Статья "Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы"
Статья "Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы"
Выймова И.А.,
учитель высшей категории
МБОУ «СОШ № 45»г.Перми
Духовные ценности на уроках литературы
(урок по рассказу В.Г.Распутина «В ту же землю»)
Среди предметов гуманитарно-эстетического цикла литературе отводится особая роль. Именно на этом уроке на первый план может выйти возможность влиять на духовно-нравственное развитие ученика. Литература учит сопереживать, видеть «свет» и «тьму» в поступках героев, она помогает человеку разобраться в сложных философских вопросах, ставит его перед нравственным выбором. Обсуждая важнейшие проблемы современности, привлекая внимание к важным вопросам, задумываясь о том, без чего не может прожить человек на земле, мы формируем отношение ученика к миру, помогаем ему сориентироваться в мире ложных и истинных человеческих ценностей. Именно сегодня такие вопросы становятся особо актуальными.
Среди писателей, которые на протяжении многих лет пытаются достучаться до человеческих сердец, хочется выделить Валентина Григорьевича Распутина. Нельзя не вспомнить о его творчестве еще и потому, что этот год стал для него юбилейным ( 75 лет со дня рождения писателя). С какой болью пишет Распутин об умирающей русской деревне, о русском народе, которого «отрывают от веры», о том, что мы живем во время «потерянных ценностей».
Именно поэтому хочется обсуждать с учащимися вопросы духовной стороны жизни, хочется достучаться и до их сердец, чтобы поняли, услышали, не остались равнодушными…
В 11 классе был проведен урок по рассказу Валентина Распутина «В ту же землю». Глубокий, многоплановый текст. Одно название требует переосмысления. И в нем скрыт глубокий смысл произведения. Главное на уроке – переосмыслить нравственные проблемы, поднятые писателем.
Поскольку текст эмоционально воздействует на человека, нельзя не спросить учащихся о том, какие чувства они испытывали после прочтения текста. Этап первичного переосмысления текста очень важен, поскольку если он «задевает за живое», то возникает желание обсудить важные для каждого вопросы, настроиться на серьезный разговор.
Автор размышляет о нашей жизни, о том, что не дает ему покоя. И учащиеся это передают через свои ощущения, так как палитра их чувств переполнена темными, тяжелыми красками: художественный мир окрашен в серые, черные, мрачные тона. Но важно и понять, что это не художественный вымысел, а и наша реальная жизнь. И что-то нужно в этой жизни менять. Ведь человек должен в этом мире увидеть и то, что будет пробуждать яркие и светлые чувства.
Проблематика рассказа настолько обширна, что невозможно охватить весь круг вопросов на одном уроке ( по возможности, лучше провести два урока):
- проблема бездуховности человека;
- проблема соотношения в жизни человека духовного и материального;
-проблема отношения к старикам, родителям;
- проблема человеческого одиночества в старости;
- проблема выбора человека ( как жить: «выживать», «существовать», «приспосабливаться» или «жить по правде»…);
- проблема борьбы за «место под солнцем» даже после смерти человека;
-проблема безверия человека, его отрыва от христианских ценностей. И каждый вопрос существенен и важен.
Учащиеся говорят о том, что рассказ задевает за живое, не оставляет читателя равнодушным. И это важно, что на примерах из данного текста ученики будут рассуждать о жизни и человеке, о жизни и смерти, о роли родителей в судьбе.
На вопрос, о чем этот тест, они отвечают по-разному, но каждый из них абсолютно прав:
- о последнем пути человека;
-о сложности человеческой жизни и судьбы;
-об одинокой старости;
-о роли родителей и детей в жизни человека.
Одним из основных композиционных приемов можно назвать прием антитезы. Действительно, можно философски противопоставить такие категории, как ЖИЗНЬ и СМЕРТЬ человека (можно говорить и о преждевременной духовной смерти),
МИГ - ВЕЧНОСТЬ, ДЕТИ - РОДИТЕЛИ, ЗЕМНОЕ - НЕБЕСНОЕ и др.
На этом фоне интересно обсудить временные и пространственные рамки повествования. Автор описывает страшный миг в жизни Пашуты – смерть матери. Он ожидаемый и неожиданный, самый тяжелый в жизни, убивший героиню своей тяжестью. Но это и миг, в котором скрыта целая жизнь, миг который раскалывает эту жизнь на две части. Распутин раскрывает перед читателем сложный мир души героини, мир внутренних переживаний, в котором уже нет места чувствам. И каждый этап жизни героини был связан с матерью. Это разные чувства, но самое сильное – чувство вины перед матерью.( Миг как целая жизнь)
Знакомлю учащихся с новым литературным термином, который называется РЕТАРДАЦИЯ. Ретардация – прием, когда стремительность действия вдруг сменяется возвращением в прошлое. Подобный прием позволяет автору соединить события и чувства.
Пространственные границы в тексте помогают учащимся понять суть того, что «человек из праха земного создан и в прах земной уйдет». В режиме диалога приходим к важному переосмыслению. Начало жизненного пути Пашуты и ее матери связано с ДЕРЕВНЕЙ, КРЕСТЬЯНСКОЙ ИЗБОЙ, ЗЕМЛЕЙ. Ведь мать Пашуты так привязана к земле, что, даже больная и немощная, не может оторваться от нее. Деревня для нее все. Затем Пашута перевозит мать в бездушный ГОРОД, в городскую квартиру с глухими стенами. Здесь, в городе, мать никто не знал, она не жила, а просуществовала в этих четырех стенах остаток жизни. А после ее приютом стала заброшенная МОГИЛА БЕЗ КРЕСТА в глуши леса. И снова ЗЕМЛЯ.
«В ту же землю» - символическое, философское название рассказа, учащиеся дают свое понимание его смысла, говорят о том, что после смерти человеку не важно, в каком месте его тело обретет покой, потому что земля на всех одна. Однако спорят о том, правильно ли поступила Пашута, ведь она, испытывая сильное отчаяние и нищету, похоронила свою мать не по – христиански.
Предлагаю придумать свои варианты названия текста. Они разные, но есть над чем поразмыслить: « Последний миг», «Мать и дочь», «Дорога домой», «Похороны» и др.
Наступает на уроке такой момент, когда нужно остаться наедине со своими мыслями, более пристально вглядеться в текст произведения, поработать с литературным материалом. Предлагаю учащимся выбрать для себя интересующие вопросы и поразмышлять, подготовиться к устному выступлению. Учащиеся делятся на группы (или даже пары) и работают с самим текстом.
Вопросы могут быть разными:
- средства характеристики героев в произведении ( Пашута
, Стас, Мать). Средства создания внешнего и внутреннего, психологического портрета героя. (Эпитеты, сравнения и др.). В рассказе Распутина портрет каждого героя исследуется очень подробно. Особенно важно обратить внимание на лицо матери после смерти и лицо Пашуты, которая переживает это событие. Обратить внимание на духовную сторону производимых Пашутой обрядов. Оценить поступки и характеры героев.
- авторская позиция в рассказе, смысл финала произведения (почему на новообразованном месте захоронения появляются новые «бугорки», какую роль в рассказе играет неродная внучка Пашуты Танька, почему Пашута впервые в жизни идет в храм)…
-охарактеризуйте художественный мир произведения, жизнь города и деревни, человека и общества. Каковы реальные приметы времени в произведении Распутина?
- Найдите литературные параллели. В каких произведениях русской литературы вы встречались с эпизодами, которые можно сопоставить с эпизодами данного текста. (Учащиеся вспоминают об истинных и ложных ценностях в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», о смерти героя и отношении к этому событию общества, также приводят в качестве примера старичков Базаровых, склонившихся над одинокой могилой сына и др.) Кто-то вспоминает строки Есенина: «Все мы, все мы в этом мире тленны…»
- два человека создают обложку к произведению и представляют нам интерпретацию;
Степень погружения в текст будет зависеть от уровня подготовленности класса. Интересным этапом урока становится представление работы каждой из групп. Учащиеся не только слушают друг друга,но могут задавать интересующие их вопросы.
В финале урока – рефлексия. Нужно ли читать такие тексты на уроках? Что вам дал сегодняшний урок? Каким может быть домашнее задание?
Ответ очевиден: разговор оказался важным, каждому есть что переосмыслить. В качестве домашнего задания может стать интерпретация прочитанного текста, письменный ответ на вопрос: «О чем я задумался после знакомства с рассказом В. Г. Распутина «В ту же землю?»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы"»
Выймова И.А.,
учитель высшей категории
МБОУ «СОШ № 45»г.Перми
Духовные ценности на уроках литературы
(урок по рассказу В.Г.Распутина «В ту же землю»)
Среди предметов гуманитарно-эстетического цикла литературе отводится особая роль. Именно на этом уроке на первый план может выйти возможность влиять на духовно-нравственное развитие ученика. Литература учит сопереживать, видеть «свет» и «тьму» в поступках героев, она помогает человеку разобраться в сложных философских вопросах, ставит его перед нравственным выбором. Обсуждая важнейшие проблемы современности, привлекая внимание к важным вопросам, задумываясь о том, без чего не может прожить человек на земле, мы формируем отношение ученика к миру, помогаем ему сориентироваться в мире ложных и истинных человеческих ценностей. Именно сегодня такие вопросы становятся особо актуальными.
Среди писателей, которые на протяжении многих лет пытаются достучаться до человеческих сердец, хочется выделить Валентина Григорьевича Распутина. Нельзя не вспомнить о его творчестве еще и потому, что этот год стал для него юбилейным ( 75 лет со дня рождения писателя). С какой болью пишет Распутин об умирающей русской деревне, о русском народе, которого «отрывают от веры», о том, что мы живем во время «потерянных ценностей».
Именно поэтому хочется обсуждать с учащимися вопросы духовной стороны жизни, хочется достучаться и до их сердец, чтобы поняли, услышали, не остались равнодушными…
В 11 классе был проведен урок по рассказу Валентина Распутина «В ту же землю». Глубокий, многоплановый текст. Одно название требует переосмысления. И в нем скрыт глубокий смысл произведения. Главное на уроке – переосмыслить нравственные проблемы, поднятые писателем.
Поскольку текст эмоционально воздействует на человека, нельзя не спросить учащихся о том, какие чувства они испытывали после прочтения текста. Этап первичного переосмысления текста очень важен, поскольку если он «задевает за живое», то возникает желание обсудить важные для каждого вопросы, настроиться на серьезный разговор.
Автор размышляет о нашей жизни, о том, что не дает ему покоя. И учащиеся это передают через свои ощущения, так как палитра их чувств переполнена темными, тяжелыми красками: художественный мир окрашен в серые, черные, мрачные тона. Но важно и понять, что это не художественный вымысел, а и наша реальная жизнь. И что-то нужно в этой жизни менять. Ведь человек должен в этом мире увидеть и то, что будет пробуждать яркие и светлые чувства.
Проблематика рассказа настолько обширна, что невозможно охватить весь круг вопросов на одном уроке ( по возможности, лучше провести два урока):
- проблема бездуховности человека;
- проблема соотношения в жизни человека духовного и материального;
-проблема отношения к старикам, родителям;
- проблема человеческого одиночества в старости;
- проблема выбора человека ( как жить: «выживать», «существовать», «приспосабливаться» или «жить по правде»…);
- проблема борьбы за «место под солнцем» даже после смерти человека;
-проблема безверия человека, его отрыва от христианских ценностей. И каждый вопрос существенен и важен.
Учащиеся говорят о том, что рассказ задевает за живое, не оставляет читателя равнодушным. И это важно, что на примерах из данного текста ученики будут рассуждать о жизни и человеке, о жизни и смерти, о роли родителей в судьбе.
На вопрос, о чем этот тест, они отвечают по-разному, но каждый из них абсолютно прав:
- о последнем пути человека;
-о сложности человеческой жизни и судьбы;
-об одинокой старости;
-о роли родителей и детей в жизни человека.
Одним из основных композиционных приемов можно назвать прием антитезы. Действительно, можно философски противопоставить такие категории, как ЖИЗНЬ и СМЕРТЬ человека (можно говорить и о преждевременной духовной смерти),
МИГ - ВЕЧНОСТЬ, ДЕТИ - РОДИТЕЛИ, ЗЕМНОЕ - НЕБЕСНОЕ и др.
На этом фоне интересно обсудить временные и пространственные рамки повествования. Автор описывает страшный миг в жизни Пашуты – смерть матери. Он ожидаемый и неожиданный, самый тяжелый в жизни, убивший героиню своей тяжестью. Но это и миг, в котором скрыта целая жизнь, миг который раскалывает эту жизнь на две части. Распутин раскрывает перед читателем сложный мир души героини, мир внутренних переживаний, в котором уже нет места чувствам. И каждый этап жизни героини был связан с матерью. Это разные чувства, но самое сильное – чувство вины перед матерью.( Миг как целая жизнь)
Знакомлю учащихся с новым литературным термином, который называется РЕТАРДАЦИЯ. Ретардация – прием, когда стремительность действия вдруг сменяется возвращением в прошлое. Подобный прием позволяет автору соединить события и чувства.
Пространственные границы в тексте помогают учащимся понять суть того, что «человек из праха земного создан и в прах земной уйдет». В режиме диалога приходим к важному переосмыслению. Начало жизненного пути Пашуты и ее матери связано с ДЕРЕВНЕЙ, КРЕСТЬЯНСКОЙ ИЗБОЙ, ЗЕМЛЕЙ. Ведь мать Пашуты так привязана к земле, что, даже больная и немощная, не может оторваться от нее. Деревня для нее все. Затем Пашута перевозит мать в бездушный ГОРОД, в городскую квартиру с глухими стенами. Здесь, в городе, мать никто не знал, она не жила, а просуществовала в этих четырех стенах остаток жизни. А после ее приютом стала заброшенная МОГИЛА БЕЗ КРЕСТА в глуши леса. И снова ЗЕМЛЯ.
«В ту же землю» - символическое, философское название рассказа, учащиеся дают свое понимание его смысла, говорят о том, что после смерти человеку не важно, в каком месте его тело обретет покой, потому что земля на всех одна. Однако спорят о том, правильно ли поступила Пашута, ведь она, испытывая сильное отчаяние и нищету, похоронила свою мать не по – христиански.
Предлагаю придумать свои варианты названия текста. Они разные, но есть над чем поразмыслить: « Последний миг», «Мать и дочь», «Дорога домой», «Похороны» и др.
Наступает на уроке такой момент, когда нужно остаться наедине со своими мыслями, более пристально вглядеться в текст произведения, поработать с литературным материалом. Предлагаю учащимся выбрать для себя интересующие вопросы и поразмышлять, подготовиться к устному выступлению. Учащиеся делятся на группы (или даже пары) и работают с самим текстом.
Вопросы могут быть разными:
- средства характеристики героев в произведении ( Пашута
, Стас, Мать). Средства создания внешнего и внутреннего, психологического портрета героя. (Эпитеты, сравнения и др.). В рассказе Распутина портрет каждого героя исследуется очень подробно. Особенно важно обратить внимание на лицо матери после смерти и лицо Пашуты, которая переживает это событие. Обратить внимание на духовную сторону производимых Пашутой обрядов. Оценить поступки и характеры героев.
- авторская позиция в рассказе, смысл финала произведения (почему на новообразованном месте захоронения появляются новые «бугорки», какую роль в рассказе играет неродная внучка Пашуты Танька, почему Пашута впервые в жизни идет в храм)…
-охарактеризуйте художественный мир произведения, жизнь города и деревни, человека и общества. Каковы реальные приметы времени в произведении Распутина?
- Найдите литературные параллели. В каких произведениях русской литературы вы встречались с эпизодами, которые можно сопоставить с эпизодами данного текста. (Учащиеся вспоминают об истинных и ложных ценностях в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», о смерти героя и отношении к этому событию общества, также приводят в качестве примера старичков Базаровых, склонившихся над одинокой могилой сына и др.) Кто-то вспоминает строки Есенина: «Все мы, все мы в этом мире тленны…»
- два человека создают обложку к произведению и представляют нам интерпретацию;
Степень погружения в текст будет зависеть от уровня подготовленности класса. Интересным этапом урока становится представление работы каждой из групп. Учащиеся не только слушают друг друга ,но могут задавать интересующие их вопросы.
В финале урока – рефлексия. Нужно ли читать такие тексты на уроках? Что вам дал сегодняшний урок? Каким может быть домашнее задание?
Ответ очевиден: разговор оказался важным, каждому есть что переосмыслить. В качестве домашнего задания может стать интерпретация прочитанного текста, письменный ответ на вопрос: «О чем я задумался после знакомства с рассказом В. Г. Распутина «В ту же землю?»