Урок математики «Деление и дроби» по технологии интерактивного обучения
Урок математики «Деление и дроби» по технологии интерактивного обучения
Организация учебной деятельности в современной школе предполагает переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широкого использования резервов самостоятельной работы обучающихся. Реализация такого подхода возможна при внедрении в учебный процесс технологии интерактивного обучения. Урок «Деление и дроби» реализован с использованием этой технологии.
Данный урок состоит из семи основных этапов, на каждом из которых максимально создана ситуация активного включения ребенка в учебный процесс.
1 этап – организационный (2 мин) задает общее настроение последующих 40 минут, определяя ключевые действия учащихся на уроке: решать, рассуждать, искать, открывать.
С этого момента ребенок увлекательно по-детски и, рассуждая «по взрослому», включается в дальнейший не простой процесс.
2 этап – актуализация знаний (5 мин) используется «Виртуальное путешествие по олимпийским объектам». Позволило организовать учащихся, настроить их на работу, на восприятие материала, активно включиться в работу. Сопровождается этап слайд -презентацией, использование которой позволяет анимировать путешествие. Последний объект дворец Зимнего Спорта «Айсберг», внимательно посмотрите, почему «Айсберг»? Что такое айсберг? Где встречается? (Огромные ледяные громады, размером с целые государства и маленькие островки причудливой формы – это таинственные и грозные гости из Антарктики. Плотность айсберга составляет около 90% от плотности воды, поэтому над поверхностью находится только девятая часть этой ледяной горы) – выразите эту часть айсберга в виде обыкновенной дроби (), а какая часть айсберга, скрыта под водой? () - переход к теме урока.
3 этап – решение задач (28 мин) Управление познавательной деятельности на уроке осуществлялась через систему микро групп. Группы были сформированы не по принципу дифференциации, а по принципу интереса к тому или иному виду спорта, поэтому в одной группе работали обучающиеся с разным уровнем развития, и разным восприятием информации. Учитывая все особенности восприятия, обеспечила условия для эффективного получения информации как аудиалам (хорошая акустика), визуалам (много демонстрационного пространства и четкость иллюстраций), так и кинестетикам (просторное помещение). Столы и стулья в аудитории расставила таким способом, чтобы все учащиеся и я могли хорошо видеть и слышать друг друга. Старалась до минимума свести разделяющее пространство между столами.
Во время учебной деятельности на этапе самостоятельной работы в группах был реализован принцип обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры сложности. Изначально, ученики в каждой группе столкнулись с познавательной трудностью, которая и вызвала поисковую деятельность в группе.
Адекватно целям урока была организована смена видов деятельности, что позволили сделать мне урок динамичным, оптимальным по темпу и создать условия для активной работы детей, активизировать их познавательную деятельность. На протяжении всего урока ребята были достаточно активны, проявляли самостоятельность, доказывали, приводили примеры из жизни, высказывали своё отношение, не боялись дать неправильный ответ. Работоспособность учащихся на протяжении всего урока обеспечивалась за счёт создания соревновательного элемента среди групп, подобранных заданий прикладного характера и частной сменой деятельности.
На уроке был реализован компонент «социальное взаимодействие», то есть каждому ученику на уроке была предоставлена возможность проявить свои знания, в вопросах математики – как учебной дисциплины, политики, спорта, а так же получить одобрение педагога и одноклассников. Данный компонент помог ребятам постоянно находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие учащихся.
Психологическая атмосфера урока доброжелательная, этому способствовала создание эмоционального настроя в начале урока, привлечение внимания к теме и целям урока, к вопросам на который надо найти ответ. Контроль осуществлялся с использованием психологически щадящего режима, что позволило создать психологический комфорт на уроке каждому учащемуся, а также сохранения психологического здоровья детей.
4 этап – рефлексия урока (2 мин) обучающиеся проанализировали свою деятельность, рассчитали количество заработанных группой медалей от общего количества медалей, что позволило им на момент урока прочувствовать желание достижения победы.
5 этап - итоги урока.
6 – домашнее задание (1 мин) дается в двух формах: 1) практика – номера по учебнику. 2) творческое задание для поисковой, исследовательской работы.
Данный урок, проведенный в 5 классе (средний показатель качества обученности), дал результат (по итогам работы в группах) 88% качества и 100% успеваемости. Характер ошибок, допущенных в работе – вычислительные. На протяжении всего занятия царила «живая», насыщенная, работающая обстановка, что говорит о рациональности используемых методов обучения и форм организации работы учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок математики «Деление и дроби» по технологии интерактивного обучения »
Урок математики
«Деление и дроби».
по технологии
интерактивного обучения
5 класс
автор: учитель математики,
первой квалификационной категории
Прохорова Любовь Владимировна
Тюменская область, Заводоуковский
городской округ, село Бигила
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Заводоуковского городского округа
«Бигилинская средняя общеобразовательная школа
имени первого директора, отличника народного образования СССР А.П.Горохова»
Технологическая карта урока.
Класс-5
Тема урока: «Деление и дроби».
Место и роль урока в изучаемой теме - второй урок в разделе темы «Деление и дроби» (на изучение темы предусмотрено 2 часа)
Тип урока - урок применения знаний на практике.
Цель урока: закрепить знания и навыки решения различных задач на деление и дроби.
Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД): научить в процессе реальной ситуации использовать правила нахождения дроби от числа и числа по дроби, сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями при решении задач; умений проверить полученный результат путём соотнесения ответа с условием задачи.
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):познавательного интереса, патриотизм, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
- развивающие (формирование регулятивных УУД): умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
предметные: отработать умения и навыки решать задачи по данной теме;
личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу; понимать причины успеха в учебной деятельности;
метапредметные (универсальные учебные действия):
регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться работать по предложенному учителем плану;
познавательные: использовать знако-символические средства при оформлении решения задания; делать выводы о результате совместной работы класса и учителя; составлять алгоритм под руководством учителя;
коммуникативные: слушать и понимать речь других; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.
9. Формы работы: Индивидуально – коллективная, групповая.
10. Методы учебной деятельности: поисковый, проблемный метод, технология интерактивного обучения, информационно-коммуникационные технологии.
10.Структура и ход урока.
№
Этап
урока
Название используемых ОР
Технологии (методы, приемы)
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Ожидаемый результат
1
Организационный момент
( 2 мин.)
Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке
Технология проблемного обучения
Постановка проблемного вопроса – Какое мировое событие произойдет у нас в стране совсем скоро?
– Назовите дату открытия.
– Сколько дней осталось?
Создание эмоционального настроя на работу; активизация деятельности обучающих через постановку проблемных ситуаций.
Отвечают на вопросы, высказывают предположения, мнения, суждения.
Форма организации учебной деятельности -фронтальная
Формируется суждение, мнение по рассматриваемому вопросу.
2
Актуализация знаний (5 мин.)
«Виртуальное путешествие по олимпийским объектам»
Цель: активизация деятельности, мотивация к дальнейшей работе
Информационно-коммуникационные технологии. Практический метод. Поисковый метод. Выделяет из общей информации позитивные стороны, рассматриваемого вопроса, аргументирует их; управляют процессом восприятия и переработки поступающей информацией.
Организует четыре группы (принципу интереса учащихся к виду спорта).
Предлагает задачи группам на разные виды спорта –
1 группа:коньковые виды спорта;
2 группа:лыжные виды спорта;
3 группа:санный спорт;
4 группа:кёрлинг, хоккей, фристайл.
Координирует деятельность обучающихся в группах. За правильно решенную задачу, группа получает «олимпийскую медаль».
Сообщает информацию достижения Российских спортсменов прошлой олимпиады 2010 год в Ванкувере.
Групповая работа (четыре группы)
Решают задачи, сталкиваются с познавательной трудностью, которая вызывает поисковую деятельность в группе.
Группы защищают решенные задачи у доски. Решенные задачи сопровождаются дополнительной информацией о данном виде спорта и спортсменах, которые будут представлять Россию в данном виде спорта на «XXII зимних олимпийских играх» в Сочи.
Прогнозируют ожидаемый результат в получении золотых, серебряных, бронзовых медалей, общее количество медалей сборной России.
Формирование умений решать практико-ориентированные и метапредметного характера задачи. Развитие индивидуальных способностей, развитие самостоятельного творческого мышления. Сотрудничество друг с другом при выполнении общего дела, формирование положительных нравственных качеств личности.
4
Стадия рефлексия.
(2 мин)
Цель:формирование личностного отношения к информации
Обеспечивает обратную связь. Посчитайте количество медалей заработанных группой. Какую часть составляют заработанные вашей группой медали, если общее их количество составляет 20 медалей?
Посчитают количество медалей заработанных группой. Определяют какую часть составляют заработанные группой медали, от общего их количества.
Умение выражать свои мысли.
Учебное сотрудничество.
5
Итоги урока
(2 мин)
Подводит итоги учебной деятельности
Оценивают работу группы, себя в группе
Достижение цели урока.
6
Домашнее задание
(1 мин)
страница 166 учебника, решить задачи №1076, №1077,
№1079; творческое задание для поисковой, исследовательской работы №1075.
Сообщает домашнее задание.
Записывают задания в дневник, слушают разъяснения учителя.