РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
Стремительное развитие информационных и коммуникативных технологий является одним из факторов, определяющим вектор развития мирового сообщества XXI века. Цивилизация неуклонно движется к построению информационного общества, где решающую роль играют информация и научные знания.
По результатам опроса учащихся видно, что компьютер в настоящее время – не роскошь, а необходимость для нормального уровня жизни.
Рисунок 1 – Компьютер в доме
За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Без них уже невозможно представить современного человека. Всё шире используются информационные технологии и в образовательном процессе, поэтому информационно-коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением ИКТ, становится важной составляющей его профессионализма. Перед учителем встаёт ряд вопросов:
- Как эффективно использовать компьютер на уроке?
- Как с его помощью сделать урок более плотным, продуктивным?
- Как привлечь внимание учащихся и повысить интерес к предмету?
Математика – это один из тех предметов, в котором использование ИКТ способствует зрительному восприятию, активизирует все виды учебной деятельности, способствует повышению интереса к изучаемому предмету.
По результатам исследования школьного психолога, среди учащихся преобладает визуальный тип восприятия, что показано в диаграмме. Диагностика проводилась среди учащихся 5 – 11 классов.
Рисунок 2 – Виды восприятия
Но, наряду с этим, колоссальный объем информации и новых знаний по изучаемым предметам и невозможность освоить их, привели к противоречиям между учащимися и традиционными приемами и методами обучения:
- загруженность ученика и учителя, отсутствие дополнительных учебных ресурсов, в том числе, ресурса времени;
- наличие высоких требований, предъявляемых обществом к уровню образованности выпускника школы и падение мотивации учащегося к обучению;
- требование максимального раскрытия потенциала учащегося и традиционные формы организации обучения.
Освоение ИКТ требует времени и сил. Нужно продумать, как уместно и эффективно применять все эти ресурсы. В «Национальном плане действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы» говорится об обновлении содержания образования, «обеспечивающего личное саморазвитие, самостоятельность в приобретении знаний, умения использовать информацию и технологии», «повышении уровня информатизации и использования информационно-коммуникационных технологий в обучении школьников» [3].
Идя в ногу со временем, школа работает над проблемной темой: «Развитие компетенций участников учебно-воспитательного процесса через организацию образовательной среды смешанной школы», ориентируясь тем самым на компетентностный подход в образовании. Рассматривая все виды компетентностей, хотелось бы остановиться на информационной, поэтому выбрала соответствующую тему опытно-экспериментальной работы: «Развитие информационной компетентности учащихся на уроках математики как средство повышения познавательного интереса».
В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы проводится анализ текущей ситуации в образовании в области ИКТ.
Таблица 1 – SWOT – анализ показывает[1]:
Сильные стороны
Слабые стороны
Возможности
Угрозы
- Современная система образования, внедрение инновационных форм и методов обучения предъявляют все более высокие требования к личности и профессиональной компетентности педагогических работников.
- недостаточное финансирование образования;
- слабо развит менеджмент в образовании;
- неудовлетворительная материально-техническая база организаций образования;
- устаревшая методология;
- доступ к лучшим образовательным ресурсам и технологиям;
- доступ к качественному образованию для всех;
- недостижение поставленных целей и задач в связи с недостаточным финансированием образования;
Как видно из таблицы, что проблем в образовании еще достаточно, в частности, в отсутствии хорошей материально-технической базы, не оснащённостью кабинетов компьютерной техникой, проекторами, интерактивными досками и т.д. Главным фактором, определяющим важность и целесообразность реформирования сложившейся системы образования, является необходимость ответа на те основные вызовы, которые сделал человечеству XXI век:
- необходимость перехода общества к новой стратегии развития на основе знаний и высокоэффективных информационных технологий;
- возможность успешного развития общества только в опоре на подлинную образованность и эффективное использование ИКТ;
- теснейшая связь между уровнем благосостояния нации и состоянием образования, применением ИКТ [4] .
Использование компьютерных технологий на уроках в школе за последнее десятилетие получило широкое распространение, что связано с глобальной информатизацией общества и появлением Интернета... Это шанс для учителя повысить мотивацию учащихся к приобретению знаний через организацию учебной и внеурочной деятельности учащихся [5].
Цель педагогического опыта:
Создать условия для активизации познавательной деятельности учащихся средствами ИКТ на уроках.
Гипотеза:
Применение ИКТ на уроках приведет к повышению познавательного интереса учащихся к математике.
Познавательная активность школьника зависит от уровня включенности его в образовательный процесс, что в свою очередь зависит от организации и проведения уроков учителем.
Выготский Л.С. характеризует познавательную деятельность как сознательную и свободную, с высоким уровнем развития интереса. Интерес выступает как движущая сила познания. С информатизацией общества изменилась образовательная среда и организация учебно-воспитательного процесса в школе. Исследования подтверждают, что посредством мультимедийного предоставления информации можно проектировать учебную деятельность таким образом, чтобы учащийся мог самостоятельно приобретать новые знания, развивать инициативу, трудиться и находить ответы на возникающие вопросы [2] .
Учитель в тесном сотрудничестве с учеником и компьютером сможет разрешить многие проблемы и противоречия обучения, связанные с потребностью воспринимать, перерабатывать, использовать научные данные и быстро развивающие новые знания.
На своих уроках предлагаю учащимся на различных этапах уроках составить интеллект – карты на понятия, пройденные на уроке. Это помогает учащимся увидеть пробелы, найти пути решения, закрепить новый материал. Интеллект – карты можно составлять как на бумаге, так и в электронном варианте. Помогут в этом программы XMind, Mind Map, FreeMind . Цели создания карт могут быть самые различные: запоминание сложного материала, контролирующие карточки, карточки - подсказки.
Например:
Рисунок 3 – Интеллект-карта по теме «Куб»
С помощью таких карт можно создать карточки по любому учебному материалу по любой теме. Очень удобно использовать интеллект-карты на этапе рефлексии.
Процесс организации обучения школьников с использованием ИКТ позволил:
- эффективно решить проблему наглядности обучения, сделать урок более эстетичным;
- индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий;
- повысить производительность и плотность урока;
- использовать межпредметные связи;
- возможность тиражирования урока (копирование учащимся урок как раздаточный материал, возможность домашнего повторения);
- раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты (в т.ч. без выставления оценки), корректно реагирует на ошибки;
- осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (моделирование, метод проектов, разработка презентаций и т.д.), развивая тем самым у школьников творческую активность.
- развивать информационную культуру учащихся – владение различными компьютерными программами, поисковыми системами сети Интернет;
- применять компьютер на всех этапах уроках – устные задачи на готовых чертежах, блиц - опрос, тестирования, расчетные задания с проверкой, исследования, задачи – проблемы и т.д.
- творческая атмосфера урока и создание ситуаций успеха, вовлеченность всех учащихся в учебный процесс.
Опрос учащихся 6-х классов показал сформированность следующих информационных компетенций:
Рисунок 4 –Информационные компетенции учащихся 6-х классов
Как видно из диаграммы, учащиеся шестых классов освоили основные программы Microsoft Offic, учитывая, что информатика начинается только с седьмого класса.
Данные индикаторы успешности использования ИКТ на уроках позволяют сделать вывод о развитии информационной компетентности учащихся и, как следствие, повышении познавательного интереса к предмету. Таким образом, ИКТ становятся неотъемлемой частью современного учебного процесса, способствующей повышению качества образования.
ЛИТЕРАТУРА
- Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. – С. 16-18.
- Дейкина А. Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения. – М., 2002. – С.15, 45.
- Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы [электронный ресурс] // http://www.inform.kz/
- Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999. – С. 191.
- Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979. – С. 160.