kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок математики как основная форма развития интеллекта и творческого потенциала учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Всякому действию должно предшествовать размышление.". Урок это основная форма работы по формированию интеллекта обучающихся, развитиютворческого начала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок математики как основная форма развития интеллекта и творческого потенциала учащихся.»

Урок математики как основная форма развития интеллекта и творческого потенциала учащихся.

«Всякому действию должно предшествовать размышление…»

Урок - основная форма учебно-воспитательного процесса. При любом методе преподавания обязательным остаётся повышение познавательного интереса учащихся, который заставляет их мыслить, побуждает к стремлению творить.

Как уроки математики способствуют формированию интеллектуальной культуры учащихся, развитию творческих способностей.

Математика на протяжении всей истории человечества являлась составной частью человеческой культуры, ключом к познанию окружающего мира, основой научно-технического прогресса. Ни одна область человеческой деятельности не может обходиться без математики – как без конкретных математических знаний, так и интеллектуальных качеств, развивающихся в ходе овладения этим предметом.

Сформированность интеллектуальной культуры так же как и информационной, исследовательской, культуры самоорганизации позволяет человеку учиться всю жизнь.

Что такое интеллектуальная культура учащихся? Это:

  • Потребность в овладении методическими знаниями

  • Умение анализировать содержание учебных заданий (статистические задания в ЕГЭ, графики)

  • Умение выделять главное в задачах, теоремах и т.д.(построение математической модели задачи)

  • Умение квалифицировать показательные объекты (решение геометрических задач)

  • Умение сравнивать показательные объекты (геометр. задачи)

Формирование интеллекта происходит в процессе целенаправленной деятельности, т.е. в процессе овладения математическими знаниями, в процессе накопления опыта применения этих знаний (можно овладеть большим объёмом знаний, но не научиться их применять).

Но математика довольно сложный предмет, не всем даётся легко и как следствие – потеря интереса, снижение успеваемости, пробелы в знаниях. Чтобы этот процесс был результативным, необходимо чтобы учёба была в радость, ребёнку должно быть интересно и понятно. Достижению этой цели способствуют единство обучения и творчества.

В основе формирования творческого начала лежат три аспекта:

  • Индивидуализация образования

  • Исследовательское обучении

  • Проблематизация обучения

Для развития творческой деятельности необходимо создание следующих условий:

  1. Раннее начало

  2. Умная, доброжелательная помощь взрослого

  3. Доверительная атмосфера, сопереживание, сотрудничество

  4. Мотивация задания

Чтобы пробудить творческое начало и его развивать необходимо на каждом уроке организовать так деятельность учащихся, чтобы они вынуждены были творить, может даже не замечая этого. Поэтому в каждой письменной и домашней работе должны быть задания, не имевшие аналогичных в классе (другая постановка вопроса, небольшое усложнение, возможность применить уже усвоенные знания для решения других заданий). При выполнении письменных работ предлагаются задания разного уровня сложности: создание ситуации «Сделай выбор»( выбор собственного способа решения, выбор заданий для решения). Выбрать – процесс творческий.

Индивидуальная работа школьников на уроке позволяет регулировать темп продвижения в учении каждого ученика, сообразуясь с его подготовкой и возможностями. Успех её определяется правильным подбором заданий, систематическим контролем учителя за их выполнением, оказанием своевременной помощи (ученики, быстро выполняющие работу, получают дополнительные задания с учётом их подготовки; эти задания обязательно проверяются и комментируются).

Прблематизация обучения.

Математика начинается не со счёта, что кажется очевидным, а с загадки. Чтобы у школьника творческое мышление развивалось, необходимо чтобы он почувствовал удивление и любопытство, вкус преодоления трудностей.

Создавая проблемную ситуацию, учитель направляет учеников, организует поиск решения. И как результат – новые знания, способы действия. Как вид проблемного обучения (часто используется на уроке) – поиск способа применения знаний в новой ситуации.

Типы задач, используемых для создания проблемных ситуаций:

  1. Задачи на доказательство (геометрические задачи)

  2. Задачи с меняющимся условием (Задача №1. В первый день туристы проехали 5/14 всего пути, во 2 день 7/14 всего пути, а в 3 день оставшейся путь. Сколько километров туристы проехали в 3 день, если длина пути 560 км. Задача №2. В 1 день туристы проехали 5/14 всего пути, во 2 день 7/14 всего пути, а в 3 день остальные 10 км. Какова длина всего пути?). Для решения 2 задачи найти новый способ решения.

  3. Задачи с несколькими решениями(Планиметрические задачи части С в ЕГЭ)

  4. Задачи с «самоограничениями» (Предлагается расположение 9 точек. Соединить эти точки ломаной из 4 звеньев, не отрывая карандаш от тетради)

  5. Задачи на сообразительность, логические и комбинаторные задачи (Числовой ряд 2; 4; 8; 16;…Продолжить.)

  6. Задачи на нахождение ошибки в решении.

Исследовательское обучение.

Поиск ответов на вопросы «Почему?», «Как?» на различных этапах урока позволяет обучение сделать творческим и включить в обсуждение каждого (повышая уровень познавательного интереса). Результат – добывание знаний, развитие логического мышления, математической речи, воображения. Поиск различных способов решения задачи (задачи на части в 5 кл., пропорции в 6 кл., построение сечений в 10 кл.), самостоятельное составление задач. Исследовательскими работами можно считать работы «Мы рисуем на координатной плоскости», создание кроссвордов, построение диаграмм, написание сказок, творческие работы по черчению.

Создание собственных презентаций (дополнительный материал по теме, решение более сложных задач, доказательство свойств). Проектная деятельность ( первый опыт:создание электронного сборника по геометрии для подготовки к ЕГЭ, второй опыт: «Векторный метод в решении задач» в 9 кл.)

У творческих людей можно выделить следующие черты:

  • Независимость выбора

  • Беспристрастность оценок и суждений

  • Открытость ума

  • Восприимчивость к новому и необычному

  • Развитое эстетическое чувство, стремление к красоте

  • Высокая толерантность к неопределённым и неразрешимым ситуациям

  • Конструктивная активность в этих ситуациях.


Важно, чтобы ребёнка и дома и в школе окружали творческие люди, способные к самосовершенствованию.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Валова Наталья Юрьевна

Дата: 08.12.2016

Номер свидетельства: 367465

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА "
    ["seo_title"] => string(135) "razvitiie-informatsionnoi-kompietientnosti-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki-kak-sriedstvo-povyshieniia-poznavatiel-nogo-intieriesa"
    ["file_id"] => string(6) "118934"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413295873"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Доклад по  теме:  «Развитие творческого потенциала  обучающихся в учебно-воспитательном процессе на уроках физической культуры» "
    ["seo_title"] => string(145) "doklad-po-tiemie-razvitiie-tvorchieskogho-potientsiala-obuchaiushchikhsia-v-uchiebno-vospitatiel-nom-protsiessie-na-urokakh-fizichieskoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "162093"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422300504"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ  НА УРОКАХ  МАТЕМАТИКИ "
    ["seo_title"] => string(59) "priiomy-raboty-s-odariennymi-diet-mi-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "232943"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442945111"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Обобщение опыта по теме "Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе". "
    ["seo_title"] => string(130) "obobshchieniie-opyta-po-tiemie-riealizatsiia-tiekhnologhii-dieiatiel-nostnogho-mietoda-obuchieniia-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "193391"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427633605"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Развитие логического мышления обучающихся на внеурочных занятиях по информатике "
    ["seo_title"] => string(101) "razvitiie-loghichieskogho-myshlieniia-obuchaiushchikhsia-na-vnieurochnykh-zaniatiiakh-po-informatikie"
    ["file_id"] => string(6) "134688"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416769234"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства