Детальная рефлексия по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков
Казахстан, г.Кызылорда
Средняя школа № 173 имени
Алии Молдагуловой
Учитель истории 3 уровня
Шайхутдинова
Виктория Фауисовна
Начав изучение и освоение "Программы курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан" третьего базового уровня(РДУ, стр 110) , я некоторое время была в смятении. Не понимала, возможно ли будет проводить такой большой объем работ за те же 45 минут урока. Детальнее изучая программу внедрения семи модулей, я поняла, что изменения в методике преподавания необходимы, что данная методика способствует развитию творческой личности, способной иметь свою точку зрения, дети учатся анализировать, синтезировать полученный материал. Повышается интерес к предмету, формируется желание учиться самостоятельно.
Я тщательно продумывала, как я буду применять модули. Долго думала над вопросом " Как можно достичь реализации всех модулей на уроке". Обдумав, изучив наш учебник, я разработала краткосрочный план моего урока « Таукель хан».
Составляя план урока, я стараюсь всегда помнить, что «Учитель-организатор, планировщик, режиссёр и соучастник. Главное действующее лицо в пьесе, называемой учением, - ученик. Он может стать героем или антигероем, но в любом случае он должен быть активным участником этой пьесы. В противном случае, время и усилия потрачены впустую» (Б. Шилиня).
Одним из важных моментов урока стало создание в классе коллаборативной среды, путем проведения тренинга « желаю тебе, желаю себе», который способствовал созданию атмосферы открытости и доброжелательности на уроке.
Как для учеников, так и для учителей, на начальных этапах проведения урока по конструктивисткой теории – много еще неизведанного, не совсем полностью бывают, ясны те или иные моменты организации учебного процесса. Тем более ученикам седьмого класса, у которых в организме происходят различные подростковые изменения, порой кажется трудно войти в среду, когда надо быть вежливыми, сочувственными, а самое главное – искренними. Но потом они начинают понимать важность этого, и в их пожеланиях уже звучат слова искреннего соучастия, сопереживания, и уже в детях чувствуется внутренняя зрелость, открытость, заинтересованность в проводимом мероприятии и в его результатах. Ученики обладают потребностью участвовать в разговоре друг с другом, они учатся помогать друг другу, выражать сочувствие, оказывать поддержку. Данное взаимодействие со сверстниками дает им возможность высказываться, рассуждать. Это очень важный психологический момент, так как словарный запас у детей еще не велик, и порой желаемая высказать очень добрая мысль может прозвучать не совсем так, как хотелось бы. Именно здесь необходима поддержка учителя, помочь, объяснить, правильно их направить.
Во время планирования групповой работы, с целью развития у детей коммуникативных и управленческих способностей, умение слушать и слышать собеседника, подготовила карточки , соответствующие теме урока. Сформировались три группы:
1- группа «Таукель»
2- группа «Шигай»
3 - группа «Баба- Султан»
Группы сформировались по три, четыре ученика. Используя групповую работу на уроках регулярно, помогаю ребятам научиться сотрудничать в группе любого состава. Со временем буду просто предлагать ребятам поделиться в группы так, как они захотят на данном этапе работать. Проверка домашнего задания прошла удачно, так как я использовала непринуждённую обстановку. Ученики писали свои вопросы на заранее заготовленных листочках и кидали свой комочек одноклассникам. Ученик поймавший комочек отвечает на вопрос, если ответ не верный, то он бросает комочек обратно, в том случаи если ответ верен, тогда он пишет свой вопрос и кидает его дальше. Звучали вопросы тонкого и толстого порядка, например: Какие послы и в каком году они побывали в казахском ханстве? Каковы результаты дальновидной политики Хакназара?. Успех, да был, но конечно же и были ошибки. Ребятам вначале было сложно и иногда непонятно, но в ходе непринужденной игры они справились.
Для уточнения темы урока , учащимся была дана логическая цепочка, дойдя до последнего звена которой, они определили тему урока. После определения темы перед учащимися стояла следующая задача: определить, почему после изучения седьмого хана Казахского ханства начали сразу изучение девятого хана, минуя восьмого. Мне понравилось, что ребята активно участвовали в беседе, хотя иногда затруднялись в формулировании своего ответа. И для прояснения ситуации детям было предложено прочесть исторический тележурнал, в котором описывалась история престарелого хана Шигая и его сына Таукеля. Ознакомившись, ученики поняли, почему мы перешли к изучению девятого хана Казахского ханства. Считаю, что данные приёмы модуля "Новые подходы в преподавании и обучении" настроили учащихся на урок, создали комфортную обстановку, дали установку на предстоящую работу.
Далее была индивидуальная работа по стратегии «инсерт». Такой вид работы способствует развитию у учащихся навыков чтения. Во время заполнения граф «уже знал», «новое», «думал иначе», «есть вопросы» идет процесс чтения с пониманием темы, т. е. когнитивно, повысить мотивацию к познанию. Это задание показало, как ученики самостоятельно могут "добывать" знания. Наблюдая за учащимися во время заполнения таблицы, я заметила, что ученица Ж. время от времени заглядывает в таблицу соседа. Спустя пару минут обратила внимание на то как ученик Т.. закончив свою работу, начал помогать однокласснице. На этом примере было наглядно видно, что ученики поняли, что такое коллаборативная среда и идут к созданию среды сотрудничества. Следующий акцент был сделан на работу с Талантливыми и одаренными. Первые трое учеников справившиеся с предыдущим заданием приступали к выполнению творческого задания – трехминутное эссе.
Таким образом тема была полностью изучена.Совместная работа по заполнению постера способствовала развитию критического мышления, активному поиску информации, выявлению главных и косвенных событий, а также отметить их важность. Защита своих работ даёт возможность выступать, отстаивать свою точку зрения. Активно проявляющие себя ученики Ш.. и Д.. смогли реализовать себя, а менее талантливые смогли реализовать себя в совместном выполнении постера. А как известно в подростковом возрасте дети любят самовыражаться, и поэтому на данном этапе я использовала модуль "Преподавание с учётом возрастных особенностей" . На уроке я наблюдала, что ученики очень ответственно отнеслись к выполнению заданий. У меня были большие опасения по поводу того, что сильные ученики класса возьмут инициативу в свои руки, и работа в группах не получится. Если на первом уроке ученица А.. почти весь постер выполнила сама, то теперь она прислушивалась к классу, и более того, она организовала работу над постером в "две руки", то есть она рисовала, а другие ученики в это время записывали факты, и в результате их постер получился более насыщенным информацией и более эстетично выполнен.
На определенном этапе урока складывается ситуация, когда каждый ребенок работает, старается, выполняет все задания, и конечно - же, ждет реакции учителя, товарищей по группе.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы с другими.
Рефлексию провела в виде «конверта пожеланий» у каждого ученика были заранее заготовленные смайлики лишь с глазами, но без эмоциональной улыбки. Улыбку смайлику должны были нарисовать учащиеся в зависимости от их восприятия урока. Если урок понравился, ребенок приобрел положительные эмоции, то рисует веселую улыбку, если же урок не понравился , что-то осталось не ясным, не понятым- тогда рисует грустного смайлика. Затем пишут свои пожелания на стикерах, клеят на обратную сторону смайлика пожеланий, который был на доске. Прочитав их рефлексию, я заметила, что урок всем понравился. Например, « Все было отлично, особенно работа в группе», "Мне все понравилось, я много чего узнала", "Мне понравился этот урок, он прошел очень интересно",
"Мне все понравилось и я хочу, что бы все уроки так проходили"».
Наблюдая за учениками, я поняла, что успешность обучения и преподавания заключается в создании атмосферы, позволяющей личности чувствовать себя свободно и безопасно в процессе обучения.
В ходе урока ученики приобрели новые знания о правлении ханов, причину того, почему последовательность ханов была нарушена. Вся работа сопровождался слайдами. Применение ИКТ дало возможность провести урок оживленно, выполнить большой объем работы, со стороны ребят было искренний интерес и эмоциональное восприятие. При обсуждении темы слабые ученики смогли дать краткую характеристику Таукель хану.
Я добилась универсального учебного действия, на формирование которых направлен образовательный процесс: умение работать в группе, развивать логическое мышление, умение анализировать, исследовать, делать выводы, отстаивать свою точку зрения. Обучила навыкам общения и сотрудничества. Использовала модули Программы, которые способствовали развитию у обучающихся универсальных способов деятельности, опыта творческой деятельности, компетентности, коммуникабельности.
После проведения урока и прослушивания высказываний учеников, я сделала вывод, что урок с применением семи модулей в обучении, нам всем очень понравился. Дети с хорошим настроением работали весь урок, переживали друг за друга, больше стали говорить, им очень понравилось выполнять задания в группах. Ценным для меня было то, что каждый ученик имел возможность говорить, высказывать свою точку зрения. Слабым учащимся была оказана помощь со стороны их одноклассников. Таким образом, они станут более уверенными, будут активнее на уроках, уровень их знаний повысится.