Новый стандарт устанавливает требования к результатам освоения учащимися основной образовательной программы. ФГОС ООО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые являются базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться».
Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей. И всё же у многих педагогов они вызвают тревогу и неуверенность в своих силах. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися? Это далеко не все вопросы, которые сегодня задают учителя, реализующие ФГОС НОО и ФГОС ООО.
Технологический процесс подготовки урока современного типа по-прежнему базируется на известных каждому учителю этапах урока. Это определение цели и задач; отбор содержания учебного материала; подбор методов и приёмов обучения; определение форм организации деятельности учащихся; подбор материала для домашней работы; определение способов контроля; продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся; подбор вопросов для подведения итога урока. Однако теперь учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся, так как главная особенность заключается в изменении характера деятельности и учителя, и учащихся на уроке. Таким образом, изменения в проектировании урока заключаются в том, что учитель должен четко спланировать содержание педагогического взаимодействия, т.е. расписать свою деятельность и деятельность ученика. Причем деятельность обучающегося должна быть представлена в трех аспектах: познавательном, коммуникативном и регулятивном.
В соответствии с новыми стандартами знания должны предъявляется в виде оригинальных текстов, подлежащих исследованию, верификации для построения собственных версий и интерпретаций, а не как пересказ, вербальное объяснение, толкование для последующего заучивания.
Итак, если раньше учитель должен был выдать программу (содержание). Сегодня – учитель должен обеспечить достижение планируемых результатов. Где это прописано? Это прописано в системе требований, предъявляемых ФГОС к ООП
1. Требования к достижению планируемых результатов
2. Требования к структуре ООП ООО.
3. Требования к условиям реализации ООП ООО.
ФГОС выделяет три группы планируемых результатов: личностные, метапредметные и предметные.
Личностные результаты обучения - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
Предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия.
Регулятивные учебные действия – это умение
- Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
- Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.
- Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
Коммуникативные учебные действия – это умение
- Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
- Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
- Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
- Критично относиться к своему мнению
- Понимать точку зрения другого
- Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
Познавательные учебные действия
1.Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут
сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.)
4. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.
5. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
Элберт Грин Хаббард считал, что «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». Это возможно только когда акцент с предметного содержания перенесен на личностный уровень овладения УУД, предметное содержание выступает как материал, на котором идет формирование метапредметных и личных результатов обучения. При этом никогда не возникает ситуация, что «Мне не нужна история», ведь цель изучения истории не заключается в освоении всего набора фактов, дат, а состоит в овладении способами работы, историческим анализом, умением синтезировать материал разных эпох и многим другим. Значит, функция учителя состоит не в том, чтобы формировать у ученика новые знания, умения и способности, - это, как мы видели, работа самого ученика, и если ученик не будет ее выполнять сам, то и его умению «учит себя» просто неоткуда будет взяться.
А поэтому наряду с традиционным вопросом «Чему учить?» важнейшим становится вопрос «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: “Чему мне нужно научиться?” и “Как мне этому научиться?”.
Методологической основой формирования УУД является системно-деятельностный подход.
Системно – деятельностный подход предполагает обучение учащихся умению ставить цели и задачи, искать пути их решения, самостоятельно оценивать результаты труда. Это и есть формирование универсальных учебных действий. Поэтому следует продумывать новые формы работы на уроке и давать жизнь проверенным.
В практике работы мы используем парные и групповые формы работы. Известно как сложно формировать орфографическую и пунктуационную зоркость учащихся, сделать эту работу интересной учащимся. Учителями используются такие виды работы: 1) "словарный диктант для соседа" (дома дети составляют словарный диктант на изученную орфограмму с пропуском букв на карточке, подписывают: "составил", "выполнил". Оценивают самостоятельно, комментируя оценку. Среди УУД важное место занимают регулятивные учебные действия, которые обеспечивают умения поставить цель деятельности и оценить её результаты. Учащиеся могут научиться этому при выполнении текстовых заданий. В своей работе мы используем учебно — методический комплект под редакцией С.И.Львовой. В нем представлены задания, позволяющие школьникам научиться выражать свои мысли и чувства в устной и письменной речи, учат анализировать,сравнивать языковые явления. Форма текстовых заданий закрытого типа со множественным познавательных и универсальных действий заставляет учащихся находится в постоянном поиске информации.
На уроках математики учителя организуют проверку знаний правил с помощью прослушивания этих правил друг другом (один проговаривает правило, а другой проверяет его по учебнику или с помощью карточки контроля, если проверяется применение правил для выполнения действий.)
Представление информации в виде таблицы успешно используется учителями естественного цикла. Составить описание прибора, занести характеристики этого прибора в таблицу, а потом очень трудное задание прочитать эту таблицу - задания такого типа формируют регулятивные учебные действия. Такие виды работ являются общепредметными и могут выполнятся на уроках других предметов.
Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в основной школе особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых УУД.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.
Учебной ситуацией является и выполнение задания «составить таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста», или выполнение задания «объяснить содержание прочитанного текста соседу по парте», или выполнение практической работы и т.д.
При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые (специфичные для данного учебного предмета) действия, осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые способности. Развитие универсальных учебных действий происходит как во время урока, так и на внеурочных занятиях. Часто на внеурочных занятиях социального направления применяется ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение.
Признание активной роли обучающегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия с учителем и одноклассниками. В связи с этим фронтальные формы обучения сменяются парными, групповыми, индивидуальными.
Таким образом, мы видим, что урок требует обновления по следующим позициям:
- Формулировка и решение на уроке дидактических задач, направленных на формирование УУД.
- Комплексный подход к планированию результатов урока.
- Обновление форм организации учебных занятий.
- Смещение приоритетов при выборе организационных форм обучения с фронтальных на групповые, парные, индивидуальные.
- Выбор в качестве ведущих деятельностного, исследовательского, проблемно-поискового методов обучения.
- Систематическое использование технологий.
Рассматривая современный урок, мы увидели с вами, что главная роль в реализации основных требований Стандарта второго поколения отведена учителю. Характеризуя уровень профессионального мастерства современного педагога, учёные выделяют следующие компетентности:
- предметно-методологическую,
- психолого-педагогическую,
- коммуникативную,
- исследовательскую,
- в области валеологии образовательного процесса,
- в сфере трансляции собственного опыта.
Но особенно значимы для учителя две компетентности:
- компетентность, связанная с областью управления системой «учитель-ученик», которая предполагает владение управленческими технологиями: анализом ресурсов, проектированием целей, планированием, организацией и оцениванием результатов образовательного процесса;
- компетентность в сфере медиа-технологий и дидактического оснащения образовательного процесса, предполагающая практическое владение методиками, приемами, технологиями, в том числе технологиями медиа-образования, развивающими и социализирующими учащихся средствами предмета.
Именно эти компетентности учителя раскрываются в ходе проектирования урока.