kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья. Технология формирующего оценивания при обучении математике. (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология формирующего оценивания в процессе обучения математике.

     Оцениванию в документах стандарта второго поколения уделяется большое и серьезное внимание. Ориентация стандарта на деятельностный подход, на формирование обобщенных способов деятельности ставит процедуру оценки в особое положение. Она выступает одновременно и как цель, и как средство обучения.

    Это, в свою очередь, требует включения в содержание образовательного процесса формирование такого элемента, как навыки рефлексии, самоанализа, самоконтроля, самооценки, а также вовлечения в процесс оценивания процедур самооценки.

  Под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся.

Различают два вида отметок: внутренняя отметка(формирующая) и внешняя отметка(суммирующая).

   Внутренняя отметка устанавливает «обратную связь « между учащимися и степенью успешности достижения им целей обучения (результаты ученика в сравнении с его же предыдущими результатами).

   Внешняя отметка связана с выставлением отметок и предполагает вынесение заключительного суждения о том, чего сумел достичь обучающийся курсе обучения на основе единых требований (в сравнении с эталоном).  Обе формы оценки взаимосвязаны. Часто формирующую оценку игнорируют, хотя она имеет первостепенную важность для обеспечения эффективности процесса обучения.

  • Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения.
  • Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.

Цели формирующего оценивания и результаты.

Оценивать опыт и потребности ученика.

Ученики имеют широкий опыт, интерес к новой теме. Понимание имеющегося багажа знаний позволяет скорректировать процесс обучения на основе дифференцированного подхода

Поощрять самодвижение и сотрудничество.

Оценивание умения работать самостоятельно и в сотрудничестве позволяет учащимся самим планировать свою деятельность без принуждения, учась на своих ошибках

Осуществлять мониторинг прогресса учащихся.

В результате накопления полезных отзывов и комментариев учитель обращает внимание на слабые стороны учащегося и подтверждает его сильные стороны

 Организация формирующего оценивания.

  • планирование образовательных результатов по каждой теме, учитывая индивидуально уровень каждого ученика;
  •  определение в рамках программы обучения тем, при  изучении которых целесообразно использование листов  обратной связи;
  •  контроль, определение индивидуальных достижений каждого учащегося и нет сравнения результатов учащихся;
  •  оценивание результатов деятельности, оценка ориентирована на конкретного ученика, выявление пробелов в освоении учащимся содержания образования;

     с целью восполнить их с максимальной эффективностью, показать прогресс в   обучении

  •  предъявление учащимся планируемых образовательных результатов;
  •  обратная связь относительно достижений  учащегося, анализ;
  • планирование дальнейшей деятельности.

   Оценивается успешность, отдельно каждый вид работы: правильно сделать чертеж, составить ход решения, записать ответ. Это не должно быть отдельной частью урока, а должно пронизывать всю работу. Но оценивать нужно не только результат деятельности, но и прилежание, усердие, стремление преодолеть трудности, самостоятельность.

 Здесь помогут приёмы самопроверки и взаимопроверки. Важно научить эталонам самооценки, способам обнаружения ошибок и их исправления

   Нельзя использовать отметки как средство наказания ученика за нарушение дисциплины.

 Проблемы и пути их преодоления.

  • Учащиеся и родители привыкли к контрольным работам. Обсудите с ними критерии оценки и покажите, как вы отслеживаете их прогресс с их помощью.
  • Отметки могут носить необъективный характер. Используйте формирующее и итоговое оценивание в процессе выставления отметок - их комбинирование дает более точную картину знаний учащегося.
  •  Работа над оцениванием занимает больше времени. Включите оценивание в учебный процесс - каждый вид деятельности может предоставить вам информацию для формирующего оценивания

     Принципы осуществления контроля.

  • 1.Градация трудности заданий

Необходимо предложить виды заданий, с которыми могут справиться учащиеся разной подготовки

  • 2.Свобода выбора заданий

Ученик может выбрать сам уровень трудности задания, осознавая ответственность за результаты деятельности

  • 3.Постепенное накопление учебных достижений

Не надо ограничивать время и формы учебной работы, подлежащей оцениванию.

  • 4.Принцип свободы

В любой момент ученик может иметь возможность   улучшить свои достижения.

 Формирующее (текущее оценивание) позволяет ученику и учителю  скорректировать свою работу, устранить возможные пробелы и недочёты до проведения итоговой работы.

При выведении итоговых отметок формирующие оценки не учитываются.

Формирующее оценивание для обучающихся

  • может помогать учиться на ошибках; понять, что важно; понять, что у них получается;

обнаруживать, что они не знают;

  • может помогать обнаруживать, что они не умеют делать;

Формы учета знаний.

  • волшебные линеечки, лесенки знаний
  •  лист индивидуальных достижений
  •  диагностические карты
  •  цветовая символика
  •  знаковая символика
  • жестовая оценка
  • оценочные листы
  • недельные отчёты
  •  рейтинг знаний
  •  портфолио

           «Разработка листа формирующего оценивания по математике  для учащихся 5 класса

                                    по теме «Проценты».»   (Обобщающий урок)

 Основная цель:

- оценка процесса освоения знаний по теме «Проценты»;

- выявление  пробелов в знаниях ученика и  устранение недочетов до контрольной работы.

     Лист оценки содержания темы "Проценты" по учебнику Виленкина Н.Я. "Математика" 5 класс

Ф.И.О. ученика (цы)  

Уровни усвоения   Образовательные ресурсы    Критерии      Самооценка  ученика  Оценка учителя  Рекомендации    учителя

 

1. Воспроизведение: Я могу назвать определение процента.   -   1 б

2 . Понимание :   Я понимаю смысл термина «проценты»;           -   2 б

                      Могу пояснить, как обратить десятичную дробь в проценты;

                     Как перевести проценты в десятичную дробь.

3.  Применение:    Я могу определить задачи на проценты 3-х типов:  -        3б

       * находить проценты от какой-либо величины; *находить число, если известно несколько его процентов;

       *находить, сколько процентов одно число составляет от другого.

4.   Анализ:     Я умею решать задачи всех 3-х типов.   - 3 б.

5. Синтез:  Я могу предложить подходящую  схему для представления текста задачи. - 3 б

6  Оценка: Я могу самостоятельно составить задачи для каждого типа. Доказать значимость данной темы. - 3 б\

Шкала для перевода баллов в школьную оценку:

Если вы набрали сумму : от 1 до 4 баллов – отметка «2»

                                           От 5 до 8 баллов – отметка «3»

                                            От 9 до 12 баллов – отметка «4»

                                            От 13 до 15 баллов – отметка «5»

  Ожидаемые результаты

  1. Готовность учащихся  к выполнению контрольной работы.
  2. Умение систематизировать знания по теме «Проценты» с помощью самооценки.

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Статья. Технология формирующего оценивания при обучении математике. (из опыта работы) »

Технология формирующего оценивания в процессе обучения математике.


Оцениванию в документах стандарта второго поколения уделяется большое и серьезное внимание. Ориентация стандарта на деятельностный подход, на формирование обобщенных способов деятельности ставит процедуру оценки в особое положение. Она выступает одновременно и как цель, и как средство обучения.

Это, в свою очередь, требует включения в содержание образовательного процесса формирование такого элемента, как навыки рефлексии, самоанализа, самоконтроля, самооценки, а также вовлечения в процесс оценивания процедур самооценки.

Под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся.

Различают два вида отметок: внутренняя отметка(формирующая) и внешняя отметка(суммирующая).

Внутренняя отметка устанавливает «обратную связь « между учащимися и степенью успешности достижения им целей обучения (результаты ученика в сравнении с его же предыдущими результатами).

Внешняя отметка связана с выставлением отметок и предполагает вынесение заключительного суждения о том, чего сумел достичь обучающийся курсе обучения на основе единых требований (в сравнении с эталоном). Обе формы оценки взаимосвязаны. Часто формирующую оценку игнорируют, хотя она имеет первостепенную важность для обеспечения эффективности процесса обучения.


  • Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения.

Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.


Цели формирующего оценивания и результаты.


Оценивать опыт и потребности ученика

Ученики имеют широкий опыт, интерес к новой теме. Понимание имеющегося багажа знаний позволяет скорректировать процесс обучения на основе дифференцированного подхода

Поощрять самодвижение и сотрудничество

Оценивание умения работать самостоятельно и в сотрудничестве позволяет учащимся самим планировать свою деятельность без принуждения, учась на своих ошибках

Осуществлять мониторинг прогресса учащихся

В результате накопления полезных отзывов и комментариев учитель обращает внимание на слабые стороны учащегося и подтверждает его сильные стороны


Организация формирующего оценивания.


  • планирование образовательных результатов по каждой теме, учитывая индивидуально уровень каждого ученика;

  • определение в рамках программы обучения тем, при изучении которых целесообразно использование листов обратной связи;

  • контроль, определение индивидуальных достижений каждого учащегося и нет сравнения результатов учащихся;

  • оценивание результатов деятельности, оценка ориентирована на конкретного ученика, выявление пробелов в освоении учащимся содержания образования;

с целью восполнить их с максимальной эффективностью, показать прогресс в обучении

  • предъявление учащимся планируемых образовательных результатов;

  • обратная связь относительно достижений учащегося, анализ;

  • планирование дальнейшей деятельности.


Оценивается успешность, отдельно каждый вид работы: правильно сделать чертеж, составить ход решения, записать ответ. Это не должно быть отдельной частью урока, а должно пронизывать всю работу. Но оценивать нужно не только результат деятельности, но и прилежание, усердие, стремление преодолеть трудности, самостоятельность.

Здесь помогут приёмы самопроверки и взаимопроверки. Важно научить эталонам самооценки, способам обнаружения ошибок и их исправления

Нельзя использовать отметки как средство наказания ученика за нарушение дисциплины.

Проблемы и пути их преодоления.


  • Учащиеся и родители привыкли к контрольным работам. Обсудите с ними критерии оценки и покажите, как вы отслеживаете их прогресс с их помощью.

  • Отметки могут носить необъективный характер. Используйте формирующее и итоговое оценивание в процессе выставления отметок - их комбинирование дает более точную картину знаний учащегося.

  • Работа над оцениванием занимает больше времени. Включите оценивание в учебный процесс - каждый вид деятельности может предоставить вам информацию для формирующего оценивания

Принципы осуществления контроля.

  • 1.Градация трудности заданий

Необходимо предложить виды заданий, с которыми могут справиться учащиеся разной подготовки

  • 2.Свобода выбора заданий

Ученик может выбрать сам уровень трудности задания, осознавая ответственность за результаты деятельности

  • 3.Постепенное накопление учебных достижений

Не надо ограничивать время и формы учебной работы, подлежащей оцениванию.

  • 4.Принцип свободы

В любой момент ученик может иметь возможность улучшить свои достижения.


Формирующее (текущее оценивание) позволяет ученику и учителю скорректировать свою работу, устранить возможные пробелы и недочёты до проведения итоговой работы.

При выведении итоговых отметок формирующие оценки не учитываются.


Формирующее оценивание для обучающихся

  • может помогать учиться на ошибках; понять, что важно; понять, что у них получается;

обнаруживать, что они не знают;

  • может помогать обнаруживать, что они не умеют делать;


Формы учета знаний.

  • волшебные линеечки, лесенки знаний

  • лист индивидуальных достижений

  • диагностические карты

  • цветовая символика

  • знаковая символика

  • жестовая оценка

  • оценочные листы

  • недельные отчёты

  • рейтинг знаний

  • портфолио


«Разработка листа формирующего оценивания по математике для учащихся 5 класса

по теме «Проценты».» (Обобщающий урок)


Основная цель:

- оценка процесса освоения знаний по теме «Проценты»;

- выявление пробелов в знаниях ученика и устранение недочетов до контрольной работы.

Лист оценки содержания темы «Проценты» (6часов) по УМК Н.Я.Виленкина 5 класс

Ф.И.ученика(цы)_______________________ ______


Уровни усвоения

Образовательные

ресурсы

критерии

Само-

оценка

ученика

Оценка учителя

Рекомен-

дации

учителя

Воспроизведение

Я могу назвать определение процента.

1




Понимание

Я понимаю смысл термина «проценты»;

Могу пояснить, как обратить десятичную дробь в проценты;

Как перевести проценты в десятичную дробь.


2




Применение

Я могу определить задачи на проценты 3-х типов:

* находить проценты от какой-либо величины; *находить число, если известно несколько его процентов;

*находить, сколько процентов одно число составляет от другого.

3




Анализ

Я умею решать задачи всех 3-х типов.

3




Синтез

Я могу предложить подходящую схему для представления текста задачи.

3




Оценка

Я могу самостоятельно составить задачи для каждого типа. Доказать значимость данной темы.

3






15





Шкала для перевода баллов в школьную оценку:

Если вы набрали сумму : от 1 до 4 баллов – отметка «2»

От 5 до 8 баллов – отметка «3»

От 9 до 12 баллов – отметка «4»

От 13 до 15 баллов – отметка «5»

Ожидаемые результаты


  1. Готовность учащихся к выполнению контрольной работы.

  2. Умение систематизировать знания по теме «Проценты» с помощью самооценки.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Статья. Технология формирующего оценивания при обучении математике. (из опыта работы)

Автор: Коровкина Надежда Михайловна

Дата: 28.10.2014

Номер свидетельства: 123691

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(293) "ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НОО МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3  с крымскотатарским языком обучения»   городского округа Судак  В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС "
    ["seo_title"] => string(174) "organizatsiia-raboty-noo-mbou-sriedniaia-obshchieobrazovatiel-naia-shkola-3-s-krymskotatarskim-iazykom-obuchieniia-ghorodskogho-okrugha-sudak-v-usloviiakh-pieriekhoda-na-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "152899"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420915690"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Доклад  Общий подход к формированию УУД. "
    ["seo_title"] => string(43) "doklad-obshchii-podkhod-k-formirovaniiu-uud"
    ["file_id"] => string(6) "224963"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439302733"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(267) "«Формирование одаренности младших школьников посредством учебной и внеучебной деятельности в Развивающей Системе Л.В.Занкова в условиях ФГОС». "
    ["seo_title"] => string(162) "formirovaniie-odariennosti-mladshikh-shkol-nikov-posriedstvom-uchiebnoi-i-vnieuchiebnoi-dieiatiel-nosti-v-razvivaiushchiei-sistiemie-l-v-zankova-v-usloviiakh-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "124877"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414832068"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства