Технология проблемного обучения на уроках математики
Технология проблемного обучения на уроках математики
Формирование у учащихся метапредметных результатов относится сегодня к важнейшему требованию, определенному Федеральным государственным образовательным стандартом, которые предусматривают системно-деятельностный подход к организации процесса обучения. Он задает другой подход к уроку, утверждает другие ценности: урок в частности и обучение в целом оцениваются с точки зрения деятельности каждого обучающегося, учитель же в этих условиях становится организатором процесса получения знаний, а не источником информации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технология проблемного обучения на уроках математики»
Тема выступления: Технология проблемного обучения на уроках математики
1. Формирование у учащихся метапредметных результатов относится сегодня к важнейшему требованию, определенному Федеральным государственным образовательным стандартом, которые предусматривают системно-деятельностный подход к организации процесса обучения. Он задает другой подход к уроку, утверждает другие ценности: урок в частности и обучение в целом оцениваются с точки зрения деятельности каждого обучающегося, учитель же в этих условиях становится организатором процесса получения знаний, а не источником информации.
За годы своей работы я столкнулась со следующими проблемами:
- низкий уровень мотивации;
- снижение или отсутствие интереса к предмету;
- высокий уровень тревожности обучающихся;
- быстрая утомляемость на уроках, перегрузка обучающихся;
Одним из путей решения данных проблем я считаю активизацию познавательной деятельности обучающихся, как на уроках, так и во внеурочное время.
Активная познавательная деятельность обучающихся на уроках способствует более качественному усвоению знаний, повышает интерес к предмету, повышает самооценку детей, что, в свою очередь, помогает обучающимся чувствовать себя в классе более комфортно.
Активизации познавательной деятельности учащихся можно добиться средствами современных педагогических технологий. Одной из таких технологий является технология проблемного обучения.
Данная технология не нова. Эффективность проблемного обучения доказана как в работах отечественных (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, Г.К. Селевко) так и зарубежных (Дж.Дьюи, Э де Боно, В.Оконь) ученых.
Для меня в процессе обучения главным является постановка перед обучающимися небольших проблем и стремление решить их с детьми.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей (Г.К. Селевко).
Основная особенность технологии проблемного обучения заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. На уроках с применением технологии проблемного обучения создаются условия для получения учащимися опыта формирования таких УУД как сравнение, сопоставление, обобщение, аналогия, умение устанавливать взаимосвязи, у учащихся формируются умения выдвигать гипотезы, предлагать самостоятельные доказательства.
2. Наиболее эффективны следующие три метода организации проблемного обучения:
1. Проблемное изложение;
2. Частично-поисковый метод;
3 .Исследовательский метод.
1) Проблемное изложение представляет собой промежуточный метод, переходный от объяснительно-иллюстративного типа к собственно проблемному обучению. При проблемном изложении учитель сам формулирует проблему, выдвигает проблемную задачу, излагает сложные пути ее решения, как бы ведет поиск и выдает результат. Учащиеся – активные и заинтересованные слушатели.
2) Частично–поисковый метод предполагает частичное вовлечение учащихся в процесс поиска. Проблему формулирует учитель, но в процессе изложения темы он постоянно обращается к учащимся с просьбой сформулировать и оценить гипотезы, предложить методы решения задач, дать объяснение и сделать вывод по проведенному опыту и т.д.
3) Исследовательский метод имеет в виду наивысшую самостоятельность учащихся. Они самостоятельно формулируют проблему и сами ее решают.
Самостоятельно проходят все этапы исследования:
Видение проблемы - формулировка проблемы – принятие ее к решению как проблемной задачи – анализ условий - выдвижение гипотезы – разработка вариантов решения проблемы – выполнение плана решения – проверка полученного результата и оценка действий
3. Проблемная ситуация
Главным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация.
Проблемная ситуация – это ситуация конфликта между знаниями, представляющими собой прошлый опыт, и незнанием того, как объяснить новые явления. Это затруднение и является условием возникновения познавательной потребности
Виды проблемной ситуации:
Познавательные.
Решаются сравнением, выдвижением гипотез, предположений и т.д. В результате появляются новые законы и выводы в науке, новые понятия.
Оценочные.
Требуют критической оценки предметов и результатов труда.
Организаторско-производственные.
Решение организаторско-производственных проблем способствует развитию практического мышления, а также ведёт к поиску применения знаний на практике.
Рассмотрим подробнее некоторые проблемные ситуации.
Создание проблемных ситуаций, через выполнение практических заданий
1) Задача: “Три маляра должны покрасить фронтон дома в форме прямоугольного треугольника со сторонами 3м и 4 м. Хватит ли им 1 банки краски, если на ней написано: площадь покрытия 10г/кв.м.?”
Переведем задачу на математический язык:
“Найдите площадь S прямоугольного треугольника, если один из катетов 3 м, а другой – 4 м”.
Первая проблемная ситуация: как вычислить площадь прямоугольного треугольника, зная формулу для нахождения площади прямоугольника?”
Учащиеся предлагают различные варианты решения: достроить данный треугольник до прямоугольника .
Вычисляют площадь прямоугольника, а затем находят площадь прямоугольного треугольника.
Вторая проблемная ситуация: всегда ли можем использовать получившуюся формулу, если треугольники бывают разной формы?
Задача: “Найти площадь любого треугольника”.
При помощи наводящих вопросов ученики находят способ. Они предлагают достроить треугольник до параллелограмма.
Отвечают на вопрос задачи: площадь любого треугольника равна половине произведения его основания на высоту.
Создание проблемных ситуаций через решение задач на внимание и сравнение
2) Построить треугольник по трем заданным углам:
2) Два угла треугольника равны 118o и 62o. Найти величину третьего угла.
Создание проблемных ситуаций через умышленно допущенные учителем ошибки
Тема “Линейные уравнения с одной переменной”
Решаю быстро уравнение:
При проверке ответ не сходится. Проблемная ситуация. Ищем ошибку. Дети решают проблему.
Создание проблемных ситуаций через противоречие нового материала старому, уже известному
Тема “Формулы сокращённого умножения”
Вычисляем
Проблемная ситуация создана. Почему разные результаты?
Пути, которыми учитель может привести обучающихся к проблемной ситуации:
Побуждающий диалог – это “экскаватор”, который выкапывает проблему;
Подводящий диалог – “локомотив”, движущийся к новому знанию, способу действия;
Применение мотивирующих приемов: “яркое пятно” - сообщение интригующего материала и т.д.
В своей работе я использую следующую типологию проблемных задач по математике:
Задачи с несформулированным вопросом.
Задачи с недостающими данными.
Задачи с излишними данными.
Задачи с несколькими решениями.
Задачи с меняющимся содержанием.
Задачи на доказательство.
Задачи на соображение, логическое рассуждение.
В своей работе:
1. Применяю сочетание традиционного объяснения с созданием проблемных ситуаций.
2. Проблемные ситуации в основном применяю при объяснении нового материала, решении задач
Вывод: Из опыта работы по использованию проблемного обучения на уроках математики можно сделать вывод: подготовка проблемного урока – занятие не простое, трудоемкое, требующее большой подготовки от учителя к каждому уроку, умение организовать проблемные ситуации, активизирующие умственную деятельность обучающихся. Возникает вопрос? Все ли обучение должно быть проблемным? Я думаю, что проблемное обучение должно сочетаться с традиционным усвоением знаний, а главное - обучение должно быть развивающим!