kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья Рефлексия одного урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Хочу  осветить свой  урок по теме: «Взаимное расположение графиков линейных функций». Целью которого было научиться по формуле распознавать расположение графиков линейных функций  через анализ, сравнение, синтез  информации, умение по данному алгоритму  определять расположение графиков, составление правила определения взаимного  расположения графиков по коэффициенту,  демонстрацию умения применять алгоритмы.

Этот урок, вызывает наибольший интерес, тем что, именно с него начались видимые изменения  не только в мышлении  детей, но и в моем видении урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«статья Рефлексия одного урока »

Но осветить хочу второй урок по теме: «Взаимное расположение графиков линейных функций». Целью которого было научиться по формуле распознавать расположение графиков линейных функций через анализ, сравнение, синтез информации, умение по данному алгоритму определять расположение графиков, составление правила определения взаимного расположения графиков по коэффициенту, демонстрацию умения применять алгоритмы.

Этот урок, вызывает наибольший интерес, тем что, именно с него начались видимые изменения не только в мышлении детей, но и в моем видении урока.

Свои исследования на практике я проводила в своем 6 «Е» классе, где обучается 32 ученика. В классе есть дети творческие, активные; а есть - пассивные слушатели, и моя задача вовлечь этих учащихся в учебный процесс, активизировать их мыслительную деятельность, посредством активных методов работы.
Результaты диaгностики покaзaли, что в классе с высоким уровнем мотивaции - 6 учеников (19%), с хорошим уровнем – 10 учaщихся (31%), со средним уровнем мотивации - 15 человек (47%), с низким уровнем мотивaции –один Чингиз (3%). Меня удивил тот фaкт, что в клaссе половинa детей имеют хорошую и высокую мотивaцию. Немного насторaживaет, что преобладaет внешний уровень мотивaции у детей. В дaльнейшем мне необходимо присмотреться к этим детям с целью переводa внешней мотивaции во внутреннюю мотивaцию.

Для определения уровня интеллектa я использовaлa чaсть «Тестa Aйзенка». Тест не выявил гениев, начали с просто высоким IQ -3человека, выше среднего 5 , ниже среднего- 20, с низким-5.Тест позволил определить уровень интеллекта в классе для более тщательного отбора заданий на урок. Уровень интеллекта, думаю, можно развить, формируя умение анализировать, сравнивать, синтезировать, оценивать, то есть критическое мышление. Мне хотелось, чтобы в процессе практики мои дети раскрылись и стали более уверенны в себе и своих силах. Почти у всех ребят сформировано положительное отношение к себе, но они не умеют оценивать себя и свою деятельность. Они активны, но неуравновешенны, в силу своего возраста, переключаются с одной деятельности на другую медленно, но настойчивы в достижении цели. Анкеты показали, что учащиеся нуждаются в потребности общаться друг с другом, боятся неверно ответить на вопрос, что будут над ним смеяться, т.е. нет атмосферы взаимоуважения, доверия. Поэтому важной задачей любого урока, считаю создание такой атмосферы. Для этого на уроке была предусмотрена динамическая пауза для того, чтобы учащиеся могли отдохнуть и расслабиться.

Также с целью создания благоприятного психологического климата на уроке и позитивного настроя учащихся, начало урока было организован круг радости «Формула любви». Выполняли не все: Сабит недоуменно оглядывался вокруг, девочки двигались почти все, но одно было ясно, никто не остался равнодушным. В рефлексии многие сказали про бодрячок, как один из самых запоминающихся моментов урока, что это помогло поднять настроение.

         Следующим этапом работы была мотивация и целеполагание, я задавала детям вопросы сначала простые на знание ( о взаимном расположении прямых на плоскости), которые незаметно перешли на понимание ( о расположении графиков прямых), анализ (как определить расположение) и даже синтез (вывод) и оценку( сравнить способы), прогноз ( возможность такого поиска), тем самым, используя токсонимию Блума, я смотивировала детей на изучение проблемы, подводя их к теме и цели урока. В процессе диалога учитель-ученик, дети анализировали то, о чём идёт речь, делали для себя вывод, определяя тему и цель урока, аргументировали свой ответ. В результате обсуждения высказанных мнений, был сделан вывод. Данный вид деятельности способствовал развитию критического мышления  детей. Ответы учащихся сопровождались устным комментированием. Здесь я использовала идею «Обучение через диалог». Эта идея является одним из новых подходов в преподавании и обучении. Дети являются активными обучающимися, которые формируют своё мышление на основе личных размышлений и социального взаимодействия.

Учитывая, что подростки этого возраста обожают быть самостоятельными, я выбрала стратегию эстафета «Функция» на этапе актуализации, посредством которой я хотела, чтобы дети вспомнили ранее изученный материал, учились работать в группе, при этом выделились лидеры: Анель, Дана, Асем которые управляли всей работой групп, отбирали материал на постер. А на исследовании темы по маршрутной карте «Неграфический способ нахождения пересечения графиков линейных функций», которая призвана развивать не только саморегуляцию, но и критическое мышление, потому что вопросы в задании были сформулированы так, что выполняя задания и отвечая на вопросы учащиеся сами смогли ответить на главный вопрос урока «Как влияет угловой коэффициент на взаимное расположение графиков функций». Отрадно было видеть, что дети с высоким уровнем интеллектуального развития, логико- математически одаренные дети Марал, Асем объяснили всем даже не своей группе как сделать верный вывод. В классе есть сестры Наргиз и Томирис, всегда считалось, что Наргиз более одаренная, у нее и оценки лучше, а проявила то себя Томирис, первая в классе догадавшаяся о зависимости коэффициентов и расположения графиков. Значит у нее более аналитический ум, в будущем это можно будет использовать.

Огорчало поведение способного Сабита, который сидел закрыв лицо тетрадью, то есть не хотел думать, говоря, что он ничего не понимает, консультироваться не желал. Были еще два ученика, которые не работали, среди которых, как я и ожидала был слабоуспевающий, потому что низкомотивированный Чингиз. Значит надо было обратить внимание на формирование мотива у этих учащихся. Мотивация представляет собой процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе анализа. Вопрос о мотивации возникает каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков человека. В зависимости от содержания мотивационная среда может, как способствовать, так и, напротив, препятствовать возникновению у школьников стремления к успеху, а также влиять на силу и направленность этого стремления.

Оценивание учебных достижений учащихся. Методическое руководство /Сост.Р. Х. Шакиров, А.А. Буркитова, О.И. Дудкина. – Б.: «Билим», 2012. – 80 с.

Е.П. Ильин отмечал: «Мотив — сложное психологическое образование, которое должен построить сам субъект», а учитель может направить и помочь.

Я решила, основываясь на одной из существенных особенностей личности подростка - стремление быть и считаться взрослым, попросить Сабита проконтролировать оценку по критериям работу каждого в группе и себя в том числе. Изучив критерии, он понял, назначение и смысл такого оценивания, стал руководить, а когда я его похвалила, то стал уверенно брать на себя ответственность по заполнению листа оценивания, на последующих уроках он уже принимал участие в работе малых групп, даже был спикером и презентовал работу группы.

Следующий барьер «категоричный отказ» Чингиза, который не хотел на первом уроке даже пересаживаться в группы, сел в сторонке и думал просидеть так тихонько, чтоб его никто не трогал, как делал всегда, а про работу и говорить нечего. Сегодня тоже урок начался уговоров Чингиза сесть в свою группу. Здесь я решила сыграть на том, что подростки не могут жить вне коллектива, мнение товарищей оказывает огромное влияние на формирование личности подростка. Дело в том, на предыдущем уроке в таблице оценивания была графа - участие всей группы. В результате группа получила низкие оценки из - за Чингиза. Дети, сидевшие в этот раз с ним в одной группе, всем коллективом жестко поговорили с ним. Никому не хотелось из-за него получать плохие оценки. «Бедному мальчику» пришлось выполнять все поручения лидеров группы. Хотя мотивация все-таки внешняя, но это уже прогресс то, что Чингиз безропотно переходил, делал записи в тетради, пытался что- то делать. В будущем, чтобы внешняя мотивация перешла во внутреннюю, надо будет для Чингиза создавать ситуации успеха, индивидуальные консультирования со мной, назначить ему индивидуального консультанта.

И так я показала яркие примеры влияния формативного оценивания на мотивацию учащихся. А как оценивание для обучения влияет на обучение всего класса?

Ведь оценивание – категория, используемая для обозначения деятельности, направленной на систематическое суммирование результатов обучения с целью принятия решений о дальнейшем обучении

Формативное (формирующее) оценивание – это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением ученика. Формативное оценивание является «неформальным» (чаще всего безотметочным) оцениванием. Оно основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь. «Если результаты оценки используются в целях

улучшения процесса обучения с учетом выявленных потребностей, оценка становится «формативной (формирующей)»

(.http:/ / blog.discoveryeducation.com/ assessment/ files/ 2009/ 02/)

На протяжении всего урока я подходила к группам, к отдельным учащимся, в отдельных случаях не вмешиваясь, чтобы послушать ход беседы, в других случаях направить или подбодрить, похвалить. Например, в работе по маршрутной карте, трудно было сделать вывод, поэтому я подходила к каждой группе и задавала наводящие вопросы: сопоставьте формулы пересекающихся графиков и параллельных графиков? Как зависит расположение графиков от углового коэффициента? Хотя эти вопросы были в моих раздатках , но в силу своего возраста учащиеся были невнимательны и спешили, а когда я прочитала, стало ясно. Это ещё раз доказывает важность привития детям навыков вдумчивого чтения, хотя это кажется абсурдным на уроках математики нужно учить читать. В будущем обязательно этим займусь.

Следующей задачей является вовлечение учеников в процесс оценивания, а группа Реформы Оценивания (2002) определила этот момент таким образом: «…учителя не являются единственными оценивающими лицами. Ученики могут быть вовлечены в процесс оценивания своих одноклассников и самих себя, и даже, когда учителя активно проводят оценивание, ученики должны столь же активно в данном процессе участвовать».

В работе по стратегии эстафета «Функция» при передаче постеров нужно было формативно оценить, то есть если согласны с предложением других столов поставить «+», если не согласны или есть вопросы «?». В первый раз конечно затруднялись, но старались, ведь надо было успеть прочитать написанное, оценить и добавить свое. В результате написано было мало и оценено тоже. Я сделала вывод, что я не дала достаточно времени на обдумывание, так как дети никогда этим не занимались. Долго не могли сосредоточиться, настроиться. В последующем, думаю, нужно мне при планировании урока, учитывать время на обдумывание и поработать над саморегуляцией, то есть всегда выполнять задания в четко запланированное время с целью развития у учащихся навыка активной работы.


В следующей стратегии «Маршрутная карта» учащимся нужно было оценить по листам оценивания, по мной приготовленным критериям себя и своих товарищей. Главной трудностью было преодолеть возрастной барьер, что прежде всего «дружба» и никто не хотел никого обижать, поэтому ставили завышенные оценки, несмотря на критерии. Но когда дети узнали важность формативного оценивания, им стало ясно, как составляются критерии, как по ним оценивать, что это не отметка в журнал, а баллы. Ребята с удовольствием стали заполнять листы оценивания. Некоторые строго и критично: Сабит, Марал, Аружан.

Но были ребята, которые восприняли неадекватно такое строгое оценивание. Саша даже порвал лист оценивания. Все оставшееся время урока лежал на парте и больше не работал. Мне казалось, что это означает провал, я ничего не могу, не умею. Я не знала, что делать. После окончания урока, я решила, прежде, чем что-то предпринимать, проконсультироваться с коллегами, психологом и ребятами сидевшими с ним по одной парте. И еще раз обдумать стратегии оценивания.

В маршрутной карте последним заданием было выполнение нескольких заданий, по правилу, которое сами определили. Мне было непонятно, почему вначале, большинство класса решили по мной данному алгоритму, а не по своему правилу, ведь так легче и быстрее. Видимо, все - таки, перед решением надо было подвести итоги и сравнить, какой способ легче и каким лучше решать. Буду иметь в виду в будущем. Но когда я направила лидеров групп, все пошло как по маслу. Быстро решили, объяснили тем, кому было неясно. Мне было приятно то, что дети без моей указки решили, что решение нужно пояснять всем, тем самым выполнили главную цель урока. Мне осталось только провести рефлексию.

На рефлексии «Хронограф» детям надо было ответить на вопросы: Что самое трудное? Что легкое? Какое впечатление от урока у вас? Ответы написать на стикеры и приклеить на тот участок этапа урока, который соответствует записям. Благодаря

этой стратегии я хотела узнать, на каких этапах учащиеся испытывали трудности, а на каких было легко. Проанализировав записи детей, я поняла, что урок не прошел зря, потому что большинство детей написали, что им было интересно открывать новое, особенно оценивать друг друга, при этом стали ясны свои ошибки. Конечно, не все так писали, есть ребята, которые еще не поняли смысла такого обучения и ждали объяснений темы с моей стороны.

Я поняла, что у меня еще много работы, Но я не собираюсь опускать руки. Буду тщательнее планировать уроки, основываясь на возрастные особенности детей и идеи программы.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
статья Рефлексия одного урока

Автор: Нурмуханбетова Гулшат Сагишевна

Дата: 24.01.2015

Номер свидетельства: 160538

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Детальная рефлексия по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков "
    ["seo_title"] => string(93) "dietal-naia-rieflieksiia-po-odnomu-uroku-iz-zaplanirovannoi-sierii-posliedovatiel-nykh-urokov"
    ["file_id"] => string(6) "109969"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1405331899"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Урок на тему: « Все профессии хороши » по русскому языку в казахской средней школе в 4 классе."
    ["seo_title"] => string(80) "urok_na_tiemu_vsie_profiessii_khoroshi_po_russkomu_iazyku_v_kazakhskoi_sriedniei"
    ["file_id"] => string(6) "394586"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487748024"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока математики.  УМК "Планета Знаний" Тема: Ноль и десять. "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-matiematiki-umk-planieta-znanii-tiema-nol-i-diesiat"
    ["file_id"] => string(6) "134039"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416656596"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Статья  "Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы""
    ["seo_title"] => string(66) "stat-ia-dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "288162"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454591870"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "урок по окружающему миру "День космонавтики" "
    ["seo_title"] => string(48) "urok-po-okruzhaiushchiemu-miru-dien-kosmonavtiki"
    ["file_id"] => string(6) "193259"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427618465"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства