kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие критического мышления на уроках математики через чтение и письмо

Нажмите, чтобы узнать подробности

При традиционном обучении в классе нередко основным источником информации становится учитель. При этом он не только ее транслирует, но в большинстве случаев анализирует и оценивает. Ученикам нередко не предоставляется права на заблуждение.

На уроках математики мы работаем с двумя основными типами текстов: информационными и художественными. Тексты по математике сильно отличаются от текстов по истории, географии и литературе. Тексты насыщенны различными понятиями и сложными терминами, не всегда написаны на понятном учащимся языке. Все это затрудняет использование текстов для самостоятельного изучения учащимися на уроке математики. Поэтому на уроках математики приемы и стратегии технологии развития критического мышления будут эффективны, если приспособить  к данному предмету. 

При традиционном обучении в классе нередко основным источником информации становится учитель. При этом он не только ее транслирует, но в большинстве случаев анализирует и оценивает. Ученикам нередко не предоставляется права на заблуждение.

На уроках математики мы работаем с двумя основными типами текстов: информационными и художественными. Тексты по математике сильно отличаются от текстов по истории, географии и литературе. Тексты насыщенны различными понятиями и сложными терминами, не всегда написаны на понятном учащимся языке. Все это затрудняет использование текстов для самостоятельного изучения учащимися на уроке математики. Поэтому на уроках математики приемы и стратегии технологии развития критического мышления будут эффективны, если приспособить  к данному предмету. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие критического мышления на уроках математики через чтение и письмо»



Развитие критического мышления на уроках математики через чтение и письмо

При традиционном обучении в классе нередко основным источником информации становится учитель. При этом он не только ее транслирует, но в большинстве случаев анализирует и оценивает. Ученикам нередко не предоставляется права на заблуждение.

На уроках математики мы работаем с двумя основными типами текстов: информационными и художественными. Тексты по математике сильно отличаются от текстов по истории, географии и литературе. Тексты насыщенны различными понятиями и сложными терминами, не всегда написаны на понятном учащимся языке. Все это затрудняет использование текстов для самостоятельного изучения учащимися на уроке математики. Поэтому на уроках математики приемы и стратегии технологии развития критического мышления будут эффективны, если приспособить к данному предмету.

Роль учителя на уроке, построенном в ТРКМ:

- направляет усилия учеников в определенное русло;

- сталкивает различные суждения;

- создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;

- дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы;

- подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.

Технология РКМ имеет две особенности:

• структура урока, включающая три фазы: вызов, осмысление и рефлексию,

• содержание, в основе которого – эффективные приёмы и стратегии, направленные на формирование у учащихся критического мышления.

Технология РКМЧП предлагает разнообразный набор приёмов и методов для осуществления этого этапа работы. Стройная система приемов включает в себя как способы организации индивидуальной работы, так и ее сочетания с парной и групповой работой.

Фаза «Вызов»

Специфика технологии – в активной позиции учащихся, которые уже на первом этапе урока ставят собственные цели изучения, определяют желаемый результат в освоении темы.

Фаза «Осмысление» (изучение нового материала)

Когда урок построен урока в ТРКМ, содержательная стадия урока — «осмысление»; в его ходе происходит непосредственная работа ученика с информацией, причём работа направленная, осмысленная. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, по мере соотнесения старой и новой информации, учится формулировать вопросы, определяет собственную позицию.

Приёмы, используемые в ТРКМ, направляют работу учащегося на самостоятельное и осмысленное получение новой информации.

Фаза «Рефлексия»

Стадия рефлексии в ТРКМ — это стадия размышления. Она необходима, в первую очередь, для того, чтобы учащиеся смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие в процессе знакомства с новым материалом проблемы и противоречия.

Идет рефлексия своего процесса учения. Ученик происходит активное переосмысление собственных представлений с учётом вновь приобретённых знаний. Для развития коммуникативных навыков крайне важен непосредственный живой обмен идеями. Выражение новой информации своими словами позволяет лучше понять и принять ее.

Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать еще, по этому поводу лучше было бы задать вопрос и т. д.). Подобный анализ становится более полезен, если он обращен в словесную или письменную форму. Именно в этом случае мысли структурируются, превращаясь в новое знание.

Главное отличие завершающей стадии урока традиционного от рефлексии урока, построенного в ТРКМ – это то, что сами учащиеся подводят итог, определяют личные результаты и проводят оценку собственной деятельности.

На информационных текстах эффективны приемы технологии развития критического мышления: «верные и неверные утверждения», игра «Верите ли вы?», кластеры, таблица толстых и тонких вопросов, инсерт, концептуальная таблица.

Я хочу предложить, как можно использовать на уроке приемы технологии «Верите ли вы?» и инсерт.

Урок геометрии в 7 классе.

Урок начнем с загадки.

Самой важной из фигур,

Я себя считаю

Когда углы иль стороны даны

По-разному всегда называюсь.

Знает каждый школьник

Как меня построить

Три стороны и три угла

И столько же вершин у меня.


О какой геометрической фигуре идет речь?

Треугольник самая простейшая геометрическая фигура, эта фигура всегда имела широкое применение в практической жизни. И это одна из первых фигур, свойства которой человек узнал еще в глубокой древности.

Она простая, но самая важная. Обладает большим количеством свойств, часто применяется при решении задач из разных разделов математики.

Тема сегодняшнего урока «Треугольник».

И мы сегодня продолжаем знакомиться с треугольником.

Поиграем в игру «Верите ли вы?»

На столах у вас лежат карточки с вопросами. Все они начинаются со слов «Верители вы, что…». Если да, то в первом столбце А поставьте знак «+», если нет - «-». Работайте в парах. Время работы 5 мин. Аргументируйте свои предложения.



Вопросы

«а»

«б»


Верите ли вы, что…



1

треугольник – это геометрическая фигура, состоящая из трех точек и трех отрезков?



2

∆ ABC и ∆CAB один и тот же треугольник?



3

углы треугольника можно обозначать одной заглавной латинской буквой, например, ∟A?



4

если треугольники при наложении полностью совместятся, равны?



5

между сторонами BCи ABлежит угол C?



6

против стороны АВ в ∆ ABC лежит угол C?



7

из равенства ∆ ABC и

∆ A1B1C1 следует равенство сторон

AB=A1B1, BC=A1C1, AC= B1C1и углов A и A1, B и B1, C и C1?



8

равенство треугольников можно установить, не накладывая один треугольник на второй, а измеряя и сравнивая некоторые элементы этого треугольника




После окончания поделиться своим мнением с классом. Заслушав ответы, учитель вместе с учащимися заполняет первую строку таблицы. Что у нас получилось? Давайте, сформулируем цель нашего урока


1

2

3

4

5

6

7

8


















На данном этапе происходит вызов уже имеющихся знаний у учащихся. Происходит актуализация знаний, информацию хочется проверить, дополнить, изучить. Планирует собственную учебную деятельность.

Стадия осмысления. Отвечая на вопросы с таблицы, мы пока не знаем, правы мы или нет.

Ответы на эти вопросы можно найти, изучив текст учебника. Дальше читаем текст, делая пометки на полях. После прочтения текста вновь возвращаемся к вопросам, но начинать формулировку уже со слов «Верно ли, что…?» Посмотрим, может наше мнение после работы с текстом изменилось?

Заполните таблицу «Инсерт». Индивидуальная работа


«V» –

знаю

«+» – новое

«-» - думал иначе

«?» – не понял

 

 

 

 


Закончив работу, возвращаемся к вопросам, рассмотренным в начале урока. Заполняют столбик Б знаками и делятся мнением с классом.


По каким вопросам наше мнение не изменилось после работы с текстом?

Объясните, почему вы так решили?

По каким вопросам ваше мнение изменилось?

Почему?

Не было ли вопроса в тексте, который не встретился в вопросах?

Дополнительный вопрос: установить равенство фигур можно не накладывая один треугольник на второй, а измеряя и сравнивая некоторые элементы этих фигур?


Технология ориентирована на воспитание у ученика социальной ответственности. Для этого весь учебный процесс тесно увязывается с конкретными жизненными задачами, выяснением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни. Социально-ориентированное отношение к действительности, навыки коллективной работы, взаимообусловленность принципов и поступков личности - необходимые условия для формирования гражданских взглядов.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие критического мышления на уроках математики через чтение и письмо

Автор: Шарапова Фаина Гильфановна

Дата: 29.03.2016

Номер свидетельства: 311483

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "Мастер-класс « Приемы технологии развития критического мышления учащихся на уроках математики через чтение и письмо ». "
    ["seo_title"] => string(139) "mastier-klass-priiemy-tiekhnologhii-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki-chieriez-chtieniie-i-pis-mo"
    ["file_id"] => string(6) "112904"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1408980653"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(259) "Статья по теме:Формирование самостоятельной деятельности учащихся в рамках технологии "Чтение и письмо для развития критического мышления" "
    ["seo_title"] => string(166) "stat-ia-po-tiemie-formirovaniie-samostoiatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-v-ramkakh-tiekhnologhii-chtieniie-i-pis-mo-dlia-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "149833"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420321347"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Технология развития критического мышления на уроках математики в условиях реализации ФГОС "
    ["seo_title"] => string(106) "tiekhnologhiia-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-matiematiki-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "125404"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414967354"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "МАТЕМАТИКА. 4 класс.  Урок с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) "
    ["seo_title"] => string(129) "matiematika-4-klass-urok-s-ispol-zovaniiem-tiekhnologhii-razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-chieriez-chtieniie-i-pis-mo-rkmchp"
    ["file_id"] => string(6) "207828"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1430660481"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Урок "Атмосферное давление""
    ["seo_title"] => string(29) "urok-atmosfiernoie-davlieniie"
    ["file_id"] => string(6) "298222"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456308876"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства