«Развитие логического мышления обучающихся на внеурочных занятиях по информатике»
Галимзянова Гульнур Ахметзакиевна, учитель математики и информатики Малокибякозинской основной общеобразовательной школы Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан РФ
Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают лидирующее положение на международном рынке труда. Но, если навыки работы с конкретным техническим устройством можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется.
Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей).
Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения.
Формирование логического мышления – важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов.
Формирование логических приемов мышления у школьников способствует развитию у них познавательной деятельности и продуктивных мыслительных процессов.
Логические приемы мышления результативно формируются и развиваются, если их процесс становления отвечает следующим методическим требованиям:
-учет возрастных особенностей школьников;
-последовательность формирования логических приемов мышления; системность;
- непрерывность и преемственность в методике формирования и развития логических приемов мышления на различных этапах обучения.
Роль информатики в развитии логического мышления исключительно велика. Причина столь исключительной роли информатики в том, что это самая практическая наука из всех изучаемых в школе, в ней высокий уровень абстракции.
Как обучать детей нахождению способа решения логической задачи? Этот вопрос – центральный в методике обучения решению задач в школе. Для ответа на него можно предложить немало практических приемов, облегчающих поиск способа решения задачи.
Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня развития, глубины освоения учебного материала.
В основной школе большое место должно быть отведено обучению операциям логического мышления: анализу, синтезу, сравнению, классификации, обобщению.
Умение логически обрабатывать материал часто развивается у подростков стихийно. Развитие таких умений должно стать специальной задачей учителя. От этого зависит не только, глубина и прочность знаний, но и возможность дальнейшего развития интеллекта и особенностей подростка.
Чтобы развивать логический стиль мышления у старшеклассников необходимо чтобы:
учащиеся умели находить как можно больше вариантов подхода к одной и той же проблеме, а также могли выбрать наиболее оптимальный, исходя из поставленных целей и задач;
учащиеся умели, применяя ряд мыслительных операций, переформулировать задачу, подходить к ее решению и оформлению решения с различных позиций;
учащиеся смогли осуществить выбор способа саморазвития, выстраивания своей профессиональной карьеры.
По мере формирования логического мышления учащийся всё больше учится осознавать обобщенные закономерности явлений. Мышление начинает переходить от единичного через особенное к всеобщему, от случайного к необходимому. Точнее ученик не только и не столько всё глубже познаёт действительность, по мере того, как развивается его мышление, сколько его мышление всё более развивается, по мере того как углубляется его познавательное проникновение в действительность. Именно поэтому представляется особенно важным, выявить основные закономерности развития и диагностики мышления в каждом возрасте.
Логическое мышление не является врожденным, значит, на протяжении всех лет обучения в школе необходимо всесторонне развивать мышление учащихся (и умение пользоваться мыслительными операциями), учить их логически мыслить.
Для формирования логического мышления можно применить тесты, которые разделяются на три основные группы: словесные, символико-графические и комбинированные.
Развитию логического мышления также способствуют ролевые игры, некоторые задания по развитию логики можно представить в виде игры с участием самих школьников.
В любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Нестандартные логические задачи – отличный инструмент для такого развития.
Изучение алгоритмизации и программирования направлено на развитие логического мышления детей, на умение разрабатывать алгоритмы, находить пути и способы решения задачи, а в целом, на повышение общего интеллектуального потенциала.
Для активизации познавательной деятельности и развитии логического мышления учащихся на уроках и внеурочных мероприятиях и занятиях по информатике материал можно представить в мультимедийном и интерактивном виде. Такой материал может быть представлен в виде:
• презентаций;
• компьютерных игр (естественно, тех игр, которые содержат развивающий или познавательный материал);
• интерактивных программ, тестов;
• графических демонстрационных материалов (это могут быть как обычные плакаты, стенды, раздаточные материалы, а лучше, если это будут изображения, которые школьник сам найдёт и просмотрит на ПК);
• видео или мультипликация фильмов и роликов (и нет ничего зазорного в том, чтобы ученик, смотрел на уроке или в занятии мультфильм, если он несёт в себе хоть какой-то образовательный смысл).
На уроках и занятиях надо отдать приоритет именно практической деятельности учащихся, через которую и происходит познание. Идеальным средством для решения этой задачи служит метод проектов. Работа по методу проектов требует творчества. Развитие продуктивного (творческого) мышления — на сегодняшний день одна из актуальных проблем образовательной среды России. Проектная деятельность в зависимости от реализуемых образовательных задач может принимать всяческие формы: это может быть грандиозный проект на целый учебный год и более, а может – проектом на один или несколько уроков или мероприятий (мини-проект). Примером такого проекта нашей совместной работы с детьми служит выпуск школьной газеты “К?меш кы?гырау” («Серебряный звонок»).
Работая над которым, ребята учатся не только подбирать необходимую информацию, но и анализировать, обобщать её. Кроме того, такая работа развивает речь, творческие способности, умение мыслить нестандартно, эвристически.
Развивать логическое мышление нужно с раннего возраста, основа закладывается до 12 лет, но и в течение всей жизни есть необходимость в его развитии.
Таким образом, развитие логического мышления в учебном процессе и конечно же на внеурочных мероприятиях по информатике актуально и необходимо современному ученику для развития и совершенствования информационной компетенции, которая позволит ему стать успешным в современном обществе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Выготский Л.С. Мышление и речь: собрание сочинений. В 6 т. Т.2. – М., 1982.
2. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. В. Давыдова – М., 1979
3. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М., 1981
4. Крайг. Психология развития. – Питер, 2000
5. Маслов А.С. Психологические процессы – М.,