Не только развивать, но и учить развиваться - вот смысл новых целевых требований. Первый вдох, первый шаг, первое слово, первый раз в первый класс… С первых минут жизни человек попадает в большой и удивительный мир, в котором ему предстоит разобраться, что-то познать и достичь. А это невозможно без социализации и культурного обогащения человека. Конечно, в первую очередь, этот процесс зависит от семьи. Но и школа – один из главных помощников на пути становления и формирования полноценной личности, яркой и самобытной. Совершенно очевидно, что будущее России закладывается в современной школе. А современная школа должна быть ориентирована на обеспечение самоопределения и самореализации личности. Качество современного образования определяется тем, насколько у выпускников развиты социально значимые компетенции, то есть способности, качества, определяющие его как гражданина и участника социальной жизни, тем, насколько он может и готов жить среди людей, свободно, активно и полноценно реализуя себя и не нарушая при этом интересы других. Самая большая ценность у каждого из нас – это жизнь, и мы все хотим ее прожить интересно, полезно, счастливо. В наше сложное время общество испытывает острую необходимость в таких гуманных ценностях, как доброта, уважение к человеку, патриотизм. Пришедшие им на смену гнев, раздраженность, ненависть, обращенные к окружающим, как бумеранг, возвращаются к нам обратно. Как помочь подрастающему поколению признать самоценность каждого человека, выстроить собственную шкалу ценностей? Развитие современной школы должно идти в направлении от авторской педагогики к гуманистической, когда центром всех учебно-воспитательных воздействий постепенно становится сам ученик, и вся организация учебно-воспитательного процесса в школе должна быть подчинена цели его всестороннего развития. В прогрессивно развивающейся школе особое внимание должно уделяться воспитанию школьников, так как интеллект-это «специфическая форма организации индивидуального ментального (умственного) опыта». Дети различаются по своим интеллектуальным возможностям, и каждый ребёнок объективно нуждается в создании условий, содействующих его интеллектуальному росту за счёт максимального обогащения его личного опыта. В этом суть проблемы интеллектуального воспитания учащихся. Ориентация на решение этой проблемы требует нового взгляда на основные компоненты школьного образования: его назначения, содержания, выбора форм и методов обучения. Так целью процесса обучения в современной школе должно стать не простое усвоение основных понятий математики, физики, географии и т.д., а расширение и обогащение интеллектуальных ресурсов ребёнка средствами математики, географии и развитие его творческого потенциала; кардинально меняется роль учителя, которая заключается в проектировании хода индивидуального интеллектуального развития каждого конкретного ученика. Поэтому на первый план в прогрессивно развивающейся школе выходят такие виды деятельности, как развитие индивидуальных стратегий обучения, учебно-педагогическая диагностика и педагогический мониторинг, индивидуальное консультирование, сотрудничество. Акцент с обучающей деятельности преподавателя должен переноситься на познавательную деятельность школьника, что требует внедрения в учебном процессе технологий, способствующих не только повышению качества знаний, но и в особой мере активизации познавательной деятельности ученика. В связи с этим требуют дальнейшего внедрения технологии, построенные на имитационно-игровой ситуации, проблемно-задачном подходе, учебном диалоге. Особое внимание следует уделять самостоятельной учебно-воспитательной работе школьников. Ещё К.Д.Ушинский говорил: «Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребёнка и не превратить эту работу в забаву - одна из труднейших задач дидактики». Мы уже ощутили серию смелых, достаточно удачных и не совсем удачных экспериментов и новаторских идей применительно к системе обучения детей и молодёжи. Во всех этих преобразованиях важно не потерять главный стержень, составляющий основу и методологию нашей российской педагогики и образования, которые заслуженно завоевали всеобщее признание и авторитет за пределами нашего государства. Качество образования - это новое качество жизни, которое предстоит создать новым поколениям. Ведь как говорил В.Г.Белинский: «Дети - гости настоящего и хозяева будущего». И от того, каким будет образование в современной школе, зависит, будут ли наши дети жить в перспективной стране. Сегодняшний день физической культуры – не погоня за результатами, а кропотливая работа учителя и родителей учащихся над укреплением здоровья детей. Я – за единство физического и духовного здоровья. Я – сторонник разграничения физкультуры и спорта в преподавании, т.е. уроки физкультуры для всех, а занятия спортом для желающих. Я – за самое широкое общение учащихся на уроках при выполнении упражнений. Если физкультура для всех, то она в обязательном порядке предполагает коллективные взаимодействия. К сожалению, в школе и сегодня еще обучение идет по принципу «Делай, как я». Дети лишь слепо подражают показанному учителем действию. Далеко не всегда, демонстрируя упражнение, учитель поясняет, какую цель преследует это упражнение, каково его применение в обыденной жизни, почему один элемент следует за другим, какая в данном движении заложена связь с тем, что было раньше, и с тем, что будет потом. А ведь для достижения эффективности обучения учительские объяснения вкупе с пониманием учащимися двигательных действий в ходе занятий должны стать непременным условием. Поэтому я за развивающее обучение на уроках физкультуры, при котором двигательная деятельность сочетается с развитием внимания, творческого игрового мышления, исследовательским поиском. Одна из задач, которую я ставлю перед собой, - приучить детей к самостоятельной деятельности, когда ученик, зная конечную цель, сам ставит перед собой задачу, ведущую к достижению этой цели, сам выбирает необходимые средства и способы действий и выполняет их. Успешность их выполнения зависит от правильно организованного учебного процесса. В своей работе я придерживаюсь правила: овладел принципом – дальше учись сам. Поэтому я учу детей самостоятельно выделять систему ориентиров, необходимых для правильного выполнения задания, таким образом, обучение носит осознанный характер, ученик не только осознает то, чему ему предстоит обучиться, но и овладевает способами такого обучения, которые позволят ему впоследствии самостоятельно решать новые, возникающие перед ним задачи. Учебно-воспитательный процесс выстраиваю по такой схеме: На I этапе учебно-воспитательного процесса тщательно продумываю начало урока, чтобы оно захватило ребят своей необычностью, яркостью, дало толчок к мыслительной деятельности, настроило на изучение нового материала. В 5-х классах при проведении сюжетно-ролевых уроков в качестве мотивации использую сказочных персонажей, предлагающих вопросы. «Хотели бы вы очутиться в сказке?», «Вы спасёте нас от пришельцев?» и др. Для решения задач II этапа (подготовительная часть) часто применяю комплексы ОРУ с предметами и без, самостоятельно разработанные учащимися дома, под музыкальное сопровождение, также подобранное детьми. Данные комплексы направлены на подготовку функционального состояния организма к предстоящей нагрузке в основной части урока. После выполнения комплекса упражнений спрашиваю учащихся: «Как вы думаете, для чего вы проделали данный комплекс?». Идёт живой диалог (интерактивное обучение). В основной части урока часто использую групповую работу и работу в парах. В 5-м классе при обучении строевым упражнениям спрашиваю детей: «Зачем нам нужны построения и перестроения?». В ходе предположений, обсуждений учащиеся убеждаются в важности действовать по строевым командам. Привожу дорожную ситуацию: несколько машин мчатся по узкой горной дороге, внезапно одна из них тормозит. Задаю вопрос: «Как должны поступить при этом водители других машин?». Дети быстро находят правильный ответ: «Остальные машины тоже остановятся или случится авария». Я дополняю: «И в классе могут быть несчастные случаи, если ученик не остановится по команде «СТОЙ!» или, наоборот, остановится без команды». Таким образом, привлекаю внимание детей к строевым упражнениям. Они начинают внимательнее относиться к моим словам, стремятся сами разобраться в предъявляемых к ним требованиях. Или при обучении ловли и передачи мяча спрашиваю детей: «Где может пригодиться умение владеть мячом?» Я стараюсь подвести их к пониманию значимости этого упражнения, важности его для развития координации движений, освоения спортивных игр. Прошу детей прислушаться, а сам дважды демонстрирую упражнение-ловлю мяча. Один раз мяч звучно шлёпается на мои ладони, а другой раз ловлю его бесшумно. Дети пробуют повторить. А потом вместе выясняют, что мяч надо встречать, вытягивая к нему руки, мягко принимать на пальцы и, сгибая руки, гасить его движение. На стадии совершенствования двигательного действия побуждаю детей к поиску различных вариантов упражнения. Продумывая упражнения, дети получают удовольствие и учатся размышлять. Такая форма общения учителя с учениками наилучшим образом соответствует желаниям и потребностям детей. Каждому из них хочется показать свои знания. Да и я не обольщаюсь уверенными ответами отдельных учеников, а сразу вижу весь класс, отмечаю, все ли правильно меня поняли, все ли усвоили учебный материал. Потому, как дети движениями отвечают на вопросы, - легко могу выявить тех, кто не думает сам, а просто копирует действия товарищей. Так быстро определяются ученики, не поспевающие за всеми, и, пока они безнадёжно не отстали, есть ещё время им помочь. Для этого даю индивидуальные задания отстающим ученикам. Они выполняют их на уроке самостоятельно или с помощью более подготовленных ребят, в помощь предлагаю карточки – задания. В 6-м классе при изучении темы «Метание малого мяча» организую занятия сменами с разделением учеников на пары. Ученик, ожидающий очереди, наблюдает за действиями своего товарища и по заранее указанным мною критериям устанавливает, что хорошо, что плохо выполнено. Выполняя такие задания, наблюдающие помогают своим партнёрам лучше усвоить технику и в то же время усваивают её сами. Здесь же для формирования стойкого интереса и осмысленного отношения к цели занятия создаю ситуацию, позволяющую приблизить полученные знания и умения к практической деятельности, например: метание в цель после бега - учащийся в роли солдата, которому надо поразить «вражеский танк». Такая ситуация помогает моделировать естественные условия выполнения упражнений и прочно усвоить учебный материал. В 7-м классе на уроках подвижных игр применяю метод перехода в позицию «лидера» и «ведомого» при передаче опыта от одной группы к другой. Даю задание каждой группе: придумать игру и правила для неё. Когда все группы готовы, они меняются по «кругу», а один ученик из каждой группы остаётся и объясняет правила игры другой группе. Потом возвращается к своей группе. Таким образом, за урок проигрываются все придуманные игры. Подобная форма организации занятия помогает создать здоровый «психологический климат» в группе, атмосферу взаимопомощи, уважать мнение своих товарищей, выявить «лидеров». В процессе преподавания, начиная с первых лет обучения, я стараюсь приучить учащихся к самостоятельной работе, к поиску нестандартных решений, к творческой работе. Школьные уроки физической культуры по-прежнему направлены на «прохождение» программы, а не на развитие мышления. Поэтому я создаю на уроках проблемные ситуации, чтобы ученики могли самостоятельно принимать решения, развивали мыслительную деятельность. Часто использую нестандартные формы проведения уроков. Определённое место занимает исследовательский поиск на уроках физической культуры. Это один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребёнка и современный задачам обучения. На первых занятиях предлагаю учащимся 10-ого класса с целью определения уровня их физической подготовленности выполнить 6 упражнений: челночный бег 3х10м, прыжки в длину с места, 6-и минутный бег, подтягивание, подъём туловища из положения лёжа, сгибание и разгибание рук в упоре на тренажере. Знакомлю с требованиями, предъявляемыми к уровню подготовки выпускников средней школы по физической культуре школьной программы. Учащиеся анализируют их. Каждый выявляет свои слабые стороны в развитии физических качеств. Предлагаю учащимся самостоятельно подобрать необходимые физические упражнения, которые помогли бы развить отстающие физические качества и укрепить здоровье. На следующем занятии ребята показывают свои самостоятельно разработанные комплексы упражнений. Обсуждаем и совместно решаем, какие упражнения являются наиболее эффективными. Центр тяжести такого обучения переносится на факты действительности и их анализа. Данные уроки провожу в спортивном зале. Учебно-познавательная деятельность школьников обладает большим потенциалом для формирования у них не только опыта творческой деятельности, но и самостоятельного поиска. Таким примером может служить метод проектов. Это способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определённого результата. Он ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности ученика, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей по интересующей проблеме. В 8-ых классах всегда удачно проходит спортивно-игровой проект. Перед учащимися ставлю цель - научиться основам игровых навыков, которые им пригодятся в практической деятельности. К основной цели каждая группа идёт своим путём. Основные знания, умения учащиеся приобретают на уроках, а навыки – в спортивных соревнованиях и спортивной секции. Я считаю, что образование не должно быть раздробленно на отдельные учебные предметы. Нельзя заниматься физической культурой без понимания закономерности биологии, истории, физики. Знания из различных учебных предметов помогают детям понять собственный организм, закономерности его развития, закаливания и тренировки. Поэтому на уроках я использую межпредметные связи. В заключительной части урока включаю элементы аутогенной тренировки, в результате чего имею возможность последние минуты урока активно воздействовать на восстановительные процессы организма учащихся, формируя у них при этом навыки саморегуляции. При этом использую психотехнические игры, развивающие воображение, внимание. Например: «Хромая обезьяна», «Термометр». Часто задаю на дом творческие задания по выбору, например: составить комплекс общеразвивающих упражнений под музыкальное сопровождение для подготовительной части урока или вариант аутогенной тренировки для заключительной части урока; найти или придумать пословицы и поговорки о ЗОЖ или придумать подвижную игру. Благодаря развивающему обучению, дети на уроках физической культуры приучаются думать, сопоставлять факты, анализировать, оценивать, творить, активно оперировать полученными знаниями и умениями. Результаты говорят сами за себя: учащиеся с удовольствием посещают уроки физкультуры, серьёзно относятся к своему здоровью, показывают высокие спортивные результаты . Учиться и учить. Через эти два состояния каждый человек обязательно проходит в течение своей жизни. А значит, каждый из нас может быть и учеником, и учителем. Это не просто социальные роли, это - состояние души, стремящейся к познанию мира и самореализации. Я стараюсь дать учащимся возможность осознать значимость своей личности, воспитать у них стремление к творческому созиданию жизни. Стараюсь никогда не ставить точку в своём уроке, ибо многоточие - путь к размышлению, а значит к самосовершенствованию. А этой дороге нет конца. А ведь творческие способности заложены и существуют в каждом ребенке. Ко мне, как к учителю, применяющему в своей работе проектную деятельность, предъявляются определенные требования. Это, прежде всего, принципиальная смена педагогической позиции: с одной стороны, не давать в готовом виде ни правил работы, ни решения проблем, с другой – научить ребят выдвигать предположения, слушать и слышать мнения своих товарищей, учитывать разные точки зрения при планировании собственных действий. Моя роль учителя заключается в создании благоприятных условий для развития субъект – субъектных отношений внутри группы и различных форм коммуникации между группами, и особое внимание уделяется индивидуальному развитию обучающихся. В результате формируются коммуникативная компетенция, предусматривающая владение способами взаимодействия с окружающими, навыками работы в коллективе, учебно–познавательная компетенция в сфере познавательной деятельности, социально – трудовая компетенция. В ходе работы, над проектами обучающиеся приобретают социальный опыт, практические навыки, которые пригодятся им в жизни. Проектная технология реализует компетентностный подход в обучении, который расширяет, дополняет знание ориентированный подход, так как рассматривает подчинённость знаний умениям, делая акцент на практической стороне содержания. Меняется сама конечная цель обучения: мало знать, надо уметь применять теоретические знания для решения конкретных задач. Этот подход более соответствует условиям рыночной экономики, так как предполагает наряду с приобретением знаний, умений и навыков, ещё и формирование ключевых компетенций, востребованных рынком труда. |