kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие логического мышления обучающихся на внеурочных занятиях по информатике

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «Развитие логического мышления обучающихся на внеурочных занятиях по информатике»
Галимзянова Гульнур Ахметзакиевна, учитель математики и информатики Малокибякозинской основной общеобразовательной школы  Тюлячинского муниципального  района Республики Татарстан РФ

    Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают лидирующее положение на международном рынке труда. Но, если навыки работы с конкретным техническим устройством можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется.
  Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей).
Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения.
  Формирование логического мышления – важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов.
  Формирование логических приемов мышления у школьников способствует развитию у них познавательной деятельности и продуктивных мыслительных процессов.
 Логические приемы мышления результативно формируются и развиваются, если их процесс становления отвечает следующим методическим требованиям:
 -учет возрастных особенностей школьников;
 -последовательность формирования логических приемов мышления; системность;
- непрерывность и преемственность в методике формирования и развития логических приемов мышления на различных этапах обучения.
  Роль информатики в развитии логического мышления исключительно велика. Причина столь исключительной роли информатики в том, что это самая практическая наука из всех изучаемых в школе, в ней высокий уровень абстракции.
  Как обучать детей нахождению способа решения логической задачи? Этот вопрос – центральный в методике обучения решению задач в  школе. Для ответа на него можно предложить немало практических приемов, облегчающих поиск способа решения задачи.
  Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня развития, глубины освоения учебного материала.
 В основной школе большое место должно быть отведено обучению операциям логического мышления: анализу, синтезу, сравнению, классификации, обобщению.
Умение логически обрабатывать материал часто развивается у подростков стихийно. Развитие таких умений должно стать специальной задачей учителя. От этого зависит не только, глубина и прочность знаний, но и возможность дальнейшего развития интеллекта и особенностей подростка.
Чтобы развивать логический стиль мышления у старшеклассников необходимо чтобы:
учащиеся умели находить как можно больше вариантов подхода к одной и той же проблеме, а также могли выбрать наиболее оптимальный, исходя из поставленных целей и задач;
учащиеся умели, применяя ряд мыслительных операций, переформулировать задачу, подходить к ее решению и оформлению решения с различных позиций;
учащиеся смогли осуществить выбор способа саморазвития, выстраивания своей профессиональной карьеры.
По мере формирования логического мышления учащийся всё больше учится осознавать обобщенные закономерности явлений. Мышление начинает  переходить от единичного через особенное  к всеобщему, от случайного к необходимому. Точнее ученик не только и не столько всё глубже познаёт действительность, по мере того, как развивается его мышление, сколько  его мышление всё более развивается, по мере того как углубляется его познавательное проникновение   в действительность. Именно поэтому представляется особенно важным, выявить основные закономерности развития и диагностики мышления в каждом возрасте.
  Логическое мышление не является врожденным, значит, на протяжении всех лет обучения в школе необходимо всесторонне развивать мышление учащихся (и умение пользоваться мыслительными операциями), учить их логически мыслить.
Для формирования логического мышления можно применить тесты, которые разделяются на три основные группы: словесные, символико-графические и комбинированные.
 Развитию логического мышления  также способствуют ролевые игры, некоторые задания по развитию логики можно представить в виде игры с участием самих школьников.
В любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Нестандартные логические задачи – отличный инструмент для такого развития.
Изучение алгоритмизации и программирования направлено на развитие логического мышления детей, на умение разрабатывать алгоритмы, находить пути и способы решения задачи, а в целом, на повышение общего интеллектуального потенциала.
  Для активизации познавательной деятельности и развитии логического мышления учащихся на  уроках и внеурочных мероприятиях и занятиях  по  информатике  материал можно представить  в мультимедийном и интерактивном виде. Такой материал  может быть представлен в виде:
• презентаций;
 • компьютерных игр (естественно, тех игр, которые содержат развивающий или познавательный материал);
• интерактивных программ, тестов;
 • графических демонстрационных материалов (это могут быть как обычные плакаты, стенды, раздаточные материалы, а лучше, если это будут изображения, которые школьник сам найдёт и просмотрит на ПК);
• видео или мультипликация фильмов и роликов (и нет ничего зазорного в том, чтобы ученик, смотрел на уроке или в занятии  мультфильм, если он несёт в себе хоть какой-то образовательный смысл).
На уроках и занятиях надо отдать приоритет именно практической деятельности учащихся, через которую и происходит познание. Идеальным средством для решения этой задачи служит метод проектов. Работа по методу проектов требует творчества. Развитие продуктивного (творческого) мышления — на сегодняшний день одна из актуальных проблем образовательной среды России. Проектная деятельность в зависимости от реализуемых образовательных задач может принимать всяческие формы: это может быть грандиозный проект на целый учебный год и более, а может – проектом на один или несколько уроков или мероприятий (мини-проект). Примером такого проекта нашей совместной работы с детьми служит выпуск школьной газеты “К?меш кы?гырау” («Серебряный звонок»).
 Работая над которым, ребята учатся не только подбирать необходимую информацию, но и анализировать, обобщать её. Кроме того, такая работа развивает речь, творческие способности, умение мыслить нестандартно, эвристически.
Развивать логическое мышление нужно с раннего возраста, основа закладывается до 12 лет, но и в течение всей жизни есть необходимость в его развитии.

  Таким образом, развитие логического мышления в учебном процессе и конечно же на внеурочных мероприятиях по  информатике актуально и необходимо современному ученику для развития и совершенствования информационной компетенции, которая позволит ему стать  успешным в современном обществе.
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выготский Л.С. Мышление и речь: собрание сочинений. В 6 т. Т.2. – М., 1982.
2. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. В. Давыдова – М., 1979
3. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М., 1981
4. Крайг. Психология развития. – Питер, 2000
5. Маслов А.С. Психологические процессы – М.,

Просмотр содержимого документа
«Развитие логического мышления обучающихся на внеурочных занятиях по информатике »

«Развитие логического мышления обучающихся на внеурочных занятиях по информатике»

Галимзянова Гульнур Ахметзакиевна,

учитель математики и информатики

Малокибякозинской основной

общеобразовательной школы

Тюлячинского муниципального

района Республики Татарстан РФ



Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают лидирующее положение на международном рынке труда. Но, если навыки работы с конкретным техническим устройством можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется.

Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей).

Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения.

Формирование логического мышления – важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов.

Формирование логических приемов мышления у школьников способствует развитию у них познавательной деятельности и продуктивных мыслительных процессов.

Логические приемы мышления результативно формируются и развиваются, если их процесс становления отвечает следующим методическим требованиям:

-учет возрастных особенностей школьников;

-последовательность формирования логических приемов мышления; системность;

- непрерывность и преемственность в методике формирования и развития логических приемов мышления на различных этапах обучения.

Роль информатики в развитии логического мышления исключительно велика. Причина столь исключительной роли информатики в том, что это самая практическая наука из всех изучаемых в школе, в ней высокий уровень абстракции.

Как обучать детей нахождению способа решения логической задачи? Этот вопрос – центральный в методике обучения решению задач в школе. Для ответа на него можно предложить немало практических приемов, облегчающих поиск способа решения задачи.

Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня развития, глубины освоения учебного материала.

В основной школе большое место должно быть отведено обучению операциям логического мышления: анализу, синтезу, сравнению, классификации, обобщению.

Умение логически обрабатывать материал часто развивается у подростков стихийно. Развитие таких умений должно стать специальной задачей учителя. От этого зависит не только, глубина и прочность знаний, но и возможность дальнейшего развития интеллекта и особенностей подростка.

Чтобы развивать логический стиль мышления у старшеклассников необходимо чтобы:

учащиеся умели находить как можно больше вариантов подхода к одной и той же проблеме, а также могли выбрать наиболее оптимальный, исходя из поставленных целей и задач;

учащиеся умели, применяя ряд мыслительных операций, переформулировать задачу, подходить к ее решению и оформлению решения с различных позиций;

учащиеся смогли осуществить выбор способа саморазвития, выстраивания своей профессиональной карьеры.

По мере формирования логического мышления учащийся всё больше учится осознавать обобщенные закономерности явлений. Мышление начинает переходить от единичного через особенное к всеобщему, от случайного к необходимому. Точнее ученик не только и не столько всё глубже познаёт действительность, по мере того, как развивается его мышление, сколько его мышление всё более развивается, по мере того как углубляется его познавательное проникновение в действительность. Именно поэтому представляется особенно важным, выявить основные закономерности развития и диагностики мышления в каждом возрасте.

Логическое мышление не является врожденным, значит, на протяжении всех лет обучения в школе необходимо всесторонне развивать мышление учащихся (и умение пользоваться мыслительными операциями), учить их логически мыслить.

Для формирования логического мышления можно применить тесты, которые разделяются на три основные группы: словесные, символико-графические и комбинированные.

Развитию логического мышления также способствуют ролевые игры, некоторые задания по развитию логики можно представить в виде игры с участием самих школьников.

В любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Нестандартные логические задачи – отличный инструмент для такого развития.

Изучение алгоритмизации и программирования направлено на развитие логического мышления детей, на умение разрабатывать алгоритмы, находить пути и способы решения задачи, а в целом, на повышение общего интеллектуального потенциала.

Для активизации познавательной деятельности и развитии логического мышления учащихся на уроках и внеурочных мероприятиях и занятиях по информатике  материал можно представить в мультимедийном и интерактивном виде. Такой материал  может быть представлен в виде:

• презентаций;

• компьютерных игр (естественно, тех игр, которые содержат развивающий или познавательный материал);

• интерактивных программ, тестов;

• графических демонстрационных материалов (это могут быть как обычные плакаты, стенды, раздаточные материалы, а лучше, если это будут изображения, которые школьник сам найдёт и просмотрит на ПК);

• видео или мультипликация фильмов и роликов (и нет ничего зазорного в том, чтобы ученик, смотрел на уроке или в занятии мультфильм, если он несёт в себе хоть какой-то образовательный смысл).

На уроках и занятиях надо отдать приоритет именно практической деятельности учащихся, через которую и происходит познание. Идеальным средством для решения этой задачи служит метод проектов. Работа по методу проектов требует творчества. Развитие продуктивного (творческого) мышления — на сегодняшний день одна из актуальных проблем образовательной среды России. Проектная деятельность в зависимости от реализуемых образовательных задач может принимать всяческие формы: это может быть грандиозный проект на целый учебный год и более, а может – проектом на один или несколько уроков или мероприятий (мини-проект). Примером такого проекта нашей совместной работы с детьми служит выпуск школьной газеты “Көмеш кыңгырау” («Серебряный звонок»).

Работая над которым, ребята учатся не только подбирать необходимую информацию, но и анализировать, обобщать её. Кроме того, такая работа развивает речь, творческие способности, умение мыслить нестандартно, эвристически.

Развивать логическое мышление нужно с раннего возраста, основа закладывается до 12 лет, но и в течение всей жизни есть необходимость в его развитии.

Результаты учащихся на различных конкурсах:



Таким образом, развитие логического мышления в учебном процессе и конечно же на внеурочных мероприятиях по информатике актуально и необходимо современному ученику для развития и совершенствования информационной компетенции, которая позволит ему стать успешным в современном обществе.

Примеры на развитие логического мышления:

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Выготский Л.С. Мышление и речь: собрание сочинений. В 6 т. Т.2. – М., 1982.

  2. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. В. Давыдова – М., 1979

  3. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М., 1981

  4. Крайг. Психология развития. – Питер, 2000

  5. Маслов А.С. Психологические процессы – М.,


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Развитие логического мышления обучающихся на внеурочных занятиях по информатике

Автор: Галимзянова Гульнур Ахметзакиевна

Дата: 23.11.2014

Номер свидетельства: 134688

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Программа внеурочной деятельности   "Любознательная информатика" "
    ["seo_title"] => string(69) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-liuboznatiel-naia-informatika"
    ["file_id"] => string(6) "114972"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1411753559"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "технологическая карта занятия "
    ["seo_title"] => string(37) "tiekhnologhichieskaia-karta-zaniatiia"
    ["file_id"] => string(6) "111361"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1407409201"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Технологическая карта организации внеурочного занятия по информатике "Компьютерные исполнители""
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_orghanizatsii_vnieurochnogho_zaniatiia_po_informatik"
    ["file_id"] => string(6) "429624"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1506317718"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) ""В мире логики" программа внеурочной деятельности. "
    ["seo_title"] => string(55) "v-mirie-loghiki-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "222036"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1435777175"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Статья "СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ  В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ." "
    ["seo_title"] => string(75) "stat-ia-sovriemiennyie-piedagogichieskiie-tiekhnologii-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "160929"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422134465"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства