Абдыкасымова Г. Ж.
Учитель математики, директор сш№2 г.Кокшетау
ЗАДАНИЯ ПРИКЛАДНОГО ХАРАКТЕРА
КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ
Образование, как фактор экономического, социального и духовного прогресса общества обусловливает и устойчивое развитие государства в целом. Одним из условий воплощения такой миссии образования в реальность является расширенное понимание грамотности, которая предполагает развитие нового отношения к качеству жизни. Ряд международных организаций (ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и т.д.), проявляя инициативу в осмыслении нового видения грамотности, связывают ее с понятием «жизненные навыки».
Жизненные навыки – это готовность личности адекватно действовать для достижения общественно-значимых и личных целей в различных ситуациях.
Согласно исследованиям генеральной Ассамблеи ООН в рамках программы «Образование для всех» (2001 г.) грамотность рассматривается как «интегральная характеристика человека, сочетающая в себе функциональную грамотность, профессиональную компетентность, практические и общекультурные знания и умения».
Чешский педагог Я.А.Коменский в своей дидактической системе в широком аспекте пытался решить проблему связи школы с жизнью. Он критиковал существующую школу за ее отрыв от жизни, требовал, чтобы школа была «преддверием жизни». Им указанные некоторые конкретные пути обучения учащихся применению знаний: показ того, как и где находит применение то, чему их обучают. По мнению Я.А.Коменского таким путем у учащихся формируется потребность в действиях, основанных на знаниях. Эта идея ярко выражена и в произведениях А.Дистервега, который указывал на то, что теория и практика связываются более эффективно, когда четко определены и объем осознанных знаний, и объекты их практического применения. Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь, в жизненной обстановке.
«Печальное явление, - писал А.Дистервег, когда голова ученика наполнена большим или меньшим количеством знаний, но он не научился их применять, так что о нем приходится сказать, что хотя он кое-что знает, но ничего не умеет».
Школьный выпускник зачастую не способен использовать усвоенный набор знаний по 23-25 учебным предметам в реальной жизни для компетентного решения тех или иных проблем, для осуществления здорового жизненного выбора, принятия самостоятельного решения. Свидетельство этому – реальная ситуация безработицы, инертность, негибкость молодежи в решении жизненных проблем. Косвенной причиной этих явлений так же является падение интереса учащихся к учебе, которая начинает ярко выражаться в основной ступени школы. При этом следует отметить, что интерес учащихся к учебе в свою очередь является следствием кризиса действующей системы образования, в особенности такого его аспекта, как содержание образования. Несомненно то, что причиной этих негативных последствий является излишняя теоретизация содержания и увеличение объема учебного материала по каждому предмету, которые не в полной мере соответствуют особенностям познавательных возможностей каждого учащегося (темп усвоения, интересы, склонности). Однако взгляд на эту проблему с позиции современных требований к качеству образования позволяет более глубоко понять суть результатов образования. Приобретенные учащимися знания, умения и навыки по узкопредметным областям как таковые недостаточны, так как они ими не используются в повседневной жизни, в решении реальной ситуации. Следовательно, ЗУН выпускников школ не обеспечивают им достаточных условий для успешного обучения на последующих этапах образования или в трудовой деятельности. Именно поэтому такой результат образования не может быть эффективным, так как выпускники, как владельцы этих знаний, не могут в достаточной степени влиять в реальной жизни на экономический, социальный и культурный прогресс общества путем внесения своего вклада.
* * *
Содержание современных отечественных тестов, в частности, по математике позволяет выявить только лишь уровень теоретической подготовки выпускников школ, а тем не менее жизнь преподносит нам чаще задачи практические, нежели теоретические. Формирование конкурентоспособной личности невозможно без практико-направленного обучения.
На мой взгляд, необходимо максимально приблизить содержание тестовых заданий к прикладным, непосредственно связанным с жизненной практикой человека – экономическим, бытовым, производственным и т.д. Многие темы школьного курса математики позволяют это сделать безболезненно уже сегодня. Подготовка к переводным, выпускным и вступительным экзаменам по подобным тестам поможет не только систематизировать школьные знания, но и отработать навыки решения прикладных задач, применения теоретических знаний в реальной практике, расширить кругозор, приобрести жизненные навыки.
В своей статье я приведу лишь некоторые авторские задания, прошедшие апробацию в отдельных школах Алматинской области и г. Кокшетау.
1. Задания на тему «Объем параллелепипеда».
Тетрапакеты каких нижеприведенных размеров способны вместить 1 л сока? (Тетрапакет изготовлен в форме параллелепипеда)
А. 7,5 см, 7 см, 20 см
B. 7 см, 7 см, 20 см
C. 6,5 см, 7 см, 18 см
D. 7 см, 5 см, 20 см
E. 6 см, 7 см, 20 см.
Для решения данных заданий от учащихся потребуются знания, что 1 литр равен 1 дециметру кубическому, а также формулы объема параллелепипеда V = abc. Кроме того, поиск верного ответа потребует навыков выполнения действий с десятичными дробями и умения переводить одни единицы измерения в другие и применять известные формулы.
Верным вариантом ответа в задании 1.1 является А, так как V = 0,75 дм ? 0,7 дм ? 2 дм = 1,05 дм3 или 1,05 л. Остальные варианты дадут объем менее 1 литра.
2. Задачи на проценты, линейные уравнения и пропорции.
Временному сотруднику фирмы согласно контракту начислена зарплата за выполненную работу. Из этой суммы вычтено 10% в пенсионный фонд, 10% оставшейся суммы составил подоходный налог. После этих удержаний сотрудник получил на руки 81000 тенге. Какая сумма была ему начислена?
А. 121 000 тенге
B. 98 000 тенге
C. 110 000 тенге
D. 101 000 тенге
E. 100 000 тенге
Для решения этого задания учащемуся необходимо знать, что 1% = 0,01, соответственно, 10% = 0,1. Также необходимо уметь составлять нужные уравнения, адекватно фабуле т.е. условию задачи, и, конечно, потребуются навыки решения линейных уравнений, а также уравнений, содержащих пропорции, выполнения действий с алгебраическими выражениями и десятичными дробями:
1 способ. Пусть х – сумма, начисленная сотруднику. Тогда: 0,1х – пенсионный взнос; 0,1(х -0,1х) – подоходный налог. Составим и решим уравнение:
х – 0,1х – 0,1( х –0,1х ) = 81000
х - 0,19х = 81000
0,81х =81000
х = 81000 : 0,81
х = 100000 (тг) – начислено. Ответ: 100 000 тенге (вариант Е)
2 способ. Если начисленную сумму принять за 100%, то после удержания пенсионного взноса остается 90%, из них 10% или десятую часть (90% : 10 = 9%) составит подоходный налог, следовательно, сумма к получению составит: 100% -10% -9%=81%.
Можно составить пропорцию: Х : 100% = 81000 : 81% или Х : 100 = 81000 : 81, отсюда Х = =100 000 (тг) Ответ: 100 000 тенге (вариант Е)
Литература
1. Теоретико-методологические аспекты развития школьного и дошкольного образования в условиях ориентации на результат: Коллективная монография: Джадрина М.Ж., Байжасарова Г.З., Лактионова С.Н. и др. /Под общей редакцией Джадриной М.Ж., Байжасаровой Г.З. Алматы: «Зият Пресс». 2006. – 256 с.
2. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. Под общей ред. Е.Н.Медынского – М., Учпедгиз. 1956 г. – 374 с.
3. Коменский Я.А. Предвестник всеобщей мудрости //Избранные педагогические сочинения: в 2 т. – М., Педагогика, 1982 – Т. I.
4. Старовойтова Т.С. Обучение учащихся 7-8 классов применению математических знаний, Могилев, 1990.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Задания прикладного характера »
Абдыкасымова Г. Ж.
Учитель математики, директор сш№2 г.Кокшетау
ЗАДАНИЯ ПРИКЛАДНОГО ХАРАКТЕРА
КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ
Образование, как фактор экономического, социального и духовного прогресса общества обусловливает и устойчивое развитие государства в целом. Одним из условий воплощения такой миссии образования в реальность является расширенное понимание грамотности, которая предполагает развитие нового отношения к качеству жизни. Ряд международных организаций (ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и т.д.), проявляя инициативу в осмыслении нового видения грамотности, связывают ее с понятием «жизненные навыки».
Жизненные навыки – это готовность личности адекватно действовать для достижения общественно-значимых и личных целей в различных ситуациях.
Согласно исследованиям генеральной Ассамблеи ООН в рамках программы «Образование для всех» (2001 г.) грамотность рассматривается как «интегральная характеристика человека, сочетающая в себе функциональную грамотность, профессиональную компетентность, практические и общекультурные знания и умения».
Чешский педагог Я.А.Коменский в своей дидактической системе в широком аспекте пытался решить проблему связи школы с жизнью. Он критиковал существующую школу за ее отрыв от жизни, требовал, чтобы школа была «преддверием жизни». Им указанные некоторые конкретные пути обучения учащихся применению знаний: показ того, как и где находит применение то, чему их обучают. По мнению Я.А.Коменского таким путем у учащихся формируется потребность в действиях, основанных на знаниях. Эта идея ярко выражена и в произведениях А.Дистервега, который указывал на то, что теория и практика связываются более эффективно, когда четко определены и объем осознанных знаний, и объекты их практического применения. Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь, в жизненной обстановке .
«Печальное явление, - писал А.Дистервег, когда голова ученика наполнена большим или меньшим количеством знаний, но он не научился их применять, так что о нем приходится сказать, что хотя он кое-что знает, но ничего не умеет» .
Школьный выпускник зачастую не способен использовать усвоенный набор знаний по 23-25 учебным предметам в реальной жизни для компетентного решения тех или иных проблем, для осуществления здорового жизненного выбора, принятия самостоятельного решения. Свидетельство этому – реальная ситуация безработицы, инертность, негибкость молодежи в решении жизненных проблем. Косвенной причиной этих явлений так же является падение интереса учащихся к учебе, которая начинает ярко выражаться в основной ступени школы. При этом следует отметить, что интерес учащихся к учебе в свою очередь является следствием кризиса действующей системы образования, в особенности такого его аспекта, как содержание образования. Несомненно то, что причиной этих негативных последствий является излишняя теоретизация содержания и увеличение объема учебного материала по каждому предмету, которые не в полной мере соответствуют особенностям познавательных возможностей каждого учащегося (темп усвоения, интересы, склонности). Однако взгляд на эту проблему с позиции современных требований к качеству образования позволяет более глубоко понять суть результатов образования. Приобретенные учащимися знания, умения и навыки по узкопредметным областям как таковые недостаточны, так как они ими не используются в повседневной жизни, в решении реальной ситуации. Следовательно, ЗУН выпускников школ не обеспечивают им достаточных условий для успешного обучения на последующих этапах образования или в трудовой деятельности. Именно поэтому такой результат образования не может быть эффективным, так как выпускники, как владельцы этих знаний, не могут в достаточной степени влиять в реальной жизни на экономический, социальный и культурный прогресс общества путем внесения своего вклада.
* * *
Содержание современных отечественных тестов, в частности, по математике позволяет выявить только лишь уровень теоретической подготовки выпускников школ, а тем не менее жизнь преподносит нам чаще задачи практические, нежели теоретические. Формирование конкурентоспособной личности невозможно без практико-направленного обучения.
На мой взгляд, необходимо максимально приблизить содержание тестовых заданий к прикладным, непосредственно связанным с жизненной практикой человека – экономическим, бытовым, производственным и т.д.. Многие темы школьного курса математики позволяют это сделать безболезненно уже сегодня. Подготовка к переводным, выпускным и вступительным экзаменам по подобным тестам поможет не только систематизировать школьные знания, но и отработать навыки решения прикладных задач, применения теоретических знаний в реальной практике, расширить кругозор, приобрести жизненные навыки.
В своей статье я приведу лишь некоторые авторские задания, прошедшие апробацию в отдельных школах Алматинской области и г. Кокшетау.
Задания на тему «Объем параллелепипеда».
Тетрапакеты каких нижеприведенных размеров способны вместить 1 л сока? (Тетрапакет изготовлен в форме параллелепипеда)
А. 7,5 см, 7 см, 20 см
B. 7 см, 7 см, 20 см
C. 6,5 см, 7 см, 18 см
D. 7 см, 5 см, 20 см
E. 6 см, 7 см, 20 см.
Для решения данных заданий от учащихся потребуются знания, что 1 литр равен 1 дециметру кубическому, а также формулы объема параллелепипеда V = abc. Кроме того, поиск верного ответа потребует навыков выполнения действий с десятичными дробями и умения переводить одни единицы измерения в другие и применять известные формулы.
Верным вариантом ответа в задании 1.1 является А, так как V = 0,75 дм ∙ 0,7 дм ∙ 2 дм = 1,05 дм3 или 1,05 л. Остальные варианты дадут объем менее 1 литра.
Задачи на проценты, линейные уравнения и пропорции.
Временному сотруднику фирмы согласно контракту начислена зарплата за выполненную работу. Из этой суммы вычтено 10% в пенсионный фонд, 10% оставшейся суммы составил подоходный налог. После этих удержаний сотрудник получил на руки 81000 тенге. Какая сумма была ему начислена?
А. 121 000 тенге
B. 98 000 тенге
C. 110 000 тенге
D. 101 000 тенге
E. 100 000 тенге
Для решения этого задания учащемуся необходимо знать, что 1% = 0,01, соответственно, 10% = 0,1. Также необходимо уметь составлять нужные уравнения, адекватно фабуле т.е. условию задачи, и, конечно, потребуются навыки решения линейных уравнений, а также уравнений, содержащих пропорции, выполнения действий с алгебраическими выражениями и десятичными дробями:
2 способ. Если начисленную сумму принять за 100%, то после удержания пенсионного взноса остается 90%, из них 10% или десятую часть (90% : 10 = 9%) составит подоходный налог, следовательно, сумма к получению составит: 100% -10% -9%=81%.
Можно составить пропорцию: Х : 100% = 81000 : 81% или Х : 100 = 81000 : 81, отсюда Х = =100 000 (тг) Ответ: 100 000 тенге (вариант Е)
Литература
Теоретико-методологические аспекты развития школьного и дошкольного образования в условиях ориентации на результат: Коллективная монография: Джадрина М.Ж., Байжасарова Г.З., Лактионова С.Н. и др. /Под общей редакцией Джадриной М.Ж., Байжасаровой Г.З. Алматы: «Зият Пресс». 2006. – 256 с.
Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. Под общей ред. Е.Н.Медынского – М., Учпедгиз. 1956 г. – 374 с.
Коменский Я.А. Предвестник всеобщей мудрости //Избранные педагогические сочинения: в 2 т. – М., Педагогика, 1982 – Т. I .
Старовойтова Т.С. Обучение учащихся 7-8 классов применению математических знаний, Могилев, 1990.