Статья: «Использование подхода Lesson Study для исследования мотивации учащихся к достижению целей обучения"
Статья: «Использование подхода Lesson Study для исследования мотивации учащихся к достижению целей обучения"
Lesson Study – педагогический подход, характеризующий особую форму исследования в действии на уроках, направленную на совершенствование знаний в области учительской практики. Подход основан в Японии в 70-х годах 19-го столетия, опередив, примерно на 70 лет, используемый на Западе подход "Исследование в действии". В Lesson Study принимают участие группы учителей, совместно осуществляющие планирование, преподавание, наблюдение, анализ обучения и преподавания, документируя свои выводы. При проведении цикла Lesson Study учителя могут вводить новшества или совершенствовать педагогические подходы, которые затем передадутся коллегам посредством проведения открытых Lesson Study либо публикации документа с описанием их работы.
В нашей перед проведением цикла Lesson Study была создана фокус- группа, состоящая из 3 учителей: учитель казахского языка, учитель химии и я, учитель математики. Мы совместными усилиями осуществляли планирование, преподавание, наблюдение, анализ обучения и преподавания, документируя свои выводы. При проведении цикла Lesson Study мы старались вводить новшества, а именно, идеи семи модулей уровневых курсов, направили свою деятельность на совершенствование педагогических подходов, передавая все лучшее коллегам посредством проведения открытых Lesson Study.
Проблема, которую мы выявили для исследования после проведенного аудита: это совершенствование подходов к организации формативного оценивания. Цель исследования: повышение мотивации учащихся к достижению целей обучения через формативное оценивание. Система оценивания учащихся призвана помочь ребенку обрести уверенность в себе и здоровую самокритичность или другими словами здоровую самооценку.В современной системе образования по-прежнему актуальна и значима проблема – неумение школьников оценивать себя и одноклассников, т.е. проблема самооценивания и взаимооценивания. Как же сделать процесс оценивания более эффективным, мотивирующим учеников на дальнейшее успешное обучение? Как сделать, чтобы дети не боялись быть оцененными? Основной проблемой оценивания учащихся остается безотметочное оценивание. Именно отсутствие четких критериев является причиной низкого и высокого балла, а также трудность ранжирования результатов.
Ожидаемые результаты: Ученики: научатся разным видам работы в группе, в парах.
Общения друг с другомобогатят их знания.Поймут, что труд вклассе оценивается,будут знакомы с подходами в системе оценивания.
Lesson Study является демократичным способом улучшения практики и по существу, является коллаборативным подходом в обучении учителей и развитии их практики преподавания и обучения (Руководство для учителя, с. 146). Урок с таким подходом планирую провести сама для фокус – группы и для всех желающих в своем классе, а затем покажут свои уроки учитель химии и учитель казахского языка. Для исследования урока и наблюдения за учащимися планирую неслучайно привлечь учителей – предметников, преподающих в 9 G классе. Считаю, что создание междисциплинарных групп тоже может быть целесообразным, когда учителя нескольких предметов заинтересованы в создании общего опыта или когда разделяют общие цели обучения в этом классе. Кроме этого параллельно, совместно с менти, которого я выбрала из числа учителей, мы планируем провести серию четырех запланированных уроков с внедрением новых подходов в обучении, где смогу апробировать, провести рефлексию, поделиться успехами, а возможно и неудачами. Фокус-группой было решено совместно планировать все последовательные уроки в исследуемых классах. Далее 1 раз в неделю проводить урок в запланированном классе, совместно наблюдая, анализируя обучение. На 1-ой встрече Lesson Study мы решили, что выберем трех «исследуемых» учеников, которые являются типичным представителем определенной группы учеников, т.е. сильный –А, средний – В, слабый – С. В дальнейшем уделяем внимание на обучении и развитии именно этих трех учащихся.
Первый исследовательский урок по Lesson study прошел в 9 G классе, в котором 12 учеников. В классе 10 девочек и 2-е мальчиков. В данном классе наблюдается низкая мотивации к достижению целей обучения, недостаточная подготовка учащихся к урокам. Учителями нашей фокус-группы было принято решение применить новые подходы в обучении, а именно внедрение форм самооценивания и взаимооценивания учащихся. Были определены 3 исследуемых ученика: ученица, имеющая хорошие оценки в учебе, но может подтянуться до уровня отличницы, ученица со средними способностями и ученик с низкой мотивацией по всем предметам. Группой учителей были посещены 2 последовательных урока химии и математики. Акцентирование внимания на 3-х исследуемых учениках позволило выявить много важных моментов. Мы пришли к выводу, что переходя от традиционных форм к развивающим, можно повысить мотивацию учащихся. А нам, учителям, самим надо работать в сотрудничестве, обогащать друг друга новыми идеями, учиться на ошибках и искать новые подходы. Это очень непросто – не только обучать своему предмету, а обучать учеников критически мыслить, развивать навыки самообучения и самооценивания, на каждом уроке работать над развитием одаренности учеников.
Lesson Study включал в себя 3 цикла и состоял из следующих этапов:
1.совместное детальное планирование
2.проведение исследовательского урока, наблюдение
3.систематизация результатов, планирование после исследовательского урока.
Первый урок проводила учитель химии Ким Е.Г – учитель со стажем работы. Целью посещения было пронаблюдать, какие формы и методы для формативного оценивания использует на уроке учитель, как происходит взаимодействие учителя и учащихся. Чтобы определить изменения в учебной мотивации использовали метод наблюдения, анкетирования, видео и аудиоматериалы.
Целью первого урока серии было изучение и систематизация основной информации о химических элементах, умение находить отличительные особенности каждого из них через использование стратегии критического мышления. Цель урока была достигнута.
При совместном обсуждении урока единогласно решили, что выбранная стратегия позволила включить 100% учащихся класса в работу. Были предложены различные формы оценивания (при индивидуальной работе, работа в микрогруппах постоянного и сменного состава). Однако групповая форма работа частично оправдала себя на этом уроке, так как при работе в экспертных группах ученик группы А не поделилась своими знаниями с учеником группы С, т.е. часть темы не было усвоено. Ученица группы В отвлекалась в работе в группах, затруднялась в заполнении таблицы, списывала примеры. В целях повышения результата производить деление на группы в этом классе заранее и разрабатывать задания для всех категорий (слабый, средний, сильный) отдельно.
Использование на уроке рефлексивного листа, как элемента рефлексии своей деятельности очень положительно сказывается на отметке учащимися, но не всегда объективно.
На втором исследовательском уроке математики, которое проводила я сама, тема урока «Построение графиков квадратичной функции методом сдвига», было направлена на изучение практического материала в группах, т.е. создание коллаборативной среды. Цель данного урока: формирование у учащихся умения строить график квадратичной функции в соответствии со схемой, научить учащихся определять основные свойства квадратичной функции.
В соответствии с поставленной целью урок был построен с применением новых подходов в обучении. Приоритетом выступила организация диалогового обучения, развитие самостоятельного мышления учащихся, групповая работа.
Внимание наблюдателей также было направлено на трех учащихся с разным уровнем обученности. Повышенная мотивация у Ж.А (сильная ученица, А) позволила ей занять лидерскую позицию в группе: распределение обязанностей среди членов группы, наведение дисциплины во время работы. Ученица со средними способностями У.Л. (В) особой активности в группе не проявляла, хотя с заданием справилась. Очень неуверенно представляла свой ответ перед аудиторией, в группе вела себя увереннее. Исследуемый ученик Х.М. (С) проявлял интерес, но часто отвлекался, не всегда был честен по отношению к себе и другим при оценивании. Этот ученик со слабыми способностями к математике. После урока вышеназванным учащимся было предложено ответить на вопросы анкеты.
Рефлексия урока проводилась на основе стратегии «Букет впечатлении» при индивидуальном участии учащихся и была успешно прокомментирована. Цель урока достигнута, поставленные задачи успешно решены, что обеспечивает достижение всех планируемых результатов: личностных, метапредметных, предметных. Личные выводы по уроку: неудачное разделение на группы по стратегии «Фрукты и овощи» не дало возможности некоторым учащимся данного класса полностью реализовать свой потенциал на уроке.
Для обсуждения уроков с использованием групповой формы работы, нам, учителям-предметникам было предложено, посовещавшись, проанализировать свои карты наблюдения урока и с помощью таблиц, где нужно было отразить свои наблюдения за учащимися, положительные моменты урока и дать группе учителей рекомендации по улучшению урока. Учителя сделали вывод об эффективности используемых стратегий и правильном выборе приемов критического мышления для каждого этапа урока. Подробно остановились на деятельности учащихся: слабые учащиеся, обучаясь в интерактивной диалоговой среде, получили помощь от сильных и средних учащихся, выполнив задание, но сильные учащиеся подавляли их деятельность при ответах, не давая им высказать свое мнения. Поэтому группа учителей при разработке следующего урока использовали дифференцированные задания, а так же до урока напомнили учащимся правила работы в группе. Также было рекомендовано, тщательно подходить к разработке оценочных листов и заранее познакомили учащихся с критериями оценки различных видов работы. Очень радовали учащихся «Новые подходы». В конце урока при изучении тем, дети составляли стратегии вопросы другим группам, это задание приобрело соревновательный характер, где ученики испытывали интерес к составлению и нахождению правильного ответа к вопросу.
Модуль «Оценивания обучения», снятию тревожности, повышению активности детей на уроке способствовали и методы формативного оценивания, которые использовала учителя фокус-группы на своих уроках самооценивание по критериям, взаимооценивание в группах и парах, невербальное оценивание, оценивание по ключу. Такое оценивание помогало ученикам, лучше понять уровень своего продвижения в изучении этой темы. Кроме этого на своих уроках мы использовали формативное оценивание, устные комментарии,
Используя подход Lesson Study, мы пришли к выводу, что разрабатывать урок в интерактивной коллабаративной среде гораздо эффективней. Все два урока учителями – наблюдателями заполнялись проформы, в устной форме предлагались рекомендации по улучшению практики учителя, проводившего исследовательские уроки. Были рассмотрены как плюсы, так и минусы используемых методов обучения. Самый большой минус - большая затрата времени для подготовки уроков (критериальные таблицы, таблицы экспертов, подробный план урока). Из плюсов учителя-практики отметили вовлечение всех учащихся в работу, пускай даже каждый из них работал в меру своих способностей. Учителя выразили желание продолжить использование LS для улучшения своей практики по предмету «химия», «математика» в 9 классе.
Заключение. На всех наблюдаемых уроках формировались навыки самооценивания и взаимооценивания учащихся. Считаю, что тема исследования урока очень важна, так как развитие саморефлексии у учащихся, это основной процесс на котором базируется обучение. В дальнейшем необходимо четко разрабатывать критерии, согласовывать их с учащимися. В ходе работы групп было видно, что ученики старались нести ответственность не только за результат своей работы, но и за результат работы всей группы. Но все же, было заметно, что сильные высокомотивированные учащиеся подавляли деятельность слабых, навязывая свое мнение и лидируя в ответах. Творческая группа предложила, что во избежание этого момента внутри групп нужно давать дифференцированные задания и распределять ответственные роли и очередность высказываний. Несмотря на это, учащиеся показали умение аргументировать свои мнения, делать выводы, проводить рефлексию собственной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья: «Использование подхода Lesson Study для исследования мотивации учащихся к достижению целей обучения" »
Статья: «Использование подхода Lesson Study для исследования мотивации учащихся к достижению целей обучения»
Адилгалиева Жанлыш Салыковна – учитель математики НИШ ХБН г.Атырау
Lesson Study – педагогический подход, характеризующий особую формуисследования в действии на уроках, направленную на совершенствование знаний в области учительской практики. Подход основан в Японии в 70-х годах 19-го столетия, опередив, примерно на 70 лет, используемый на Западе подход "Исследование в действии". В Lesson Study принимают участие группы учителей, совместно осуществляющие планирование, преподавание, наблюдение, анализ обучения и преподавания, документируя свои выводы. При проведении цикла Lesson Study учителя могут вводить новшества или совершенствовать педагогические подходы, которые затем передадутся коллегам посредством проведения открытых Lesson Study либо публикации документа с описанием их работы.
В нашей перед проведением цикла Lesson Study была создана фокус- группа, состоящая из 3 учителей: учитель казахского языка, учитель химии и я, учитель математики. Мы совместными усилиями осуществляли планирование, преподавание, наблюдение, анализ обучения и преподавания, документируя свои выводы. При проведении цикла Lesson Study мы старались вводить новшества, а именно, идеи семи модулей уровневых курсов, направили свою деятельность на совершенствование педагогических подходов, передавая все лучшее коллегам посредством проведения открытых Lesson Study.
Проблема, которую мы выявили для исследования после проведенного аудита: это совершенствование подходов к организации формативного оценивания. Цель исследования: повышение мотивации учащихся к достижению целей обучения через формативное оценивание. Система оценивания учащихся призвана помочь ребенку обрести уверенность в себе и здоровую самокритичность или другими словами здоровую самооценку.В современной системе образования по-прежнему актуальна и значима проблема – неумение школьников оценивать себя и одноклассников, т.е. проблема самооценивания и взаимооценивания. Как же сделать процесс оценивания более эффективным, мотивирующим учеников на дальнейшее успешное обучение? Как сделать, чтобы дети не боялись быть оцененными? Основной проблемой оценивания учащихся остается безотметочное оценивание. Именно отсутствие четких критериев является причиной низкого и высокого балла, а также трудность ранжирования результатов.
Ожидаемые результаты: Ученики: научатся разным видам работы в группе, в парах.
Общения друг с другомобогатят их знания.Поймут, что труд вклассе оценивается,будут знакомы с подходами в системе оценивания.
Lesson Study является демократичным способом улучшения практики и по существу, является коллаборативным подходом в обучении учителей и развитии их практики преподавания и обучения (Руководство для учителя, с. 146). Урок с таким подходом планирую провести сама для фокус – группы и для всех желающих в своем классе, а затем покажут свои уроки учитель химии и учитель казахского языка. Для исследования урока и наблюдения за учащимися планирую неслучайно привлечь учителей – предметников, преподающих в 9 G классе. Считаю, что создание междисциплинарных групп тоже может быть целесообразным, когда учителя нескольких предметов заинтересованы в создании общего опыта или когда разделяют общие цели обучения в этом классе. Кроме этого параллельно, совместно с менти, которого я выбрала из числа учителей, мы планируем провести серию четырех запланированных уроков с внедрением новых подходов в обучении, где смогу апробировать, провести рефлексию, поделиться успехами, а возможно и неудачами.. Фокус-группой было решено совместно планировать все последовательные уроки в исследуемых классах. Далее 1 раз в неделю проводить урок в запланированном классе, совместно наблюдая, анализируя обучение. На 1-ой встрече Lesson Study мы решили, что выберем трех «исследуемых» учеников, которые являются типичным представителем определенной группы учеников, т.е. сильный –А, средний – В, слабый – С. В дальнейшем уделяем внимание на обучении и развитии именно этих трех учащихся.
Первый исследовательский урок по Lesson study прошел в 9 G классе, в котором 12 учеников. В классе 10 девочек и 2-е мальчиков. В данном классе наблюдается низкая мотивации к достижению целей обучения, недостаточная подготовка учащихся к урокам. Учителями нашей фокус-группы было принято решение применить новые подходы в обучении, а именно внедрение форм самооценивания и взаимооценивания учащихся. Были определены 3 исследуемых ученика: ученица, имеющая хорошие оценки в учебе, но может подтянуться до уровня отличницы, ученица со средними способностями и ученик с низкой мотивацией по всем предметам. Группой учителей были посещены 2 последовательных урока химии и математики. Акцентирование внимания на 3-х исследуемых учениках позволило выявить много важных моментов. Мы пришли к выводу, что переходя от традиционных форм к развивающим, можно повысить мотивацию учащихся. А нам, учителям, самим надо работать в сотрудничестве, обогащать друг друга новыми идеями, учиться на ошибках и искать новые подходы. Это очень непросто – не только обучать своему предмету, а обучать учеников критически мыслить, развивать навыки самообучения и самооценивания , на каждом уроке работать над развитием одаренности учеников.
Lesson Study включал в себя 3 цикла и состоял из следующих этапов:
1.совместное детальное планирование
2.проведение исследовательского урока, наблюдение
3.систематизация результатов, планирование после исследовательского урока.
Первый урок проводила учитель химии Ким Е.Г – учитель со стажем работы. Целью посещения было пронаблюдать, какие формы и методы для формативного оценивания использует на уроке учитель, как происходит взаимодействие учителя и учащихся. Чтобы определить изменения в учебной мотивации использовали метод наблюдения, анкетирования, видео и аудиоматериалы.
Целью первого урока серии было изучение и систематизация основной информации о химических элементах, умение находить отличительные особенности каждого из них через использование стратегии критического мышления. Цель урока была достигнута.
При совместном обсуждении урока единогласно решили, что выбранная стратегия позволила включить 100% учащихся класса в работу. Были предложены различные формы оценивания (при индивидуальной работе, работа в микрогруппах постоянного и сменного состава). Однако групповая форма работа частично оправдала себя на этом уроке, так как при работе в экспертных группах ученик группы А не поделилась своими знаниями с учеником группы С, т.е. часть темы не было усвоено. Ученица группы В отвлекалась в работе в группах, затруднялась в заполнении таблицы, списывала примеры. В целях повышения результата производить деление на группы в этом классе заранее и разрабатывать задания для всех категорий (слабый, средний, сильный) отдельно.
Использование на уроке рефлексивного листа, как элемента рефлексии своей деятельности очень положительно сказывается на отметке учащимися, но не всегда объективно.
На втором исследовательском уроке математики, которое проводила я сама, тема урока «Построение графиков квадратичной функции методом сдвига», было направлена на изучение практического материала в группах, т.е. создание коллаборативной среды. Цель данного урока: формирование у учащихся умения строить график квадратичной функции в соответствии со схемой, научить учащихся определять основные свойства квадратичной функции.
В соответствии с поставленной целью урок был построен с применением новых подходов в обучении. Приоритетом выступила организация диалогового обучения, развитие самостоятельного мышления учащихся, групповая работа.
Внимание наблюдателей также было направлено на трех учащихся с разным уровнем обученности. Повышенная мотивация у Ж.А (сильная ученица, А) позволила ей занять лидерскую позицию в группе: распределение обязанностей среди членов группы, наведение дисциплины во время работы. Ученица со средними способностями У.Л. (В) особой активности в группе не проявляла, хотя с заданием справилась. Очень неуверенно представляла свой ответ перед аудиторией, в группе вела себя увереннее. Исследуемый ученик Х.М. (С) проявлял интерес, но часто отвлекался, не всегда был честен по отношению к себе и другим при оценивании. Этот ученик со слабыми способностями к математике. После урока вышеназванным учащимся было предложено ответить на вопросы анкеты.
Рефлексия урока проводилась на основе стратегии «Букет впечатлении» при индивидуальном участии учащихся и была успешно прокомментирована. Цель урока достигнута, поставленные задачи успешно решены, что обеспечивает достижение всех планируемых результатов: личностных, метапредметных, предметных. Личные выводы по уроку: неудачное разделение на группы по стратегии «Фрукты и овощи» не дало возможности некоторым учащимся данного класса полностью реализовать свой потенциал на уроке.
Для обсуждения уроков с использованием групповой формы работы, нам, учителям-предметникам было предложено, посовещавшись, проанализировать свои карты наблюдения урока и с помощью таблиц, где нужно было отразить свои наблюдения за учащимися, положительные моменты урока и дать группе учителей рекомендации по улучшению урока. Учителя сделали вывод об эффективности используемых стратегий и правильном выборе приемов критического мышления для каждого этапа урока. Подробно остановились на деятельности учащихся: слабые учащиеся, обучаясь в интерактивной диалоговой среде, получили помощь от сильных и средних учащихся, выполнив задание, но сильные учащиеся подавляли их деятельность при ответах, не давая им высказать свое мнения. Поэтому группа учителей при разработке следующего урока использовали дифференцированные задания, а так же до урока напомнили учащимся правила работы в группе. Также было рекомендовано, тщательно подходить к разработке оценочных листов и заранее познакомили учащихся с критериями оценки различных видов работы. Очень радовали учащихся «Новые подходы». В конце урока при изучении тем, дети составляли стратегии вопросы другим группам, это задание приобрело соревновательный характер, где ученики испытывали интерес к составлению и нахождению правильного ответа к вопросу. Модуль «Оценивания обучения», снятию тревожности, повышению активности детей на уроке способствовали и методы формативного оценивания, которые использовала учителя фокус-группы на своих уроках самооценивание по критериям, взаимооценивание в группах и парах, невербальное оценивание, оценивание по ключу. Такое оценивание помогало ученикам, лучше понять уровень своего продвижения в изучении этой темы. Кроме этого на своих уроках мы использовали формативное оценивание, устные комментарии,
Используя подход Lesson Study, мы пришли к выводу, что разрабатывать урок в интерактивной коллабаративной среде гораздо эффективней. Все два урока учителями – наблюдателями заполнялись проформы, в устной форме предлагались рекомендации по улучшению практики учителя, проводившего исследовательские уроки. Были рассмотрены как плюсы, так и минусы используемых методов обучения. Самый большой минус - большая затрата времени для подготовки уроков (критериальные таблицы, таблицы экспертов, подробный план урока). Из плюсов учителя-практики отметили вовлечение всех учащихся в работу, пускай даже каждый из них работал в меру своих способностей. Учителя выразили желание продолжить использование LS для улучшения своей практики по предмету «химия», «математика» в 9 классе.
Заключение. На всех наблюдаемых уроках формировались навыки самооценивания и взаимооценивания учащихся. Считаю, что тема исследования урока очень важна, так как развитие саморефлексии у учащихся, это основной процесс на котором базируется обучение. В дальнейшем необходимо четко разрабатывать критерии, согласовывать их с учащимися. В ходе работы групп было видно, что ученики старались нести ответственность не только за результат своей работы, но и за результат работы всей группы. Но все же, было заметно, что сильные высокомотивированные учащиеся подавляли деятельность слабых, навязывая свое мнение и лидируя в ответах. Творческая группа предложила, что во избежание этого момента внутри групп нужно давать дифференцированные задания и распределять ответственные роли и очередность высказываний. Несмотря на это, учащиеся показали умение аргументировать свои мнения, делать выводы, проводить рефлексию собственной деятельности.