Просмотр содержимого документа
«Система оценивания достижения планируемых результатов на уроках математики»
Лабанова Татьяна Викторовна,
учитель математики
БОУ «СОШ №4», сп ООШ №5
Система оценивания достижения планируемых результатов на уроках математики
В настоящее время, помимо предметных, учитель должен обеспечить достижение личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) результатов. В соответствии с этим меняются подходы к оцениванию.
Система оценивания строится на основе следующих принципов: оценивание является постоянным процессом; оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества; критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогу, и учащимся; учащиеся включены в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки самооценки.
Источниками информации для оценивания достигаемых образовательных результатов служат работы учащихся, выполняющиеся в ходе обучения (контрольные, проверочные работы, самостоятельные и практические работы, тесты, письменные задания, домашние задания, мини-проекты и презентации); индивидуальная и совместная деятельность учащихся в ходе выполнения работ; статистические данные, основанные на ясно выраженных показателях и или/дескрипторах и получаемые в ходе целенаправленных наблюдений или мини-исследований, в том числе при проведении защитыитогового индивидуального проекта, метапредметных диагностических работ, составленных из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий. В рамках системы внутренней оценки проводится ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, полностью отвечающая этическим принципам охраны и защиты интересов ребенка и конфиденциальности.
Если предметные результаты учитель фиксирует в классном журнале, то возникает необходимость создания средства, в котором будут зафиксированы все образовательные результаты.
С целью определения динамики формирования универсальных учебных действий были созданы сборники листов изучения тем по предмету.
По каждой теме курса для учащихся разработан лист изучения темы, в котором представлены основные понятия по данной теме, таблица «Знаю (умею), хочу узнать (научиться), узнал (научился)», таблица «Самооценка».
Обучение оцениванию и анализу своей деятельности происходит с помощью заполнения таблицы «Самооценка» (для каждой колонки данной таблицы разработаны критерии):
Дата
Самооценка
Оценка учителя
Выполнение домашнего задания к уроку
Активность на уроке
Соблюдение дисциплины
Взаимодействие на уроке с одноклассниками
Использование компьютерного оборудования
Внимательное прочтение заданий
Остался доволен своей работой на уроке
Оценка выполнения заданий на уроке
Общая оценка за урок
Таким образом, в таблице «Самооценка» каждый урок фиксируется самооценка и оценка учителя, кроме того, выделяются оценки за самостоятельные и контрольные работы.
Для оценивания предметных достижений используются следующие методы: оценивание процесса выполнения, выбор ответа, краткий ответ, открытый ответ. Для оценивания сформированности метапредметных и личностных универсальных учебных действий - метод наблюдений. При этом используются критериальные описания, эталоны, памятки.
В конце сборника листов изучения тем располагается карта сформированности метапредметных УУД, которая заполняется учащимся и учителем по итогам первого полугодия и по итогам года, с целью коррекции. При заполнении карты используется прием «Цветовые дорожки»: зеленым цветом помечается УУД, которое сформировано у учащегося, синим – частично сформировано, красным – не сформировано.
На основе карт свормированности УУД из листов изучения тем, по итогам первого полугодия и года учителем на весь класс заполняется сводная карта сформированности метапредметных УУУ, составляется сводная карта сформированности личностных УУД. При заполнении данных карт также используется прием «Цветовые дорожки».
Такой подход, при котором систематизированы сведения о достижении предметных, метапредметных и личностных УУД, позволяет определять динамическую картину развития учащихся, поощрять их продвижение, выстраивать индивидуальные траектории движения.