Внеурочная деятельность учителя математики направленная на повышение мотивации к изучению математики
Внеурочная деятельность учителя математики направленная на повышение мотивации к изучению математики
Внеурочная работа – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность учителя математики направленная на повышение мотивации к изучению математики»
Выступление по теме:
«Внеурочная деятельность учителя математики направленная на повышение мотивации к изучению математики»
Докладчики:
учитель математики и информатики и ИКТ
Киселёва А.С.
ГБОУ «СШ № 11 Г.О.МАКЕЕВКА»
2025 год
ВВЕДЕНИЕ
Внеурочная работа – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Основной целью нашей внеурочной воспитательной работы является гармоничное развитие личности учащегося с учётом его возраста, интеллекта и интересов, а также выявление задатков и способностей каждого ученика.
Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях. Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми.
Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность урока и внеурочной работы как механизма обеспечения полноты и цельности обучения. Содержание внеурочной работы на начальном этапе задаётся стремлением детей установить в своих играх удобный для них очеловеченный (одушевлённый) порядок в мире вещей, событий, явлений и приспособить вещи, организовать ситуацию под себя, под свою индивидуальность.
В процессе такой свободной игры и выявляются индивидуальные особенности поведения человека в тех или иных ситуациях, раскрываются личностные качества, постигаются определённые морально-нравственные ценности и культурные традиции. Сверхзадача учителя состоит в формировании личности обучающегося, которая является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации.
Во время внеурочной деятельности осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей детьми и взрослыми, т.е. детьми и педагогом как равноправными субъектами.
Такой поисковый режим обучения наиболее полно может быть реализован именно во внеурочной работе.
В настоящее время в условиях внедрения ФГОС основного общего образования возрастает роль внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС – это «образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы». В материалах сопровождения ФГОС констатируется, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности [4]:
спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное,
социальное,
общеинтеллектуальное,
общекультурное.
В процессе внеурочной работы по математике решаются следующие основные дидактические задачи: вырабатывается интерес к изучению математических дисциплин; углубляются и расширяются математические знания, умения и навыки учащихся; развивается логическое мышление, математическая зоркость, математическая интуиция и смекалка; выявляются наиболее одаренные дети, развиваются их способности.
Рассмотрим некоторые формы внеурочной работы по математике, так как этот ряд незамкнутый и постоянно пополняющийся.
Никто из учителей не будет оспаривать важности обучения детей навыкам проектной и исследовательской деятельности. «Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими», - писал российский педагог Константин Кушнер. Исследовательская деятельность, как универсальная образовательная технология, с успехом может применяться в работе с учащимися самого разного возраста, склонностей и способностей. И поэтому, на сегодняшний день она стала для меня и моих учеников традиционной.
Проектная и исследовательская деятельности включает в себя многие методы и способы активного обучения. Метод сбора и обработки данных, анализа справочной и энциклопедической информации, поисковый эксперимент наиболее чаще применяю в работе с учащимися средних классов. Например, при работе с учащимися 5 класса над интегрированным проектом по математике и экологии «Земля – наш общий дом. Арифметические действия над обыкновенными дробями» я предложила всем учащимся заняться сбором материала из различных источников об экологических проблемах планеты, а перевод их в математическую модель, содержащую действия с обыкновенными дробями, оставила в компетентности учителя и группы наиболее «сильных» учащихся. Такая организация работы формирует интеллект, познавательный интерес и логическое мышление учащихся с учётом их способностей и склонностей. К тому же, усвоение основных экологических понятий, отражающих непосредственное взаимодействие человека с окружающей средой и его последствия – это одна из целей общекультурного направления внеурочной деятельности.
Метод погружения, мозговой атаки, проблемный метод исследования повышает эффективность образовательного процесса и позволяет достаточно глубоко реализовать принцип его индивидуализации в работе с учащимися старших классов. Например, проект «Применение метода математической индукции в разных разделах математики» помог учащимся 10 класса осознать практическую значимость данной темы, углубил их знания по изучаемому материалу, способствовал развитию логического математического мышления и умения анализировать математическую проблему. Работа содержит исторические сведения о появлении метода математической индукции, формулировку принципа математической индукции, а также примеры на применения метода в следующих разделах: задачи на суммирование, доказательства тождеств и неравенств, решение вопросов делимости чисел, изучение свойств конечных множеств и числовых последовательностей, тригонометрия, геометрия. За доклад по этой теме на НОУ ВГУ моя ученица награждена почётной грамотой.
Актуализировать личностный смысл учащихся 9 класса к изучению темы «Функции и их свойства», помочь им осознать социальную и практическую значимость учебного материала, обеспечить умение переводить с языка непосредственных впечатлений и представлений на язык общих положений, схем, позволила работа над проектом по теме «Функции вокруг нас». Презентация, сопровождающая этот проект, удостоилась диплома II степени за победу во Всероссийском дистанционном конкурсе «Лучшая презентация к уроку» проекта «Эрудит».
Хочется заметить, что организация исследовательской деятельности учащихся предполагает не только передачу культурного опыта как специально организованной педагогической деятельности, но и включение педагога в творческий, исследовательский процесс. А.И. Савенков к числу принципов исследовательского обучения относит принцип формирования представления об исследовании как стиле жизни [2]. Предполагается, что этот стиль не только учитель прививает ученику, но и сам является его «носителем». «В условиях исследовательского обучения педагог не обязан всегда знать ответы на все вопросы, но он должен уметь исследовать разные проблемы, таким образом находить любые ответы и уметь научить этому детей».
Так как одним из направлений внеурочной деятельности является духовно –нравственное и, к тому же, почти каждый учитель математики является классным руководителем, то учащимся можно предложить поработать над проектом «Вклад учёных – математиков в Великой Отечественной войне». В детях требуется воспитывать любовь к людям, чувство гуманности, доброты, отзывчивости, ответственности и работа над таким проектом этому способствует. Она оказывает влияние, как на интеллект, так и формирование основных элементов гражданско-патриотического сознания, что является целью социального направления внеурочной деятельности. Деятельность моих учащихся по данной теме отмечена дипломом лауреата II степени Всероссийского открытого конкурса «Первые шаги – 2011» и дипломом за III место во Всероссийском конкурсе мультимедийных презентаций «Победе – 70!».
Предметные очные и заочные олимпиады – следующая форма внеурочной деятельности. В нашем образовательном учреждении в школьной олимпиаде имеют право принимать участие все желающие проверить свои знания. Подъем математической культуры и интеллектуального уровня учащихся происходит в ходе их участия различных дистанционных и заочных олимпиадах, которых в наше время к счастью организовывается в сетях интернета всё больше и больше.
С помощью тьюторской деятельности я имею возможность индивидуально направлять внеурочную деятельность учащихся, имеющих временные проблемы со здоровьем и не посещающих уроки, но имеющих мотив к самообразованию.
Не чужда нашему лицею такая форма внеурочной деятельности, как дистанционное обучение. Наша школа является партнёром Инновационного образовательного Интернет-ресурса ЯКласс, и я в ходе своей педагогической деятельности апробировала данную систему в роли «Учитель», что подтверждено сертификатом педагога-апробатора. В его базе содержится 6 миллионов вариантов заданий по 12 предметам. За каждую решенную задачку ученик получает баллы, в зависимости от сложности. Пользователи соревнуются друг с другом в классе или с другими классами. Школьники гонятся за очками, как в любимых играх, но «прокачивают» не виртуальных персонажей, а собственные знания. Имеется подробное описание пошагового решения заданий. Родители также могут активно участвовать в учебном процессе своего ребёнка, отслеживать его пробелы в знаниях. К тому же дистанционная форма обучения защищает учителя от срыва учебного плана из-за карантина. Если у ребёнка есть пробелы в знаниях предмета, я дополнительно рекомендую сайты, где доступно и интересно подается материал школьной программы:
math4school.ru — Математика для школы,
math.ru — Это ресурс для школьников, студентов и учителей,
mathege.ru — Открытый банк заданий по математике. Поможет школьникам подготовиться к ЕГЭ.
Предметные элективные курсы по математике «Математика в задачах» (5-9 класс) и «За страницами учебника математики» (10-11 класс) направлены на подготовку к сдаче выпускных экзаменов, а также для развития познавательного интереса учащихся. Их программа применима для различных групп школьников, в том числе, не имеющих хорошей подготовки. Основная функция учителя в данной форме внеурочной работы состоит в «сопровождении» учащегося в его познавательной деятельности, коррекции ранее полученных учащимися знаний.
В настоящее время перед учителями математики стоит задача не только дать определенную сумму знаний учащимся, но и вооружить их умениями самостоятельно добывать эти знания, воспитывать интерес к самостоятельному изучению математики и её практических применений. Внеурочная работа по математике является одним из средств выполнения этой задачи.
Она способствует повышению уровня математической культуры и развитию познавательных способностей учащихся, расширяет их математический кругозор.
Систематическое проведение различных форм внеурочной работы по предмету позволяет каждому учащемуся найти занятие по интересам и склонностям. Внеурочная работа помогает учащимся выработать многие ценные качества личности, в том числе такие, как чувство долга и ответственности.
Воспитание интереса к занятиям – вопрос не новый. Каждый учитель должен
стремиться к тому, чтобы среди его учеников было больше увлечённых предметом,
а для этого нужно заниматься с каждой группой учащихся, осуществляя дифференцированный подход, определяя соответствующие задачи, содержание и формы внеурочной работы.
Многолетняя работа в школе убеждает, что обычные средние способности учащихся вполне достаточны для привития и развития у них интереса к математике.
В преподавании всех учебных дисциплин урок считают основной формой работы. Для этого есть все основания. Однако сам по себе урок не может решать все
задачи, которые стоят перед учителем в процессе обучения математике.
Среди дополнений к уроку особое место имеет внеурочная работа. Под внеурочной работой понимают организованные и целенаправленные мероприятия, проводимые под руководством преподавателя с учащимися во внеурочное время при соблюдении принципа полной добровольности участия в них.
Внеурочная работа по математике преследует такие цели:
повышение интереса учащихся к математике;
пропаганду успехов математики;
выявление наиболее способных к математике учащихся и оказанию им помощи.
Внеурочная работа – естественное продолжение работы на уроке или же, наоборот, подготовка к усвоению нового программного материала. В любом случае она является составной частью учебного процесса, хотя в отдельных своих формах имеет отличные от урока дидактические задачи.
В процессе внеурочной работы по математике решаются следующие основные дидактические задачи:
вырабатывается интерес к изучению математических дисциплин;
углубляются и расширяются математические знания, умения и навыки учащихся;
развивается логическое мышление, математическая зоркость, математическая интуиция и смекалка;
выявляются наиболее одаренные дети, развиваются их способности.
К внеурочной работе относятся разнообразные формы обучения и воспитания, реализуемые во внеурочное время под руководством учителя. К этому типу работы мы не относим выполнение домашних заданий в процессе подготовки к уроку, считая это компонентом классно-урочной формы обучения.
Внеурочные формы обучения, построенные на принципе добровольности, не регламентированные необходимостью выставления оценки учащимся, проходящие в более непринужденной, раскрепощенной по сравнению с уроком атмосфере, требуют от учителя высокого уровня профессионального мастерства. Он должен не только иметь солидную математическую эрудицию, но и обладать такими необходимыми качествами, как контактность, педагогический такт, доброжелательность. Только при оптимальном сочетании высокого профессионализма учителя и заинтересованности в учебе, работоспособности ученика можно достичь главного в обучении математике – формирования обобщенных математических отношений и развития способности обобщать математический материал.
Специфической чертой внеурочной работы по математике, с учетом решаемых в ней дидактических задач, а также возрастных особенностей учащихся, является то, что формы ее организации делятся на постоянные и непостоянные (временные). Исходя из этого, в отличие от традиционного количественного признака при классификации форм обучения (групповые, массовые, индивидуальные, индивидуально-групповые формы), в качестве главного, конститутивного классификационного признака применить временную характеристику форм организации внеурочной работы.
Постоянные формы внеурочной работы имеют систематический характер, хотя и ограничены определенными хронологическими рамками.
К постоянным формам относятся:
математический кружок,
творческая группа математиков,
научное математическое общество школьников,
математическая лаборатория,
школа юного математика и др.
Временные формы внеурочной работы приурочены к определенному отрезку учебного года –
проведению предметной декады (недели),
концу четверти,
полугодия и т.д.
Эти формы выступают в качестве фрагмента учебного процесса, дополняя и оживляя его.
К временным формам относятся:
математический вечер,
математическая олимпиада,
математический КВН и др.
По сравнению с математическим кружком творческая математическая группа еще более узкопрофильная форма внеурочной работы по математике. Творческая группа создается из особо одаренных учащихся. Как показывает практика, целесообразно руководство творческой группой поручать наиболее квалифицированному учителю математики или вузовскому специалисту-математику, имеющему высокую научную квалификацию. Основная дидактическая задача творческой математической группы — создание максимальных условий для развития математических способностей учащихся. В состав творческой группы должно входить не более 7 учащихся, оптимально 3-5, при этом каждый член группы может разрабатывать отдельную математическую проблему, однако обсуждение промежуточных и конечных результатов индивидуальной работы проводится на заседании творческой группы. В школах нового типа (гимназиях, лицеях, колледжах, школах с углубленным изучением математики), где в старших классах вводятся предметные спецкурсы и спецсеминары, внеурочная работа творческой математической группы органически связана со специальными аудиторными формами учебной работы по математике. В тех школах, где внеурочная математическая работа поставлена основательно, где имеется несколько математических кружков, творческие математические группы, где активно внедряются формы аудиторных занятий по математике, в последнее время получило распространение создание научных математических обществ школьников (НМОШ).
НМОШ — управленческая форма, оно строит свою работу в тесном взаимодействии с методобъединением учителей математики: координируют работу математических кружков, готовят и проводят общешкольные массовые мероприятия: декаду (неделю) математики, а также отдельные математические конкурсы, математические олимпиады, математические бои, КВНыи т.п.
Временные формы организации внеурочной работы по математике очень разнообразны по своей структуре и содержанию. Они универсальны с точки зрения возможности реализации в любых возрастных образовательных звеньях школы. По функции временные формы можно разделить на познавательныеи соревновательные,хотя следует признать, что выдвинутый нами данный классификационный критерий не вполне корректен, ибо познавательные формы, как увидим дальше, почти всегда содержат элемент соревнования, а соревновательные формы несут и познавательно-воспитательную функцию. Тем не менее, мы считаем, что в качестве ядерного классификационного признака данный критерий может быть применен.
К познавательнымвременным формам относятся, например, математические вечера, математические конференции, творческие отчеты, а также внеурочные математические мероприятия развлекательно-познавательного характера типа «часа познавательной математики»; разнообразные ауди-познавательные формы – математические уголки, стенгазеты, рукописные журналы и т.п.
Математические встречи имеют главной дидактической задачей вызвать у учащихся интерес к изучению математики. По характеру математического материала встречи могут быть обзорными и тематическими. Непременным требованием структуры математической встречи является проведение ее фрагментов в игровой форме, включение художественной части, а также элементов соревновательного характера — викторин, конкурсов и т.п. Игровая часть может предваряться тематической беседой или небольшим научно-популярным докладом.
Опыт показывает, что математические встречи значительно расширяют и углубляют полученные на уроках знания. Математическая встреча – это встреча, на которой думают, фантазируют, учатся рассуждать, правильно мыслить и говорить. Формы встреч бывают разными. Они могут проходить в виде викторин или КВН, соревнований одной группы учащихся с другой на виду у «болельщиков» и др. При этом математическая тематика перед учащимися в игровой форме – в виде ребусов, кроссвордов, занимательных вопросов и ответов. Тематика и методика проведения математических встреч весьма разнообразны. Содержание встреч может включать исторические темы, примеры приложения математики. Вопросы, которые обсуждаются на встрече могут охватывать области, смежных дисциплин. Например, посвятить использованию математики в физике и черчении.
Организация викторин – одна из форм внеклассной работы по математике. Они могут проводиться как самостоятельное мероприятие и как составная часть математического вечера. Название «викторина» произошло от латинского
слова «виктория» - победа. Викторина – это одна из форм организации состязания,
соревнования между командами, между отдельными людьми в области математики
или других наук.
Во внеурочной работе по математике большое место занимают игры. Игра делает отдельные элементы внеклассной работы эмоционально насыщенными, вносят бодрый настрой в коллектив, помогают эстетически воспринимать ситуацию, связанную с математикой, праздничное оформление кабинета, красочную оригинальность газеты, красоту древней легенды, включающей задачу, драматизацию математического задания, стройность мыслей при решении логических задач.
Одной из наиболее распространенных развлекательных форм внеурочной работы являются математические КВНы. Школьники всегда охотно участвуют в подготовке и проведении этих математических праздников. Математика у этой формы работы выступает по сути лишь как повод, главное же место принадлежит занимательным, типичным для КВНов конкурсам: приветствие команд, домашнее задание, конкурс капитанов; более частным конкурсам художников, чтецов и т.п. Тем не менее, все конкурсы строятся как пусть и нетрудные, но все-таки математические соревнования.
Математическая конференция имеет своей дидактической задачей выработать у учащихся творческий подход к освоению внепрограммного материала по математике, дать возможность учащимся проявить свои математические способности в нестандартной учебной ситуации, вызвать интерес к изучению дополнительной математической литературы как у докладчиков, так и у слушателей.
Математические олимпиады являются одной из форм внеклассной работы и
массовым соревнованием учащихся. На олимпиадах учащиеся показывают умение
разбираться в различных математических вопросах, проверяют свой уровень математической подготовки. Олимпиады способствуют повышению интерес учащихся к предмету и воспитанию высокой культуры математического мышления. Важное значение имеет подбор задач для олимпиады. Они для своего решения требуют остроумия, сообразительности, умения рассуждать и критически относиться к своим выводам. Математические олимпиады способствуют выявлению и отбору талантливых учащихся.
На воспроизведенной схеме приведены далеко не все конкретные формы внеурочной работы, но показана их системная организация. При этом видно, что любая внеурочная форма обучения математике обязательно содержит познавательную функцию.
Важное место нужно уделить работе стенной печати. В кабинете математики
четыре стенда, на трёх стендах материалы систематически обновляются.
Первый стенд – «Учись учиться», здесь помещена «Полезная кунсткамера», в которой содержатся советы и рекомендации для успешного освоения математики. Второй стенд – «Готовься к экзамену», где помещены образцы оформления экзаменационных работ и требования к оценке письменных экзаменационных работ. Третий стенд – «Математика в твоей жизни». Здесь газета «Математик», в которой помещаются занимательные задачи – смекалки, различные головоломки, логические упражнения, простейшие кроссворды с математической терминологией, задачи – шутки, математические ребусы и т.п. При подборе материалов для газеты следует ориентироваться не только на сильных учащихся, но и на средних и слабых. Тогда она будет иметь успехи выполнять своё назначение.
Внеклассное чтение. Обучать учащихся чтению научно – популярной литературы, самостоятельнойработе над учебником, подбору материала из различных пособий и самостоятельному углублению материала, который изучался на уроках, легче всего на внеклассных занятиях. Руководство чтением научно – популярной и другой литературы состоит из двух этапов – пропаганда книг и руководство усвоением её содержания.
К пропаганде книги относятся:
1. Составление списка научно – популярной и научно – биографической литературы;
2. Устная аннотация – краткая передача содержания книги;
3. Книжные выставки, которые знакомят учащихся с литературой, имеющейся в школе и у учителя;
4. Обзор произведений, посвящённых одному математику или одной и той же теме.
К руководству усвоением содержания книги относятся:
1. Задания по подбору дополнительного изучаемой на уроке теме.
2. Беседа о прочитанных книгах.
3. Написание реферата прочитанной книги.
4. Подготовка докладов.
5. Читательские конференции по математике.
Традиционная классификация форм внеурочной работы опирается на количественный признак (индивидуальные, групповые, комбинированные формы), однако возможно применение в качестве классификационного критерия временного признака. В этом случае константные (продолжительные, постоянные) формы имеют линейный характер, а темпоральные (непостоянные, временные) – точечный.
Различия форм, основанные на временном признаке, оказываются обусловленными дидактическими задачами и возрастными особенностями школьников. Кроме того, формы внеурочной работы по математике оказываются напрямую связанными с характерными для внеурочной работы методами обучения.
Таким образом, в практике внеурочной работы по математике современная отечественная школа накопила большой опыт, в котором находят свою реализацию разнообразные формы обучения.
Литература:
Кривоногов, В. В. Нестандартные задания по математике: 5-11 классы / В. В. Кривоногов. – М. : Первое сентября, 2002. – 219 с.
Степанов, В. Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе : кн. для учителя / В. Д. Степанов. – М. : Просвещение, 1991. – 80 с.