Внеурочная деятельность учителя математики направленная на повышение мотивации к изучению математики
Внеурочная деятельность учителя математики направленная на повышение мотивации к изучению математики
Внеурочная работа – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Основной целью нашей внеурочной воспитательной работы является гармоничное развитие личности учащегося с учётом его возраста, интеллекта и интересов, а также выявление задатков и способностей каждого ученика.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Внеурочная работа – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Основной целью нашей внеурочной воспитательной работы является гармоничное развитие личности учащегося с учётом его возраста, интеллекта и интересов, а также выявление задатков и способностей каждого ученика.
Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях. Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми.
Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность урока и внеурочной работы как механизма обеспечения полноты и цельности обучения. Содержание внеурочной работы на начальном этапе задаётся стремлением детей установить в своих играх удобный для них очеловеченный (одушевлённый) порядок в мире вещей, событий, явлений и приспособить вещи, организовать ситуацию под себя, под свою индивидуальность.
В процессе такой свободной игры и выявляются индивидуальные особенности поведения человека в тех или иных ситуациях, раскрываются личностные качества, постигаются определённые морально-нравственные ценности и культурные традиции. Сверхзадача учителя состоит в формировании личности обучающегося, которая является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации.
Во время внеурочной деятельности осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей детьми и взрослыми, т.е. детьми и педагогом как равноправными субъектами.
Такой поисковый режим обучения наиболее полно может быть реализован именно во внеурочной работе.
В настоящее время перед учителями математики стоит задача не только дать определенную сумму знаний учащимся, но и вооружить их умениями самостоятельно добывать эти знания, воспитывать интерес к самостоятельному изучению математики и её практических применений. Внеурочная работа по математике является одним из средств выполнения этой задачи.
Она способствует повышению уровня математической культуры и развитию познавательных способностей учащихся, расширяет их математический кругозор.
Систематическое проведение различных форм внеурочной работы по предмету позволяет каждому учащемуся найти занятие по интересам и склонностям. Внеурочная работа помогает учащимся выработать многие ценные качества личности, в том числе такие, как чувство долга и ответственности.
Воспитание интереса к занятиям – вопрос не новый. Каждый учитель должен
стремиться к тому, чтобы среди его учеников было больше увлечённых предметом,
а для этого нужно заниматься с каждой группой учащихся, осуществляя дифференцированный подход, определяя соответствующие задачи, содержание и формы внеурочной работы.
Многолетняя работа в школе убеждает, что обычные средние способности учащихся вполне достаточны для привития и развития у них интереса к математике.
В преподавании всех учебных дисциплин урок считают основной формой работы. Для этого есть все основания. Однако сам по себе урок не может решать все
задачи, которые стоят перед учителем в процессе обучения математике.
Среди дополнений к уроку особое место имеет внеурочная работа. Под внеурочной работой понимают организованные и целенаправленные мероприятия, проводимые под руководством преподавателя с учащимися во внеурочное время при соблюдении принципа полной добровольности участия в них.
Внеурочная работа по математике преследует такие цели:
повышение интереса учащихся к математике;
пропаганду успехов математики;
выявление наиболее способных к математике учащихся и оказанию им помощи.
Внеурочная работа – естественное продолжение работы на уроке или же, наоборот, подготовка к усвоению нового программного материала. В любом случае она является составной частью учебного процесса, хотя в отдельных своих формах имеет отличные от урока дидактические задачи.
В процессе внеурочной работы по математике решаются следующие основные дидактические задачи:
вырабатывается интерес к изучению математических дисциплин;
углубляются и расширяются математические знания, умения и навыки учащихся;
развивается логическое мышление, математическая зоркость, математическая интуиция и смекалка;
выявляются наиболее одаренные дети, развиваются их способности.
К внеурочной работе относятся разнообразные формы обучения и воспитания, реализуемые во внеурочное время под руководством учителя. К этому типу работы мы не относим выполнение домашних заданий в процессе подготовки к уроку, считая это компонентом классно-урочной формы обучения.
Внеурочные формы обучения, построенные на принципе добровольности, не регламентированные необходимостью выставления оценки учащимся, проходящие в более непринужденной, раскрепощенной по сравнению с уроком атмосфере, требуют от учителя высокого уровня профессионального мастерства. Он должен не только иметь солидную математическую эрудицию, но и обладать такими необходимыми качествами, как контактность, педагогический такт, доброжелательность. Только при оптимальном сочетании высокого профессионализма учителя и заинтересованности в учебе, работоспособности ученика можно достичь главного в обучении математике – формирования обобщенных математических отношений и развития способности обобщать математический материал.
Специфической чертой внеурочной работы по математике, с учетом решаемых в ней дидактических задач, а также возрастных особенностей учащихся, является то, что формы ее организации делятся на постоянные и непостоянные (временные). Исходя из этого, в отличие от традиционного количественного признака при классификации форм обучения (групповые, массовые, индивидуальные, индивидуально-групповые формы), в качестве главного, конститутивного классификационного признака применить временную характеристику форм организации внеурочной работы.
Постоянные формы внеурочной работы имеют систематический характер, хотя и ограничены определенными хронологическими рамками.
К постоянным формам относятся:
математический кружок,
творческая группа математиков,
научное математическое общество школьников,
математическая лаборатория,
школа юного математика и др.
Временные формы внеурочной работы приурочены к определенному отрезку учебного года –
проведению предметной декады (недели),
концу четверти,
полугодия и т.д.
Эти формы выступают в качестве фрагмента учебного процесса, дополняя и оживляя его.
К временным формам относятся:
математический вечер,
математическая олимпиада,
математический КВН и др.
По своей дидактической задаче временные формы имеют приоритетно диагностический характер.
Рассмотрим лишь некоторые разновидности постоянных и временных форм внеурочной работы по математике, так как этот ряд незамкнутый и постоянно пополняющийся.
Математический кружок — одна из самых емких постоянных форм организации внеурочной работы. Кружок формируется из учащихся, проявивших интерес к изучению математики, стремящихся к обогащению своих знаний, к совершенствованию своих математических навыков и умений. Оптимальное количество членов кружка от 10 до 15 учащихся. Работа кружка планируется на учебный год и на перспективу. Руководство кружком осуществляет учитель математики. Занятия в кружке проводятся по определённому плану с учётом интересов и склонностей учащихся.
Математический кружок – одно из наиболее действенных и эффективных форм внеклассных занятий. Занятия в математическом кружке способствуют углублению знаний учащихся, поднимают их математическую культуру и повышают интерес к дисциплине. Кроме этого, участие в работе кружка способствует приобретению навыков и умений самостоятельной работы над дополнительной литературой по математике. В большей степени на занятиях применяется практическая форма работы:
Например, при изучении обыкновенных дробей я предлагаю выполнить практическую работу с окружностью. Ученики приносят цветную бумагу и мы вырезаем различные доли. Начиная с седьмого класса, особое внимание уделяю выполнению практических работ по геометрии.
Построение прямых углов. Применение специальных измерительных приборов: малки, теодолита и астролябии для измерения углов.
Построение прямоугольника «выведение диагоналей».
Измерение расстояния до недоступной точки.
Применение египетского треугольника.
По сравнению с математическим кружком творческая математическая группа еще более узкопрофильная форма внеурочной работы по математике. Творческая группа создается из особо одаренных учащихся. Как показывает практика, целесообразно руководство творческой группой поручать наиболее квалифицированному учителю математики или вузовскому специалисту-математику, имеющему высокую научную квалификацию. Основная дидактическая задача творческой математической группы — создание максимальных условий для развития математических способностей учащихся. В состав творческой группы должно входить не более 7 учащихся, оптимально 3-5, при этом каждый член группы может разрабатывать отдельную математическую проблему, однако обсуждение промежуточных и конечных результатов индивидуальной работы проводится на заседании творческой группы. В школах нового типа (гимназиях, лицеях, колледжах, школах с углубленным изучением математики), где в старших классах вводятся предметные спецкурсы и спецсеминары, внеурочная работа творческой математической группы органически связана со специальными аудиторными формами учебной работы по математике. В тех школах, где внеурочная математическая работа поставлена основательно, где имеется несколько математических кружков, творческие математические группы, где активно внедряются формы аудиторных занятий по математике, в последнее время получило распространение создание научных математических обществ школьников (НМОШ).
НМОШ — управленческая форма, оно строит свою работу в тесном взаимодействии с методобъединением учителей математики: координируют работу математических кружков, готовят и проводят общешкольные массовые мероприятия: декаду (неделю) математики, а также отдельные математические конкурсы, математические олимпиады, математические бои, КВНыи т.п.
Временные формы организации внеурочной работы по математике очень разнообразны по своей структуре и содержанию. Они универсальны с точки зрения возможности реализации в любых возрастных образовательных звеньях школы. По функции временные формы можно разделить на познавательныеи соревновательные,хотя следует признать, что выдвинутый нами данный классификационный критерий не вполне корректен, ибо познавательные формы, как увидим дальше, почти всегда содержат элемент соревнования, а соревновательные формы несут и познавательно-воспитательную функцию. Тем не менее, мы считаем, что в качестве ядерного классификационного признака данный критерий может быть применен.
К познавательнымвременным формам относятся, например, математические вечера, математические конференции, творческие отчеты, а также внеурочные математические мероприятия развлекательно-познавательного характера типа «часа познавательной математики»; разнообразные ауди-познавательные формы – математические уголки, стенгазеты, рукописные журналы и т.п.
Математические встречи имеют главной дидактической задачей вызвать у учащихся интерес к изучению математики. По характеру математического материала встречи могут быть обзорными и тематическими. Непременным требованием структуры математической встречи является проведение ее фрагментов в игровой форме, включение художественной части, а также элементов соревновательного характера — викторин, конкурсов и т.п. Игровая часть может предваряться тематической беседой или небольшим научно-популярным докладом.
Опыт показывает, что математические встречи значительно расширяют и углубляют полученные на уроках знания. Математическая встреча – это встреча, на которой думают, фантазируют, учатся рассуждать, правильно мыслить и говорить. Формы встреч бывают разными. Они могут проходить в виде викторин или КВН, соревнований одной группы учащихся с другой на виду у «болельщиков» и др. При этом математическая тематика перед учащимися в игровой форме – в виде ребусов, кроссвордов, занимательных вопросов и ответов. Тематика и методика проведения математических встреч весьма разнообразны. Содержание встреч может включать исторические темы, примеры приложения математики. Вопросы, которые обсуждаются на встрече могут охватывать области, смежных дисциплин. Например, посвятить использованию математики в физике и черчении.
Организация викторин – одна из форм внеклассной работы по математике. Они могут проводиться как самостоятельное мероприятие и как составная часть математического вечера. Название «викторина» произошло от латинского
слова «виктория» - победа. Викторина – это одна из форм организации состязания,
соревнования между командами, между отдельными людьми в области математики
или других наук. При проведении викторины вопросы можно задавать устно или писать на плакате, можно предлагать в виде кроссвордов, головоломок, чайнвордов и т.д., которые обычно помещаются в математических газетах. В викторине должны быть вопросы различной трудности, чтобы в ней могло участвовать большинство учащихся. Ответ на каждое задание, вопрос викторины должен быть оценён определённым количеством очков.
Во внеурочной работе по математике большое место занимают игры. Игра делает отдельные элементы внеклассной работы эмоционально насыщенными, вносят бодрый настрой в коллектив, помогают эстетически воспринимать ситуацию, связанную с математикой, праздничное оформление кабинета, красочную оригинальность газеты, красоту древней легенды, включающей задачу, драматизацию математического задания, стройность мыслей при решении логических задач. При умелой организации они способствуют расширению кругозора, закреплению знаний учащихся, полученных на уроках математики. Задания для игры должны составляться так, чтобы они способствовали развитию воображения, фантазии, изобретательности и творчества. Игра, являясь формой соревнования, содействует всестороннему развитию личности учащегося и воспитанию у него чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.
Одной из наиболее распространенных развлекательных форм внеурочной работы являются математические КВНы. Школьники всегда охотно участвуют в подготовке и проведении этих математических праздников. Математика у этой формы работы выступает по сути лишь как повод, главное же место принадлежит занимательным, типичным для КВНов конкурсам: приветствие команд, домашнее задание, конкурс капитанов; более частным конкурсам художников, чтецов и т.п. Тем не менее, все конкурсы строятся как пусть и нетрудные, но все-таки математические соревнования. Так, например, в конкурсе поэтов может быть дано задание: «сочинить четверостишие, рифмующиеся слова в котором — математические термины», или в конкурсе художников возможно такое «шутливое» задание: «напишите картину по теме «Геометрия» и т.п. Проявить находчивость и смекалку — вот главная задача математического КВНа.
Математическая конференция имеет своей дидактической задачей выработать у учащихся творческий подход к освоению внепрограммного материала по математике, дать возможность учащимся проявить свои математические способности в нестандартной учебной ситуации, вызвать интерес к изучению дополнительной математической литературы как у докладчиков, так и у слушателей. Математическая конференция, как правило, приурочивается к общешкольной предметной декаде (неделе). Важно, чтобы программа и ход конференции широко рекламировались, чтобы информация о работе секций, фамилии выступающих, итоги конференции своевременно публиковались в школьной печати. Это, во-первых, повышает чувство ответственности у докладчиков, во-вторых, привлекает внимание учащихся, еще не охваченных работой в этом направлении, вовлекая в ряды юных математиков новых членов.
Выступая на математических конференциях, учащиеся работают над стилем изложения предложенного материал. Ведь важно, чтобы тебя поняли, выступление понравилось и все было максимально понятно. На наши конференции мы приглашаем учеников 6-8 классов.
Математические олимпиады являются одной из форм внеклассной работы и
массовым соревнованием учащихся. На олимпиадах учащиеся показывают умение
разбираться в различных математических вопросах, проверяют свой уровень математической подготовки. Олимпиады способствуют повышению интерес учащихся к предмету и воспитанию высокой культуры математического мышления. Важное значение имеет подбор задач для олимпиады. Они для своего решения требуют остроумия, сообразительности, умения рассуждать и критически относиться к своим выводам. Математические олимпиады способствуют выявлению и отбору талантливых учащихся.
Достаточно сказать, что уже прочно вошла в жизнь многоуровневая система организации олимпиад:
внутри классная олимпиада
– школьная олимпиада
– районная (городская) олимпиада
– областная (краевая, республиканская)
– всероссийская
– международная.
Я предлагаю ученикам принять участие в домашней олимпиаде, затем в классной, школьной и во всероссийских олимпиадах.
Число желающих всегда в пределах 60-75%.
В этом году приняли участие в Пермском математическом чемпионате, Калининградской олимпиаде «Олимпус», «Кенгуру»,
Причем победители и призеры олимпиадных туров более низкого уровня получают право участвовать в олимпиадных турах более высокого ранга. То есть олимпиады работают в системе от конкретного класса до международного уровня. Являясь, по сути, диагностической формой, математическая олимпиада в силу присущего ей яркого соревновательного характера не только решает задачу выявления наиболее одаренных и подготовленных учащихся, но и привлекает к дополнительным занятиям по предмету большое число школьников, побуждает их к углубленному изучению математики. Олимпиадные задания носят, как правило, эвристическую ориентацию, что требует от участников оригинальных, глубоких математических решений. Удачное выступление на олимпиаде служит для учащихся мощным стимулом для дальнейшего совершенствования математической подготовки, очень часто влияет на выбор своей будущей профессии.
Статус олимпиад настолько весом, что во многих вузах страны победители олимпиад получают существенные привилегии при поступлении на учебу по соответствующим специальностям. Достойное выступление учащихся на олимпиаде стимулирует и дальнейшую творческую работу учителя математики, так как результаты выступления на олимпиаде учеников есть и оценка работы учителя, показатель уровня его профессионального мастерства.
Итак, систему внеурочных форм работы по математике можно представить в виде следующей схемы 1:
На воспроизведенной схеме приведены далеко не все конкретные формы внеурочной работы, но показана их системная организация. При этом видно, что любая внеурочная форма обучения математике обязательно содержит познавательную функцию.
Важное место нужно уделить работе стенной печати. В кабинете математики
четыре стенда, на трёх стендах материалы систематически обновляются.
Первый стенд – «Учись учиться», здесь помещена «Полезная кунсткамера», в которой содержатся советы и рекомендации для успешного освоения математики. Второй стенд – «Готовься к экзамену», где помещены образцы оформления экзаменационных работ и требования к оценке письменных экзаменационных работ. Третий стенд – «Математика в твоей жизни». Здесь газета «Математик», в которой помещаются занимательные задачи – смекалки, различные головоломки, логические упражнения, простейшие кроссворды с математической терминологией, задачи – шутки, математические ребусы и т.п. При подборе материалов для газеты следует ориентироваться не только на сильных учащихся, но и на средних и слабых. Тогда она будет иметь успехи выполнять своё назначение.
Внеклассное чтение. Обучать учащихся чтению научно – популярной литературы, самостоятельнойработе над учебником, подбору материала из различных пособий и самостоятельному углублению материала, который изучался на уроках, легче всего на внеклассных занятиях. Руководство чтением научно – популярной и другой литературы состоит из двух этапов – пропаганда книг и руководство усвоением её содержания.
К пропаганде книги относятся:
1. Составление списка научно – популярной и научно – биографической литературы;
2. Устная аннотация – краткая передача содержания книги;
3. Книжные выставки, которые знакомят учащихся с литературой, имеющейся в школе и у учителя;
4. Обзор произведений, посвящённых одному математику или одной и той же теме.
К руководству усвоением содержания книги относятся:
1. Задания по подбору дополнительного изучаемой на уроке теме.
2. Беседа о прочитанных книгах.
3. Написание реферата прочитанной книги.
4. Подготовка докладов.
5. Читательские конференции по математике.
Традиционная классификация форм внеурочной работы опирается на количественный признак (индивидуальные, групповые, комбинированные формы), однако возможно применение в качестве классификационного критерия временного признака. В этом случае константные (продолжительные, постоянные) формы имеют линейный характер, а темпоральные (непостоянные, временные) – точечный.
Различия форм, основанные на временном признаке, оказываются обусловленными дидактическими задачами и возрастными особенностями школьников. Кроме того, формы внеурочной работы по математике оказываются напрямую связанными с характерными для внеурочной работы методами обучения.
Таким образом, в практике внеурочной работы по математике современная отечественная школа накопила большой опыт, в котором находят свою реализацию разнообразные формы обучения.
Литература:
Кривоногов, В. В. Нестандартные задания по математике: 5-11 классы / В. В. Кривоногов. – М. : Первое сентября, 2002. – 219 с.
Степанов, В. Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе : кн. для учителя / В. Д. Степанов. – М. : Просвещение, 1991. – 80 с.