kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ С ПАРАМЕТРОМ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время на выпускных экзаменах за курс средней школы и на вступительных экзаменах в различные учебные заведения предлагаются уравнения с модулем и параметрами, решения которых часто вызывает у учащихся затруднения. Рассмотрим решение различных видов уравнений, объединяющим признаком для которых будет только наличием знака абсолютной величины.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ С ПАРАМЕТРОМ »

Решение уравнений, содержащих знак модуля (абсолютной величины)


В настоящее время на выпускных экзаменах за курс средней школы и на вступительных экзаменах в различные учебные заведения предлагаются уравнения с модулем и параметрами, решения которых часто вызывает у учащихся затруднения. Рассмотрим решение различных видов уравнений, объединяющим признаком для которых будет только наличием знака абсолютной величины.

По определению модулем (абсолютной величиной) действительного числа а (обозначается |а|) называется само это число, если а≥0 , и противоположное число , если а

, при а≥0 и , при а

Геометрически |а| означает расстояние на координатной прямой от точки, изображающей число а, до начала отсчета. Модуль нуля равен нулю, а если а≠0, то на координатной прямой существуют две точки а и –а, равноудаленные от нуля, модули которых равны |а|=|-а|.

Прежде чем приступать к изучению методов решения уравнений, содержащих знак абсолютной величины, нужно добиться четкого понимания действия этого знака на числа. По существу, определение модуля вводит новую унарную операцию на множестве действительных чисел, т.е. операцию, производимую с одним числом, в отличие от более привычных бинарных операций сложения, вычитания, умножения и деления. Проверить правильность понимание знака модуля можно на упражнениях следующих видов.

1. Чему равна разность ?

2. Чему равна сумма ?

3. Чему равна дробь ?

4. Верно ли утверждение: если , то a=b?

5. Верно ли утверждение: если a=b, то ?

6. При каких значениях х верно равенство:

а). х = |х|; б). –х = |-х|; в). –х = |х|?

7. Имеет ли корни уравнение и если имеет, то сколько:

а). |х|=0; б). |х|=1; в). |х|=-3; г). |-х|=2; д). |х|=1,2?

8. Запишите выражение без знака абсолютной величины:

а). |х+2|; б). |х+2|+х; в). -2|х+2|-х; г). |2-х|;

д). -2|2-х|+2-х; е). |х-|х||; ж). |х+2|х||+2х.


Задача 3.1, Может ли быть верным равенство

. И если да, то когда?

Часто встречается такой ответ: «Данное равенство верно в том случае, когда числа а и b имеют разные знаки». Ответ не является полным, поскольку в нем ничего не говорится о том случае, когда одно из этих чисел обращается в ноль. Здесь допущена распространенная ошибка, которая заключается в неполноте проведенной классификации. В данном случае следует учитывать, что, кроме положительных и отрицательных чисел, существует еще и ноль. Правильный ответ: при .


Рассмотрим некоторые частные случаи уравнений с модулем.

1. Решение уравнения .

По определению абсолютной величины, данное уравнение распадается на совокупность двух смешанных систем:

f(x)=a f(-x)=a

Так как функция четная, то ее корни будут существовать парами противоположных чисел, т.е. если α – корень уравнения, то и –α также будет корнем данного уравнения. Следовательно, достаточно решить лишь одну из этих двух систем.


Пример 1. Решить уравнение 2|х|-4,5-0,5|х|=7,5.

Это уравнение достаточно простое, и пока нет смысла записывать его в виде двух систем, а можно просто привести подобные и перегруппировать: 1,5|х|=12 → |х|=8 → х1=-8, х2=8.


Пример 2. Решить уравнение х2-|х|=6.

Как было сказано выше, уравнение распадается на две системы, но в силу четности функции можно решать только одну систему, не забывая к полученным решениям добавить значения противоположных знаков.

х2-х-6=0, х1=-2, х2=3

х≥0 х≥0

Решением системы будет значение х=3, а решением данного уравнения два значения: х1=-3, х2=3.

Для решения подобного уравнения графически нужно для неотрицательных значений х построить график функции у1= f(x), отразить его симметрично относительно оси Оу в область отрицательных значений х и затем построить график функции у2. Решением будут абсциссы точек пересечения графиков у1 и у2.

2. Решение уравнения вида .

Решение такого уравнения распадается на совокупность двух смешанных систем:

f(x)=φ(х) f(x)= - φ(х)

φ(х) φ(х)


3. Решение уравнений вида .

Находим корни двучленов, стоящих под знаком абсолютной величины:

Пусть x1x2xk. Данное уравнение последовательно решают на промежутках: (-∞, x1], [x1, x2], …,[xk,∞).


Рассмотренные частные случаи решения уравнений с модулем могут быть объединены в следующем алгоритме решения.

При решении уравнения, содержащего знак абсолютной величины, необходимо выражения, стоящие под знаком модуля приравнять нулю и найти характеристические точки, разбивающие область допустимых значений неизвестной величины на интервалы. После чего поочередно в каждом интервале раскрывать модуль в соответствии с определением и решать получившееся уравнение, не содержащее модуля. Принцип решения не меняется с увеличением количества модулей в уравнении, изменяется только количество интервалов, которые приходится рассматривать.


Пример 2. Решить квадратное уравнение x2-6∙|x|+8=0.

В данном примере под знаком модуля стоит только переменная х, поэтому характеристической точкой разбивающей область допустимых значений будет х=0, получается два интервала: а). х≥0 , тогда уравнение освобождаясь от модуля принимает вид х2-6х+8=0, решая его обычным образом находим корни х1=2 и х2=4. Оба корня попадают в рассматриваемый интервал.

б). х , тогда раскрывая модуль по определению, получаем иное квадратное уравнение х2+6х+8=0, корнями которого будут числа х3=-2 и х4=-4, которые тоже попадают во второй интервал. Таким образом окончательное решение уравнения состоит из четырех корней: х1=2 , х2=4 , х3=-2 , х4=-4. Этого кстати можно было ожидать еще до решения, так как трехчлен, стоящий в левой части уравнения представляет собой четную функцию, следовательно, его корни должны быть симметричны относительно начала координат.


Этот пример может послужить для интересного розыгрыша. Все наши предыдущие рассуждения сводились к тому, что квадратное уравнение имеет два и только два корня, а вот вам квадратное уравнение с четырьмя корнями. Никто ведь отдельно не подчеркивает, есть ли в уравнении знак модуля. Можно смело держать пари, что есть квадратное уравнение, у которого четыре различных корня!

Пример 2. Решить уравнение 2-5х+6|=5х-х2-6

Определяем характеристические точки для раскрытия знака модуля, для этого требуется решить уравнение х2-5х+6=0. Корни этого уравнения х1=2 , х2=3. Вся область допустимых значений разбивается на три интервала: между корнями значение трехчлена, стоящего под знаком модуля отрицательно, а вне корней – положительно.

а). х(-∞; 2)(3;+ ∞) Раскрывая модуль получаем х2-5х+6=5х-х2-6 или после преобразований х2-5х+6=0. Корни этого уравнения нами уже установлены, но интервалы рассматриваются открытые, поэтому в данный момент мы не можем считать их решением, а переходим к рассмотрению следующего промежутка.

б). х[2; 3] Уравнение принимает вид 2 +5х-6=5х-х2-6 и после преобразований оно не зависит от х: -6=-6. Значит, х может быть любым из рассматриваемого промежутка.

Окончательное решение уравнения х[2; 3].


Пример 3. Решить уравнение 2-1|=-|х|+1

Первый модуль дает две характеристические точки х1=-1 , х2=1, второй модуль точку х=0. Область допустимых значений разбивается на четыре промежутка (-∞; -1)[-1; 0](0; 1](1;+ ∞), в каждом из которых мы должны раскрывая модули внимательно смотреть на знак стоящих выражений.

а). х (-∞; -1) : х2-1=х+1, х2-х-2=0. Корни этого уравнения х1=-1 , х2=2 не попадают в выбранный открытый промежуток. Здесь нужно сделать важное замечание. При разбиении области допустимых значений на промежутки характеристические точки включаются в промежутки по вашему усмотрению, можно каждую характеристическую точку включать в оба промежутка, границей которых она служит, а можно только в один из них. К ошибке это не приведет.

б). х [-1; 0] : -х2+1=х+1, х2+х=0, х1=-1 , х2=0. Оба корня входят в рассматриваемый промежуток и, следовательно, являются решениями исходного уравнения.

в). х (0; 1] : -х2+1=-х+1, х2-х=0, х1=0 , х2=1. Второй корень попадает в промежуток.

г). х (1;+ ∞) : х2-1=-х+1, х2+х-2=0, х1=-2 , х2=1. Оба корня не входят в промежуток.

Окончательное решение данного уравнения, содержит три корня: х1=-1 , х2=0, х3=1.

Во всех показанных примерах уравнений с модулями возможно было графическое решение, порой оно даже более быстрое, чем долгий перебор всех промежутков, на которые разбивается характеристическими точками область допустимых значений.





  1. | x+5| = |10+x|

  1. |3x+1|+x=9

  2. |x-3|+2|x+1|=4

  1. |3x-1|=7x+11

  2. |7x-1|=|2x+4|

  3. |x+1|+|2-x|=|x+3|

  4. x2=|1-2x2|

  5. |9x-8|=4x+1

  6. |x2-6x+7|=|3x-11|

  7. |x+3|+|2x-1|=8

  8. |5-x|=2(2x-5)

  9. |5-2x|+|x+3|=2-3x

  10. |5-x|+|x-1|=10

  11. |x+2| =  2/3-x

  12. |x2+4x+2|=5x+16/3

  13. |x2-4|-|9-x2|=5

  14. |x-4,2|*(x-4,2)=-1

  15. (2x-1)*(|x|+1)=3

  16. X+1/|x-3|=2x

  17. |x+2|/3=x+2/5+x

  18. 2|x+1|=|x-3|

  19. 2|x2+2x-5|=x-1

  20. |x+1|-|x-2|+|3x+6|=0

  21. 5/3-|x-1|=|x|+2

  22. |x-|2x+3||=3x-1

  23. ||x+4|-2x|=3x-1

  24. |x2-3x+2|+x/|x2-x|+1=1

  25. |x2-4x|+3/x2+|x-5|=1

  26. |-2x-|3x+4|+5|=1-5x


 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ С ПАРАМЕТРОМ

Автор: ТРОШИНА НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА

Дата: 16.07.2015

Номер свидетельства: 222998

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Решение уравнений и неравенств с параметром, элективный курс "
    ["seo_title"] => string(68) "rieshieniie-uravnienii-i-nieravienstv-s-paramietrom-eliektivnyi-kurs"
    ["file_id"] => string(6) "170801"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423586600"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Прикладной курс по математике "Способы решения уравнений и неравенств"   10 класс"
    ["seo_title"] => string(86) "prikladnoi-kurs-po-matiematikie-sposoby-rieshieniia-uravnienii-i-nieravienstv-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "282100"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453645700"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Презентация на тему: "Решение уравнений с параметрами""
    ["seo_title"] => string(56) "priezientatsiianatiemurieshieniieuravnieniisparamietrami"
    ["file_id"] => string(6) "285013"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1454076653"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Элективный курс по математике на тему «Решение уравнений и неравенств с параметрами» "
    ["seo_title"] => string(94) "eliektivnyi-kurs-po-matiematikie-na-tiemu-rieshieniie-uravnienii-i-nieravienstv-s-paramietrami"
    ["file_id"] => string(6) "117335"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412769330"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Элективный курс по математике "Решение уравнений и неравенств с параметрами" "
    ["seo_title"] => string(85) "eliektivnyi-kurs-po-matiematikie-rieshieniie-uravnienii-i-nieravienstv-s-paramietrami"
    ["file_id"] => string(6) "147623"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419438534"
  }
}




ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства