ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ
ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ
Эффективность применения информационно-коммуникационных технологий рассматривается с точки зрения применения электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Рассмотрен опыт использования ЭОР на различных этапах уроков геометрии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ»
ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ
Можаева Татьяна Николаевна (skola9@bk.ru)
Рыжикова Наталья Борисовна (skola9@mail.ru)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 (МБОУ СОШ №9) г. Новочеркасска
Введение
Стремительное развитие информационных и коммуникативных технологий является одним из факторов, определяющим вектор развития мирового сообщества XXI века. Цивилизация неуклонно движется к построению информационного общества, где решающую роль играют информация и научные знания.
Современный ученик средней школы живёт в мире информационной культуры. Это в корне меняет роль учителя– он должен стать ещё и координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть не только современными методиками и новыми образовательными технологиями, но и активно использовать все возможности информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Современный учебный процесс немыслим без применения информационных и коммуникационных технологий, без сочетания традиционных средств и методов обучения со средствами ИКТ. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики. Информационные технологии, которые быстро осваиваются современными школьниками, дают им уверенность в себе, создают более комфортные условия для самореализации и творчества, повышают мотивацию обучения, увеличивают круг общения школьников, предоставляют большой объем разнообразных образовательных ресурсов.
Математика – это предмет, в котором использование ИКТ существенно активизирует все виды учебной деятельности: изучение нового материала, проверочные и контрольные работы, самостоятельная работа, подготовка и проверка домашнего задания, а также внеклассная и творческая работа. Целью применения ИКТ на уроках математики является создание дидактически активной среды, способствующей продуктивной познавательной деятельности в ходе усвоения нового материала и развитию мышления учащихся.
В настоящее время, на фоне информатизации школы и разнообразного использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе, вопросы их применения на уроках стали особо актуальными. Они повышают не только мотивацию к обучению, но и развивают интеллект школьников и навыки самостоятельной работы по поиску необходимой информации, расширяют объём учебной информации, осуществляют индивидуальный подход в обучении, повышают качество контроля знаний, обеспечивают гибкость управления учебным процессом. Используя ИКТ можно более эффективно реализовать многие методические цели, что позволяет подготовить выпускников, хорошо владеющих компьютерными технологиями, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно, освободить выпускников от стереотипов в мышлении.
Эффективность применения информационно-коммуникационных технологий рассматривается с точки зрения применения электронных образовательных ресурсов (ЭОР).
ЭОР - специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в учебном (образовательном) процессе, представленные в электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Цифровые образовательные ресурсы правомерно рассматривать как один из видов разрабатываемых в настоящее время ЭОР нового поколения.
На наш взгляд, одним из самых важных результатов инновационной работы в школе является проведение уроков с использованием ЭОР, что бесспорно позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным, современным. Использование электронных образовательных ресурсов существенно облегчает подготовку учителя к уроку, позволяет сэкономить время, дает возможность планировать уроки и другие учебные занятия, определяя их оптимальное содержание, формы и методики обучения, способствует организации учебного процесса не только в традиционно-урочной, но и в проектной, дистанционной формах обучения. Что особенно важно для обучениякак одаренных детей, так и детей с ограниченными физическими возможностями, детей, пропустивших большое количество занятий из-за болезни.
Эффективность применения ЭОР на уроках геометрии
Увеличение умственной нагрузки на уроках геометрии заставляет задуматься над тем, каким образом поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету и их активность на протяжении всего урока. Использование же компьютера и ЭОР позволяет стимулировать интерес и пытливость ребенка, облегчает процесс обучения через реализацию наглядности, оптимально задействуя и зрение, и слух. Изучение геометрии вызывает сложности у многих учащихся, особенно 7 класса. Это связано с введением большого количества новых понятий и определений, необходимостью выстраивать логические рассуждения при доказательстве теорем. Использование ЭОР позволяет их преодолеть.
Применение ЭОР на уроках геометрии способствуют:
интенсификации процесса обучения за счет увеличения доли продуктивной деятельности;
расширению информационной и иллюстративной базы урока;
повышение доступности учебной информации;
дифференциации различной деятельности на уроке;
возможность дифференцировать цели и задачи урока в соответствии с индивидуальными особенностями и уровнем обученности каждого учащегося;
дифференцировать формы и типы учебной деятельности на уроке;
обеспечению индивидуального подхода к каждому учащемуся;
индивидуальному отбору контрольного материала;
объективизации оценки знаний учащихся и повышению оперативности контроля знаний;
подготовке учащихся к самостоятельной и продуктивной деятельности в условиях информационного общества;
развитию личности учащегося.
При этом перед учителем встает ряд вопросов:
какие ИКТ способствуют повышению качества обучения геометрии;
какие способы и методы информатизации обучения геометрии способствуют интенсификации процесса обучения;
использование каких ЭОР позволяет более наглядно и красочно подавать учебный материал по геометрии.
Перед учителем встает проблема оптимального отбора и использования электронных образовательных ресурсов.
Решая эту проблему, мы изучили печатную продукцию, и материалы различных сайтов Интернет, работающих в этом направлении: «Интернет – сообщество учителей», «Сеть творческих учителей», «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», «Информационно-методический сайт» и другие.
Использование электронных образовательных ресурсов на уроках геометрии
При подготовке и проведении уроков геометрии мы используем следующие ЭОР:
Видеоуроки, видеофрагменты
Модули, flash-ролики
Банки мультимедийных презентаций
Электронные учебники
Материалы разработанных курсов дистанционного обучения
Тесты, тренажеры, в том числе и online и др.
Использование Интернет-ресурсов повышает уровень уроков, качество знаний учащихся и их мотивацию к обучению. Применение модульных технологий и видеофрагментов помогают сделать учебный материал более запоминающимся. Очень удобно и то, что ролик можно остановить и повторно просмотреть.
Электронный учебник стал сегодня полноправным партнером как учителя так и ученика. Он позволяет не просто разнообразить урок, но и расширяет горизонты возможностей ребенка в его умении учиться.
ЭОР,по сравнению с традиционными средствами обучения, обладают следующими преимуществами:
Мультимедийность–использование нескольких средств представления информации, например графики, текста, видео, фотографии, анимации, звуковых эффектов, высококачественного звукового сопровождения.
Интерактивность - возможность взаимодействия человека с мультимедийными данными.
Доступность - обеспечивается их свободным размещением в сети Интернет, позволяя работать с ними любым пользователем бесплатно в любое удобное время.
Все ЭОР можно разделить на три основные типа:
Информационные – дают возможность получить информацию в виде текста, видеоролика, звукового сопровождения.
Практические – формирование и закрепление практических умений и навыков учащихся по каждой теме путем проведения виртуального моделирования и виртуального практикума.
Контролирующие - представлены в виде тестовых заданий, зачастую в он-лайн режиме.
Опыт использования ЭОР на различных этапах уроков геометрии
Урок усвоения новых знаний
Информационный ввод: электронная презентация, использование ЭОР (аудио и видеофрагменты)
Закрепление: работа с тренажёрами, электронными дидактическими материалами, тестовыми программами
Урок закрепления знаний, умений и отработки навыков
Вводная беседа: презентация или использование ЭОР (видеофрагменты)
Практическая работа: решение интерактивных задач, творческие задания, сбор информации
Урок обобщения, систематизации
Электронная презентация; интерактивная дидактическая игра
Компьютерное творчество помогает развить творческие способности учащихся в ходе выполнения самостоятельных творческих заданий, развить навыки использования информационных технологий и различных источников информации для решения познавательных задач, развить умение вести индивидуальную работу, умение самостоятельного поиска решения новой задачи, помогает формировать интерес к математике.
Используя ИКТ на уроке, учитель должен помнить о том, что перегруженность урока средствами ИКТ ведёт к нерациональному распределению рабочего времени, снижению активности учащихся и эффективности обучения в целом.
Презентации как средство повышения эффективности обучения геометрии.
Применение на уроках учебных презентаций, способствуют решению всех тех задач, которые мы ставим на уроках геометрии.
Использование презентаций значительно облегчает процесс обучения через реализацию различных принципов обучения:
научности – материал слайдов достоверен и точен;
системности – стройность и логичность в изложении материала закладывается при подготовке слайдов;
доступности – в презентации мы можем статический чертеж сделать динамическим, что позволяет ученику понять ход решения задачи;
наглядности – применение компьютерной графики позволяет изображение геометрических фигур сделать объемным, реальным;
сознательности и активности учения детей – применение презентаций делает урок более наглядным, способствует более глубокому и осознанному усвоению материала;
прочности обучения – сознательное усвоение уже делает его прочным, а для повторения ранее изученного материала, что также способствует прочности усвоения, достаточно найти необходимые чертежи и вывести их на экран.
Методическая целесообразность применения презентаций, как на геометрии, так и на любых уроках может быть обоснована следующими моментами:
создание мультимедийных презентаций повышают эффективность процесса усвоения новых знаний, их закрепление и отработку;
презентация вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
применение презентаций позволяет учителю увеличить объем излагаемого на уроке материала без ущерба, для восприятия новых знаний учащимися;
быстрее проходит повторение опорных знаний;
создание презентаций стимулирует творчество, как учителя, так и учеников.
Целесообразность применения презентаций именно на уроках геометрии расширяется за счет:
повышения продуктивной работа на уроках геометрии за счет сокращения времени на «перерисовывание» чертежей;
решения большего количества задач;
возможностирешать в устной форме очень большое количество задач, что позволяет быстрее постичь логику рассуждений, развивается «устная» речь;
представления образцов оформления задач, развивается «письменная» речь;
развития пространственных представлений.
Опыт использования электронных презентаций на различных этапах урока геометрии.
Применение электронной презентации на уроке геометрии должно быть методически обосновано. Это не простая демонстрация слайдов, пусть и мультимедийных, ведь для того, чтобы применение презентаций достигло цели, нужно соединить методику работы с презентацией с методикой работы по предмету. Мы применяем презентации либо на уроке-лекции,
применяем презентации на некотороых этапах урока. В первом случае презентация является одновременно и формой, и содержанием урока. Такие уроки лучше всего проводить при изучении нового материала в рамках комбинированного урока, где постоянно меняются виды деятельности, что отражает презентация, и это поддерживает интерес и внимание учащихся, что, несомненно, сказывается на результате. Использование презентации некоторых этапах урока зависит от содержания самого урока и цели, которую мы ставим. Презентации могут применяться:
на этапе актуализации знаний;
при изложении нового материала;
при закреплении и контроле;
при проверке домашнего задания.
1. Объяснение нового материала.На этом этапе урока наиболее эффективным является учебный тип деятельности. Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности устного материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию. При изучении новой темы можно провести урок-лекцию с применением мультимедийной презентации, позволяющей акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации.
2. Закрепление изученного материала.После объяснения темы ученики решают устные упражнения, затем решают в тетрадях задания более сложные. Все предлагаемые задания представлены на слайдах. При закреплении материала обычно идет пошаговая отработка изученного или отработка с помощью определенных алгоритмов. Постепенное выведение этих алгоритмов на экран и одновременно их практическое применение способствует их закреплению.
Устное решение задач. Устное решение задач – это лучше всего решение задач по готовым чертежам. Работа по готовому чертежу способствует развитию конструктивных способностей, отработке навыков культуры речи, логике и последовательности рассуждений, учит составлению устных планов решения задач различной сложности.
Решение задач обучающего характера. На данном этапе урока реализуется обучающий тип деятельности. Отрабатываются различные программы, целью которых является обучение учащихся решению задач, так как задачи являются неотъемлемой частью изучения геометрии. При решении задач обучающего характера презентация помогает выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану. Динамический чертеж показывает последовательные шаги решения, выполнение дополнительных построений. .
3. Проверка фронтальных самостоятельных и домашних работ. Полезно использование презентации для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса. При проверке домашнего задания обычно очень много времени уходит на воспроизведение чертежей на доске, объяснение тех фрагментов, которые вызвали затруднения. Слайд с решением позволяет моментально выполнить проверку.
Причем, данный слайд может служить и образцом письменного оформления решения задач.
4. Повторение изученного материала.Повторять материал удобно с помощью слайдов «вопрос – ответ». С помощью подобных слайдов можно проводить повторение и проверку знания формул другого материала.
5. Контроль знаний.Одним из способов проверки и коррекции знаний является математический диктант, с помощью которого на уроках геометрии можно проверить усвоение учащимися, как теоретической, так и практической части. Представлять задания математического диктанта на слайде очень удобно, причем, как при диктовке делать это постепенно с помощью анимации.
Правила безопасной работы с электронными образовательными ресурсами
Доступность применения ЭОР иногда вводит в заблуждение неопытного пользователя. Иногда вместе с нужным ресурсом вы можете получить компьютерный вирус, создавая презентацию можете нарушить авторские права, нечаянно оказаться на сайте с запрещенным содержанием, кроме этого работая за компьютером вы можете подорвать свое здоровье, получить травму и т.п. Для того, чтобы избежать этих неприятностей мы предлагаем соблюдать правила безопасной работы с ЭОР:
На все компьютеры, имеющие доступ к информационной глобальной сети Интернет, обязательно установите контентный фильтр, настройте и постоянно обновляйте его.
Рекомендуйте родителям учащихся установить программу “Родительский контроль” в домашних условиях.
Изучите с учащимися технику безопасности при работе в Интернете, познакомьте с возможными видами угроз.
Расскажите ученикам о виртуальном мире, его возможностях и опасностях.
Выберите интересные ресурсы и предложите школьникам изучить их, указав ссылки на материалы.
Познакомьте с правилами использования ресурсов сети, изучите раздел “Авторское право”.
Объясните учащимся правила размещения личной информации, правила общения в Интернете.
Заключение
Анализируя опыт использования ЭОР на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование ЭОР позволяет повысить мотивацию к предмету и раскрыть интеллектуальный потенциал ребенка, дифференцировать учебную деятельность, активизирует познавательный интерес учащихся, развивает мышления (пространственное, алгоритмическое, интуитивное, творческое, теоретическое), формирует умение осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность (например, за счёт реализации возможностей компьютерного моделирования), формирует информационную культуру и умение осуществлять обработку информации, развивает творческие способности, стимулирует умственную деятельность, побуждает к исследовательской деятельности, при этом меняется характер учебной деятельности и структура урока становиться принципиально другой.
Список литературы
Башмаков М.И., Поздняков С.Н. Понятие информационной среды процесса обучения// Школьные технологии. 2000, №2.
В.А. Далингер Компьютерные технологии в обучении геометрии // «Информатика и образование» №8, 2002 г.
В.Ф. Ефимов Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников // Начальная школа. – 2009. № 2. – С. 39.
Г.А.Губанова, учитель математики Новоникольской средней школы, «Описание опыта работы по проблемам современного подхода к обучению». Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения // Народное образование. – 2006. - № 2. – С. 157 – 159.
Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие. М., 2009. 123 с.
Информационные и коммуникационные технологии в образовании / И.В. Роберт, С.В. Панюкова, А.А. Кузнецов, А.Ю.Кравцова; под.ред. И.В. Роберт. М.: Дрофа, 2008
Н.В. Жаркова, Мордовский государственный педагогический институт, «Проблемы использования компьютерных технологий на уроках геометрии». Саранцев Г.И. «Современный урок математики».// «Математика в школе», 2006, №7.
Старцева Н.А. Применение электронных пособий на уроках математики.// Информационные технологии в образовании. Сб. научно-методических материалов, Новосибирск: НГУ, 20