kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

 

Стремительное развитие информационных и коммуникативных технологий является одним из факторов, определяющим вектор развития мирового сообщества XXI века. Цивилизация неуклонно движется к построению информационного общества, где решающую роль играют информация и научные знания.

По результатам опроса учащихся видно, что компьютер в настоящее время – не роскошь, а необходимость для нормального уровня жизни.

 

Рисунок 1 – Компьютер в доме

 
        За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Без них уже невозможно представить современного человека. Всё шире используются информационные технологии и в образовательном процессе, поэтому информационно-коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением ИКТ, становится важной составляющей его профессионализма. Перед учителем встаёт ряд вопросов:

  • Как эффективно использовать компьютер на уроке?
  • Как с его помощью сделать урок более плотным, продуктивным?
  • Как привлечь внимание учащихся и повысить интерес к предмету?

Математика – это один из тех предметов, в котором использование ИКТ способствует зрительному восприятию, активизирует  все виды учебной деятельности, способствует повышению интереса к изучаемому предмету.

По результатам исследования школьного психолога, среди учащихся преобладает визуальный тип восприятия, что показано в диаграмме. Диагностика проводилась среди учащихся 5 – 11 классов.

 

 

 

Рисунок 2 – Виды восприятия

 

Но, наряду с этим, колоссальный объем информации и новых знаний по изучаемым предметам и невозможность освоить их, привели к противоречиям между учащимися и традиционными приемами и методами обучения:

  1. загруженность ученика и учителя, отсутствие дополнительных учебных ресурсов, в том числе, ресурса времени;
  2. наличие высоких требований, предъявляемых обществом к уровню образованности выпускника школы и падение мотивации учащегося к обучению;
  3. требование максимального раскрытия потенциала учащегося и традиционные формы организации обучения.

Освоение ИКТ требует времени и сил. Нужно продумать, как уместно и эффективно применять все эти ресурсы. В «Национальном  плане действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы» говорится об обновлении содержания образования, «обеспечивающего личное саморазвитие, самостоятельность в приобретении знаний, умения использовать информацию и технологии»,  «повышении  уровня  информатизации и использования информационно-коммуникационных технологий в обучении школьников» [3].

Идя в ногу со временем, школа работает над проблемной темой: «Развитие компетенций участников учебно-воспитательного процесса через организацию образовательной среды смешанной школы», ориентируясь тем самым на компетентностный подход в образовании. Рассматривая все виды компетентностей, хотелось бы остановиться на информационной, поэтому выбрала соответствующую тему опытно-экспериментальной работы: «Развитие информационной компетентности учащихся на уроках математики как средство повышения познавательного интереса».

В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы проводится анализ текущей ситуации в образовании  в области ИКТ.

Таблица 1 – SWOT – анализ показывает[1]:

Сильные стороны

Слабые стороны

Возможности

Угрозы

  • Современная система образования, внедрение инновационных форм и методов обучения предъявляют все более высокие требования к личности и профессиональной компетентности педагогических работников.

 

  • недостаточное финансирование образования;
  • слабо развит менеджмент в образовании;
  • неудовлетворительная материально-техническая база организаций образования;
  • устаревшая методология;
  • доступ к лучшим образовательным ресурсам и технологиям;
  • доступ к качественному образованию для всех;

 

  • недостижение поставленных целей и задач в связи с недостаточным финансированием образования;

 

Как видно из таблицы, что проблем в образовании  еще достаточно, в частности, в отсутствии хорошей материально-технической базы, не оснащённостью кабинетов компьютерной техникой, проекторами, интерактивными досками и т.д. Главным фактором, определяющим важность и целесообразность реформирования сложившейся системы образования, является необходимость ответа на те основные вызовы, которые сделал человечеству XXI век:

  • необходимость перехода общества к новой стратегии развития на основе знаний и высокоэффективных информационных технологий;
  • возможность успешного развития общества только в опоре на подлинную образованность и эффективное использование ИКТ;
  • теснейшая связь между уровнем благосостояния нации и состоянием образования, применением ИКТ [4] .

Использование компьютерных технологий на уроках в школе за последнее десятилетие получило широкое распространение, что связано с глобальной информатизацией общества и появлением Интернета... Это шанс для учителя повысить мотивацию учащихся к приобретению знаний через организацию учебной и внеурочной деятельности учащихся [5].

Цель педагогического опыта:

Создать условия для активизации познавательной деятельности учащихся средствами ИКТ на уроках.

Гипотеза:

 Применение ИКТ на уроках приведет к повышению познавательного интереса учащихся к математике.

Познавательная активность школьника зависит от уровня включенности его в образовательный процесс, что в свою очередь зависит от организации и проведения уроков учителем.

Выготский Л.С. характеризует познавательную деятельность как сознательную и свободную, с высоким уровнем развития интереса. Интерес выступает как движущая сила познания. С информатизацией общества изменилась образовательная среда и организация учебно-воспитательного процесса в школе. Исследования подтверждают, что посредством мультимедийного предоставления информации можно проектировать учебную деятельность таким образом, чтобы учащийся мог самостоятельно приобретать новые знания, развивать инициативу, трудиться и находить ответы на возникающие вопросы [2] .

Учитель в тесном сотрудничестве с учеником и компьютером сможет разрешить многие проблемы и противоречия обучения, связанные с потребностью воспринимать, перерабатывать, использовать научные данные и быстро развивающие новые знания.

На своих уроках предлагаю учащимся на различных этапах уроках составить интеллект – карты на понятия, пройденные на уроке. Это помогает учащимся увидеть пробелы, найти пути решения, закрепить новый материал. Интеллект – карты можно составлять как на бумаге, так и в электронном варианте. Помогут в этом программы XMind, Mind Map,  FreeMind . Цели создания карт могут быть самые различные: запоминание сложного материала, контролирующие карточки, карточки - подсказки.

Например:

 

 

Рисунок 3 – Интеллект-карта по теме «Куб»

С помощью таких карт можно создать карточки по любому учебному материалу по любой теме. Очень удобно использовать интеллект-карты на этапе рефлексии.

Процесс организации обучения школьников с использованием ИКТ позволил:

  • эффективно решить проблему наглядности обучения, сделать урок более эстетичным;
  • индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий;
  • повысить производительность и плотность урока;
  • использовать межпредметные связи;
  • возможность тиражирования урока (копирование учащимся урок как раздаточный материал, возможность домашнего повторения);
  • раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты (в т.ч. без выставления оценки), корректно реагирует на ошибки;
  • осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (моделирование, метод проектов, разработка презентаций и т.д.), развивая тем самым у школьников творческую активность.
  • развивать информационную культуру учащихся – владение различными компьютерными программами, поисковыми системами сети Интернет;
  • применять компьютер на всех этапах уроках – устные задачи на готовых чертежах, блиц - опрос, тестирования,  расчетные задания с проверкой, исследования, задачи – проблемы и т.д.
  • творческая атмосфера урока и создание ситуаций успеха, вовлеченность всех учащихся в учебный процесс.

Опрос учащихся 6-х классов показал сформированность следующих информационных компетенций:

 

 

Рисунок 4 –Информационные компетенции учащихся 6-х классов

Как видно из диаграммы, учащиеся шестых классов освоили основные программы Microsoft Offic, учитывая, что информатика начинается только с седьмого класса.

Данные индикаторы успешности использования ИКТ на уроках позволяют сделать вывод о развитии информационной компетентности учащихся и, как следствие, повышении познавательного интереса к предмету. Таким образом, ИКТ становятся неотъемлемой частью современного учебного процесса, способствующей повышению качества образования.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы.  –  С. 16-18.
  2. Дейкина А. Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения. – М., 2002. – С.15, 45.
  3. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы [электронный ресурс]  // http://www.inform.kz/
  4. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999. – С. 191.
  5. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. –  М.: Просвещение, 1979. –  С. 160.

Просмотр содержимого документа
«РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА »

Информационная компетентность, обобщение опыта, познавательный интерес


Кошкина О.В.

КГУ «Средняя школа № 27» акимата г.Усть-Каменогорска


РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА


Стремительное развитие информационных и коммуникативных технологий является одним из факторов, определяющим вектор развития мирового сообщества XXI века. Цивилизация неуклонно движется к построению информационного общества, где решающую роль играют информация и научные знания.

По результатам опроса учащихся видно, что компьютер в настоящее время – не роскошь, а необходимость для нормального уровня жизни.

Рисунок 1 – Компьютер в доме


За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Без них уже невозможно представить современного человека. Всё шире используются информационные технологии и в образовательном процессе, поэтому информационно-коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением ИКТ, становится важной составляющей его профессионализма. Перед учителем встаёт ряд вопросов:

  • Как эффективно использовать компьютер на уроке?

  • Как с его помощью сделать урок более плотным, продуктивным?

  • Как привлечь внимание учащихся и повысить интерес к предмету?

Математика – это один из тех предметов, в котором использование ИКТ способствует зрительному восприятию, активизирует все виды учебной деятельности, способствует повышению интереса к изучаемому предмету.

По результатам исследования школьного психолога, среди учащихся преобладает визуальный тип восприятия, что показано в диаграмме. Диагностика проводилась среди учащихся 5 – 11 классов.



Рисунок 2 – Виды восприятия


Но, наряду с этим, колоссальный объем информации и новых знаний по изучаемым предметам и невозможность освоить их, привели к противоречиям между учащимися и традиционными приемами и методами обучения:

  1. загруженность ученика и учителя, отсутствие дополнительных учебных ресурсов, в том числе, ресурса времени;

  2. наличие высоких требований, предъявляемых обществом к уровню образованности выпускника школы и падение мотивации учащегося к обучению;

  3. требование максимального раскрытия потенциала учащегося и традиционные формы организации обучения.

Освоение ИКТ требует времени и сил. Нужно продумать, как уместно и эффективно применять все эти ресурсы. В «Национальном плане действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы» говорится об обновлении содержания образования, «обеспечивающего личное саморазвитие, самостоятельность в приобретении знаний, умения использовать информацию и технологии», «повышении уровня информатизации и использования информационно-коммуникационных технологий в обучении школьников» [3].

Идя в ногу со временем, школа работает над проблемной темой: «Развитие компетенций участников учебно-воспитательного процесса через организацию образовательной среды смешанной школы», ориентируясь тем самым на компетентностный подход в образовании. Рассматривая все виды компетентностей, хотелось бы остановиться на информационной, поэтому выбрала соответствующую тему опытно-экспериментальной работы: «Развитие информационной компетентности учащихся на уроках математики как средство повышения познавательного интереса».

В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы проводится анализ текущей ситуации в образовании в области ИКТ.

Таблица 1 – SWOT – анализ показывает[1]:

Сильные стороны

Слабые стороны

Возможности

Угрозы

  • Современная система образования, внедрение инновационных форм и методов обучения предъявляют все более высокие требования к личности и профессиональной компетентности педагогических работников.


  • недостаточное финансирование образования;

  • слабо развит менеджмент в образовании;

  • неудовлетворительная материально-техническая база организаций образования;

  • устаревшая методология;

  • доступ к лучшим образовательным ресурсам и технологиям;

  • доступ к качественному образованию для всех;


  • недостижение поставленных целей и задач в связи с недостаточным финансированием образования;


Как видно из таблицы, что проблем в образовании еще достаточно, в частности, в отсутствии хорошей материально-технической базы, не оснащённостью кабинетов компьютерной техникой, проекторами, интерактивными досками и т.д. Главным фактором, определяющим важность и целесообразность реформирования сложившейся системы образования, является необходимость ответа на те основные вызовы, которые сделал человечеству XXI век:

    • необходимость перехода общества к новой стратегии развития на основе знаний и высокоэффективных информационных технологий;

    • возможность успешного развития общества только в опоре на подлинную образованность и эффективное использование ИКТ;

    • теснейшая связь между уровнем благосостояния нации и состоянием образования, применением ИКТ [4] .

Использование компьютерных технологий на уроках в школе за последнее десятилетие получило широкое распространение, что связано с глобальной информатизацией общества и появлением Интернета... Это шанс для учителя повысить мотивацию учащихся к приобретению знаний через организацию учебной и внеурочной деятельности учащихся [5].

Цель педагогического опыта:

Создать условия для активизации познавательной деятельности учащихся средствами ИКТ на уроках.

Гипотеза:

Применение ИКТ на уроках приведет к повышению познавательного интереса учащихся к математике.

Познавательная активность школьника зависит от уровня включенности его в образовательный процесс, что в свою очередь зависит от организации и проведения уроков учителем.

Выготский Л.С. характеризует познавательную деятельность как сознательную и свободную, с высоким уровнем развития интереса. Интерес выступает как движущая сила познания. С информатизацией общества изменилась образовательная среда и организация учебно-воспитательного процесса в школе. Исследования подтверждают, что посредством мультимедийного предоставления информации можно проектировать учебную деятельность таким образом, чтобы учащийся мог самостоятельно приобретать новые знания, развивать инициативу, трудиться и находить ответы на возникающие вопросы [2] .

Учитель в тесном сотрудничестве с учеником и компьютером сможет разрешить многие проблемы и противоречия обучения, связанные с потребностью воспринимать, перерабатывать, использовать научные данные и быстро развивающие новые знания.

На своих уроках предлагаю учащимся на различных этапах уроках составить интеллект – карты на понятия, пройденные на уроке. Это помогает учащимся увидеть пробелы, найти пути решения, закрепить новый материал. Интеллект – карты можно составлять как на бумаге, так и в электронном варианте. Помогут в этом программы XMind, Mind Map, FreeMind . Цели создания карт могут быть самые различные: запоминание сложного материала, контролирующие карточки, карточки - подсказки.

Например:


Рисунок 3 – Интеллект-карта по теме «Куб»

С помощью таких карт можно создать карточки по любому учебному материалу по любой теме. Очень удобно использовать интеллект-карты на этапе рефлексии.

Процесс организации обучения школьников с использованием ИКТ позволил:

  • эффективно решить проблему наглядности обучения, сделать урок более эстетичным;

  • индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий;

  • повысить производительность и плотность урока;

  • использовать межпредметные связи;

  • возможность тиражирования урока (копирование учащимся урок как раздаточный материал, возможность домашнего повторения);

  • раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты (в т.ч. без выставления оценки), корректно реагирует на ошибки;

  • осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (моделирование, метод проектов, разработка презентаций и т.д.), развивая тем самым у школьников творческую активность.

  • развивать информационную культуру учащихся – владение различными компьютерными программами, поисковыми системами сети Интернет;

  • применять компьютер на всех этапах уроках – устные задачи на готовых чертежах, блиц - опрос, тестирования, расчетные задания с проверкой, исследования, задачи – проблемы и т.д.

  • творческая атмосфера урока и создание ситуаций успеха, вовлеченность всех учащихся в учебный процесс.

Опрос учащихся 6-х классов показал сформированность следующих информационных компетенций:


Рисунок 4 –Информационные компетенции учащихся 6-х классов

Как видно из диаграммы, учащиеся шестых классов освоили основные программы Microsoft Offic, учитывая, что информатика начинается только с седьмого класса.

Данные индикаторы успешности использования ИКТ на уроках позволяют сделать вывод о развитии информационной компетентности учащихся и, как следствие, повышении познавательного интереса к предмету. Таким образом, ИКТ становятся неотъемлемой частью современного учебного процесса, способствующей повышению качества образования.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. – С. 16-18.

  2. Дейкина А. Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения. – М., 2002. – С.15, 45.

  3. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы [электронный ресурс] // http://www.inform.kz/

  4. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999. – С. 191.

  5. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979. – С. 160.

3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кошкина Ольга Владимировна

Дата: 14.10.2014

Номер свидетельства: 118934

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Проектная деятельность на уроках математики как средство саморазвития личности учащихся "
    ["seo_title"] => string(102) "proiektnaia-dieiatiel-nost-na-urokakh-matiematiki-kak-sriedstvo-samorazvitiia-lichnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "239511"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444811930"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Статья «Использование электронных образовательных ресурсов  как средство обеспечения эффективности современного урока»"
    ["seo_title"] => string(132) "stat-ia-ispol-zovaniie-eliektronnykh-obrazovatiel-nykh-riesursov-kak-sriedstvo-obiespiechieniia-effiektivnosti-sovriemiennogho-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "300591"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456761021"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Статья «Использование электронных образовательных ресурсов  как средство обеспечения эффективности современного урока»"
    ["seo_title"] => string(134) "stat-ia-ispol-zovaniie-eliektronnykh-obrazovatiel-nykh-riesursov-kak-sriedstvo-obiespiechieniia-effiektivnosti-sovriemiennogho-uroka-1"
    ["file_id"] => string(6) "300592"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456761029"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Статья «Применение ИКТ   как средство обеспечения эффективности современного урока»"
    ["seo_title"] => string(93) "stat-ia-primienieniie-ikt-kak-sriedstvo-obiespiechieniia-effiektivnosti-sovriemiennogho-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "300596"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456761530"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Мой опыт на уроке математики! "
    ["seo_title"] => string(30) "moi-opyt-na-urokie-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "244351"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445927333"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства