kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Пути использования возможностей ИТ-технологий в эпоху информатизации общества с целью развития творческого потенциала учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

« М??алімні? к?сіби ??зыреттілігі-н?тижелі білім беруді? негізі» атты жаратылыстану-математика п?ндері м??алімдерді? облысты? педагогикалы? о?уы.

Секция информатики:

«Путь использованиявозможностей IT-технологийв эпоху информатизации общества с целью развития творческого потенциала учащихся»

Подготовила:  Далбаева Тамара  Киргизовна

Место работы: сш №47 с.Кордай, Кордайский район.

Должность:учитель информатики 1.Введение

Современная жизнь требует гибкости мышления и творческого подхода к решению проблем. Насколько продвинется вперед общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом, а значит и познавательной активностью подрастающего поколения. Использование IT–технологий создает атмосферу творческого поиска, повышает уровень знаний и познавательной активности учащихся.

  Проблема развития познавательной активности учащихся особенно актуальна в настоящее время. Сегодня, в период перехода к информационной культуре, отличающиеся такими чертами, как интегрированный характер, гибкость, подвижность мышления, диалогичность, толерантность и теснейшая коммуникация на всех уровнях, перед образованием стоит задача – подготовить человека, соответствующего этой новой культуре. В концепции государственного стандарта общего образования сказано: «Развитие личности – смысл и цель современного образования… Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы».  Важной целью образования в данных условиях становится подготовка учеников к решению проблемных ситуаций, к овладению деятельностью, направленной на развитие творческих способностей и познавательных интересов учащихся, учитывая их психологические способности. Использование средств ИКТ и Интернета приводит к повышению познавательной активности учащихся, к эффективности обучения за счет изменения уровня его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов. Во многих случаях использование современных средств ИКТ и ИТ-технологий дает возможность дифференциации процесса обучения школьников за счет использования средств и технологий выбора заданий разного уровня, организации самостоятельного продвижения по темам курса успевающим школьникам и возврату к недостаточно  изученному материалу отстающим ученикам. Учитывая возможные факторы индивидуализации и дифференциации обучения, средства ИТ, обоснованно применяемые в урочной и внеурочной  деятельности, могут способствовать организации личностно-ориентированного обучения, а значит и росту их познавательного интереса.

2.Использование ИТ технологий с целью развития творческого потенциала учащихся.

Применение компьютерной техники на уроках позволяет сделать каждый урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости пересмотреть различные способы подачи учебного материала ученикам.

В последнее время с развитием компьютерной техники, появилась прекрасная возможность использовать электронные учебники.Электронный учебник – это учебник нового поколения и его применение на уроках неизбежно.Благодаря звуковому и визуальному восприятию одновременно повышается уровень успеваемости по многим школьным предметам.Ученик с интересом работает над тестами и заданиями, которые предлагаются компьютером, тем более его знания оценивает тоже компьютер.Таким образом,учитывая все выше сказанное использование на уроках информатики на сегодняшний день актуально и своевременно.Использование на уроках информатики электронных учебников, обучающих программ позволяет проявить самодеятельностьучащихся, их самоорганизованность, способствует развитию личности ребят.

Применение электронного учебника на уроках информатики позволяет решать следующие задачи:

Повышение познавательного интереса учащихся у учебному предмету «Информатика»;

Создание условий для овладения учащимися умениями и навыками.;

Работы с Интернет-ресурсами, поиска нужной информации в сети Интернет, которые необходимы современному человеку для дальнейшего обучения и развития;

Построение процесса обучения по принципу « ученик – субъект обучения»;

Моделирование поисковой деятельности учащихся;

Приоритетной целью урока с использованием электронного учебника является развитие личности ребенка, формирование таких качеств, которые необходимы учащимся для продолжения учебной деятельности, ведь завтра сегодняшние школьникистанут студентами, которым необходимы умения саморазвития, самообразования, поиска необходимой информации, самостоятельной организации учебной деятельности.

Организация поисковой деятельности учащихся позволяет формировать у каждого их них умения и навыки самостоятельно добывать знания, развивать такие качества личности как самостоятельность, организованность, настойчивость в достижении цели, ответственность, которые необходимы современному, всесторонне развитому  человеку.

Использование индивидуально-обособленной формы обучения с применением электронного учебника позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ученика сообразно его подготовке и возможностей, осуществлять дифференцированность  заданий, степень помощи ученику.

Эта форма учит индивидуальному труду, воспитанию самостоятельности учащихся и служит подготовкой для занятий самообразованием.

Электронные учебные пособия удобны в использовании на уроках, благодаря быстрому копированию на каждую из ученических машин по локальной сети. Они позволяют работать каждому учащемуся в удобном именно для него темпе, а учителю- осуществлять постоянный мониторинг уровня знаний и умений обучаемых.Но самое важное,что компьютерные учебные пособия с успехом могут создавать сами ученики. В условиях недостаточного количества у учащихся учебников по информатике значимость пособий изготовленных учащимися самостоятельно возрастает.

Использование электронных учебников целесообразно на любом этапе изучения темы и любом этапе урока. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала.Подача учебного материала с использование электронного учебника сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.Подобные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:

Усвоить базовые знания по предмету,

Систематизировать усвоенные знания;

Сформировать навыки самоконтроля;

Сформировать мотивацию к учению в целом и к информатике в частности;

Активизирует учебно-познавательную деятельность и дает возможность самостоятельно без помощи учителя изучать материал, расширять свой кругозор.

Формы и методы работы, используемые в данной педагогической технологии:

Фронтальная работа, работа в группах, самоконтроль при помощи  электронного учебника, взаимоконтроль, работа в парах, тестирование на ПК, самоподготовка при помощиэлектронного учебника, марафон знаний (игровые методы).

Работа учителя в данной педагогической технологии включает следующие функции:

Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом ( график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).

Организация внутриклассной активизации и координации, расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т.п).Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный «человеческий» контакт с ребенком. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуалного обучения, использующие визуалные и слуховые образы.

В своей работе я часто использую электронные учебники, созданные  с помощью  Power Point, а также с помощью Auto Play Media Studio. В проектной и исследовательской деятельности учащихся я стараюсь не ограничивать их творческую самостоятельность.После обсуждения выбранной темы, технических требований к работе ребята занимаются поиском информации, обрабатывают ее, составляют план работы и сами его реализуют.Самым интересным событием всегда является демонстрацияи защита проектов и творческих работ.Несмотря на то, что уровень их выполнения различный, авторы с удовольствием рассказывают о своей работе.Даже те, кого не вытащить к доске, перестают комплексовать.В свои работы ребята добавляют схемы, графики, цифровые фото или просто отсканированные иллюстрации.

3.Заключение.

В современном обществе стремительно нарастает количество информации, поэтому курс информатики и информационных технологий играет особую роль в эпоху перехода от общества индустриального к обществу информационному, т.к готовит выпускников школык жизни и деятельности в информационном обществе, к обладанию информационной культурой.

Сегодня практически невозможно найти школу в котором бы не изучались информационные технологии.Педагогические программные средства применяются как с целью изучения собственно информационных технологий, так и при обучении другим областям знаний.

Таким образом система образования в нашей стране вступила в эпоху фундаментальных перемен, характеризирующихся новым понимание целей и ценностей образования, осознание перехода к непрерывному образованию, новым концептуальным  подходам к разработке и использованию технологий обучения.Реализация многих из стоящих перед системой образования на современном этапе задач невозможна без использования современных методов и средств информатизации. Новые информационные технологии воздействуют на все компоненты системы обучения :цели, содержание, методы и организационные формы обучения, что позволяет решать сложные и актуальные задачи педагогики, а именно: развитие интеллектуального, творческого потенциала,  аналитического  мышления и самостоятельности человека. Электронные  издания учебного назначения, обладая всеми особенностями бумажных изданий, имеют ряд положительных отличий и преимуществ. В частности: компактность хранения в памяти компьютера или на диске, гипертекстовые возможности, мобильность,возможность внесения изменений и дополнений, удобство пересылки по электронной почте. Это- автоматизированная обучающая система,  которя включает в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний. В целом,  информационные технологии значительно обогащают образовательный процесс, наполняют его новым смыслом, Использование ИТ- технологий  создает атмосферу творческого поиска, помогающую школьнику как более полно раскрыть свои способности, существенно повышает уровень знаний, творческую и познавательную активность учащихся.

Список литературы

   Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М. «Просвещение»

Булгакова Н.Н Активизация учебно-познавательной деятельности школьников на уроках информатики //СБ. «Учебные технологии»

Подковыров А.М. Педагогический опыт информатизации школьного образования//

Материалы научно-практической конференции Москва: издание МГУ, 2003 год.

Попов М.В. Технологии применения компьютера в учебном процессе // Сб. «Учебные технологии»

Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств.

Розенберг Н.М. « Информационная культура в содержании общего образования»

Просмотр содержимого документа
«Пути использования возможностей ИТ-технологий в эпоху информатизации общества с целью развития творческого потенциала учащихся»

« Мұғалімнің кәсіби құзыреттілігі-нәтижелі білім берудің негізі» атты жаратылыстану-математика пәндері мұғалімдердің облыстық педагогикалық оқуы.

Секция информатики:

«Путьиспользованиявозможностей IT-технологийв эпоху информатизации общества с целью развития творческого потенциала учащихся»

Подготовила: Далбаева Тамара Киргизовна

Место работы: сш №47 с.Кордай, Кордайский район.

Должность: учитель информатики















































1.Введение

Современная жизнь требует гибкости мышления и творческого подхода к решению проблем. Насколько продвинется вперед общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом , а значит и познавательной активностью подрастающего поколения. Использование IT–технологий создает атмосферу творческого поиска, повышает уровень знаний и познавательной активности учащихся.

Проблема развития познавательной активности учащихся особенно актуальна в настоящее время. Сегодня, в период перехода к информационной культуре, отличающиеся такими чертами, как интегрированный характер, гибкость, подвижность мышления, диалогичность, толерантность и теснейшая коммуникация на всех уровнях, перед образованием стоит задача – подготовить человека, соответствующего этой новой культуре. В концепции государственного стандарта общего образования сказано: «Развитие личности – смысл и цель современного образования… Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы». Важной целью образования в данных условиях становится подготовка учеников к решению проблемных ситуаций, к овладению деятельностью, направленной на развитие творческих способностей и познавательных интересов учащихся, учитывая их психологические способности. Использование средств ИКТ и Интернета приводит к повышению познавательной активности учащихся, к эффективности обучения за счет изменения уровня его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов. Во многих случаях использование современных средств ИКТ и ИТ-технологий дает возможность дифференциации процесса обучения школьников за счет использования средств и технологий выбора заданий разного уровня, организации самостоятельного продвижения по темам курса успевающим школьникам и возврату к недостаточно изученному материалу отстающим ученикам. Учитывая возможные факторы индивидуализации и дифференциации обучения, средства ИТ , обоснованно применяемые в урочной и внеурочной деятельности, могут способствовать организации личностно-ориентированного обучения , а значит и росту их познавательного интереса.

2.Использование ИТ технологий с целью развития творческого потенциала учащихся.

Применение компьютерной техники на уроках позволяет сделать каждый урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости пересмотреть различные способы подачи учебного материала ученикам.

В последнее время с развитием компьютерной техники, появилась прекрасная возможность использовать электронные учебники.Электронный учебник – это учебник нового поколения и его применение на уроках неизбежно.Благодаря звуковому и визуальному восприятию одновременно повышается уровень успеваемости по многим школьным предметам.Ученик с интересом работает над тестами и заданиями, которые предлагаются компьютером, тем более его знания оценивает тоже компьютер.Таким образом,учитывая все выше сказанное использование на уроках информатики на сегодняшний день актуально и своевременно.Использование на уроках информатики электронных учебников, обучающих программ позволяет проявить самодеятельностьучащихся, их самоорганизованность, способствует развитию личности ребят.

Применение электронного учебника на уроках информатики позволяет решать следующие задачи:

Повышение познавательного интереса учащихся у учебному предмету «Информатика»;

Создание условий для овладения учащимися умениями и навыками.;

Работы с Интернет-ресурсами, поиска нужной информации в сети Интернет , которые необходимы современному человеку для дальнейшего обучения и развития;

Построение процесса обучения по принципу « ученик – субъект обучения»;

Моделирование поисковой деятельности учащихся;

Приоритетной целью урока с использованием электронного учебника является развитие личности ребенка, формирование таких качеств , которые необходимы учащимся для продолжения учебной деятельности, ведь завтра сегодняшние школьникистанут студентами , которым необходимы умения саморазвития, самообразования, поиска необходимой информации, самостоятельной организации учебной деятельности.

Организация поисковой деятельности учащихся позволяет формировать у каждого их них умения и навыки самостоятельно добывать знания, развивать такие качества личности как самостоятельность, организованность, настойчивость в достижении цели, ответственность, которые необходимы современному , всесторонне развитому человеку.

Использование индивидуально-обособленной формы обучения с применением электронного учебника позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ученика сообразно его подготовке и возможностей, осуществлять дифференцированность заданий, степень помощи ученику.

Эта форма учит индивидуальному труду, воспитанию самостоятельности учащихся и служит подготовкой для занятий самообразованием.

Электронные учебные пособия удобны в использовании на уроках, благодаря быстрому копированию на каждую из ученических машин по локальной сети. Они позволяют работать каждому учащемуся в удобном именно для него темпе, а учителю- осуществлять постоянный мониторинг уровня знаний и умений обучаемых.Но самое важное ,что компьютерные учебные пособия с успехом могут создавать сами ученики. В условиях недостаточного количества у учащихся учебников по информатике значимость пособий изготовленных учащимися самостоятельно возрастает.

Использование электронных учебников целесообразно на любом этапе изучения темы и любом этапе урока. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала .Подача учебного материала с использование электронного учебника сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей .Подобные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:

Усвоить базовые знания по предмету,

Систематизировать усвоенные знания;

Сформировать навыки самоконтроля;

Сформировать мотивацию к учению в целом и к информатике в частности;

Активизирует учебно-познавательную деятельность и дает возможность самостоятельно без помощи учителя изучать материал, расширять свой кругозор.

Формы и методы работы , используемые в данной педагогической технологии:

Фронтальная работа , работа в группах , самоконтроль при помощи электронного учебника , взаимоконтроль, работа в парах , тестирование на ПК , самоподготовка при помощиэлектронного учебника, марафон знаний (игровые методы).

Работа учителя в данной педагогической технологии включает следующие функции:

Организация учебного процесса на уровне класса в целом , предмета в целом ( график учебного процесса , внешняя диагностика , итоговый контроль).

Организация внутриклассной активизации и координации, расстановка рабочих мест, инструктаж , управление внутриклассной сетью и т.п).Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи , индивидуальный «человеческий» контакт с ребенком. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуалного обучения, использующие визуалные и слуховые образы.

В своей работе я часто использую электронные учебники, созданные с помощью Power Point , а также с помощью Auto Play Media Studio. В проектной и исследовательской деятельности учащихся я стараюсь не ограничивать их творческую самостоятельность.После обсуждения выбранной темы, технических требований к работе ребята занимаются поиском информации, обрабатывают ее, составляют план работы и сами его реализуют.Самым интересным событием всегда является демонстрацияи защита проектов и творческих работ.Несмотря на то, что уровень их выполнения различный, авторы с удовольствием рассказывают о своей работе.Даже те, кого не вытащить к доске, перестают комплексовать.В свои работы ребята добавляют схемы , графики, цифровые фото или просто отсканированные иллюстрации.

3.Заключение.

В современном обществе стремительно нарастает количество информации, поэтому курс информатики и информационных технологий играет особую роль в эпоху перехода от общества индустриального к обществу информационному , т.к готовит выпускников школык жизни и деятельности в информационном обществе , к обладанию информационной культурой.

Сегодня практически невозможно найти школу в котором бы не изучались информационные технологии.Педагогические программные средства применяются как с целью изучения собственно информационных технологий, так и при обучении другим областям знаний.

Таким образом система образования в нашей стране вступила в эпоху фундаментальных перемен, характеризирующихся новым понимание целей и ценностей образования, осознание перехода к непрерывному образованию, новым концептуальным подходам к разработке и использованию технологий обучения .Реализация многих из стоящих перед системой образования на современном этапе задач невозможна без использования современных методов и средств информатизации. Новые информационные технологии воздействуют на все компоненты системы обучения :цели, содержание, методы и организационные формы обучения, что позволяет решать сложные и актуальные задачи педагогики, а именно: развитие интеллектуального, творческого потенциала, аналитического мышления и самостоятельности человека. Электронные издания учебного назначения , обладая всеми особенностями бумажных изданий, имеют ряд положительных отличий и преимуществ. В частности: компактность хранения в памяти компьютера или на диске , гипертекстовые возможности , мобильность ,возможность внесения изменений и дополнений, удобство пересылки по электронной почте. Это- автоматизированная обучающая система, которя включает в себя дидактические , методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний. В целом, информационные технологии значительно обогащают образовательный процесс , наполняют его новым смыслом, Использование ИТ- технологий создает атмосферу творческого поиска, помогающую школьнику как более полно раскрыть свои способности, существенно повышает уровень знаний , творческую и познавательную активность учащихся.

Список литературы

Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М. «Просвещение»

Булгакова Н.Н Активизация учебно-познавательной деятельности школьников на уроках информатики //СБ. «Учебные технологии»

Подковыров А.М. Педагогический опыт информатизации школьного образования//

Материалы научно-практической конференции Москва: издание МГУ, 2003 год.

Попов М.В. Технологии применения компьютера в учебном процессе // Сб. «Учебные технологии»

Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств.

Розенберг Н.М. « Информационная культура в содержании общего образования»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Далбаева Тамара Киргизовна

Дата: 13.01.2016

Номер свидетельства: 275937

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства