Технология формирующего оценивания в процессе обучения математике.
Оцениванию в документах стандарта второго поколения уделяется большое и серьезное внимание. Ориентация стандарта на деятельностный подход, на формирование обобщенных способов деятельности ставит процедуру оценки в особое положение. Она выступает одновременно и как цель, и как средство обучения.
Это, в свою очередь, требует включения в содержание образовательного процесса формирование такого элемента, как навыки рефлексии, самоанализа, самоконтроля, самооценки, а также вовлечения в процесс оценивания процедур самооценки.
Под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся.
Различают два вида отметок: внутренняя отметка(формирующая) и внешняя отметка(суммирующая).
Внутренняя отметка устанавливает «обратную связь « между учащимися и степенью успешности достижения им целей обучения (результаты ученика в сравнении с его же предыдущими результатами).
Внешняя отметка связана с выставлением отметок и предполагает вынесение заключительного суждения о том, чего сумел достичь обучающийся курсе обучения на основе единых требований (в сравнении с эталоном). Обе формы оценки взаимосвязаны. Часто формирующую оценку игнорируют, хотя она имеет первостепенную важность для обеспечения эффективности процесса обучения.
- Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения.
- Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.
Цели формирующего оценивания и результаты.
Оценивать опыт и потребности ученика.
Ученики имеют широкий опыт, интерес к новой теме. Понимание имеющегося багажа знаний позволяет скорректировать процесс обучения на основе дифференцированного подхода
Поощрять самодвижение и сотрудничество.
Оценивание умения работать самостоятельно и в сотрудничестве позволяет учащимся самим планировать свою деятельность без принуждения, учась на своих ошибках
Осуществлять мониторинг прогресса учащихся.
В результате накопления полезных отзывов и комментариев учитель обращает внимание на слабые стороны учащегося и подтверждает его сильные стороны
Организация формирующего оценивания.
- планирование образовательных результатов по каждой теме, учитывая индивидуально уровень каждого ученика;
- определение в рамках программы обучения тем, при изучении которых целесообразно использование листов обратной связи;
- контроль, определение индивидуальных достижений каждого учащегося и нет сравнения результатов учащихся;
- оценивание результатов деятельности, оценка ориентирована на конкретного ученика, выявление пробелов в освоении учащимся содержания образования;
с целью восполнить их с максимальной эффективностью, показать прогресс в обучении
- предъявление учащимся планируемых образовательных результатов;
- обратная связь относительно достижений учащегося, анализ;
- планирование дальнейшей деятельности.
Оценивается успешность, отдельно каждый вид работы: правильно сделать чертеж, составить ход решения, записать ответ. Это не должно быть отдельной частью урока, а должно пронизывать всю работу. Но оценивать нужно не только результат деятельности, но и прилежание, усердие, стремление преодолеть трудности, самостоятельность.
Здесь помогут приёмы самопроверки и взаимопроверки. Важно научить эталонам самооценки, способам обнаружения ошибок и их исправления
Нельзя использовать отметки как средство наказания ученика за нарушение дисциплины.
Проблемы и пути их преодоления.
- Учащиеся и родители привыкли к контрольным работам. Обсудите с ними критерии оценки и покажите, как вы отслеживаете их прогресс с их помощью.
- Отметки могут носить необъективный характер. Используйте формирующее и итоговое оценивание в процессе выставления отметок - их комбинирование дает более точную картину знаний учащегося.
- Работа над оцениванием занимает больше времени. Включите оценивание в учебный процесс - каждый вид деятельности может предоставить вам информацию для формирующего оценивания
Принципы осуществления контроля.
- 1.Градация трудности заданий
Необходимо предложить виды заданий, с которыми могут справиться учащиеся разной подготовки
- 2.Свобода выбора заданий
Ученик может выбрать сам уровень трудности задания, осознавая ответственность за результаты деятельности
- 3.Постепенное накопление учебных достижений
Не надо ограничивать время и формы учебной работы, подлежащей оцениванию.
- 4.Принцип свободы
В любой момент ученик может иметь возможность улучшить свои достижения.
Формирующее (текущее оценивание) позволяет ученику и учителю скорректировать свою работу, устранить возможные пробелы и недочёты до проведения итоговой работы.
При выведении итоговых отметок формирующие оценки не учитываются.
Формирующее оценивание для обучающихся
- может помогать учиться на ошибках; понять, что важно; понять, что у них получается;
обнаруживать, что они не знают;
- может помогать обнаруживать, что они не умеют делать;
Формы учета знаний.
- волшебные линеечки, лесенки знаний
- лист индивидуальных достижений
- диагностические карты
- цветовая символика
- знаковая символика
- жестовая оценка
- оценочные листы
- недельные отчёты
- рейтинг знаний
- портфолио
«Разработка листа формирующего оценивания по математике для учащихся 5 класса
по теме «Проценты».» (Обобщающий урок)
Основная цель:
- оценка процесса освоения знаний по теме «Проценты»;
- выявление пробелов в знаниях ученика и устранение недочетов до контрольной работы.
Лист оценки содержания темы "Проценты" по учебнику Виленкина Н.Я. "Математика" 5 класс
Ф.И.О. ученика (цы)
Уровни усвоения Образовательные ресурсы Критерии Самооценка ученика Оценка учителя Рекомендации учителя
1. Воспроизведение: Я могу назвать определение процента. - 1 б
2 . Понимание : Я понимаю смысл термина «проценты»; - 2 б
Могу пояснить, как обратить десятичную дробь в проценты;
Как перевести проценты в десятичную дробь.
3. Применение: Я могу определить задачи на проценты 3-х типов: - 3б
* находить проценты от какой-либо величины; *находить число, если известно несколько его процентов;
*находить, сколько процентов одно число составляет от другого.
4. Анализ: Я умею решать задачи всех 3-х типов. - 3 б.
5. Синтез: Я могу предложить подходящую схему для представления текста задачи. - 3 б
6 Оценка: Я могу самостоятельно составить задачи для каждого типа. Доказать значимость данной темы. - 3 б\
Шкала для перевода баллов в школьную оценку:
Если вы набрали сумму : от 1 до 4 баллов – отметка «2»
От 5 до 8 баллов – отметка «3»
От 9 до 12 баллов – отметка «4»
От 13 до 15 баллов – отметка «5»
Ожидаемые результаты
- Готовность учащихся к выполнению контрольной работы.
- Умение систематизировать знания по теме «Проценты» с помощью самооценки.