класс (Истомина Н.Б.), тетрадь,
1.Организационный.
Проверить готовность к уроку
- Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
- К какому уроку вы приготовились?
- Подумайте, что вам пригодится для успешной работы на уроке математики?
- Что мы делаем на этом уроке?
- Прежде, чем узнавать новое, что необходимо сделать?
- Математике.
- Дети высказываются по этому поводу.
- Учимся считать, узнаем новое.
- Повторить изученное.
2.Актуализация знаний обучающихся.
Вспомнить известные знания об арифметических действиях
Решите выражения:
8+8= 9+9= 12-8= 15-6=
7+7= 8+5= 13-9= 12-5=
6+6= 7+4= 17-8= 11-8=
Проверьте друг у друга правильность вычисления.
Теперь сравните с ответами на интерактивной доске.
- На какие две группы можно разделить эти выражения.
- Соотнесите полученные результаты с буквами и составьте слово.
16-д 12-а 13-ч 11-з 14-а 18-а
- Оцените своё знание вычислительных приёмов "смайликом" на полях.
На доске открывается тема.
Самостоятельная работа.
Дети записывают числовые выражения в тетрадях и находят их значения.
Взаимопроверка выполнения данного задания. Работа в парах.
Дети зачитывают и проверяют.
-Выражения на сложение и вычитание.
Составляют слово
«задача»
Дети выполняют самооценивание. Ставят смайлики на полях.
Слово «ЗАДАЧА»
3.Целеполагание.
Определить тему урока, поставить цель, учебные задачи, наметить план действий.
- Какова тема урока? Проверим себя по учебнику.
- Попробуйте сформулировать теперь цели урока: что нового узнаем, чему мы сегодня будем учиться?
На интерактивнойдоске появляются вспомогательные слова:
Научимся отличать ...
Будем учиться записывать …
- Какой план действий наметим?
На интерактивнойдоске записывается план.
Работа с учебником стр.70
С помощью учителя формулируется цель урока: распознавать задачи и учиться записи их решения.
Ответы детей
1.Наблюдаем, размышляем, обсуждаем.
2.Делаем вывод.
3.Учимся применять знания.
4. Оцениваем свою работу.
4. Открытие нового знания.
Развивать умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Учебник с.70 прочитать текст в рамке «Задача состоит из условия и вопроса, которые связаны по смыслу между собой».
- На стр.70 учебника найдите задание № 229 пункт 1
- Какое задание надо выполнить?
- Прочитайте один текст, затем другой.
- Какой текст можно назвать задачей, а какой нет?
- Обсудите в паре.
- Коллективное обсуждение.
- Поставьте вопрос к первому тексту.
- Чем сейчас стал первый текст?
- Прочитайте тексты в пункте 2 и ответьте на вопрос.
- Работа с пунктом 3.
- Работа с пунктом 4.
- Дополните данные, чтобы текст стал задачей.
- Сделайте вывод по задачам.
Работа с учебником с.70 №229
- Сравнить тексты (выявление сходства и различия)
Обсуждение в паре.
- В первом тексте нет вопроса, значит, это не задача. Здесь дано только условие.
- Во втором тексте есть условие и вопрос, значит, этот текст является задачей. Условие и вопрос связаны по смыслу.
- Сколько лисичек нашёл Миша?
- Задачей. Есть условие и есть вопрос.
- Первый текст – задача. Во втором тексте сформулирован только вопрос, на который ответить нельзя, поэтому текст задачей назвать нельзя.
- В первом тексте условие и вопрос не связаны между собой. В условии речь идёт об огурцах, в вопросе спрашивают про помидоры. Этот текст задачей назвать нельзя.
- Второй текст – есть условие и вопрос, значит, этот текст является задачей. Условие и вопрос связаны по смыслу.
- Первый текст - есть условие и вопрос, значит, этот текст является задачей. Условие и вопрос связаны по смыслу.
- Второй текст содержит условие и вопрос, но для ответа на него в условии не хватает данных.
Ответы детей.
- Если есть условие и вопрос, связанные по смыслу, значит, этот текст является задачей.
5. Первичное формирование умений и знаний на основе самоконтроля
Учиться находить условие и вопрос задачи, записывать решение её.
- Какую задачу нам нужно выполнить из нашего плана?
- Работа в учебнике с.71 №230
- Прочитайте условие в задаче.
- Прочитайте вопрос в задаче.
- Подумайте, какие арифметические действия надо выполнять, чтобы ответь на вопрос задачи.
Фронтальное обсуждение.
- Третью - учимся применять знания.
Работа по учебнику №230
Ответы детей
6. Практикум по самостоятельному применению и использованию полученных знаний.
Уметь выполнять задания в соответствии с указаниями, осуществлять действия самоконтроля.
Задание № 2 из тетради по математике «Учимся решать задачи»
- Рассмотрите и выполните задание.
- Затем в паре проверьте друг друга.
Самостоятельная работа.
Работа с тетрадью
Работа в паре: взаимопроверка
7. Рефлексия.
Формировать умения оценивать себя
- С каким понятием мы сегодня познакомились?
- Посмотрите на задачи, которые мы сегодня ставили перед собой на уроке. - Достигли ли мы этих целей?
- Какую работу мы выполняли?
- Чему учились?
- Где пригодятся вам эти знания?
- Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?
- Проанализируйте свою работу на уроке и оцените её на шкале «волшебной линеечки» по следующим критериям:
1. Знаю и понимаю структуру задачи (условие и вопрос).
2. Знаю, но не очень понимаю…
3. Знаю и могу объяснить другому ученику…
На следующем уроке мы продолжим знакомство с задачами.
Ответы детей.
Дети оценивают свою работу на «волшебных» линеечках.
Самоанализ конспекта урока
Урок открытия новых знаний по теме «Структура задачи. Запись её решения» способствует формированию и
развитию универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных.
Место урока в изучаемой теме: первый урок в теме «Задачи».
Развивающий потенциал: урок способствует формированию представлений о структуре задачи (условие, вопрос), о взаимосвязи условия и вопроса задачи.
Аргументация возможности урока в развитии УУД.
1 этап урока. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
Личностные УУД: cоздаются условия для возникновения у ребёнка внутренней потребности включения в учебную деятельность. Учитель проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на урок, проводит параллель с ранее изученным материалом.
2 этап урока. Актуализация знаний.
Учитель даёт самостоятельную работу обучающимся. Дети вспоминают известные знания об арифметических действиях. Взаимопроверяют задание (личностные – сотрудничество со сверстниками). Ученики осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, что способствует развитию познавательных (логических – анализ объектов с целью выделения признаков) УУД.
3 этап урока. Целепологание.
Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем по определению темы урока.
Учитель активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию.
Регулятивные УУД: обучающиеся по вспомогательным словам составляют план действий урока (планирование действий).
4 этап урока. Открытие нового знания.
Учитель организует деятельность по исследованию проблемной ситуации.
- Прочитайте тексты и ответьте – какой текст можно назвать задачей, а какой нет?
Ученики, работая в парах, что способствует развитию коммуникативных УУД (умение слушать и слышать других, выражать свое мнение; инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации), находят информацию в учебнике, сравнивают, выявляют сходства, различия (познавательные УУД – логические).
5 этап урока. Первичное формирование умений и знаний на основе самоконтроля.
Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, используя найденную информацию. Это способствует развитию познавательных общеучебных УУД (умение осознанно строить речевое высказывание, структурировать знания, рефлексия способов и условий действия).
6 этап урока. Практикум по самостоятельному применению и использованию полученных знаний.
Учитель организует деятельность по применению новых знаний. Ученики выполняют самостоятельную работу в тетрадях. Это способствует развитию регулятивных УУД ( контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).
7 этап урока. Рефлексия деятельности.
Учитель организует рефлексию, акцентирует внимание на конечном результате деятельности обучающихся на уроке, что способствует развитию коммуникативных УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли); организует работу по шкале «волшебной линеечки», способствуя самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
III. Анализ технологичности структуры урока.
Цель урока диагностична, конкретизирована в задачах, прослеживаются работа в парах, групповое обсуждение того, что знают ученики и что хотели бы узнать о теме урока. Этапы урока четкие соответствуют задачам. Конспект отражает созданный учителем учебные ситуации, соответствующие структуре учебной деятельности. Учащиеся участвуют в постановке целей урока, планировании работы на уроке. На уроке ведется работа по формированию УУД: регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных. Урок формирует поисковую активность, умение работать с информацией. В конспекте отражены разнообразные формы деятельности детей, включая работу в парах и группах. Организуется оценочная деятельность – обсуждение критериев выполнения задания, рефлексия – выявление учащимися причин ошибок, допущенных в работе.
IV. Отбор содержания урока.
Учитель предлагает задания адекватные возрастным особенностям детей и соответствующие цели и задачам урока, принципам обучения. Содержание урока опирается на задания учебника, рабочей тетради, жизненный опыт детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Структура задачи. Запись её решения". »
Проект урока по математике
Автор: Мыльникова Людмила Владимировна, учитель начальных классов МОУ «Большевистская ООШ»
Предмет: математика, 2 класс, УМК «Гармония»,
Тема урока:«Структура задачи. Запись её решения».
Цель: формировать представление о структуре задачи (условие, вопрос), о взаимосвязи условия и вопроса задачи, учить записывать её решение.
Тип урока: открытие новых знаний.
Задачи урока (деятельность учителя):
1. Актуализировать знания обучающихся об арифметических действиях.
2.Создать условия для наблюдения, анализа, сравнения при формировании у обучающихся понятия о структуре задачи.
3.Обеспечить определение вывода, организуя работу обучающихся в паре.
4. Организовать самооценивание учащимися работы на уроке.
Оборудование к уроку: учебник «Математика» 2 класс (Истомина Н.Б.), тетрадь,
Содержание и технология урока:
Этапы урока; задачи деятельности обучающихся
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.Организационный.
Проверить готовность к уроку
- Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте.
- К какому уроку вы приготовились?
- Подумайте, что вам пригодится для успешной работы на уроке математики?
- Что мы делаем на этом уроке?
- Прежде, чем узнавать новое, что необходимо сделать?
- Математике.
- Дети высказываются по этому поводу.
- Учимся считать, узнаем новое.
- Повторить изученное.
Коммуникативные
(учебное сотрудничество с учителем, монологические высказывания детей).
Личностные
(самоопределение, создаются условия для возникновения у ребёнка внутренней потребности включения в УД («хочу»)
устанавливаются тематические рамки («могу»)).
Регулятивные
(включение в учебный процесс).
2.Актуализация знаний обучающихся.
Вспомнить известные знания об арифметических действиях
Решите выражения:
8+8= 9+9= 12-8= 15-6=
7+7= 8+5= 13-9= 12-5=
6+6= 7+4= 17-8= 11-8=
Проверьте друг у друга правильность вычисления.
Теперь сравните с ответами на интерактивной доске.
- На какие две группы можно разделить эти выражения.
- Соотнесите полученные результаты с буквами и составьте слово.
16-д 12-а 13-ч 11-з 14-а 18-а
- Оцените своё знание вычислительных приёмов "смайликом" на полях.
На доске открывается тема.
Самостоятельная работа.
Дети записывают числовые выражения в тетрадях и находят их значения.
Взаимопроверка выполнения данного задания. Работа в парах.
Дети зачитывают и проверяют.
-Выражения на сложение и вычитание.
Составляют слово
«задача»
Дети выполняют самооценивание. Ставят смайлики на полях.
Слово «ЗАДАЧА»
Познавательные (знаково-символические)
Коммуникативные
(сотрудничество с учителем,
взаимодействие со сверстниками, монологические высказывания детей).
Регулятивные (контроль).
Познавательные (логические).
Личностные (способность к самооценке).
3.Целеполагание.
Определить тему урока, поставить цель, учебные задачи, наметить план действий.
- Какова тема урока? Проверим себя по учебнику.
- Попробуйте сформулировать теперь цели урока: что нового узнаем, чему мы сегодня будем учиться? На интерактивнойдоске появляются вспомогательные слова:
Научимся отличать ... Будем учиться записывать …
- Какой план действий наметим?
На интерактивнойдоске записывается план.
Работа с учебником стр.70
С помощью учителя формулируется цель урока: распознавать задачи и учиться записи их решения.
Ответы детей
1.Наблюдаем, размышляем, обсуждаем.
2.Делаем вывод.
3.Учимся применять знания.
4. Оцениваем свою работу.
Регулятивные (возможность управления познавательной и учебной деятельностями посредством постановки цели и задач урока, планирования своих действий).
Коммуникативные (сотрудничество с учителем,
взаимодействие со сверстниками, монологические высказывания детей).
4. Открытие нового знания.
Развивать умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Учебник с.70 прочитать текст в рамке «Задача состоит из условия и вопроса, которые связаны по смыслу между собой».
- На стр.70 учебника найдите задание № 229 пункт 1
- Какое задание надо выполнить?
- Прочитайте один текст, затем другой.
- Какой текст можно назвать задачей, а какой нет?
- Обсудите в паре.
- Коллективное обсуждение.
- Поставьте вопрос к первому тексту.
- Чем сейчас стал первый текст?
- Прочитайте тексты в пункте 2 и ответьте на вопрос.
- Работа с пунктом 3.
- Работа с пунктом 4.
- Дополните данные, чтобы текст стал задачей.
- Сделайте вывод по задачам.
Работа с учебником с.70 №229
- Сравнить тексты (выявление сходства и различия)
Обсуждение в паре.
- В первом тексте нет вопроса, значит, это не задача. Здесь дано только условие.
- Во втором тексте есть условие и вопрос, значит, этот текст является задачей. Условие и вопрос связаны по смыслу.
- Сколько лисичек нашёл Миша?
- Задачей. Есть условие и есть вопрос.
- Первый текст – задача. Во втором тексте сформулирован только вопрос, на который ответить нельзя, поэтому текст задачей назвать нельзя.
- В первом тексте условие и вопрос не связаны между собой. В условии речь идёт об огурцах, в вопросе спрашивают про помидоры. Этот текст задачей назвать нельзя.
- Второй текст – есть условие и вопрос, значит, этот текст является задачей. Условие и вопрос связаны по смыслу.
- Первый текст - есть условие и вопрос, значит, этот текст является задачей. Условие и вопрос связаны по смыслу.
- Второй текст содержит условие и вопрос, но для ответа на него в условии не хватает данных.
Ответы детей.
- Если есть условие и вопрос, связанные по смыслу, значит, этот текст является задачей.
взаимодействие со сверстниками, монологические высказывания детей).
7. Рефлексия.
Формировать умения оценивать себя
- С каким понятием мы сегодня познакомились? - Посмотрите на задачи, которые мы сегодня ставили перед собой на уроке. - Достигли ли мы этих целей?
- Какую работу мы выполняли?
- Чему учились? - Где пригодятся вам эти знания?
- Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?
- Проанализируйте свою работу на уроке и оцените её на шкале «волшебной линеечки» по следующим критериям:
1. Знаю и понимаю структуру задачи (условие и вопрос).
2. Знаю, но не очень понимаю…
3. Знаю и могу объяснить другому ученику… На следующем уроке мы продолжим знакомство с задачами.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
Дети оценивают свою работу на «волшебных» линеечках.
Регулятивные (удержание цели и задач урока
Коммуникативные (сотрудничество с учителем,
взаимодействие со сверстниками, монологические высказывания детей).
Личностные (компетентности в поступках и деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)
Самоанализ конспекта урока
Урок открытия новых знаний по теме «Структура задачи. Запись её решения» способствует формированию и
развитию универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных.
Место урока в изучаемой теме: первый урок в теме «Задачи».
Развивающий потенциал: урок способствует формированию представлений о структуре задачи (условие, вопрос), о взаимосвязи условия и вопроса задачи.
Аргументация возможности урока в развитии УУД.
1 этап урока.Самоопределение к деятельности.Организационный момент.
Личностные УУД: cоздаются условия для возникновения у ребёнка внутренней потребности включения в учебную деятельность. Учитель проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на урок, проводит параллель с ранее изученным материалом.
2 этап урока. Актуализация знаний.
Учитель даёт самостоятельную работу обучающимся. Дети вспоминают известные знания об арифметических действиях. Взаимопроверяют задание (личностные – сотрудничество со сверстниками). Ученики осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, что способствует развитию познавательных (логических – анализ объектов с целью выделения признаков) УУД.
3 этап урока.Целепологание.
Коммуникативные УУД:сотрудничество с учителем по определению темы урока.
Учитель активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию.
Регулятивные УУД: обучающиеся по вспомогательным словам составляют план действий урока (планирование действий).
4 этап урока. Открытие нового знания.
Учитель организует деятельность по исследованию проблемной ситуации.
- Прочитайте тексты и ответьте – какой текст можно назвать задачей, а какой нет?
Ученики, работая в парах, что способствует развитию коммуникативных УУД (умение слушать и слышать других, выражать свое мнение; инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации), находят информацию в учебнике, сравнивают, выявляют сходства, различия (познавательные УУД – логические).
5 этап урока. Первичное формирование умений и знаний на основе самоконтроля.
Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, используя найденную информацию. Это способствует развитию познавательных общеучебных УУД (умение осознанно строить речевое высказывание, структурировать знания, рефлексия способов и условий действия).
6 этап урока. Практикум по самостоятельному применению и использованию полученных знаний.
Учитель организует деятельность по применению новых знаний.Ученики выполняют самостоятельную работу в тетрадях. Это способствует развитию регулятивных УУД ( контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).
7 этап урока. Рефлексия деятельности.
Учитель организует рефлексию, акцентирует внимание на конечном результате деятельности обучающихся на уроке, что способствует развитию коммуникативных УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли); организует работу по шкале «волшебной линеечки», способствуя самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
III. Анализ технологичности структуры урока.
Цель урока диагностична, конкретизирована в задачах, прослеживаются работа в парах, групповое обсуждение того, что знают ученики и что хотели бы узнать о теме урока. Этапы урока четкие соответствуют задачам. Конспект отражает созданный учителем учебные ситуации, соответствующие структуре учебной деятельности. Учащиеся участвуют в постановке целей урока, планировании работы на уроке. На уроке ведется работа по формированию УУД: регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных. Урок формирует поисковую активность, умение работать с информацией. В конспекте отражены разнообразные формы деятельности детей, включая работу в парах и группах. Организуется оценочная деятельность – обсуждение критериев выполнения задания, рефлексия – выявление учащимися причин ошибок, допущенных в работе.
IV. Отбор содержания урока.
Учитель предлагает задания адекватные возрастным особенностям детей и соответствующие цели и задачам урока, принципам обучения. Содержание урока опирается на задания учебника, рабочей тетради, жизненный опыт детей.