kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проблемный диалог на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлена классификация методов использования технологии проблемного диалогпа на уроках математики в 5 - 9 классах с примерами по конкретным темам, особенно полезен данный материал педагогам для организации поисковой мыслительной деятельности учащихся и повышения интереса к математике как к предмету.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«проблемный диалог на уроках математики 5 - 9 классы»

Проблемный диалог на уроках математики

5 - 9 классы


Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Позволь мне сделать, и это станет моим навсегда.

(китайская пословица)

Проблемный диалог и как метод и как технология направлен на развитие творческой, самостоятельной учебной деятельности при введении и воспроизведении знаний. На уроках с применением технологии проблемного обучения создаются условия для получения учащимися опыта формирования таких учебных действий как сравнение, сопоставление, обобщение, аналогия, умение устанавливать взаимосвязи, моделирование. Кроме того, в ходе эвристического диалога у учащихся формируются умения выдвигать гипотезы, предлагать доказательства и самостоятельные суждения.


Классификация проблемно – диалогических методов обучения.

Этапы

Проблемно – диалогические методы обучения

1. Постановка

учебной проблемы

Побуждающий

от проблемной

ситуации диалог

подводящий к

теме диалог

сообщение темы с

мотивирующим

приёмом

2. Поиск решения

Побуждающий

к гипотезам диалог

подводящий от проблемы диалог

подводящий без

проблемы диалог


Для уроков математики характерно создание проблемной ситуации с затруднением, когда возникает противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание, а также использование подводящего к теме диалога и сообщение темы с мотивирующим приемом «яркое пятно», обеспечивающего принятие темы учениками. Причем данный прием эффективен при работе, как с учащимися средних классов. Так и в старшей школе.


МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ.

  • Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса создается вопросом ли практическим заданием на новый материал.

Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вопрос был один? А мнений сколько?» или «Задание было одно? А выполнили вы его как?». И далее общий текст: «Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.


6 класс, тема: «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями».

Учащимся постепенно предлагается выполнить действия с дробями:


  • Какие ответы у вас получились?

  • Смогли ли вы выполнить два последних действия?

  • Если смогли, то какие ответы вы получили? Если нет, то почему?

  • Какие дроби вы уже умеете складывать и вычитать?

  • (дроби с одинаковыми знаменателями)

  • Можно ли данные дроби заменить дробями с одинаковыми знаменателями? (можно)


7 класс: тема: «Умножение степеней с натуральным показателем».

Посмотрите на примеры на доске:

а3 + а5

а3 ∙ а5

3)5

а3 – а5

а5 : а3


  • Как вы думаете, какие действия можно выполнять со степенями? (мнения в классе разделяются).

  • Вопрос был задан один, а смотрите, сколько ответов вы на него дали.

  • Так чего же мы еще не знаем?


Проблемная ситуация с противоречием между житейским, т.е. ограниченным или ошибочным представлением учеников и научным фактом.


Сначала учитель выявляет житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем сообщением, экспериментом, расчетами или наглядностью предъявляет научный факт. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вы что думали сначала? А что оказывается на самом деле?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.







5 класс, тема: «Решение задач на проценты».

Учащимся предлагается решить задачу: «Предположим, цена стиральной машины была А рублей. Затем цена повысилась на 15%, а к Новому году снизилась на 15%. Изменилась ли цена стиральной машины?».

(учащиеся предполагают, что цена товара не изменилась – житейское представление).

В ходе дальнейших рассуждений выясняется противоречие между житейским представление учащихся и реальной ситуацией.


  • Что вы предположили?

  • А как оказалось на самом деле?

  • Значит чему мы сегодня должны научиться?


7 класс, тема «Параллельные прямые».



  • Параллельны ли горизонтальные прямые?

  • Как вы думали?

  • А как оказалось на самом деле?

  • Всегда ли возможно определить параллельность прямых «на глаз»?

  • Познакомимся с признаками параллельности прямых?


Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя создается практическим заданием, не сходным с предыдущим.

Побуждение к осознанию проблемы осуществляется репликами: «Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.







5 класс, тема: «Умножение десятичных дробей».

Учащимся предлагается выполнить действия:

0,5763 · 87

5, 763 · 87

57, 63 · 87

576,3 · 8,7

  • Смогли ли вы выполнить последнее действие? (нет)

  • Почему?

  • Чем последнее действие отличается от предыдущих?

  • Чем, по вашему мнению, мы будем заниматься сегодня?


  • Подводящий к теме диалог.

Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо обеспечивать безоценочное принятие ошибочных ответов учащихся.


8 класс геометрия, тема: «Подобные треугольники».




  • Найдите лишнюю пару треугольников. (лишняя третья пара).

  • Что общего у треугольников первых двух пар? (треугольники похожи)

  • Замените слово «похожи» его синонимом. (подобны).

  • Какова тема нашего урока? (подобные треугольники)


  • Сообщение темы с мотивирующим приемом.

Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»).

В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.








6 класс, тема: «Координатная плоскость».

В начале урока учитель демонстрирует классу хорошо знакомые предметы, например, шахматную доску, глобус, билет в театр.

  • Что объединяет все эти предметы? (они помогают определить

  • положение (место) человека в зрительном зале, на планете

  • или фигуры на шахматной доске).

  • Как описать положение точки на плоскости?

  • (ввести координаты на плоскости).

  • Какова же тема урока? (координаты на плоскости).


8 класс, тема: «Теорема Виета».

Урок начинается с исторической зарисовки. XVI век. Франция. Адвокат и советник короля Генриха III Франсуа Виет, будучи выдающимся математиком, сумел раскрыть ключ шифра, состоявшего из 500 знаков, с помощью которого враги короля вели переписку с испанским двором. Но среди математиков Виет известен своей теоремой о свойствах корней квадратного уравнения.

А какое это свойство вы увидите сами.

Решите квадратное уравнение:

1 группа – 5х² – 6х + 1 = 0

2 группа – 6х² – 5х – 1 = 0

3 группа – х² – 5х + 6 = 0

Найдите сумму и произведение корней уравнения и сравните их с коэффициентами своего квадратного уравнения. Что интересного вы заметили?


5 класс, тема: «Проценты».

Учащимся предлагается решить задачу:

«Вы хотите купить телефон. В магазине интересующая Вас модель стоит 4500 рублей, но в магазине на нее предлагают скидку в 15%. Какую сумму Вы должны заплатить?»

  • Можете ли вы решить эту задачу? (Нет, мы не знаем, что такое процент).

  • Хотите ли вы это узнать?

  • А как вы думаете, где вам пригодятся эти знания?


МЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ.


  • Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог.

Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог представляет собой сочетание специальных вопросов, стимулирующих учеников выдвигать и проверять гипотезы.





7 класс, тема: «Сумма углов треугольника».

Учащимся предлагается измерить углы треугольника и найти их сумму.

1 группа – остроугольный треугольник.

2 группа – прямоугольный треугольник.

3 группа – тупоугольный треугольник.

  • Чему равна сумма углов Вашего треугольника?

  • Как вы думаете, в любом ли треугольнике такая сумма углов?

  • Давайте найдем ответ на этот вопрос на сегодняшнем уроке.


8 класс геометрия, тема: «Площадь прямоугольного треугольника».

Достроив треугольник до прямоугольника, найдите площадь первого.



  • Как вы нашли площадь треугольника?

  • Предложите формулу для вычисления площади прямоугольного треугольника.


6 класс, «Признаки делимости на 10, на 5 и на 2».


Распределите числа на три столбика:

а) делятся на 2; б) делятся на 5; в) делятся на 10.

2354, 4535, 7892, 1270, 7895, 9766, 3370, 1098, 9945, 6185.


  • Как вы определили число в первый столбик, во второй столбик, в третий столбик?

  • Какие числа делятся на 2, делятся на 5, делятся на 10?


  • Подводящий к знанию диалог.


Представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование («открытие») нового знания учениками. Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без нее. В первом случае учитель любым методом обеспечивает постановку проблемы, во втором случае этот этап урока пропускается вообще.






6 класс, тема: Признаки делимости на 3 и на 9».

Выполните действия:














Сделайте вывод, какие числа делятся на 3 и на 9.


9 класс алгебра, тема: «Разложение на множители квадратного трехчлена».


  • Сравните конечное выражение второго столбика и квадратное уравнение.

  • Сравните корни уравнения с числами в скобках.



Метод проблемного диалога эффективно способствует формированию у учащихся математического склада мышления, интереса к предмету, прививает навыки исследовательской работы и желание самостоятельно решать возникшие ситуации. Он направлен на формирование мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов и мыслительных способностей.

Просмотр содержимого презентации
«проблемный диалог на уроках математики 5 - 9 классы»

Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Позволь мне сделать, и это станет моим навсегда. (китайская пословица)

Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Позволь мне сделать, и это станет моим навсегда.

(китайская пословица)

Классификация проблемно – диалогических методов обучения Этапы Проблемно – диалогические методы обучения 1. Постановка учебной проблемы Побуждающий от проблемной ситуации диалог 2. Поиск решения подводящий к теме диалог  Побуждающий  к гипотезам диалог сообщение темы с мотивирующим приёмом подводящий от проблемы диалог  подводящий без  проблемы диалог

Классификация проблемно – диалогических методов обучения

Этапы

Проблемно – диалогические методы обучения

1. Постановка

учебной проблемы

Побуждающий

от проблемной

ситуации диалог

2. Поиск решения

подводящий к

теме диалог

Побуждающий

к гипотезам диалог

сообщение темы с

мотивирующим

приёмом

подводящий от проблемы диалог

подводящий без

проблемы диалог

МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ

МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ

  • Побуждающий от проблемной ситуации диалог.
  • Подводящий к теме диалог.
  • Сообщение темы с мотивирующим приемом .
Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса создается вопросом или практическим заданием на новый материал.
  • Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Проблемная ситуация со столкновением мнений

учеников класса создается вопросом

или практическим заданием на новый материал.

Побуждение к осознанию противоречия осуществляется

репликами: «Вопрос был один?

А мнений сколько?» или «Задание было одно?

А выполнили вы его как?».

И далее общий текст: «Почему так получилось?

Чего мы еще не знаем?».

Побуждение к формулированию проблемы

осуществляется одной из реплик по выбору.

6 класс, тема: «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями». Учащимся постепенно предлагается выполнить действия с дробями:  Какие ответы у вас получились?   Смогли ли вы выполнить два последних действия?   Если смогли, то какие ответы вы получили? Если нет, то почему?   Какие дроби вы уже умеете складывать и вычитать?  (дроби с одинаковыми знаменателями)

6 класс, тема:

«Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями».

Учащимся постепенно предлагается выполнить действия с дробями:

  • Какие ответы у вас получились?
  • Смогли ли вы выполнить два последних действия?
  • Если смогли, то какие ответы вы получили? Если нет, то почему?
  • Какие дроби вы уже умеете складывать и вычитать?

(дроби с одинаковыми знаменателями)

  • Можно ли данные дроби заменить дробями с одинаковыми знаменателями? (можно)
7 класс: тема: «Умножение степеней с натуральным показателем».  Посмотрите на примеры на доске: а 3 + а 5 а 3 ∙ а 5 (а 3 ) 5 а 3 – а 5 а 5 : а 3  Как вы думаете, какие действия можно выполнять со степенями?  (мнения в классе разделяются).

7 класс: тема:

«Умножение степеней с натуральным показателем».

Посмотрите на примеры на доске:

а 3 + а 5 а 3 ∙ а 5 (а 3 ) 5 а 3 – а 5 а 5 : а 3

  • Как вы думаете, какие действия можно выполнять со степенями?

(мнения в классе разделяются).

  • Вопрос был задан один, а смотрите сколько ответов вы на него дали.
  • Так чего же мы еще не знаем?
Проблемная ситуация с противоречием между житейским,  т.е. ограниченным или ошибочным представлением учеников и научным фактом. Сначала учитель выявляет житейское представление  учеников вопросом или практическим заданием « на ошибку » . Затем сообщением, экспериментом, расчетами или наглядностью предъявляет научный факт. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: « Вы что думали сначала?  А что оказывается на самом деле? » . Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.

Проблемная ситуация с противоречием между житейским,

т.е. ограниченным или ошибочным представлением

учеников и научным фактом.

Сначала учитель выявляет житейское представление

учеников вопросом или практическим

заданием « на ошибку » . Затем сообщением, экспериментом, расчетами или наглядностью предъявляет научный факт. Побуждение к осознанию противоречия

осуществляется репликами: « Вы что думали сначала?

А что оказывается на самом деле? » .

Побуждение к формулированию проблемы

осуществляется одной из реплик по выбору.

5 класс, тема: « Решение задач на проценты » . Учащимся предлагается решить задачу: « Предположим, цена стиральной машины была А рублей. Затем цена повысилась на 15%, а к Новому году снизилась на 15%. Изменилась ли цена стиральной машины? » (учащиеся предполагают, что цена товара не изменилась – житейское представление) В ходе дальнейших рассуждений выясняется противоречие между житейским представление учащихся и реальной ситуацией.

5 класс, тема: « Решение задач на проценты » .

Учащимся предлагается решить задачу:

« Предположим, цена стиральной машины была А рублей. Затем цена повысилась на 15%, а к Новому году снизилась на 15%. Изменилась ли цена стиральной машины? »

(учащиеся предполагают, что цена товара не изменилась – житейское представление)

В ходе дальнейших рассуждений выясняется противоречие между житейским представление учащихся и реальной ситуацией.

  • Что вы предположили?
  • А как оказалось на самом деле?
  • Значит чему мы сегодня должны научиться?
7 класс, тема « Параллельные прямые » .

7 класс, тема « Параллельные прямые » .

  • Параллельны ли горизонтальные прямые?
  • Как вы думали?
  • А как оказалось на самом деле?
  • Всегда ли возможно определить параллельность прямых « на глаз » ?
  • Познакомимся с признаками параллельности прямых?
Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя создается практическим заданием,  не сходным с предыдущим. Побуждение к осознанию проблемы осуществляется  репликами: « Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее? » . Побуждение к формулированию  проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.

Проблемная ситуация с противоречием между

необходимостью и невозможностью выполнить

задание учителя создается практическим заданием,

не сходным с предыдущим.

Побуждение к осознанию проблемы осуществляется

репликами: « Вы смогли выполнить задание?

В чем затруднение? Чем это задание не похоже

на предыдущее? » . Побуждение к формулированию

проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.

5 класс, тема: « Умножение десятичных дробей » . Учащимся предлагается выполнить действия: 0,5763 · 87 5, 763 · 87 57, 63 · 87 576,3 · 8,7

5 класс, тема: « Умножение десятичных дробей » .

Учащимся предлагается выполнить действия:

0,5763 · 87

5, 763 · 87

57, 63 · 87

576,3 · 8,7

  • Смогли ли вы выполнить последнее действие? (нет)
  • Почему?
  • Чем последнее действие отличается от предыдущих?
  • Чем, по вашему мнению, мы будем заниматься сегодня?
Подводящий к теме диалог.
  • Подводящий к теме диалог.

Вопросы и задания могут различаться по характеру

и степени трудности, но должны быть посильными

для учеников. Последний вопрос содержит обобщение

и позволяет ученикам сформулировать тему урока.

По ходу диалога необходимо обеспечивать

безоценочное принятие ошибочных ответов учащихся.

5 класс, тема « Деление десятичных дробей »   На какие числа вы уже умеете делить десятичную дробь?  (на натуральные)  А как вы думаете, на какие еще числа можно делить десятичные дроби?  (на десятичные дроби)  Какова, по вашему мнению, тема нашего урока?  (деление десятичных дробей)

5 класс, тема « Деление десятичных дробей »

  • На какие числа вы уже умеете делить десятичную дробь?

(на натуральные)

  • А как вы думаете, на какие еще числа можно делить десятичные дроби?

(на десятичные дроби)

  • Какова, по вашему мнению, тема нашего урока?

(деление десятичных дробей)

8 класс геометрия, тема: « Подобные треугольники » .

8 класс геометрия, тема: « Подобные треугольники » .

  • Найдите лишнюю пару треугольников. (лишняя третья пара).
  • Что общего у треугольников первых двух пар? (треугольники похожи)
  • Замените слово « похожи » его синонимом. (подобны).
  • Какова тема нашего урока? (подобные треугольники)
Сообщение темы с мотивирующим приемом .
  • Сообщение темы с мотивирующим приемом .

Суть метода заключается в том, что учитель

предваряет сообщение готовой темы либо

интригующим материалом (прием « яркое пятно » ),

либо характеристикой значимости темы

для самих учащихся (прием « актуальность » ).

В некоторых случаях оба мотивирующих приема

используются одновременно.

6 класс, тема: « Координатная плоскость » . В начале урока учитель демонстрирует классу хорошо знакомые предметы, например, шахматную доску, глобус, билет в театр.  Что объединяет все эти предметы? (они помогают определить  положение (место) человека в зрительном зале, на планете  или фигуры на шахматной доске).  Как описать положение точки на плоскости?  (ввести координаты на плоскости).

6 класс, тема: « Координатная плоскость » .

В начале урока учитель демонстрирует классу хорошо знакомые предметы, например, шахматную доску, глобус, билет в театр.

  • Что объединяет все эти предметы? (они помогают определить

положение (место) человека в зрительном зале, на планете

или фигуры на шахматной доске).

  • Как описать положение точки на плоскости?

(ввести координаты на плоскости).

  • Какова же тема урока? (координаты на плоскости).
8 класс, тема: «Теорема Виета». Урок начинается с исторической зарисовки. XVI век. Франция. Адвокат и советник короля Генриха III Франсуа Виет, будучи выдающимся математиком, сумел раскрыть ключ шифра, состоявшего из 500 знаков, с помощью которого враги короля вели переписку с испанским двором. Но среди математиков Виет известен своей теоремой о свойствах корней квадратного уравнения. А какое это свойство вы увидите сами. Решите квадратное уравнение: 1 группа – 5х² – 6х + 1 = 0 2 группа – 6х² – 5х – 1 = 0 3 группа – х² – 5х + 6 = 0

8 класс, тема: «Теорема Виета».

Урок начинается с исторической зарисовки.

XVI век. Франция. Адвокат и советник короля Генриха III Франсуа Виет, будучи выдающимся математиком, сумел раскрыть ключ шифра, состоявшего из 500 знаков, с помощью которого

враги короля вели переписку с испанским двором. Но среди математиков

Виет известен своей теоремой о свойствах корней квадратного уравнения.

А какое это свойство вы увидите сами.

Решите квадратное уравнение:

1 группа – 5х² – 6х + 1 = 0

2 группа – 6х² – 5х – 1 = 0

3 группа – х² – 5х + 6 = 0

  • Найдите сумму и произведение корней уравнения.
  • Что интересного вы заметили?
5 класс, тема: « Проценты » . Учащимся предлагается решить задачу: « Вы хотите купить телефон. В магазине интересующая Вас модель стоит 4500 рублей,  но в магазине на нее предлагают скидку в 15%. Какую сумму Вы должны заплатить? »  Можете ли вы решить эту задачу?  (Нет, мы не знаем, что такое процент).

5 класс, тема: « Проценты » .

Учащимся предлагается решить задачу:

« Вы хотите купить телефон. В магазине интересующая Вас модель стоит 4500 рублей,

но в магазине на нее предлагают скидку в 15%. Какую сумму Вы должны заплатить? »

  • Можете ли вы решить эту задачу?

(Нет, мы не знаем, что такое процент).

  • Хотите ли вы это узнать?
  • А как вы думаете, где вам пригодятся эти знания?
МЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ.

МЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ.

  • Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог.
  • Подводящий к знанию диалог.
Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог.
  • Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог.

Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез

диалог представляет собой сочетание

специальных вопросов, стимулирующих

учеников выдвигать и проверять гипотезы.

7 класс, тема: « Сумма углов треугольника » .  Учащимся предлагается измерить углы треугольника и найти их сумму. 1 группа – остроугольный треугольник. 2 группа – прямоугольный треугольник. 3 группа – тупоугольный треугольник.

7 класс, тема: « Сумма углов треугольника » .

Учащимся предлагается измерить углы треугольника и найти их сумму.

1 группа – остроугольный треугольник.

2 группа – прямоугольный треугольник.

3 группа – тупоугольный треугольник.

  • Чему равна сумма углов Вашего треугольника?
  • Как вы думаете, в любом ли треугольнике такая сумма углов?
  • Давайте найдем ответ на этот вопрос на сегодняшнем уроке.
8 класс геометрия, тема: « Площадь прямоугольного треугольника » . Достроив треугольник до прямоугольника, найдите площадь первого.  Как вы нашли площадь треугольника?   Предложите формулу для вычисления площади  прямоугольного треугольника.

8 класс геометрия, тема:

« Площадь прямоугольного треугольника » .

Достроив треугольник до прямоугольника, найдите площадь первого.

  • Как вы нашли площадь треугольника?
  • Предложите формулу для вычисления площади

прямоугольного треугольника.

6 класс, « Признаки делимости на 10, на 5 и на 2 » . Распределите числа на три столбика: а) делятся на 2; б) делятся на 5; в) делятся на 10. 2354, 4535, 7892, 1270, 7895, 9766, 3370, 1098, 9945, 6185.  Как вы определили число в первый столбик, во второй столбик,  в третий столбик?

6 класс, « Признаки делимости на 10, на 5 и на 2 » .

Распределите числа на три столбика:

а) делятся на 2; б) делятся на 5; в) делятся на 10.

2354, 4535, 7892, 1270, 7895, 9766, 3370, 1098, 9945, 6185.

  • Как вы определили число в первый столбик, во второй столбик,

в третий столбик?

  • Какие числа делятся на 2, делятся на 5, делятся на 10?
Подводящий к знанию диалог.
  • Подводящий к знанию диалог.

Представляет собой систему вопросов и заданий,

обеспечивающих формулирование ( « открытие » )

нового знания учениками. Подводящий диалог

можно развернуть как от поставленной учебной

проблемы, так и без нее. В первом случае учитель

любым методом обеспечивает постановку проблемы,

во втором случае этот этап урока пропускается вообще.

6 класс, тема: Признаки делимости на 3 и на 9 » . Выполните действия:  Сделайте вывод, какие числа делятся на 3 и на 9. 1 вариант: Число: Сумма цифр числа: 25476 : 3 (2 + 5 + 4 + 7 + 6) : 3 35623 : 9 (3 + 5 + 6 + 2 + 3) : 9 2 вариант: Число: Сумма цифр числа: 48523 : 3 17865 : 9 (4 + 8 + 5 + 2 + 3) : 3 (1 + 7 + 8 + 6 + 5) : 9 3 вариант: Число: Сумма цифр числа: 56188 : 3 (5 + 6 + 1 + 8 + 8) : 3 94824 : 9  (9 + 4 + 8 + 2 + 4) : 9

6 класс, тема: Признаки делимости на 3 и на 9 » .

Выполните действия:

  • Сделайте вывод, какие числа делятся на 3 и на 9.

1 вариант:

Число:

Сумма цифр числа:

25476 : 3

(2 + 5 + 4 + 7 + 6) : 3

35623 : 9

(3 + 5 + 6 + 2 + 3) : 9

2 вариант:

Число:

Сумма цифр числа:

48523 : 3

17865 : 9

(4 + 8 + 5 + 2 + 3) : 3

(1 + 7 + 8 + 6 + 5) : 9

3 вариант:

Число:

Сумма цифр числа:

56188 : 3

(5 + 6 + 1 + 8 + 8) : 3

94824 : 9

(9 + 4 + 8 + 2 + 4) : 9

9 класс алгебра, тема: « Разложение на множители квадратного трехчлена » .  Сравните конечное выражение второго столбика и квадратное уравнение.   Сравните корни уравнения с числами в скобках. Решите квадратное уравнение: Раскройте скобки: 3х 2 – 7х – 6 + 0 3(х – 3)(х + 2 /3 )

9 класс алгебра, тема:

« Разложение на множители квадратного трехчлена » .

  • Сравните конечное выражение второго столбика и квадратное уравнение.
  • Сравните корни уравнения с числами в скобках.

Решите квадратное уравнение:

Раскройте скобки:

3х 2 – 7х – 6 + 0

3(х – 3)(х + 2 /3 )

Метод проблемного обучения эффективно способствует  формированию у учащихся математического склада мышления, интереса к предмету, прививает навыки исследовательской работы и желание самостоятельно решать возникшие ситуации. Он направлен на формирование мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных способностей.

Метод проблемного обучения эффективно способствует

формированию у учащихся математического склада мышления, интереса к предмету, прививает навыки исследовательской работы и желание самостоятельно решать возникшие ситуации. Он направлен на формирование мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных способностей.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Проблемный диалог на уроках математики

Автор: Янковская Галина Дмитриевна

Дата: 10.05.2015

Номер свидетельства: 209617

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Конспект урока математики на тему: "Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз" "
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-matiematiki-na-tiemu-rieshieniie-zadach-na-uvielichieniie-i-umien-shieniie-v-nieskol-ko-raz"
    ["file_id"] => string(6) "125373"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414958051"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Мастер- класс «Формирование УУД на уроках математики»"
    ["seo_title"] => string(48) "mastierklassformirovaniieuudnaurokakhmatiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "263317"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449509571"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Технологическая карта урока математики в 5 классе "Среднее арифметическое нескольких чисел" (соответствует ФГОС) "
    ["seo_title"] => string(129) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-matiematiki-v-5-klassie-sriednieie-arifmietichieskoie-nieskol-kikh-chisiel-sootvietstvuiet-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "140431"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417954642"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Календарно-тематическое планирование уроков математики"
    ["seo_title"] => string(61) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-urokov-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "258177"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448459198"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Календарно-тематическое планирование уроков "Математика" во 2 классе. Программа "Школа 2100" "
    ["seo_title"] => string(97) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-urokov-matiematika-vo-2-klassie-proghramma-shkola-2100"
    ["file_id"] => string(6) "179644"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1425045431"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1850 руб.
2640 руб.
1490 руб.
2130 руб.
1680 руб.
2400 руб.
1750 руб.
2500 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства