kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проблемный диалог на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлена классификация методов использования технологии проблемного диалогпа на уроках математики в 5 - 9 классах с примерами по конкретным темам, особенно полезен данный материал педагогам для организации поисковой мыслительной деятельности учащихся и повышения интереса к математике как к предмету.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«проблемный диалог на уроках математики 5 - 9 классы»

Проблемный диалог на уроках математики

5 - 9 классы


Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Позволь мне сделать, и это станет моим навсегда.

(китайская пословица)

Проблемный диалог и как метод и как технология направлен на развитие творческой, самостоятельной учебной деятельности при введении и воспроизведении знаний. На уроках с применением технологии проблемного обучения создаются условия для получения учащимися опыта формирования таких учебных действий как сравнение, сопоставление, обобщение, аналогия, умение устанавливать взаимосвязи, моделирование. Кроме того, в ходе эвристического диалога у учащихся формируются умения выдвигать гипотезы, предлагать доказательства и самостоятельные суждения.


Классификация проблемно – диалогических методов обучения.

Этапы

Проблемно – диалогические методы обучения

1. Постановка

учебной проблемы

Побуждающий

от проблемной

ситуации диалог

подводящий к

теме диалог

сообщение темы с

мотивирующим

приёмом

2. Поиск решения

Побуждающий

к гипотезам диалог

подводящий от проблемы диалог

подводящий без

проблемы диалог


Для уроков математики характерно создание проблемной ситуации с затруднением, когда возникает противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание, а также использование подводящего к теме диалога и сообщение темы с мотивирующим приемом «яркое пятно», обеспечивающего принятие темы учениками. Причем данный прием эффективен при работе, как с учащимися средних классов. Так и в старшей школе.


МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ.

  • Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса создается вопросом ли практическим заданием на новый материал.

Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вопрос был один? А мнений сколько?» или «Задание было одно? А выполнили вы его как?». И далее общий текст: «Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.


6 класс, тема: «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями».

Учащимся постепенно предлагается выполнить действия с дробями:


  • Какие ответы у вас получились?

  • Смогли ли вы выполнить два последних действия?

  • Если смогли, то какие ответы вы получили? Если нет, то почему?

  • Какие дроби вы уже умеете складывать и вычитать?

  • (дроби с одинаковыми знаменателями)

  • Можно ли данные дроби заменить дробями с одинаковыми знаменателями? (можно)


7 класс: тема: «Умножение степеней с натуральным показателем».

Посмотрите на примеры на доске:

а3 + а5

а3 ∙ а5

3)5

а3 – а5

а5 : а3


  • Как вы думаете, какие действия можно выполнять со степенями? (мнения в классе разделяются).

  • Вопрос был задан один, а смотрите, сколько ответов вы на него дали.

  • Так чего же мы еще не знаем?


Проблемная ситуация с противоречием между житейским, т.е. ограниченным или ошибочным представлением учеников и научным фактом.


Сначала учитель выявляет житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем сообщением, экспериментом, расчетами или наглядностью предъявляет научный факт. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вы что думали сначала? А что оказывается на самом деле?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.







5 класс, тема: «Решение задач на проценты».

Учащимся предлагается решить задачу: «Предположим, цена стиральной машины была А рублей. Затем цена повысилась на 15%, а к Новому году снизилась на 15%. Изменилась ли цена стиральной машины?».

(учащиеся предполагают, что цена товара не изменилась – житейское представление).

В ходе дальнейших рассуждений выясняется противоречие между житейским представление учащихся и реальной ситуацией.


  • Что вы предположили?

  • А как оказалось на самом деле?

  • Значит чему мы сегодня должны научиться?


7 класс, тема «Параллельные прямые».



  • Параллельны ли горизонтальные прямые?

  • Как вы думали?

  • А как оказалось на самом деле?

  • Всегда ли возможно определить параллельность прямых «на глаз»?

  • Познакомимся с признаками параллельности прямых?


Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя создается практическим заданием, не сходным с предыдущим.

Побуждение к осознанию проблемы осуществляется репликами: «Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.







5 класс, тема: «Умножение десятичных дробей».

Учащимся предлагается выполнить действия:

0,5763 · 87

5, 763 · 87

57, 63 · 87

576,3 · 8,7

  • Смогли ли вы выполнить последнее действие? (нет)

  • Почему?

  • Чем последнее действие отличается от предыдущих?

  • Чем, по вашему мнению, мы будем заниматься сегодня?


  • Подводящий к теме диалог.

Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо обеспечивать безоценочное принятие ошибочных ответов учащихся.


8 класс геометрия, тема: «Подобные треугольники».




  • Найдите лишнюю пару треугольников. (лишняя третья пара).

  • Что общего у треугольников первых двух пар? (треугольники похожи)

  • Замените слово «похожи» его синонимом. (подобны).

  • Какова тема нашего урока? (подобные треугольники)


  • Сообщение темы с мотивирующим приемом.

Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»).

В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.








6 класс, тема: «Координатная плоскость».

В начале урока учитель демонстрирует классу хорошо знакомые предметы, например, шахматную доску, глобус, билет в театр.

  • Что объединяет все эти предметы? (они помогают определить

  • положение (место) человека в зрительном зале, на планете

  • или фигуры на шахматной доске).

  • Как описать положение точки на плоскости?

  • (ввести координаты на плоскости).

  • Какова же тема урока? (координаты на плоскости).


8 класс, тема: «Теорема Виета».

Урок начинается с исторической зарисовки. XVI век. Франция. Адвокат и советник короля Генриха III Франсуа Виет, будучи выдающимся математиком, сумел раскрыть ключ шифра, состоявшего из 500 знаков, с помощью которого враги короля вели переписку с испанским двором. Но среди математиков Виет известен своей теоремой о свойствах корней квадратного уравнения.

А какое это свойство вы увидите сами.

Решите квадратное уравнение:

1 группа – 5х² – 6х + 1 = 0

2 группа – 6х² – 5х – 1 = 0

3 группа – х² – 5х + 6 = 0

Найдите сумму и произведение корней уравнения и сравните их с коэффициентами своего квадратного уравнения. Что интересного вы заметили?


5 класс, тема: «Проценты».

Учащимся предлагается решить задачу:

«Вы хотите купить телефон. В магазине интересующая Вас модель стоит 4500 рублей, но в магазине на нее предлагают скидку в 15%. Какую сумму Вы должны заплатить?»

  • Можете ли вы решить эту задачу? (Нет, мы не знаем, что такое процент).

  • Хотите ли вы это узнать?

  • А как вы думаете, где вам пригодятся эти знания?


МЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ.


  • Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог.

Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог представляет собой сочетание специальных вопросов, стимулирующих учеников выдвигать и проверять гипотезы.





7 класс, тема: «Сумма углов треугольника».

Учащимся предлагается измерить углы треугольника и найти их сумму.

1 группа – остроугольный треугольник.

2 группа – прямоугольный треугольник.

3 группа – тупоугольный треугольник.

  • Чему равна сумма углов Вашего треугольника?

  • Как вы думаете, в любом ли треугольнике такая сумма углов?

  • Давайте найдем ответ на этот вопрос на сегодняшнем уроке.


8 класс геометрия, тема: «Площадь прямоугольного треугольника».

Достроив треугольник до прямоугольника, найдите площадь первого.



  • Как вы нашли площадь треугольника?

  • Предложите формулу для вычисления площади прямоугольного треугольника.


6 класс, «Признаки делимости на 10, на 5 и на 2».


Распределите числа на три столбика:

а) делятся на 2; б) делятся на 5; в) делятся на 10.

2354, 4535, 7892, 1270, 7895, 9766, 3370, 1098, 9945, 6185.


  • Как вы определили число в первый столбик, во второй столбик, в третий столбик?

  • Какие числа делятся на 2, делятся на 5, делятся на 10?


  • Подводящий к знанию диалог.


Представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование («открытие») нового знания учениками. Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без нее. В первом случае учитель любым методом обеспечивает постановку проблемы, во втором случае этот этап урока пропускается вообще.






6 класс, тема: Признаки делимости на 3 и на 9».

Выполните действия:














Сделайте вывод, какие числа делятся на 3 и на 9.


9 класс алгебра, тема: «Разложение на множители квадратного трехчлена».


  • Сравните конечное выражение второго столбика и квадратное уравнение.

  • Сравните корни уравнения с числами в скобках.



Метод проблемного диалога эффективно способствует формированию у учащихся математического склада мышления, интереса к предмету, прививает навыки исследовательской работы и желание самостоятельно решать возникшие ситуации. Он направлен на формирование мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов и мыслительных способностей.

Просмотр содержимого презентации
«проблемный диалог на уроках математики 5 - 9 классы»

Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Позволь мне сделать, и это станет моим навсегда. (китайская пословица)

Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Позволь мне сделать, и это станет моим навсегда.

(китайская пословица)

Классификация проблемно – диалогических методов обучения Этапы Проблемно – диалогические методы обучения 1. Постановка учебной проблемы Побуждающий от проблемной ситуации диалог 2. Поиск решения подводящий к теме диалог  Побуждающий  к гипотезам диалог сообщение темы с мотивирующим приёмом подводящий от проблемы диалог  подводящий без  проблемы диалог

Классификация проблемно – диалогических методов обучения

Этапы

Проблемно – диалогические методы обучения

1. Постановка

учебной проблемы

Побуждающий

от проблемной

ситуации диалог

2. Поиск решения

подводящий к

теме диалог

Побуждающий

к гипотезам диалог

сообщение темы с

мотивирующим

приёмом

подводящий от проблемы диалог

подводящий без

проблемы диалог

МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ

МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ

  • Побуждающий от проблемной ситуации диалог.
  • Подводящий к теме диалог.
  • Сообщение темы с мотивирующим приемом .
Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса создается вопросом или практическим заданием на новый материал.
  • Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Проблемная ситуация со столкновением мнений

учеников класса создается вопросом

или практическим заданием на новый материал.

Побуждение к осознанию противоречия осуществляется

репликами: «Вопрос был один?

А мнений сколько?» или «Задание было одно?

А выполнили вы его как?».

И далее общий текст: «Почему так получилось?

Чего мы еще не знаем?».

Побуждение к формулированию проблемы

осуществляется одной из реплик по выбору.

6 класс, тема: «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями». Учащимся постепенно предлагается выполнить действия с дробями:  Какие ответы у вас получились?   Смогли ли вы выполнить два последних действия?   Если смогли, то какие ответы вы получили? Если нет, то почему?   Какие дроби вы уже умеете складывать и вычитать?  (дроби с одинаковыми знаменателями)

6 класс, тема:

«Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями».

Учащимся постепенно предлагается выполнить действия с дробями:

  • Какие ответы у вас получились?
  • Смогли ли вы выполнить два последних действия?
  • Если смогли, то какие ответы вы получили? Если нет, то почему?
  • Какие дроби вы уже умеете складывать и вычитать?

(дроби с одинаковыми знаменателями)

  • Можно ли данные дроби заменить дробями с одинаковыми знаменателями? (можно)
7 класс: тема: «Умножение степеней с натуральным показателем».  Посмотрите на примеры на доске: а 3 + а 5 а 3 ∙ а 5 (а 3 ) 5 а 3 – а 5 а 5 : а 3  Как вы думаете, какие действия можно выполнять со степенями?  (мнения в классе разделяются).

7 класс: тема:

«Умножение степеней с натуральным показателем».

Посмотрите на примеры на доске:

а 3 + а 5 а 3 ∙ а 5 (а 3 ) 5 а 3 – а 5 а 5 : а 3

  • Как вы думаете, какие действия можно выполнять со степенями?

(мнения в классе разделяются).

  • Вопрос был задан один, а смотрите сколько ответов вы на него дали.
  • Так чего же мы еще не знаем?
Проблемная ситуация с противоречием между житейским,  т.е. ограниченным или ошибочным представлением учеников и научным фактом. Сначала учитель выявляет житейское представление  учеников вопросом или практическим заданием « на ошибку » . Затем сообщением, экспериментом, расчетами или наглядностью предъявляет научный факт. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: « Вы что думали сначала?  А что оказывается на самом деле? » . Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.

Проблемная ситуация с противоречием между житейским,

т.е. ограниченным или ошибочным представлением

учеников и научным фактом.

Сначала учитель выявляет житейское представление

учеников вопросом или практическим

заданием « на ошибку » . Затем сообщением, экспериментом, расчетами или наглядностью предъявляет научный факт. Побуждение к осознанию противоречия

осуществляется репликами: « Вы что думали сначала?

А что оказывается на самом деле? » .

Побуждение к формулированию проблемы

осуществляется одной из реплик по выбору.

5 класс, тема: « Решение задач на проценты » . Учащимся предлагается решить задачу: « Предположим, цена стиральной машины была А рублей. Затем цена повысилась на 15%, а к Новому году снизилась на 15%. Изменилась ли цена стиральной машины? » (учащиеся предполагают, что цена товара не изменилась – житейское представление) В ходе дальнейших рассуждений выясняется противоречие между житейским представление учащихся и реальной ситуацией.

5 класс, тема: « Решение задач на проценты » .

Учащимся предлагается решить задачу:

« Предположим, цена стиральной машины была А рублей. Затем цена повысилась на 15%, а к Новому году снизилась на 15%. Изменилась ли цена стиральной машины? »

(учащиеся предполагают, что цена товара не изменилась – житейское представление)

В ходе дальнейших рассуждений выясняется противоречие между житейским представление учащихся и реальной ситуацией.

  • Что вы предположили?
  • А как оказалось на самом деле?
  • Значит чему мы сегодня должны научиться?
7 класс, тема « Параллельные прямые » .

7 класс, тема « Параллельные прямые » .

  • Параллельны ли горизонтальные прямые?
  • Как вы думали?
  • А как оказалось на самом деле?
  • Всегда ли возможно определить параллельность прямых « на глаз » ?
  • Познакомимся с признаками параллельности прямых?
Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя создается практическим заданием,  не сходным с предыдущим. Побуждение к осознанию проблемы осуществляется  репликами: « Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее? » . Побуждение к формулированию  проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.

Проблемная ситуация с противоречием между

необходимостью и невозможностью выполнить

задание учителя создается практическим заданием,

не сходным с предыдущим.

Побуждение к осознанию проблемы осуществляется

репликами: « Вы смогли выполнить задание?

В чем затруднение? Чем это задание не похоже

на предыдущее? » . Побуждение к формулированию

проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.

5 класс, тема: « Умножение десятичных дробей » . Учащимся предлагается выполнить действия: 0,5763 · 87 5, 763 · 87 57, 63 · 87 576,3 · 8,7

5 класс, тема: « Умножение десятичных дробей » .

Учащимся предлагается выполнить действия:

0,5763 · 87

5, 763 · 87

57, 63 · 87

576,3 · 8,7

  • Смогли ли вы выполнить последнее действие? (нет)
  • Почему?
  • Чем последнее действие отличается от предыдущих?
  • Чем, по вашему мнению, мы будем заниматься сегодня?
Подводящий к теме диалог.
  • Подводящий к теме диалог.

Вопросы и задания могут различаться по характеру

и степени трудности, но должны быть посильными

для учеников. Последний вопрос содержит обобщение

и позволяет ученикам сформулировать тему урока.

По ходу диалога необходимо обеспечивать

безоценочное принятие ошибочных ответов учащихся.

5 класс, тема « Деление десятичных дробей »   На какие числа вы уже умеете делить десятичную дробь?  (на натуральные)  А как вы думаете, на какие еще числа можно делить десятичные дроби?  (на десятичные дроби)  Какова, по вашему мнению, тема нашего урока?  (деление десятичных дробей)

5 класс, тема « Деление десятичных дробей »

  • На какие числа вы уже умеете делить десятичную дробь?

(на натуральные)

  • А как вы думаете, на какие еще числа можно делить десятичные дроби?

(на десятичные дроби)

  • Какова, по вашему мнению, тема нашего урока?

(деление десятичных дробей)

8 класс геометрия, тема: « Подобные треугольники » .

8 класс геометрия, тема: « Подобные треугольники » .

  • Найдите лишнюю пару треугольников. (лишняя третья пара).
  • Что общего у треугольников первых двух пар? (треугольники похожи)
  • Замените слово « похожи » его синонимом. (подобны).
  • Какова тема нашего урока? (подобные треугольники)
Сообщение темы с мотивирующим приемом .
  • Сообщение темы с мотивирующим приемом .

Суть метода заключается в том, что учитель

предваряет сообщение готовой темы либо

интригующим материалом (прием « яркое пятно » ),

либо характеристикой значимости темы

для самих учащихся (прием « актуальность » ).

В некоторых случаях оба мотивирующих приема

используются одновременно.

6 класс, тема: « Координатная плоскость » . В начале урока учитель демонстрирует классу хорошо знакомые предметы, например, шахматную доску, глобус, билет в театр.  Что объединяет все эти предметы? (они помогают определить  положение (место) человека в зрительном зале, на планете  или фигуры на шахматной доске).  Как описать положение точки на плоскости?  (ввести координаты на плоскости).

6 класс, тема: « Координатная плоскость » .

В начале урока учитель демонстрирует классу хорошо знакомые предметы, например, шахматную доску, глобус, билет в театр.

  • Что объединяет все эти предметы? (они помогают определить

положение (место) человека в зрительном зале, на планете

или фигуры на шахматной доске).

  • Как описать положение точки на плоскости?

(ввести координаты на плоскости).

  • Какова же тема урока? (координаты на плоскости).
8 класс, тема: «Теорема Виета». Урок начинается с исторической зарисовки. XVI век. Франция. Адвокат и советник короля Генриха III Франсуа Виет, будучи выдающимся математиком, сумел раскрыть ключ шифра, состоявшего из 500 знаков, с помощью которого враги короля вели переписку с испанским двором. Но среди математиков Виет известен своей теоремой о свойствах корней квадратного уравнения. А какое это свойство вы увидите сами. Решите квадратное уравнение: 1 группа – 5х² – 6х + 1 = 0 2 группа – 6х² – 5х – 1 = 0 3 группа – х² – 5х + 6 = 0

8 класс, тема: «Теорема Виета».

Урок начинается с исторической зарисовки.

XVI век. Франция. Адвокат и советник короля Генриха III Франсуа Виет, будучи выдающимся математиком, сумел раскрыть ключ шифра, состоявшего из 500 знаков, с помощью которого

враги короля вели переписку с испанским двором. Но среди математиков

Виет известен своей теоремой о свойствах корней квадратного уравнения.

А какое это свойство вы увидите сами.

Решите квадратное уравнение:

1 группа – 5х² – 6х + 1 = 0

2 группа – 6х² – 5х – 1 = 0

3 группа – х² – 5х + 6 = 0

  • Найдите сумму и произведение корней уравнения.
  • Что интересного вы заметили?
5 класс, тема: « Проценты » . Учащимся предлагается решить задачу: « Вы хотите купить телефон. В магазине интересующая Вас модель стоит 4500 рублей,  но в магазине на нее предлагают скидку в 15%. Какую сумму Вы должны заплатить? »  Можете ли вы решить эту задачу?  (Нет, мы не знаем, что такое процент).

5 класс, тема: « Проценты » .

Учащимся предлагается решить задачу:

« Вы хотите купить телефон. В магазине интересующая Вас модель стоит 4500 рублей,

но в магазине на нее предлагают скидку в 15%. Какую сумму Вы должны заплатить? »

  • Можете ли вы решить эту задачу?

(Нет, мы не знаем, что такое процент).

  • Хотите ли вы это узнать?
  • А как вы думаете, где вам пригодятся эти знания?
МЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ.

МЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ.

  • Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог.
  • Подводящий к знанию диалог.
Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог.
  • Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог.

Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез

диалог представляет собой сочетание

специальных вопросов, стимулирующих

учеников выдвигать и проверять гипотезы.

7 класс, тема: « Сумма углов треугольника » .  Учащимся предлагается измерить углы треугольника и найти их сумму. 1 группа – остроугольный треугольник. 2 группа – прямоугольный треугольник. 3 группа – тупоугольный треугольник.

7 класс, тема: « Сумма углов треугольника » .

Учащимся предлагается измерить углы треугольника и найти их сумму.

1 группа – остроугольный треугольник.

2 группа – прямоугольный треугольник.

3 группа – тупоугольный треугольник.

  • Чему равна сумма углов Вашего треугольника?
  • Как вы думаете, в любом ли треугольнике такая сумма углов?
  • Давайте найдем ответ на этот вопрос на сегодняшнем уроке.
8 класс геометрия, тема: « Площадь прямоугольного треугольника » . Достроив треугольник до прямоугольника, найдите площадь первого.  Как вы нашли площадь треугольника?   Предложите формулу для вычисления площади  прямоугольного треугольника.

8 класс геометрия, тема:

« Площадь прямоугольного треугольника » .

Достроив треугольник до прямоугольника, найдите площадь первого.

  • Как вы нашли площадь треугольника?
  • Предложите формулу для вычисления площади

прямоугольного треугольника.

6 класс, « Признаки делимости на 10, на 5 и на 2 » . Распределите числа на три столбика: а) делятся на 2; б) делятся на 5; в) делятся на 10. 2354, 4535, 7892, 1270, 7895, 9766, 3370, 1098, 9945, 6185.  Как вы определили число в первый столбик, во второй столбик,  в третий столбик?

6 класс, « Признаки делимости на 10, на 5 и на 2 » .

Распределите числа на три столбика:

а) делятся на 2; б) делятся на 5; в) делятся на 10.

2354, 4535, 7892, 1270, 7895, 9766, 3370, 1098, 9945, 6185.

  • Как вы определили число в первый столбик, во второй столбик,

в третий столбик?

  • Какие числа делятся на 2, делятся на 5, делятся на 10?
Подводящий к знанию диалог.
  • Подводящий к знанию диалог.

Представляет собой систему вопросов и заданий,

обеспечивающих формулирование ( « открытие » )

нового знания учениками. Подводящий диалог

можно развернуть как от поставленной учебной

проблемы, так и без нее. В первом случае учитель

любым методом обеспечивает постановку проблемы,

во втором случае этот этап урока пропускается вообще.

6 класс, тема: Признаки делимости на 3 и на 9 » . Выполните действия:  Сделайте вывод, какие числа делятся на 3 и на 9. 1 вариант: Число: Сумма цифр числа: 25476 : 3 (2 + 5 + 4 + 7 + 6) : 3 35623 : 9 (3 + 5 + 6 + 2 + 3) : 9 2 вариант: Число: Сумма цифр числа: 48523 : 3 17865 : 9 (4 + 8 + 5 + 2 + 3) : 3 (1 + 7 + 8 + 6 + 5) : 9 3 вариант: Число: Сумма цифр числа: 56188 : 3 (5 + 6 + 1 + 8 + 8) : 3 94824 : 9  (9 + 4 + 8 + 2 + 4) : 9

6 класс, тема: Признаки делимости на 3 и на 9 » .

Выполните действия:

  • Сделайте вывод, какие числа делятся на 3 и на 9.

1 вариант:

Число:

Сумма цифр числа:

25476 : 3

(2 + 5 + 4 + 7 + 6) : 3

35623 : 9

(3 + 5 + 6 + 2 + 3) : 9

2 вариант:

Число:

Сумма цифр числа:

48523 : 3

17865 : 9

(4 + 8 + 5 + 2 + 3) : 3

(1 + 7 + 8 + 6 + 5) : 9

3 вариант:

Число:

Сумма цифр числа:

56188 : 3

(5 + 6 + 1 + 8 + 8) : 3

94824 : 9

(9 + 4 + 8 + 2 + 4) : 9

9 класс алгебра, тема: « Разложение на множители квадратного трехчлена » .  Сравните конечное выражение второго столбика и квадратное уравнение.   Сравните корни уравнения с числами в скобках. Решите квадратное уравнение: Раскройте скобки: 3х 2 – 7х – 6 + 0 3(х – 3)(х + 2 /3 )

9 класс алгебра, тема:

« Разложение на множители квадратного трехчлена » .

  • Сравните конечное выражение второго столбика и квадратное уравнение.
  • Сравните корни уравнения с числами в скобках.

Решите квадратное уравнение:

Раскройте скобки:

3х 2 – 7х – 6 + 0

3(х – 3)(х + 2 /3 )

Метод проблемного обучения эффективно способствует  формированию у учащихся математического склада мышления, интереса к предмету, прививает навыки исследовательской работы и желание самостоятельно решать возникшие ситуации. Он направлен на формирование мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных способностей.

Метод проблемного обучения эффективно способствует

формированию у учащихся математического склада мышления, интереса к предмету, прививает навыки исследовательской работы и желание самостоятельно решать возникшие ситуации. Он направлен на формирование мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных способностей.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Проблемный диалог на уроках математики

Автор: Янковская Галина Дмитриевна

Дата: 10.05.2015

Номер свидетельства: 209617

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Конспект урока математики на тему: "Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз" "
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-matiematiki-na-tiemu-rieshieniie-zadach-na-uvielichieniie-i-umien-shieniie-v-nieskol-ko-raz"
    ["file_id"] => string(6) "125373"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414958051"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Мастер- класс «Формирование УУД на уроках математики»"
    ["seo_title"] => string(48) "mastierklassformirovaniieuudnaurokakhmatiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "263317"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449509571"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Технологическая карта урока математики в 5 классе "Среднее арифметическое нескольких чисел" (соответствует ФГОС) "
    ["seo_title"] => string(129) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-matiematiki-v-5-klassie-sriednieie-arifmietichieskoie-nieskol-kikh-chisiel-sootvietstvuiet-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "140431"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417954642"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Календарно-тематическое планирование уроков "Математика" во 2 классе. Программа "Школа 2100" "
    ["seo_title"] => string(97) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-urokov-matiematika-vo-2-klassie-proghramma-shkola-2100"
    ["file_id"] => string(6) "179644"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1425045431"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Календарно-тематическое планирование уроков математики"
    ["seo_title"] => string(61) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-urokov-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "258177"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448459198"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства