kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья. Технология формирующего оценивания при обучении математике. (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология формирующего оценивания в процессе обучения математике.

     Оцениванию в документах стандарта второго поколения уделяется большое и серьезное внимание. Ориентация стандарта на деятельностный подход, на формирование обобщенных способов деятельности ставит процедуру оценки в особое положение. Она выступает одновременно и как цель, и как средство обучения.

    Это, в свою очередь, требует включения в содержание образовательного процесса формирование такого элемента, как навыки рефлексии, самоанализа, самоконтроля, самооценки, а также вовлечения в процесс оценивания процедур самооценки.

  Под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся.

Различают два вида отметок: внутренняя отметка(формирующая) и внешняя отметка(суммирующая).

   Внутренняя отметка устанавливает «обратную связь « между учащимися и степенью успешности достижения им целей обучения (результаты ученика в сравнении с его же предыдущими результатами).

   Внешняя отметка связана с выставлением отметок и предполагает вынесение заключительного суждения о том, чего сумел достичь обучающийся курсе обучения на основе единых требований (в сравнении с эталоном).  Обе формы оценки взаимосвязаны. Часто формирующую оценку игнорируют, хотя она имеет первостепенную важность для обеспечения эффективности процесса обучения.

  • Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения.
  • Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.

Цели формирующего оценивания и результаты.

Оценивать опыт и потребности ученика.

Ученики имеют широкий опыт, интерес к новой теме. Понимание имеющегося багажа знаний позволяет скорректировать процесс обучения на основе дифференцированного подхода

Поощрять самодвижение и сотрудничество.

Оценивание умения работать самостоятельно и в сотрудничестве позволяет учащимся самим планировать свою деятельность без принуждения, учась на своих ошибках

Осуществлять мониторинг прогресса учащихся.

В результате накопления полезных отзывов и комментариев учитель обращает внимание на слабые стороны учащегося и подтверждает его сильные стороны

 Организация формирующего оценивания.

  • планирование образовательных результатов по каждой теме, учитывая индивидуально уровень каждого ученика;
  •  определение в рамках программы обучения тем, при  изучении которых целесообразно использование листов  обратной связи;
  •  контроль, определение индивидуальных достижений каждого учащегося и нет сравнения результатов учащихся;
  •  оценивание результатов деятельности, оценка ориентирована на конкретного ученика, выявление пробелов в освоении учащимся содержания образования;

     с целью восполнить их с максимальной эффективностью, показать прогресс в   обучении

  •  предъявление учащимся планируемых образовательных результатов;
  •  обратная связь относительно достижений  учащегося, анализ;
  • планирование дальнейшей деятельности.

   Оценивается успешность, отдельно каждый вид работы: правильно сделать чертеж, составить ход решения, записать ответ. Это не должно быть отдельной частью урока, а должно пронизывать всю работу. Но оценивать нужно не только результат деятельности, но и прилежание, усердие, стремление преодолеть трудности, самостоятельность.

 Здесь помогут приёмы самопроверки и взаимопроверки. Важно научить эталонам самооценки, способам обнаружения ошибок и их исправления

   Нельзя использовать отметки как средство наказания ученика за нарушение дисциплины.

 Проблемы и пути их преодоления.

  • Учащиеся и родители привыкли к контрольным работам. Обсудите с ними критерии оценки и покажите, как вы отслеживаете их прогресс с их помощью.
  • Отметки могут носить необъективный характер. Используйте формирующее и итоговое оценивание в процессе выставления отметок - их комбинирование дает более точную картину знаний учащегося.
  •  Работа над оцениванием занимает больше времени. Включите оценивание в учебный процесс - каждый вид деятельности может предоставить вам информацию для формирующего оценивания

     Принципы осуществления контроля.

  • 1.Градация трудности заданий

Необходимо предложить виды заданий, с которыми могут справиться учащиеся разной подготовки

  • 2.Свобода выбора заданий

Ученик может выбрать сам уровень трудности задания, осознавая ответственность за результаты деятельности

  • 3.Постепенное накопление учебных достижений

Не надо ограничивать время и формы учебной работы, подлежащей оцениванию.

  • 4.Принцип свободы

В любой момент ученик может иметь возможность   улучшить свои достижения.

 Формирующее (текущее оценивание) позволяет ученику и учителю  скорректировать свою работу, устранить возможные пробелы и недочёты до проведения итоговой работы.

При выведении итоговых отметок формирующие оценки не учитываются.

Формирующее оценивание для обучающихся

  • может помогать учиться на ошибках; понять, что важно; понять, что у них получается;

обнаруживать, что они не знают;

  • может помогать обнаруживать, что они не умеют делать;

Формы учета знаний.

  • волшебные линеечки, лесенки знаний
  •  лист индивидуальных достижений
  •  диагностические карты
  •  цветовая символика
  •  знаковая символика
  • жестовая оценка
  • оценочные листы
  • недельные отчёты
  •  рейтинг знаний
  •  портфолио

           «Разработка листа формирующего оценивания по математике  для учащихся 5 класса

                                    по теме «Проценты».»   (Обобщающий урок)

 Основная цель:

- оценка процесса освоения знаний по теме «Проценты»;

- выявление  пробелов в знаниях ученика и  устранение недочетов до контрольной работы.

     Лист оценки содержания темы "Проценты" по учебнику Виленкина Н.Я. "Математика" 5 класс

Ф.И.О. ученика (цы)  

Уровни усвоения   Образовательные ресурсы    Критерии      Самооценка  ученика  Оценка учителя  Рекомендации    учителя

 

1. Воспроизведение: Я могу назвать определение процента.   -   1 б

2 . Понимание :   Я понимаю смысл термина «проценты»;           -   2 б

                      Могу пояснить, как обратить десятичную дробь в проценты;

                     Как перевести проценты в десятичную дробь.

3.  Применение:    Я могу определить задачи на проценты 3-х типов:  -        3б

       * находить проценты от какой-либо величины; *находить число, если известно несколько его процентов;

       *находить, сколько процентов одно число составляет от другого.

4.   Анализ:     Я умею решать задачи всех 3-х типов.   - 3 б.

5. Синтез:  Я могу предложить подходящую  схему для представления текста задачи. - 3 б

6  Оценка: Я могу самостоятельно составить задачи для каждого типа. Доказать значимость данной темы. - 3 б\

Шкала для перевода баллов в школьную оценку:

Если вы набрали сумму : от 1 до 4 баллов – отметка «2»

                                           От 5 до 8 баллов – отметка «3»

                                            От 9 до 12 баллов – отметка «4»

                                            От 13 до 15 баллов – отметка «5»

  Ожидаемые результаты

  1. Готовность учащихся  к выполнению контрольной работы.
  2. Умение систематизировать знания по теме «Проценты» с помощью самооценки.

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья. Технология формирующего оценивания при обучении математике. (из опыта работы) »

Технология формирующего оценивания в процессе обучения математике.


Оцениванию в документах стандарта второго поколения уделяется большое и серьезное внимание. Ориентация стандарта на деятельностный подход, на формирование обобщенных способов деятельности ставит процедуру оценки в особое положение. Она выступает одновременно и как цель, и как средство обучения.

Это, в свою очередь, требует включения в содержание образовательного процесса формирование такого элемента, как навыки рефлексии, самоанализа, самоконтроля, самооценки, а также вовлечения в процесс оценивания процедур самооценки.

Под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся.

Различают два вида отметок: внутренняя отметка(формирующая) и внешняя отметка(суммирующая).

Внутренняя отметка устанавливает «обратную связь « между учащимися и степенью успешности достижения им целей обучения (результаты ученика в сравнении с его же предыдущими результатами).

Внешняя отметка связана с выставлением отметок и предполагает вынесение заключительного суждения о том, чего сумел достичь обучающийся курсе обучения на основе единых требований (в сравнении с эталоном). Обе формы оценки взаимосвязаны. Часто формирующую оценку игнорируют, хотя она имеет первостепенную важность для обеспечения эффективности процесса обучения.


  • Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения.

Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.


Цели формирующего оценивания и результаты.


Оценивать опыт и потребности ученика

Ученики имеют широкий опыт, интерес к новой теме. Понимание имеющегося багажа знаний позволяет скорректировать процесс обучения на основе дифференцированного подхода

Поощрять самодвижение и сотрудничество

Оценивание умения работать самостоятельно и в сотрудничестве позволяет учащимся самим планировать свою деятельность без принуждения, учась на своих ошибках

Осуществлять мониторинг прогресса учащихся

В результате накопления полезных отзывов и комментариев учитель обращает внимание на слабые стороны учащегося и подтверждает его сильные стороны


Организация формирующего оценивания.


  • планирование образовательных результатов по каждой теме, учитывая индивидуально уровень каждого ученика;

  • определение в рамках программы обучения тем, при изучении которых целесообразно использование листов обратной связи;

  • контроль, определение индивидуальных достижений каждого учащегося и нет сравнения результатов учащихся;

  • оценивание результатов деятельности, оценка ориентирована на конкретного ученика, выявление пробелов в освоении учащимся содержания образования;

с целью восполнить их с максимальной эффективностью, показать прогресс в обучении

  • предъявление учащимся планируемых образовательных результатов;

  • обратная связь относительно достижений учащегося, анализ;

  • планирование дальнейшей деятельности.


Оценивается успешность, отдельно каждый вид работы: правильно сделать чертеж, составить ход решения, записать ответ. Это не должно быть отдельной частью урока, а должно пронизывать всю работу. Но оценивать нужно не только результат деятельности, но и прилежание, усердие, стремление преодолеть трудности, самостоятельность.

Здесь помогут приёмы самопроверки и взаимопроверки. Важно научить эталонам самооценки, способам обнаружения ошибок и их исправления

Нельзя использовать отметки как средство наказания ученика за нарушение дисциплины.

Проблемы и пути их преодоления.


  • Учащиеся и родители привыкли к контрольным работам. Обсудите с ними критерии оценки и покажите, как вы отслеживаете их прогресс с их помощью.

  • Отметки могут носить необъективный характер. Используйте формирующее и итоговое оценивание в процессе выставления отметок - их комбинирование дает более точную картину знаний учащегося.

  • Работа над оцениванием занимает больше времени. Включите оценивание в учебный процесс - каждый вид деятельности может предоставить вам информацию для формирующего оценивания

Принципы осуществления контроля.

  • 1.Градация трудности заданий

Необходимо предложить виды заданий, с которыми могут справиться учащиеся разной подготовки

  • 2.Свобода выбора заданий

Ученик может выбрать сам уровень трудности задания, осознавая ответственность за результаты деятельности

  • 3.Постепенное накопление учебных достижений

Не надо ограничивать время и формы учебной работы, подлежащей оцениванию.

  • 4.Принцип свободы

В любой момент ученик может иметь возможность улучшить свои достижения.


Формирующее (текущее оценивание) позволяет ученику и учителю скорректировать свою работу, устранить возможные пробелы и недочёты до проведения итоговой работы.

При выведении итоговых отметок формирующие оценки не учитываются.


Формирующее оценивание для обучающихся

  • может помогать учиться на ошибках; понять, что важно; понять, что у них получается;

обнаруживать, что они не знают;

  • может помогать обнаруживать, что они не умеют делать;


Формы учета знаний.

  • волшебные линеечки, лесенки знаний

  • лист индивидуальных достижений

  • диагностические карты

  • цветовая символика

  • знаковая символика

  • жестовая оценка

  • оценочные листы

  • недельные отчёты

  • рейтинг знаний

  • портфолио


«Разработка листа формирующего оценивания по математике для учащихся 5 класса

по теме «Проценты».» (Обобщающий урок)


Основная цель:

- оценка процесса освоения знаний по теме «Проценты»;

- выявление пробелов в знаниях ученика и устранение недочетов до контрольной работы.

Лист оценки содержания темы «Проценты» (6часов) по УМК Н.Я.Виленкина 5 класс

Ф.И.ученика(цы)_______________________ ______


Уровни усвоения

Образовательные

ресурсы

критерии

Само-

оценка

ученика

Оценка учителя

Рекомен-

дации

учителя

Воспроизведение

Я могу назвать определение процента.

1




Понимание

Я понимаю смысл термина «проценты»;

Могу пояснить, как обратить десятичную дробь в проценты;

Как перевести проценты в десятичную дробь.


2




Применение

Я могу определить задачи на проценты 3-х типов:

* находить проценты от какой-либо величины; *находить число, если известно несколько его процентов;

*находить, сколько процентов одно число составляет от другого.

3




Анализ

Я умею решать задачи всех 3-х типов.

3




Синтез

Я могу предложить подходящую схему для представления текста задачи.

3




Оценка

Я могу самостоятельно составить задачи для каждого типа. Доказать значимость данной темы.

3






15





Шкала для перевода баллов в школьную оценку:

Если вы набрали сумму : от 1 до 4 баллов – отметка «2»

От 5 до 8 баллов – отметка «3»

От 9 до 12 баллов – отметка «4»

От 13 до 15 баллов – отметка «5»

Ожидаемые результаты


  1. Готовность учащихся к выполнению контрольной работы.

  2. Умение систематизировать знания по теме «Проценты» с помощью самооценки.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Статья. Технология формирующего оценивания при обучении математике. (из опыта работы)

Автор: Коровкина Надежда Михайловна

Дата: 28.10.2014

Номер свидетельства: 123691

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(293) "ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НОО МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3  с крымскотатарским языком обучения»   городского округа Судак  В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС "
    ["seo_title"] => string(174) "organizatsiia-raboty-noo-mbou-sriedniaia-obshchieobrazovatiel-naia-shkola-3-s-krymskotatarskim-iazykom-obuchieniia-ghorodskogho-okrugha-sudak-v-usloviiakh-pieriekhoda-na-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "152899"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420915690"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Доклад  Общий подход к формированию УУД. "
    ["seo_title"] => string(43) "doklad-obshchii-podkhod-k-formirovaniiu-uud"
    ["file_id"] => string(6) "224963"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439302733"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(267) "«Формирование одаренности младших школьников посредством учебной и внеучебной деятельности в Развивающей Системе Л.В.Занкова в условиях ФГОС». "
    ["seo_title"] => string(162) "formirovaniie-odariennosti-mladshikh-shkol-nikov-posriedstvom-uchiebnoi-i-vnieuchiebnoi-dieiatiel-nosti-v-razvivaiushchiei-sistiemie-l-v-zankova-v-usloviiakh-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "124877"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414832068"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1250 руб.
2090 руб.
1410 руб.
2350 руб.
1440 руб.
2400 руб.
1280 руб.
2130 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства