kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Использование проект¬ной технологии на уроках математики».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление учителя МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области» Пучковой Н.Н. по теме: «Использование проект­ной технологии на уроках математики».

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной профессиональной и других сферах современного общества требуют изменения методических приемов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и пе­дагогических средств, поэтому я выбрала тему самообразования: «Развитие компетентностно- ориентированного образования на уроках математики, используя проект­ною технологию».Современное общество немыслимо без проектирования. Практичес­ки нет ни одной сферы человеческой деятельности, где не пришлось бы работать над различного рода проектами. Это строительство, архитектура, машиностроение, меди­цина, телевидение, образование и многое другое. Именно поэтому данному методу я уделяю особое внимание при обучении учащихся математике. Этот метод, как наибо­лее распространенный вид исследовательского труда школьников в процессе учения, позволяет мне не учить, сколько помогать школьнику учиться, направлять его позна­вательную деятельность, успешно воспитывать и формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, планировать свои действия, уметь работать в разнообразных по составу группах.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Данный метод всегда ориентирован на индивидуальную, групповую, парную деятельность, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Если говорить о методе проектов как о педагогической техноло­гии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути.

Самым сложным моментом при введении в учебный процесс исследовательских проектов считаю организацию этой деятельности, а особенно подготовительный этап. При составлении тематического плана на учебный год выделяю ведущую тему или несколько тем, которые будут вынесены на проектирование. Учащиеся должны иметь возможность выбрать тему проекта, организационную форму его выполнения, сте­пень сложности проектировочной деятельности. Иногда выделяю алгоритмы проекти­рования или другое поэтапное разделение деятельности. У  учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности, но они носят объективный характер, а их преодоления и является одной из ведущих педагогических целей метода проектов.

Использование метода проектов при обучении математике позволяет формировать некоторые личностные качества учащихся, которые развиваются лишь в их активной деятельности. В первую очередь это относится к групповым проектам, когда работает небольшой коллектив и в процессе его совместной деятельности появляется совместный продукт. К таким качествам можно в первую очередь отнести умение ра­ботать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности. И еще очень важна способ­ность ощущать себя членом команды- подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела. Существенно меняется роль учащихся в учении: они высту­пают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде».При этом происходит формирование критического мышления, которому трудно научиться при обычной «урочной» форме обучения. Основу технологии критического мышления составляет базовая модель трех стадий «вызов- реализация- рефлексия». Без осуществления этих стадий успешная проектная и исследовательская деятельность невозможна.

Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необходимо сделать. Самое инте­ресное, что даже неудачно выполненный проект также имеет большое положитель­ное педагогическое значение. Учитель и ученик вместе выявляют причины неудач, понимание ошибок создают  мотивацию к повторной деятельности, формируют личный интерес к новому знанию, так как именно неудачно подобранная информация создает ситуацию неуспеха.

В течении восьми лет я активно работаю по использованию метода проектов. Так, при изучении темы «Координатная плоскость» в шестом классе я использовала дан­ный метод. На первом этапе я составляю: тематический план проекта, лист планирова­ния содержания учебного проекта и этапов его проведения. Это помогает мне создать мотивацию обучения, четко определить, чему должны научиться учащиеся в резуль­тате работы, организовать работу в малых группах и индивидуально. Четко спланиро­вать ход проектной работы и определить, каким видом деятельности должны нау­читься учащиеся на каждом этапе проектирования, мне помогает понедельное пла­нирование выполнения проекта.На втором этапе происходит ознакомление с новым учебным материалом. Первые несколько уроков мы познакомились с параллельными пря­мыми, с основными понятиями координатной плоскости, учились строить простей­шие рисунки. Итог этой работы-открытый урок по теме «Координатная плоскость», на котором ребята показали хорошие теоретические знания и умения по теме.

На следующем этапе формировались творческие группы среди учащихся, которые выбрали темы: «Герои мультфильмов», «Морские жители», «Флот России», «Крас­ная книга России», «Птицы мира», «Природа России», «Геральдика России».

После проведенной работы каждая группа обобщала и оформляла полученные результаты (оформляла альбомы, плакаты, стенды), готовила коллективное выступ­ление перед классом по определенному плану.

На завершающем этапе был проведен открытый урок, где заслушивался отчет групп в форме защиты проектов, осуществлялся анализ и оценка результатов работы.

Всем участникам проекта была дана положительная оценка, не у всех работа была выполнена на отлично, каждый ученик имел возможность сравнить результаты своей работы с работой одноклассников, видя свои недостатки. Групповая работа, творчест­во учеников, самостоятельность все - это, несомненно, положительные результаты.Не менее весомой для ученика становилась оценка учителем его личностных качеств (усидчивость, находчивость,аккуратность, кропотливость).Наш проект участвовал в школьном фестивале «Современный урок. Взгляд в будущее», занял второе место.

Работа, организованная в рамках технологии проектного обучения заинтересовала меня и моих учеников, поэтому и в новом учебном году мы продолжили ее использование при изучении темы «Решение уравнений».Эту тему я выбрала неслу­чайно. Мне хотелось сделать плавный переход от изученной темы «Рисуем по коорди­натам» к новой, где можно было продолжить работу на координатной плоскости при изучении темы «Графический метод решения уравнений, систем уравнений».Для этого я продумывала тематический план проекта, чтобы использовать опережающий способ изучения тем 8-9 классов, составляла лист планирования и содержания учеб­ного проекта и этапов его проведения. Доминирующий метод, который я использо­вала в работе- метод творческого самовыражения. Творчество-процесс, в результате которого может быть создан продукт, поэтому я стараюсь предлагать учащимся упражнения по составлению уравнений; задач, которые решаются с помощью уравнений. Каждую работу учащиеся выполняют на отдельных листах, красочно ее оформляют. С большим интересом ребята составляют задачи различной тематики: исторические задачи; задачи, связанные с временами года; задачи на движение и т.д.

Каждое такое задание обладает качеством новизны и оригинальности полученных результатов, поэтому есть все основания отнести подобные упражнения к творческим. Как показала практика самостоятельно составленная и решенная задача запоминается полнее и прочнее чем просто решенная. Изучая тему «Графики функций», я сообща­ла учащимся, что в 7 классе мы научимся только строить графики сложных функций, свойства которых будут изучаться в 9 классе. Это послужило хорошей мотивацией для выработки прочного навыка построения графика и графического решения систем уравнений. После каждого урока давались творческие домашние задания по различ­ным темам, которые учащиеся оформляли в виде папок-альбомов.

Итогом проделанной работы был открытый урок-сказка «Царевна-лягушка» по те­ме «Решение уравнений».

Ученики класса - участники сказочного представления старались помочь «Цареви­чу» пройти все испытания, справиться с «Чудищем», построить мост через реку, уз­нать имя ведьмы. За урок было решено 11 уравнений, 5 задач. Ребята активно работали индивидуально и в парах, успешно справились с самостоятельной работой. По мне­нию коллег,  урок был признан отличным.

Следующим этапом проекта было: оформление альбомов и подготовка к защите проекта. По желанию учащиеся разделились на 4 группы.Каждая взяла подготовку презентации тем : «Решение задач с помощью уравнений», «Решение уравнений гра­фическим способом», «Решение систем уравнений графическим способом». Участники групп собрали теоретический и практический материал и в необычной, оригиналь­ной форме представили презентацию своей темы на открытом уроке. Предварительно мы вместе с учениками и старшеклассниками оценили каждую творческую работу, используя критерий оценки проекта, провели конкурс по следующим номинациям: «Лучший проект», «Самая интересная задача», «Самое оригинальное выполнение проекта». Учащиеся написали мини-сочинение(отзыв) «Что тебе дал проект?» Наш проект принял участие в « Неделе проектов» учащихся школы, завоевав одно из при­зовых мест.

Поэтапность проекта, четкая формулировка проблем, целей, задач, форм и методов работы позволяет решить основную задачу школы - создание условий для достижения учениками определенного уровня образованности, т.е. формирование качеств личнос­ти, обеспечивающих решение познавательных, коммуникативных, развивающих, творческих задач, опираясь на социально-деятельный опыт. Проект обеспечивает тес­ную связь теории и практики. Все это позволяет эффективнее функционировать обра­зовательной системе и реализовывать идеи модернизации образования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Использование проект¬ной технологии на уроках математики». »

Выступление учителя МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области» Пучковой Н.Н. по теме: «Использование проект­ной технологии на уроках математики».


Глобальные изменения в информационной, коммуникационной профессиональной и других сферах современного общества требуют изменения методических приемов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и пе­дагогических средств, поэтому я выбрала тему самообразования: «Развитие компетентностно- ориентированного образования на уроках математики, используя проект­ною технологию».Современное общество немыслимо без проектирования. Практичес­ки нет ни одной сферы человеческой деятельности, где не пришлось бы работать над различного рода проектами. Это строительство, архитектура, машиностроение, меди­цина, телевидение, образование и многое другое. Именно поэтому данному методу я уделяю особое внимание при обучении учащихся математике. Этот метод, как наибо­лее распространенный вид исследовательского труда школьников в процессе учения, позволяет мне не учить, сколько помогать школьнику учиться, направлять его позна­вательную деятельность, успешно воспитывать и формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, планировать свои действия, уметь работать в разнообразных по составу группах.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания , умений ориентироваться в информационном пространстве , развитие критического и творческого мышления. Данный метод всегда ориентирован на индивидуальную, групповую, парную деятельность, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Если говорить о методе проектов как о педагогической техноло­гии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути.

Самым сложным моментом при введении в учебный процесс исследовательских проектов считаю организацию этой деятельности, а особенно подготовительный этап. При составлении тематического плана на учебный год выделяю ведущую тему или несколько тем, которые будут вынесены на проектирование. Учащиеся должны иметь возможность выбрать тему проекта, организационную форму его выполнения, сте­пень сложности проектировочной деятельности. Иногда выделяю алгоритмы проекти­рования или другое поэтапное разделение деятельности. У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности, но они носят объективный характер, а их преодоления и является одной из ведущих педагогических целей метода проектов.

Использование метода проектов при обучении математике позволяет формировать некоторые личностные качества учащихся, которые развиваются лишь в их активной деятельности. В первую очередь это относится к групповым проектам, когда работает небольшой коллектив и в процессе его совместной деятельности появляется совместный продукт. К таким качествам можно в первую очередь отнести умение ра­ботать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности. И еще очень важна способ­ность ощущать себя членом команды- подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела. Существенно меняется роль учащихся в учении: они высту­пают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде».При этом происходит формирование критического мышления, которому трудно научиться при обычной «урочной» форме обучения. Основу технологии критического мышления составляет базовая модель трех стадий «вызов- реализация- рефлексия». Без осуществления этих стадий успешная проектная и исследовательская деятельность невозможна.

Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необходимо сделать. Самое инте­ресное, что даже неудачно выполненный проект также имеет большое положитель­ное педагогическое значение. Учитель и ученик вместе выявляют причины неудач, понимание ошибок создают мотивацию к повторной деятельности, формируют личный интерес к новому знанию, так как именно неудачно подобранная информация создает ситуацию неуспеха.

В течении восьми лет я активно работаю по использованию метода проектов. Так, при изучении темы «Координатная плоскость» в шестом классе я использовала дан­ный метод. На первом этапе я составляю: тематический план проекта, лист планирова­ния содержания учебного проекта и этапов его проведения. Это помогает мне создать мотивацию обучения, четко определить, чему должны научиться учащиеся в резуль­тате работы, организовать работу в малых группах и индивидуально. Четко спланиро­вать ход проектной работы и определить , каким видом деятельности должны нау­читься учащиеся на каждом этапе проектирования, мне помогает понедельное пла­нирование выполнения проекта .На втором этапе происходит ознакомление с новым учебным материалом. Первые несколько уроков мы познакомились с параллельными пря­мыми, с основными понятиями координатной плоскости, учились строить простей­шие рисунки. Итог этой работы-открытый урок по теме «Координатная плоскость», на котором ребята показали хорошие теоретические знания и умения по теме.

На следующем этапе формировались творческие группы среди учащихся, которые выбрали темы: «Герои мультфильмов», «Морские жители», «Флот России», «Крас­ная книга России», «Птицы мира», «Природа России», «Геральдика России».

После проведенной работы каждая группа обобщала и оформляла полученные результаты (оформляла альбомы, плакаты, стенды), готовила коллективное выступ­ление перед классом по определенному плану.

На завершающем этапе был проведен открытый урок, где заслушивался отчет групп в форме защиты проектов, осуществлялся анализ и оценка результатов работы.

Всем участникам проекта была дана положительная оценка, не у всех работа была выполнена на отлично, каждый ученик имел возможность сравнить результаты своей работы с работой одноклассников, видя свои недостатки. Групповая работа, творчест­во учеников, самостоятельность все - это, несомненно, положительные результаты .Не менее весомой для ученика становилась оценка учителем его личностных качеств (усидчивость, находчивость ,аккуратность, кропотливость).Наш проект участвовал в школьном фестивале «Современный урок. Взгляд в будущее», занял второе место.

Работа, организованная в рамках технологии проектного обучения заинтересовала меня и моих учеников, поэтому и в новом учебном году мы продолжили ее использование при изучении темы «Решение уравнений».Эту тему я выбрала неслу­чайно. Мне хотелось сделать плавный переход от изученной темы «Рисуем по коорди­натам» к новой, где можно было продолжить работу на координатной плоскости при изучении темы «Графический метод решения уравнений, систем уравнений».Для этого я продумывала тематический план проекта, чтобы использовать опережающий способ изучения тем 8-9 классов, составляла лист планирования и содержания учеб­ного проекта и этапов его проведения. Доминирующий метод, который я использо­вала в работе- метод творческого самовыражения. Творчество-процесс, в результате которого может быть создан продукт, поэтому я стараюсь предлагать учащимся упражнения по составлению уравнений; задач, которые решаются с помощью уравнений. Каждую работу учащиеся выполняют на отдельных листах, красочно ее оформляют. С большим интересом ребята составляют задачи различной тематики: исторические задачи; задачи, связанные с временами года; задачи на движение и т.д.

Каждое такое задание обладает качеством новизны и оригинальности полученных результатов, поэтому есть все основания отнести подобные упражнения к творческим. Как показала практика самостоятельно составленная и решенная задача запоминается полнее и прочнее чем просто решенная. Изучая тему «Графики функций», я сообща­ла учащимся, что в 7 классе мы научимся только строить графики сложных функций, свойства которых будут изучаться в 9 классе. Это послужило хорошей мотивацией для выработки прочного навыка построения графика и графического решения систем уравнений. После каждого урока давались творческие домашние задания по различ­ным темам, которые учащиеся оформляли в виде папок-альбомов.

Итогом проделанной работы был открытый урок-сказка «Царевна-лягушка» по те­ме «Решение уравнений».

Ученики класса - участники сказочного представления старались помочь «Цареви­чу» пройти все испытания, справиться с «Чудищем», построить мост через реку, уз­нать имя ведьмы. За урок было решено 11 уравнений, 5 задач. Ребята активно работали индивидуально и в парах, успешно справились с самостоятельной работой. По мне­нию коллег, урок был признан отличным.

Следующим этапом проекта было: оформление альбомов и подготовка к защите проекта. По желанию учащиеся разделились на 4 группы .Каждая взяла подготовку презентации тем : «Решение задач с помощью уравнений», «Решение уравнений гра­фическим способом», «Решение систем уравнений графическим способом». Участники групп собрали теоретический и практический материал и в необычной, оригиналь­ной форме представили презентацию своей темы на открытом уроке. Предварительно мы вместе с учениками и старшеклассниками оценили каждую творческую работу, используя критерий оценки проекта, провели конкурс по следующим номинациям: «Лучший проект», «Самая интересная задача», «Самое оригинальное выполнение проекта». Учащиеся написали мини-сочинение(отзыв) «Что тебе дал проект?» Наш проект принял участие в « Неделе проектов» учащихся школы, завоевав одно из при­зовых мест.

Поэтапность проекта, четкая формулировка проблем, целей, задач, форм и методов работы позволяет решить основную задачу школы - создание условий для достижения учениками определенного уровня образованности, т.е. формирование качеств личнос­ти, обеспечивающих решение познавательных, коммуникативных, развивающих, творческих задач, опираясь на социально-деятельный опыт. Проект обеспечивает тес­ную связь теории и практики. Все это позволяет эффективнее функционировать обра­зовательной системе и реализовывать идеи модернизации образования.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
«Использование проект¬ной технологии на уроках математики».

Автор: Пучкова Наталья Николаевна

Дата: 22.02.2015

Номер свидетельства: 177362

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Организация проектной деятельности учащихся с использованием ИКТ на уроках математики"
    ["seo_title"] => string(80) "orghanizatsiia_proiektnoi_dieiatiel_nosti_uchashchikhsia_s_ispol_zovaniiem_ikt_n"
    ["file_id"] => string(6) "351280"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477140957"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Использование современных образовательных технологий на уроках математики. "
    ["seo_title"] => string(84) "ispol-zovaniie-sovriemiennykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "181925"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425409573"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики как инновационная технология"
    ["seo_title"] => string(80) "proektno_issledovatelskaia_deiatelnost_na_urokakh_matematiki_kak_innovatsionnaia"
    ["file_id"] => string(6) "505194"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1553840103"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(281) "Статья и презентация на тему "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики как фактор повышения качества образования" "
    ["seo_title"] => string(168) "stat-ia-i-priezientatsiia-na-tiemu-ispol-zovaniie-informatsionno-kommunikatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-matiematiki-kak-faktor-povyshieniia-kachiestva-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "140417"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417953643"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Проектная деятельность по математике с учащимися 5-6 классов"
    ["seo_title"] => string(62) "proiektnaiadieiatielnostpomatiematikiesuchashchimisia56klassov"
    ["file_id"] => string(6) "282160"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453651147"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства