Просмотр содержимого документа
«Роль английского языка в изучении математики»
«Роль английского языка в изучении математики»
Математика и английский язык считаются одними из самых сложных предметов в школьной программе. Что общего в этих двух таких разных предметах? Есть ли у них точки соприкосновения? Может ли математика помочь в изучении английского языка?
В нашей стране и родители, и ученики, знают, что математика и иностранный язык являются обязательными предметами в школах любого типа: как в общеобразовательных, так и в специализированных. Почему я, учитель математике, вспомнила о английском языке? Объявления в газетах с предложениями о работе, телереклама нацеливают на обязательное знание иностранного языка, умение работать на компьютере и профессиональной подготовке в выбранной сфере.
«Знание для нового тысячелетия» - это знание иностранных языков. Сейчас никого не удивишь тем, что некоторые ученики изучают два, а порой и три иностранных языка. Это те редкие случаи, когда дети с детства нацелены родителями на гуманитарное обучение.
Очень важно понимать, что с помощью различных предметов школьной программы у нас должна складываться целостная картина мира. Умение общаться на нескольких языках ценилось во все времена. Ведь люди разных национальностей и вероисповеданий должны находить общий язык и жить в мире и согласие.
Поэтому на уроках математики отрабатывали умение правильно произносить математические термины на английском языке, задавали простые вопросы и отвечали на вопросы собеседника; выступали публично, развивали свои актерские способности.
Теперь мы можем использовать приобретенные знания и коммуникативные умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Уже начиная с 5-го класса, у учащихся формируется базовый уровень математики. К 10-11 классам ученики достигают определенного уровня знаний по этому предмету. У большинства учащихся определяются наклонности к будущей профессии. Часто учащиеся уже приняли решение: кем быть, где учиться дальше. И для тех учащихся, которые выбирали для себя точные, инженерные или экономические науки, проводились факультативные занятия, изучение математики на иностранном языке.
Какова цель такова обучения? Достижение единства в овладении математикой и английским языком, т. е. освоения математической терминологии на английском языке, развитие умения излагать материал научно-технического и экономического характера на английском языке, что необходимо в будущей профессиональной деятельности.
Конечно, во время таких занятий по «математике» использовался уже изученный материал: решение квадратных уравнений на английском языке объясняла учащимся в 9-ом классе (учащиеся изучают в 8-ом классе.), учитель английского языка. Но ученики слышали речь на английском языке, как будто они находятся в иностранной языковой среде и формировалась привычка быстрого и непроизвольного использования английского языка, как это происходит на родном языке.
Помня, что математика наука точная и является гимнастикой ума, материал по математике брала из оригинальных иностранных источников, приучала учащихся к краткой и точной формулировке математических терминов на английском языке.
При систематическом подходе уже к концу 1 – го года учащиеся свободно, без задержки, без видимых усилий излагают на английском языке математические термины. Необходимость перевода опадает: мир чисел понятен всем. Память сама подсказывает необходимые слова и выражения. Навыки восприятия и говорение доводятся до автоматизма.
Но если с первых школьных дней дети будут обучаться с ориентацией только на «иностранный язык», то упущения в математическом образовании не наверстаешь последующим обучением. Кроме того, обучение, а математическое в особенности, должно обеспечиваться преемственностью между ступенями обучения, должна прослеживаться четкая схема непрерывного математического образования.