Просмотр содержимого документа
«Создание адаптационной программы по математике для 8 класса»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике для 8 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по математике и Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа составлена на 210 часов в соответствии с учебным планом школы и рассчитана на 2015-2016 года обучения. Предмет математика представлен двумя дисциплинами: алгебра и геометрия. Базисный план на изучение математики в основной школе отводит 6 учебных часов: 4 часа на алгебру (140 часов), 2 часа на геометрию (70 часов).
Используя рекомендации Министерства образования от 1993 года, в программу внесены следующие изменения:
при рассмотрении простейших геометрических фигур, все понятия вводятся на наглядной основе;
аксиомы даются через решение задач и приводятся в описательной форме;
теоремы даются без доказательств, так как они трудны для учащихся с задержкой психического развития.
Внесение данных изменений позволит охватить весь изучаемый материал по программе, повысить уровень обученности учащихся по предмету, а также более эффективно осуществить индивидуальный подход к обучающимся.
Все основные понятия вводятся на наглядной основе. Аксиомы даются в процессе практических упражнений через решение задач и приводятся в описательной форме. Все теоретические положения даются исключительно в ознакомительном плане и опираются на наглядные представления учащихся.
Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются различного характера задержки психического развития: недостаточность внимания, памяти, логического мышления, пространственной ориентировки, быстрая утомляемость отрицательно влияют на усвоение математических понятий, в связи с этим при рассмотрении курса математики 8 класса были внесены изменения в объем теоретических сведений для этих детей. Некоторый материал программы им дается без доказательств, только в виде формул и алгоритмов или ознакомительно для обзорного изучения, некоторые темы в связи со сложностью изложения и понимания для детей с ЗПР были исключены. Учитывая нарушение процессов запоминания и сохранения информатизации у детей с ЗПР, пришлось следующие темы (смотрите примечание к планированию) изучать ознакомительно с опорой на наглядность. Снизив объем запоминаемой информации, для учащихся с ЗПР целесообразно более широко ввести употребление опорных схем, памяток, алгоритмов.
Данная программа для детей с ЗПР откорректирована в направлении разгрузки курса по содержанию, т.е. предполагается изучение материала в несколько облегченном варианте, однако не опускается ниже государственного уровня обязательных требований.
Примечание к планированию математики
Темы изучаются как ознакомительные.
Глава «Рациональные дроби».
Темы: «Функция у=k/x и ее график», «Функция у = √х и ее график».
Темы: «Градусная мера дуги окружности», «Теорема о вписанном угле».
Изучение математики для детей с ЗПР направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
развитиевысших психических функций, умение ориентироваться в задании, анализировать его, обдумывать и планировать предстоящую деятельность.
Темп изучения материала для детей с ЗПР должен быть небыстрый. Достаточно много времени отводится на отработку основных умений и навыков, отвечающих обязательным требованиям, на повторение, в том числе коррекцию знаний за курс математики предыдущих классов. Отработка основных умений и навыков осуществляется на большом числе посильных учащимся упражнений. Но задания должны быть разнообразны по форме и содержанию, включать в себя игровые моменты.
Формирование важнейших умений и навыков происходит на фоне развития продуктивной умственной деятельности: обучающиеся учатся анализировать, замечать существенное, подмечать общее, делать несложные выводы и обобщения, переносить несложные приемы в нестандартные ситуации, обучаются логическому мышлению, приемам организации мыслительной деятельности.
Важнейшее условие правильного построения учебного процесса - это доступность и эффективность обучения для каждого учащегося в классе, что достигается выделением в каждой теме главного, и дифференциацией материала, отработкой на практике полученных знаний.
Во время учебного процесса нужно иметь в виду, что учебная деятельность должна быть богатой по содержанию, требующей от школьника интеллектуального напряжения, но одновременно обязательные требования не должны быть перегруженными по обхвату материала и доступны ребенку. Только доступность и понимание помогут вызвать у таких учащихся интерес к учению. Немаловажным фактором в обучении таких детей является доброжелательная, спокойная атмосфера, атмосфера доброты и понимания.
Принцип работы в данном классе - это и речевое развитие, что ведет непосредственным образом к интеллектуальному развитию: учащиеся должны проговаривать ход своих рассуждений, пояснять свои действия при решении различных заданий. Выполнение письменных заданий предваряется анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок.
Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является выбор разнообразных видов деятельности с учетом психофизических особенностей обучающихся, использование занимательного материала, включение в урок игровых ситуаций, направленных на снятие напряжения, переключение внимания детей с одного задания на другое и т. п. Особое внимание уделяется индивидуализации обучения и дифференцированному подходу в проведении занятий.
Важнейшими коррекционными задачами курса геометрии являются развитие логического мышления и речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда — планирование работы, поиск рациональ- ных путей ее выполнения, осуществление самоконтроля. Школьники должны научиться грамотно и аккуратно делать математические записи, уметь объяснить их. Дети с ЗПР из-за особенностей своего психического развития трудно усваивают программу по геометрии, так как затруднено логическое мышление, образное представление.
Усвоение материала будет более эффективным, если умственная деятельность будет сочетаться с практической. Как и на уроках других предметов, важным является развитие речи учащихся. Поэтому любой записываемый материал должен проговариваться. Учащиеся должны объяснять действия, вслух высказывать свои мысли, мнения, ссылаться на известные правила, факты, предлагать способы решения, задавать вопросы. Большое значение в процессе обучения и развития учащихся имеет решение задач. В большинстве задачи решаются на готовых чертежах. Пересказ условия задачи своими словами помогает удержать эти условия в памяти. Следует поощрять также решение разными способами. Таким образом, доступная, интересная деятельность, ощущение успеха, доброжелательные отношения являются непременным условием эффективной работы с детьми ЗПР.
Все основные понятия вводятся на наглядной основе. Аксиомы даются в процессе практических упражнений через решение задач и приводятся в описательной форме. Все теоретические положения даются исключительно в ознакомительном плане и опираются на наглядные представления учащихся,
Очень много устных задач по готовым чертежам, часто проводятся математические диктанты, графические диктанты, Работы плана «Дочерти», «Объясни», «Найди соответствие» и другие.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная.
Технологии, используемые в обучении: обучение в сотрудничестве, развивающего обучения, информационно - коммуникационные, здоровьесбережения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ПО АЛГЕБРЕ ДЛЯ
УЧАЩИХСЯ С ЗПР
Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми и разными знаменателями. Умножение и деление дробей, возведение дробей в степень. Свойства функции у = рассматривать на конкретных графиках (ознакомительно).
Понятие об иррациональном числе (ознакомительно). Общие сведения о действительных числах (ознакомительно). Понятие арифметического квадратного корня. Уравнение х2=а, свойства квадратных корней. Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. Функция у = , ее график (ознакомительно).
Определение квадратного уравнения. Решение квадратных уравнений по формуле. Решение несложных задач с помощью квадратных уравнений. Решение дробно-рациональных уравнений.
Числовые неравенства и их свойства. Почленное сложение и умножение числовых неравенств. Применение свойств неравенств к оценке выражений х + у, ху. Линейное неравенство с одной переменной. Система линейных неравенств с одной переменной.
Степень с целым показателем и ее свойства. Стандартный вид числа.Элементы комбинаторики и статистики (ознакомительно).
Повторение.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ПО ГЕОМЕТРИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ЗПР
Понятие о площади плоских фигур. Площадь квадрата (ознакомительно). Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции. Теорема Пифагора.
Подобие треугольников, коэффициент подобия, признаки подобия треугольников. Средняя линия треугольника. Практические приложения подобия треугольников (ознакомительно).
Синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Решение прямоугольных треугольников.
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная и секущая к окружности, равенство касательных, проведенных из одной точки. Центральные и вписанные углы. Теорема о вписанном угле (ознакомительно). Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд.
Четыре замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан.
Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника.
Понятие вектора. Равенство векторов. Откладывание вектора от данной точки. Сложение и вычитание векторов. Произведение вектора на число.
Повторение.
ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
№ работы
Тема работы
Примерная дата проведения
1
Входная контрольная работа
08.09 - 13.09
2
Контрольная работа по теме «Рациональные дроби»
29.09 - 04.10
3
Контрольная работа по теме «Многоугольники»
06.10 – 12.10
4
Контрольная работа по теме «Действия с рациональными дробями»
27.10 - 01.11
5
Контрольная работа по теме «Квадратные корни»
01.12 - 06.12
6
Контрольная работа по теме «Площадь»
01.12 – 06.12
7
Контрольная работа за I полугодие
22.12 - 27.12
8
Контрольная работа по теме «Признаки подобия треугольников»
22.01 – 26.01
9
Контрольная работа по теме «Квадратные уравнения»
02.02 - 07.02
10
Контрольная работа по теме «Применение подобия треугольников»
09.02 – 14.02
11
Контрольная работа по теме «Дробные рациональные уравнения»
16.02 - 21.02
12
Контрольная работа по теме «Числовые неравенства»
02.03 - 07.03
13
Контрольная работа по теме «Окружность»
06.04 – 11.04
14
Контрольная работа по теме «Системы неравенств с одной переменной»
06.04 - 11.04
15
Контрольная работа по теме «Степень с целым показателем»
27.04 - 02.05
16
Практическая работа
11.05 – 16.05
17
Итоговая контрольная работа
18.05 - 23.05
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО АЛГЕБРЕ
Учебная тема
Кол-во часов
Повторение
8
Рациональные дроби
29
Квадратные корни
30
Квадратные уравнения
27
Неравенства
22
Степень с целым показателем. Элементы статистики
14
Повторение
9
Контрольные работы
11
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ГЕОМЕТРИИ
Учебная тема
Кол-во часов
Повторение
2
Четырехугольники
12
Площадь
13
Подобные треугольники
18
Окружность
14
Векторы
10
Повторение
1
Контрольные работы, практическая работа
6
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ С ЗПР
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При этом последние два компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания.
В результате изучения математики ученик должен
знать/понимать
существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
приводить примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа; создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
значение геометрической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе.
Арифметика уметь
выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь – в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов;
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Алгебра уметь
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
решать линейные неравенства с одной переменной и их системы,
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
изображать числа точками на координатной прямой;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами, при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей уметь
проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
вычислять средние значения результатов;
находить частоту события, используя измерений собственные наблюдения и готовые статистические данные;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге;
распознавания логически некорректных рассуждений;
записи математических утверждений, доказательств;
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
сравнения шансов наступления случайных событий, для оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
понимания статистических утверждений.
Геометрия
уметь
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: находить стороны, углы и площади треугольников;
решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат, соображения симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
применять свойства геометрических фигур как опору при решении задач;
решать задачу введения терминологии, развития навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций, связанных с условиями решаемых задач;
уметь применять метод подобия треугольников при решении задач;
решать задачи на построение вписанных и описанных окружностей с помощью циркуля;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды контроля как: входной, текущий, тематический, итоговый контроль. Формы контроля: контрольные работы, самостоятельные работы, зачеты, математические диктанты, графические диктанты.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения и навыки на практике.
При организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с дидактическим раздаточным материалом, где имеются вопросы и задания, в том числе в форме самостоятельных и проверочных работ, познавательных задач, карточках-заданиях, в творческих заданиях (рисунок, кроссворд).
Все эти задания выполняются как по ходу урока, так и даются на домашнее задание.
По окончании четверти, а так же по окончании курса проводится итоговая контрольная работа.
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ УСТНЫХ И ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО МАТЕМАТИКЕ
Ответ оценивается оценкой «5», если ученик:
полностью раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником, изложил материал грамотным языком, точно используя математические термины и символику в определенной последовательности, правильно выполнил рисунки и чертежи, графики, соответствующие ответу, показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания, отвечал самостоятельно без наводящих вопросов, возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в высказываниях, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
2. Ответ оценивается оценкой «4», если ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков: в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математического содержания ответа; допущены одна – две неточности при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя; допущена ошибка, один или не более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
3.Оценка «3» ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленных после наводящих вопросов учителя; ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении задания, но выполнил задания обязательного минимума содержания по данной теме;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
4. Отметка «2» ставится в следующем случае:
не раскрыто основное содержание учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии; обнаружено незнание и непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала.
5. Отметка «1» ставится, если учащийся обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Включает в себя проверку достижения каждым обучающимся как уровня обязательной математической подготовки, так и проверку повышенного уровня знаний. Выделение в контроле двух принципиальных этапов, с одной стороны дает возможность получать объективную информацию о состоянии знаний и умений учащихся, с другой стороны, обеспечивает возможность ученикам с разным уровнем подготовки продемонстрировать свои достижения. Наличие в контрольных работах заданий под знаком «*» дает возможность продемонстрировать свои способности тем учащимся, которые имеют углубленный уровень знаний по математике.
Оценка «3» ставится за правильное выполнение заданий, отмеченных знаком «о».
Оценка «4» ставится за правильное выполнение заданий, отмеченных знаком «о», и верно выполненное задание повышенного уровня сложности.
Оценка «5» ставится за все верно выполненные задания, без учета заданий, отмеченных знаком «*».
Если ученик справился с заданием под знаком «*», то ему выставляется вторая оценка «5».
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЗАЧЕТНЫХ РАБОТ
В конце изучения каждого модуля проводится зачетная работа, которая состоит из двух частей: теоретической и практической. Если ученик сдает теоретическую часть, то ему может быть выставлена оценка «3». Практическая часть имеет дифференцированные задания, начиная с уровня обязательной подготовки и заканчивая углубленным уровнем. В зависимости от выполненного объема практической части и при успешной сдачи теоретического зачета, ученику выставляется оценка «4» или «5».
Система оценивания для детей с ЗПР ничем не отличается от системы оценивания приведённой выше, поэтому похвала и поощрение - это тоже большая движущая сила в обучении детей данной категории. Важно, чтобы ребенок поверил в свои силы, испытал радость от успеха в учении.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (АЛГЕБРА)
№ урока
Содержание учебного материала
Кол-во часов
Дата прове-дения
Приме-чание
1-8
Повторение
8
9
Входная контрольная работа
1
Глава I. Рациональные дроби (29ч)
Рациональные дроби и их свойства (5 ч)
10-11
Рациональные выражения
2
12-14
Основное свойство дроби. Сокращение дробей
3
Сумма и разность дробей (8 ч)
15-16
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
2
17-21
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
5
22
Контрольная работа «Рациональные дроби»
1
Произведение и частное дробей (16 ч)
23-26
Умножение дробей. Возведение дроби
в степень
4
27-30
Деление дробей
4
31-34
Преобразование рациональных выражений
4
35-37
Функция y=k/x и её график
3
38
Контрольная работа «Действия с рациональными дробями»
Контрольная работа «Дробные рациональные уравнения»
1
Глава IV. Неравенства (22 ч)
Числовые неравенства и их свойства (9 ч)
96-97
Числовые неравенства
2
98-99
Свойства числовых неравенств
2
100-102
Сложение и умножение числовых неравенств
3
103
Погрешность и точность приближения
1
104
Контрольная работа «Числовые неравенства»
1
Неравенства с одной переменной и их
системы (13 ч)
105
Пересечение и объединение множеств
1
106-107
Числовые промежутки
2
108-111
Решение неравенств с одной переменной
4
112-116
Решение систем неравенств с одной переменной
5
117
Контрольная работа «Системы неравенств с одной переменной»
1
Глава V. Степень с целым показателем. Элементы статистики (14 ч)
Степень с целым показателем и ее свойства (9 ч)
118-119
Определение степени с целым отрицательным показателем
2
120-122
Свойства степени с целым показателем
3
123-125
Стандартный вид числа
3
126
Контрольная работа «Степень с целым показателем»
1
Элементы статистики (5 ч)
127-129
Сбор и группировка статистических данных
3
130-131
Наглядное представление статистической информации
2
Глава VI. Повторение (9 ч)
132-137
Повторение основных глав курса алгебры 8 класса
6
138
Итоговая контрольная работа
1
139
Заключительный урок
1
140
Резерв
1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (ГЕОМЕТРИЯ)
№ урока
Содержание учебного материала
Кол-во часов
Дата проведения
Приме-чание
1-2
Повторение
2
Глава V. Четырехугольники (12ч)
Многоугольники (2 ч)
3
Многоугольник
1
Выпуклый многоугольник
4
Четырехугольник
1
Параллелограмм и трапеция (4 ч)
5
Параллелограмм
1
6
Признаки параллелограмма
1
7-8
Трапеция
2
Прямоугольник, ромб, квадрат (6 ч)
9
Прямоугольник
1
10
Ромб и квадрат
1
11
Осевая и центральная симметрия
1
12-13
Решение задач по теме «Многоугольники»
2
14
Контрольная работа по теме «Многоугольники»
1
Глава VI. Площадь (13 ч)
Площадь многоугольника (2 ч)
15
Понятие площади многоугольника
1
16
Площадь квадрата
1
Площадь прямоугольника
Площади параллелограмма, треугольника и трапеции (6 ч)
17-18
Площадь параллелограмма
2
19-20
Площадьтреугольника
2
21-22
Площадьтрапеции
2
Теорема Пифагора (5 ч)
23
Теорема Пифагора
1
24
Теорема, обратная теореме Пифагора
1
25-26
Решение задач. Подготовка к контрольной работе
2
27
Контрольная работа по теме «Площадь»
1
Глава VII. Подобные треугольники (18 ч)
Определение подобных треугольников (2 ч)
28
Пропорциональные отрезки
1
Определение подобных треугольников
29
Отношение площадей подобных треугольников
1
Признаки подобия треугольников (5 ч)
30
Первый признак подобия треугольников
1
31
Второй признак подобия треугольников
1
32
Третий признак подобия треугольников
1
33
Решение задач на применение признаков подобия треугольников
1
34
Контрольная работа по теме «Признаки подобия треугольников»
1
Применение подобия к доказательству теорем и решению задач (7 ч)
35
Средняя линия треугольника
1
36
Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике
1
37
Практические приложения подобия треугольников
1
38
О подобии произвольных фигур
1
39-40
Решение задач. Подготовка к контрольной работе
2
41
Контрольная работа по теме «Применение подобия треугольников»
1
Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника(4 ч)
42
Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника
1
43
Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45° и 60°
1
44-45
Решение задач
2
Глава VIII. Окружность (14 ч)
Касательная к окружности (3 ч)
46
Взаимное расположение прямой и окружности
1
47-48
Касательная к окружности
2
Центральные и вписанные углы (2 ч)
49
Градусная мера дуги окружности
1
50
Теорема о вписанном угле
1
Четыре замечательные точки треугольника (3 ч)
51-52
Свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку
2
53
Теорема о пересечении высот треугольника
1
Вписанная и описанная окружности (6 ч)
54
Вписанная окружность
1
55
Описанная окружность
1
56-58
Решение задач по теме «Окружность»
3
59
Контрольная работа по теме «Окружность»
1
Глава IX. Векторы (10 ч)
Понятие вектора (2 ч)
60
Понятие вектора
1
61
Равенство векторов
1
Откладывание вектора от данной точки
Сложение и вычитание векторов (3 ч)
62
Сумма двух векторов
1
63
Законы сложения векторов. Правило параллелограмма
1
Сумма нескольких векторов
64
Вычитание векторов
1
Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач
(5 ч)
65
Произведение вектора на число
1
66
Применение векторов к решению задач
1
67
Средняя линия трапеции
1
68
Решение задач по теме «Векторы»
1
69
Практическая работа
1
70
Повторение
1
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Примечания
Программы
1. Программы для общеобразоват. школ. Математика. 5-11 кл. / Сост. Г.В. Кузнецова,
Н.Г. Миндюк. М.:Дрофа, 2011.
2. Рурукин А.Н. Поурочные разработки по алгебре: 8 класс.- М.: ВАКО, 2010.
3.Айвазян Д.Ф. Алгебра. 8 кл. Часть I, II: Поурочные планы по учебнику «Алгебра. 8 класс» / Ю.Н. Макарычев и др. / под ред. С.А. Теляковского. М.: Просвещение, 2003.
4. Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии. 8 класс.- М.: ВАКО, 2006.
5. Гилярова М.Г. Геометрия. 8 класс. Поурочные планы по учебнику Л.С. Атанасяна «Геометрия. 8 класс» и др. В двух частях.- Волгоград: Учитель-АСТ, 2003.
В программе определены цели и задачи курса, рассмотрены особенности содержания и результаты его освоения, представлены содержание основного общего образования по математике, тематическое планирование.
В пособии представлены подробные планы уроков алгебры в 8 классе общеобразовательных учреждений. При составлении планов применялся дифференцированный подход, что позволит с их помощью успешно проводить уроки в классах разного уровня подготовки.
При составлении планов учитывались требования к уровню математической подготовки и стандартов минимума математического образования основной школы.
В пособии расширена объяснительная часть уроков, даются новые материалы для закрепления и проверки знаний учащихся. Особенностью пособия является дифференцированный подход к планированию, позволяющий проводить уроки в классах разного профиля и уровня подготовки, в том числе и адаптированных.
В пособии представлены подробные планы уроков геометрии в 8 классе общеобразовательных учреждений. При составлении планов применялся дифференцированный подход, что позволит с их помощью успешно проводить уроки в классах разного уровня подготовки. Пособие также содержит математические диктанты.
Учебники
1.Алгебра. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова/ под ред. С.А. Теляковского. М.: Просвещение, 2011.
2. Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. М.: Просвещение, 2012.
В учебниках реализована главная цель, которую ставили перед собой авторы, - развитие личности школьника средствами математики, подготовка его к продолжению обучения и к самореализации в современном обществе. В учебниках представлен материал, соответствующий программе и позволяющий учащимся 8 классов выстраивать индивидуальные траектории изучения математики за счет дифференцированного учебного материала. Учебники дают ясные и понятные определения, формулировки теорем четко выделены, задач много, но не все они приемлемы для нас.
Рабочие тетради
1.Миндюк Н.Г., Шлыкова И.С. Алгебра. 8 класс: рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях.- М. Просвещение, 2011.
2. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др. Геометрия. 8 класс: рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2012.
Рабочие тетради предназначены для организации самостоятельной деятельности учащихся. В них представлена система разнообразных заданий для закрепления знаний. Задания в тетрадях располагаются в соответствии с содержанием учебников. Тетради также содержат вычислительные практикумы. Каждая работа состоит из двух разделов. В разделе содержатся несложные задания, способствующие усвоению вводимых понятий и алгоритмов, формированию фундаментальных умений, установлению связей нового материала с ранее изученным. В разделе включены более сложные задания, поэтому их не рассматриваем.
Дидактические материалы
1. Дидактические материалы по алгебре для 8 класса / В.И. Жохов, Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк.- М.: Просвещение, 2006.
2.Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Сборник задач и контрольных работ по алгебре для 8 класса.- М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 1999.
3. Алгебра. Тесты для промежуточной аттестации. 7-8 класс./ Под ред. Ф.Ф. Лысенко.- Ростов-на-Дону: Легион-М, 2009.
4. Дидактические материалы по геометрии для 8 класса / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер.-М.: Просвещение, 2003.
5. Бурмистрова Н.В., Старостенкова Н.Г. Проверочные работы с элементами тестирования по геометрии. 8 класс.- Саратов: «Лицей», 1998.
Дидактические материалы обеспечивают диагностику и контроль качества обучения в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся, закрепленными в стандарте. Пособие содержит проверочные работы: самостоятельные работы, которые носят обучающий характер, и контрольные.
Пособие является дидактическим материалом, которое содержит «Тренировочные упражнения», дополняющие задачный материал учебников и рабочих тетрадей.
Тестовые задания этого пособия можно рассматривать как способ подготовки к ОГЭ за курс основной школы.
Данное пособие содержит самостоятельные и контрольные работы, а также математические диктанты
Тесты предполагают постоянный дифференцированный контроль знаний учащихся по геометрии 8-го класса. В обязательной части предлагаются задания, для успешного выполнения которых учащиеся должны применить знания на уровне минимальных программных требований. Дополнительная часть содержит два задания среднего уровня сложности, что соответствует большинству основных задач учебника.
Дополнительная литература для учащихся
1. Федоскина Н.С. Подробный разбор заданий из задачника по алгебре (8 класс) авторов: А.Г. Мордкович, Т.И. Мишустина, Е.Е. Тульчинская. М.: Мнемозина, 2005.
2.Карантинов С.И. Геометрия. 8 класс. Решение задач школьной программы по учебнику Л.С. Атанасяна.- М.:ЗАО «Славянский дом книги», 2002.
Список дополнительной литературы необходим учащимся для лучшего понимания идей математики, расширения спектра изучаемых вопросов. Пособия оказывают учащимся помощь в самостоятельной работе, дают возможность проконтролировать свои решения и ответы.
Методические пособия для учителя
1.Кудрявцев С.В., Макарычев Ю.Н. Дидактические материалы по алгебре для 7 класса: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1983.
3. Тестовые материалы для оценки качества обучения. Алгебра. 8 класс: [учебное пособие] / И.Л. Гусева, С.А. Пушкин, Н.В. Рыбакова; [под общ. ред. А.О. Татура ]; Московский центр качества образования.- Москва: «Интеллект-Центр», 2012.
4. Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: Метод. рекомендации к учеб.: Кн. для учителя / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.- М.: Просвещение, 2003.
5. Рабинович Е.М. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7-9 классы. Геометрия.- М.: Илекса, 2006.
6. Кукарцева Г.И. Сборник задач по геометрии в рисунках и тестах. 7-9 классы./ Учебное пособие.- К.: ГИППВ, 1998.
Дидактические материалы содержат текущие самостоятельные работы, самостоятельные работы обзорного характера и контрольные работы. Варианты текущих самостоятельных работ учитывают различные уровни подготовки учащихся и необходимость совершенствования основных знаний и умений: предлагаются облегченные варианты, средней и повышенной трудности.
Настоящее пособие представляет собой сборник математических диктантов, составленных из теоретических вопросов, практических заданий, комбинированных и словарных. Математические диктанты формируют у учащихся грамотную и точную математическую речь; умение получать информацию на слух, запоминать на слух, обрабатывать и преобразовывать информацию.
Сборник предназначен для оценки качества обучения учащихся по алгебре, а также полезен при подготовке к итоговой аттестации. Сборник поможет учителю повысить эффективность проведения уроков посредством использования на учебных занятиях элементов тестирования. Данные тесты могут быть использованы для определения уровня усвоения учебного материала учащимися и корректировки процесса обучения в соответствии с требованиями образовательных стандартов.
В методическом пособии описана авторская технология обучения математике.
Пособие является дополнительным сборником задач по геометрии и ориентированно для отрабатывания навыков решения задач, используя готовые чертежи. Что значительно повышает эффективность рассматриваемого на уроке материала.
Особенности настоящего пособия заключаются в том, что в нем определенной системе представлены все тренировочные, проверочные задания и тесты. Ответы на данные вопросы помогут учителю диагностировать типичные ошибки, а ученикам – изучить предмет при подготовке к текущим и итоговым контрольным работам.
Печатные пособия
Таблицы по алгебре. 8 класс.
Таблицы по геометрии. 8 класс.
Комплект портретов для кабинета математики.
Комплекты таблиц справочного характера охватывают основные вопросы по математике каждого года обучения. Таблицы помогут не только сделать процесс обучения более наглядным и эффективным, но и украсят кабинет математики. В комплекте портретов для математики представлены портреты математиков, которые внесли большой вклад в развитие математики.
Технические средства
Персональный компьютер
Ксерокс
Принтер
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.
Закон РФ «Об образовании» [Электронный ресурс] / Кодексы и законы РФ: правовая навигационная система. – Электрон. дан.- Москва: Кодексы и законы РФ, 2011.- Режим доступа: http:/ www.zakonrf.info
Примерные программы по предметам [Электронный ресурс] / Единое окно доступа к образовательным ресурсам: федеральный портал.- Электрон. дан.- Москва: Российское образование, 2014.- Режим доступа: http:/ window.edu.ru/