kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Решение сложных тригонометрических уравнений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эти уравнения приходят в пробных тестах по ЕНТ и учащиеся затрудняются их решать. Я привожу несколько уравнений и способы их решений. Первое уравнение: в нем аргументы тригонометрических функций разные и прежде её решить вначале преобразуем это уравнение, используя формулы двойного аргумента и понижения степени. Затем, упростим её и получим  вид квадратного аргумента, в котором заменим функцию другой переменной и решим её. Во втором уравнении применим формулу основного тригонометрического тождества котангенса и домножим уравнение на общий множитель и затем разложим на множители и решим уравнение как обычно. Решая третье уравнение надо найти сумму корней из данного отрезка, которые входят в решение уравнения. Чтобы решить это уравнение, надо домножить обе части уравнения на одну вторую и собрать используя формулу сложения косинуса и решим, как простейшее тригонометрическое уравнение. И подставляя вместо n целые числа находим корни уравнения и складываем их. В чевертом уравнении вначале группируем и затем приьеняем формулу основного тригонометрического тождества, заменяя скобку другой переменной, получаем квадратное уравнение.И решаем как обычное уравнение.  В пятом уравнении применяем формулы двойного аргумента синуса и косинуса. Затем, преобразовывая ее, для разложении на множители применим формулу разности квадратов. И получим обычное однородное уравнение, который любой ученик может решить. В шестом уравнении формулу половинного аргумента котангенса заменим формулой. Домножим уравнение на общий знаменатель, получим обычное неполное квадратное уравнение. Разлагая ее на множители решим уравнение. В седьмом так как у уравнения разные аргументы но все слагаемые во второй степени, поэтому здесь можно применить формулы понижении степени синуса и косинуса.Затем сгруппируем слагаемые и применим формулы  суммы косинусов. Вынесим общий множитель за скобки и сново во второй скобки применим формулу суммы косинусов. И затем решим это уравнение как обычное приравнивая каждый множитель к нулю.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Решение сложных тригонометрических уравнений»



Сейджанова А.А.,І санатты математика пән мұғалімі,

Новеньский ОЖББМ, Новенький ауылы, Зеленов ауданы, Батыс-Қазақстан облысы.

Бүгінгі кезде оқушы үшін математикалық білім сапасының көрсеткіші ҰБТ-ның есептері негізінде аңықталады. Мұғалім сабақтың әрбір сатысында, әртүрлі бақылау кезеңдерінде ҰБТ тапсырмаларын қолданады. Соның ішінде тригонометриялық теңдеулер оқушыларға қиындық келтіреді . Ол үшін тригонометриялық формулаларын толық білу қажет керек. ҰБТ-ке дайындау барысында көмегі тиіп қалар деген оймен мына есептердің шешу жолдарын ұсынып отырмын .



1. Теңдеу сos2x-3cosx=4cos2

Дәреже төмендету және қосбұрышты формуласын қолданамыз: cos2 =

соs2x=2cos2x-1

Сонда шығады: 2cos2x-1-3cosx=4( )

2cos2x-1-3cosx-2-2cosx=0

2cos2x-5cosx-3=0, cosx=y, 2y2-5y-3=0, D=49, y1=3,y2=

3 саны косинустың мәндер облысына кірмейді, сондықтан cosx==

x=±+2πn, nZ Жауабы: x=±+2πn, nZ



2. Теңдеу Теңдеуді шешіңіз: ctgx+=2,

ctgx= өрнектеп, теңдеуді шешеміз: +=2

cosx+cos2x+sin2x=2sinx(1+cosx)

(cosx+1)- 2sinx(1+cosx)=0

(cosx+1)*(1-2sinx)=0

cosx=-1 sinx=

x= π+2πn, x=(-1)n +πk nZ. Жауабы: x= π+2πn, x=(-1)n +πk nZ



3. Теңдеу sinx+cosx=1 [2700; 4500] кесіндісіне тиісті түбірлерінің қосындысын табыңыз:

Біріншіден, теңдеуді ге көбейтеміз

sinx+cosx=1 /*

sinx+cosx=

sinsinx+coscosx=

мұнда косинустың қосу формуласын қолданамыз, сонда

cos(x-)=

x-=±+2πn

x=±++2πn, nZ n=0,1,2,3…

n=0, x= += 900[2700; 4500]

n=1, x=++2π=600+300+3600=4500, 4500[2700; 4500]

n=1, x=-600+300+3600=3300, 3300[2700; 4500]

n=2, x=600+300+7200= 8100, 8100[2700; 4500]

n=2, x=-600+300+7200=6900, 6900[2700; 4500]

мұнда берілген кесіндіде екі түбір бар екен, олардың қосындысын табайық x=3300+4500=7800

Жауабы: 7800



4. Теңдеу:tg2x-3tgx+4= 3ctgx-ctg2x

(tg2x+ ctg2x)-3(tgx+ctgx)+4=0, негізгі тепе-теңдік бойынша ctgx=

(tgx+)2- 3(tgx+)+2=0, tgx+=y

y2-3y+2=0, y= 2;1

tgx+=2, tgx+=1 ортақ бөліміне келтіреміз,

tg2x-tgx+2=0 tg2x-tgx+1=0

D2=0, осыдан tgx=1 x=+πn, nZ Жауабы: x=+πn, nZ

5. Теңдеу 4sin4x+cos4x=1+12cos4x, cos4x=1-2sin22x формуланы қолданамыз

. 4sin4x+1-2sin22x=1+12cos4x, sin22x=4 sin2xcos2x

4sin4x-8 sin2xcos2x =12cos4x

4sin2x(sin2x-2 cos2x)- 12cos4x=0, cos2x=1- sin2x

4sin2x(3sin2x-2)- 12cos4x=0, жақшаларды ашып, түрлендіреміз

12sin4x-8sin2x-12cos4x=0

12sin4x-12cos4x-8sin2x=0, 12-ні жақша сыртына шығарып, қысқаша көбейту формулаларын қолданып, жіктейміз.

12(sin2x- cos2x)( cos2x+ sin2x)- 8sin2x=0, cos2x+ sin2x=1

12 sin2x- 12cos2x -8 sin2x=0

4sin2x-12 cos2x=0 /4 cos2x

tg2x=3, дәреже төмендету формаласын колданамыз tg2x=

= 3, 1-cos2x=3+3cos2x,

-4cos2x=2

cos2x= -, 2x=(π-)+2πn, nZ

x=+ πn , немесе x=+ πn. Жауабы: x=+ πn, nZ

6. Теңдеу: 1+cosx=ctgтеңдеуді шешеміз, мұнда ctg==формуламен алмастырамыз

1+cosx= /* (1-cosx) көбейтіп, теңдеуді түрлендіреміз

1-cos2x-sinx=0

sin2x-sinx=0

sinx(sinx-1)=0

sinx=0, sinx-1=0

x=πn, sinx=1

x=πn , x=+2πk. Жауабы: x=πn; x=+2πk, nZ

7. Теңдеу:. sin22x+sin23x+sin24x+sin25x=2, дәреже төмендету формулаларын қолданамыз sin2x=

(1-cos4x)+(1-cos6x)+(1-cos8x)+(1-cos10x)=2

(1-cos4x-cos6x –cos8x-cos10x+3)=2

cos4x+cos6x+cos8x+cos10x=0, қосылғыштарды топтап, соsx+cosy= 2coscos формуласын қолданамыз. Сонда

(cos4x+cos10)+(cos6x+cos8x)=0

2coscos+2coscos=0

2cos7xcos3x+2cos7xcosx=0

2cos7x(cos3x+cosx)=0

2cos7x=0, cos3x+cosx=0

7x=+πn 2coscos

x=+n 2cos2xcosx=0

cos2x=0, cosx=0

2x=+πk, x=+πm

х=+k

Жауабы: x=+n, х=+k, x=+πm мұнда nZ






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Решение сложных тригонометрических уравнений

Автор: Сейджанова Айнагуль Адильбаевна

Дата: 10.12.2014

Номер свидетельства: 142167

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "конспект занятия " Простейшие тригонометрические уравнения" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-zaniatiia-prostieishiie-trighonomietrichieskiie-uravnieniia"
    ["file_id"] => string(6) "120466"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413724972"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока по теме "Решение тригонометрических уравнений""
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekturokapotiemierieshieniietrighonomietrichieskikhuravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "279440"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453226116"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Презентация для урока математики "Решение тригонометрических уравнений""
    ["seo_title"] => string(79) "priezientatsiiadliaurokamatiematikirieshieniietrighonomietrichieskikhuravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "279448"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453226604"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "«Методы решения тригонометрических уравнений». "
    ["seo_title"] => string(54) "mietody-rieshieniia-trighonomietrichieskikh-uravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "203241"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429444976"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Презентация к обобщающему уроку по теме "Тригонометрические уравнения""
    ["seo_title"] => string(89) "priezientatsiia-k-obobshchaiushchiemu-uroku-po-tiemie-trighonomietrichieskiie-uravnieniia"
    ["file_id"] => string(6) "256463"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448134256"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства