kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Критическое мышление

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы технологии критического мышления учащихся на уроках математики посредством чтения и письма.

“Важнейшая задача цивилизации –  научить человека мыслить”.

Эдисон

Что же такое критическое мышление?

КМ – под этим понятием подразумевается самостоятельное мышление, где отправной точкой является информация. Оно начинается от постановки вопросов, строится на основе убедительной аргументации.

Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом.

Определения КМ обычно включает в себя умение прогнозировать ситуацию, наблюдать, обобщать, сравнивать, выдвигать гипотезы и устанавливать связи, рассуждать по аналогии и выявлять причины, а также предполагает рациональный и творческий подход к рассмотрению любых вопросов.

Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует таким стадиям урока:

подготовительный  – стадия вызова;

восприятие нового – смысловая стадия (или стадия реализации смысла);

присвоение информации – стадия рефлексии.

Стадия

Функции

 

Вызов

  • Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме).
  • Информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме.
  • Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).

Осмысление

 содержания

  • Информационная (получение новой информации по теме).
  • Систематизационная (классификация полученной информации).
  • Мотивационная (сохранения интереса к изучаемой теме).

Рефлексия

  • Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации).
  • Информационная (приобретение нового знания).
  • Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля).
  • Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).

 

Формы урока в РКМЧП отличаются от уроков в традиционном  обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.

 Роль учителя — в основном координирующая.

 

 

Модель построения уроков в технологии развития критического мышления.

 

Тип урока           

 

Работа с информационным текстом         

Работа с художественным тестом           

Взаимо­обучение

Урок-исследование

Вызов                        

Мозговой штурм; кластер; рассказ; подсказка, тонкие и толстые вопросы и т.д.

Рассказ- предположение по ключевым словам (по заголовку);  графическая систематизация материала (кластеры и таблицы), верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки, словарная работа, рассматривание иллюстраций и т.п. 

Верные-неверные суждения; корзина идей и т.д.

Мозговой штурм

Осмысление           

                                   

Маркировка текста;

 ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов и т.п.

Чтение с остановками; маркировка текста; дневник, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

Зигзаг (мозаика)

Заполнение таблицы, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

Рефлексия                                               

Возвращение к кластеру

Кластер, составление словаря по тексту произведения, написание сочинения, исследование по отдельным вопросам

Сводная таблица

Предсказание

 

В технологии критического мышления существует множество методических приемов для реализации целей разных фаз базовой модели урока.

 

Приемы обучения в технологии РКМЧП

Приём "Таблицы"

Существует множество способов графической организации материала. Среди них самыми распространенными являются таблицы. Предлагаю рассмотреть несколько табличных форм. Это таблица ЗХУ, концептуальная таблица, сводная таблица. Можно рассматривать данные приемы, как приемы стадии рефлексии, но в большей степени – это стратегии ведения урока в целом.

 

Таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнаем» (З – Х – У)

З – знаем    Х – хотим узнать     У – узнаем

 

З – что мы знаем                  

 

Х – что мы хотим узнать

У – что мы узнали, и что нам осталось узнать

(Презентация, слайд 2)

 

Учение начинается с активизации того, что дети уже знают по данной теме. Для начала спрашиваю, что они знают. Показываю  им картинку или предмет или обсуждаю с ними  то, что знаю сама. Когда дети начнут предлагать свои идеи, выписываю их на доску в первую колонку таблицы.

 В колонку «Хочу узнать» предлагаю внести свои спорные мысли и вопросы, возникшие в ходе обсуждения темы урока. Затем обучающиеся читают новый текст, пытаясь найти ответы на поставленные ими вопросы. После чтения текста предлагаю заполнить колонку «Узнал». Располагаем  ответы напротив поставленных вопросов. Далее обучающимся предлагаю сравнить, что они знали раньше, с информацией, полученной из текста. При этом желательно излагать  сведения, понятия или факты  только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. (Презентация, слайд 3)

 

“Концептуальная таблица”

 

используется, когда необходимо провести сравнение нескольких объектов по нескольким вопросам.  Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. (Презентация, слайд 4)

 

Категория сравнения                       

Категория сравнения

Категория сравнения

Факты

 

 

 

Факты

 

 

 

В зависимости от цели, поставленной на уроке, таблица может заполняться учащимися на уроке или дома, постепенно или вся целиком как результат обобщения. Затем проводим  обсуждение правильности заполненного материала, уточнение, дополнение, исправление; сравнение сил.

 В дальнейшем учащиеся при составлении таблиц могут сами выбирать объекты сравнения или линии сравнения.

Например, при изучении темы «Четырёхугольники» можно составить такую таблицу: (Презентация, слайд 5)

 

«Сводная таблица»

 

помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Выглядит эта таблица просто: Средняя колонка называется "линией сравнения". В ней перечислены те категории, по которым мы предполагаем сравнивать какие-то явления, события, факты. В колонки, расположенные по обе стороны от "линии сравнения", заносится информация, которую и предстоит сравнить. (Презентация, слайд 6)

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«pril1»

Приложение 1. Методы развития критического мышления

Название

Характеристика

Применение

«Корзина» идей, понятий, имен

На доске можно нарисовать корзинку, где условно собирается все, что дети знают по данной проблеме. Методика: 1) учитель задает вопрос о том, что известно детям о поставленной проблеме; 2) каждый ученик самостоятельно вспоминает и записывает в тетрадь то, что он знает в этой связи (1-2 мин); 3) обмен информацией в парах (группах); каждая пара называет одно сведение или факт, не повторяя сказанного ранее; 5) учитель в виде тезисов записывает в «корзинке» все высказывания и идеи, включая ошибочные; 6) по мере освоения новой информации исправляются ошибки, вносятся необходимые дополнения.

«вызов», «рефлексия»

Составление кластера (пучок, созвездие), т.е. схемы

В центре доски записывается ключевое слово, от него рисуются стрелки-лучи в разные стороны к другим понятиям, связанным с ключевым словом; от них тоже расходятся лучи и т.д. В процессе уточнения информации кластер видоизменяется.

«вызов», другие этапы урока, домашнее задание

Учебный мозговой штурм

1 этап – создание банка идей, возможных решений проблемы (принимается и фиксируется всё, без изменений и оценок, около 10-15 мин); 2 этап – коллективное обсуждение идей и предложений; 3 этап – выбор наиболее перспективных решений.

«вызов», «осмысление»

Ассоциации

«Какие ассоциации связаны с …»? « Что вы знаете о …»?

«вызов»

«Дерево предсказаний»

«Ствол дерева» - тема, «ветви» - предположения, «листья» - обоснования предположений, аргументы. Приём разработан для работы с художественным текстом, чтобы строить предположения о развитии сюжета, но с успехом применяется для обсуждения социально значимых проблем.

«вызов», «рефлексия», домашнее задание

«Карта познания»

От ключевого понятия, помещённого в центр листа (доски), отходят изогнутые лини (ветви) первого порядка с помещенными на них словами, связанными с ключевым понятием; далее помещаются «ветви» второго порядка с понятиями, уточняющими первоначальные сведения. Надо стремиться использовать для создания «карты» меньше слов, но больше символов, рисунков, цвета.

«вызов», «рефлексия»

«Перепутанные логические цепочки»

Ученикам предлагается набор фактов (процессов, явлений), последовательность которых нарушена; дети расставляют события в нужном порядке.

«вызов», «рефлексия»

Пометки на полях (инсерт)

Учащиеся читают текст, делая пометки:

«v» -известная информация;

«+» - новая информация;

«?» - непонятная информация;

« » - информация, идущая вразрез с имеющимися представлениями и знаниями.

После работы с текстом – обсуждение с обязательным обращением к исходному тексту, цитированием.

«осмысление», «рефлексия»

Составление маркировочной таблицы «ЗУХ» («ЗХУ»)

Одна из форм контроля эффективности чтения с пометами. Читая текст, ученик заполняет графы таблицы: «З(наю) – У(знал) – Х(очу узнать)» или «З(наю) – Х(очу узнать) – У(знал)» своими словами, без цитирования исходного текста.

«осмысление», «рефлексия», контроль знаний, домашнее задание

Лекция с остановками

После каждой смысловой части лекции учителя делается пауза, обсуждается проблемный вопрос, идет коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, выполняются дополнительные задания.

«осмысление»

Эффективная лекция с использованием «бортового журнала»

Во время лекции ученики работают с таблицей: «известная информация и предположения (заполняется до лекции на стадии «вызов») – новая информация». 1 вариант использования приема – работа в парах: один ученик ставит «+» и « » в левой колонке, другой – записывает новую информацию; после индивидуальной работы пара обсуждает полученное, готовится к общей работе с классом.

«осмысление»

Чтение с остановками

Учащиеся работают со знакомым текстом, который заранее разделен на части; к каждой из них сформулированы вопросы (простые (факты, воспроизведение информации), уточняющие, объясняющие (почему?), творческие и т.д.)

«осмысление»

Работа в динамических парах /группах («обучение сообща»)

«Зигзаг» (один из вариантов использования приемов). Класс разделен на четверки, у каждого школьника номер от 1 до 4. Дети работают с текстом, каждый сосредоточен на части с соответствующим номером, затем первые номера объединяются с первыми, вторые – со вторыми и т.д. для обсуждения своей части текста, составления схемы рассказа по теме и выбора представителя, который проведет итоговую презентацию. Вернувшись в свою группу, школьники по схеме рассказывают о своей части текста, слушают других, делают записи в тетрадях, затем эксперты от каждого номера проводят презентации своих тем, все остальные вносят уточнения и дополнения.

«осмысление»

Игра «Как вы думаете» («обучение сообща»)

Класс делится на группы по 4 – 6 человек, учитель каждой из них раздает карточки с суждениями и игровое поле, где располагаются три зоны: «никогда – иногда – всегда». Дети берут по очереди карточки, читают суждения и по своему усмотрению (ни с кем не советуясь) раскладывают карточки на одну из зон игрового поля текстом вверх. Остальные члены группы читают про себя суждения и, если считают, что карточка лежит не в своей зоне, могут перевернуть ее текстом вниз; затем происходит обсуждение.

«осмысление», «рефлексия»

Написание синквейна (пятистрочный белый стих)

1. Одно существительное – тема синквейна.

2. Два прилагательных или причастия, раскрывающие тему.

3. Три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме, характеризующие или объясняющие суть происходящих событий.

4. Фраза (предложение) из четырех слов, позволяющая ученику выразить свое отношение к теме или содержащая вывод (может использоваться цитата, крылатое выражение).

5. Одно слово – резюме, дающее новую интерпретацию темы; содержащее ассоциацию с ней; восклицание.

Методика: 1) объяснить правила написания синквейна; 2) привести несколько примеров синквейнов; 3) задать тему; 4) зафиксировать время на написание синквейнов; 5)заслушать варианты (по желанию учеников). Можно начинать с коллективного сочинения синквейна, с работы в парах, группах.

«рефлексия»

Составление таблицы «тонких» и «толстых» вопросов

«Толстые» вопросы требуют простого, однозначного ответа (Где? Когда? Кто? Что?). «Тонкие» вопросы: Почему? Каковы последствия? В чем различия? Предположите, что будет, если…

«рефлексия»

РАФТ

Р(оль)

А(удитория)

Ф(орма)

Т(ема)

Пишущий выбирает для себя роль, т.е. сочиняет не от своего лица; определяет, для кого (родители, одноклассники) он пишет; выбирает форму (письмо, жалоба) и тему сочинения. Работа может вестись в парах, а также с опорой на вопросы.

«рефлексия»

Дискуссия

Цель: не решить проблему, а углубить понимание её важности. Проблема должна быть спорной, неоднозначной, содействовать активному вовлечению учащихся в диалог. Дискуссии предшествует подготовительная работа с источниками информации. Часто используемый вариант – перекрестная дискуссия: две стороны формулируют и защищают аргументы «за» и «против».

все этапы, особая модель

«Зигзаг»

1 этап - учащиеся делятся на группы, в группах рассчитываются на такое количество, сколько групп


2 этап – рассаживаются в группы экспертов /по номерам/, каждая группа получает определенное задание, в группе изучают, составляют опорные схемы

3 этап – возвращаются в домашние группы, по очереди рассказывают новый материал - взаимообучение

Осмысление

«Кубик»

Графическая организация материала. На гранях кубика дается задание. В группах учащиеся заполняют на развороте грани кубика. Опрос – выбрасывается кубик, ответ учащиеся дают на задание выпавшей грани.

Осмысление
Рефлексия

«Карусель»

Групповая работа. Формулируются проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Необходимо подготовить цветные маркеры, листы А3 с написанными на них вопросами /по одному на каждом/. По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь.

Осмысление

Стратегия «Галерея»

После «карусели» вывешиваются работы учащихся на доске. Каждый ученик отдает свой голос за наиболее точный ответ на каждый вопрос. Таким образом можно определить, какая группа дала лучший ответ.

Рефлексия


Просмотр содержимого документа
«pril2»

приложение 2.


«Вопросы Сократа».


Вопросы, заданные с целью - помочь обучению других.


Вопросы для уточнения

  • Что вы имели в виду, сказав ______?

  • В чем основная мысль?

  • Как _____ связано с _____?

  • Не могли бы вы выразить мысль по-другому?

  • Уточните, пожалуйста, вы имели в виду _____ или _____?

  • Какое отношение имеет это к нашей проблеме/спору/расхождениям?

  • Джейн, подведите, пожалуйста, итог тому, что сказал Ричард, своими словами? ... Ричард, вы это имели в виду?

  • Не могли бы вы привести пример?

  • Может ли _____ быть хорошим примером для этого?

Вопросы, проверяющие предположения

  • Какие вы делаете допущения?

  • Какие предположения делает _____?

  • Что мы можем предположить вместо этого?

  • Мне показалось, что вы предположили _____. Я вас правильно понял?

  • Все ваши утверждения основываются на предположении _____. Почему бы вам не основывать их на _____ вместо _____?

  • Вы предполагаете, что _____. Как вы можете оценить справедливость такого предположения?

  • Почему кто-нибудь может сделать такие предположения?

Вопросы, проверяющие факты

  • Объясните, пожалуйста, почему вы так решили?

  • Как это применимо к данной ситуации?

  • Есть ли причины сомневаться в этом факте?

  • Что бы вы ответили человеку, утверждающему, что ____?

  • Кто-нибудь может привести факты, подтверждающие эту точку зрения?

  • По какой причине вы пришли к этому выводу?

  • Как мы можем удостовериться, что это правда?

Вопросы, проверяющие понимание перспектив

  • Что вы этим предполагаете?

  • Когда вы говорите _____, вы делаете вывод _____?

  • Но, если это могло произойти, что еще может случиться в результате? Почему?

  • На что может это повлиять?

  • Произойдет ли это неизбежно, или скорее всего произойдет?

  • Какая альтернатива?

  • Если _____ и _____ условия, что тогда должно быть истинно?

  • Если мы говорим о ____ , то как же насчет _____?



Вопросы, проверяющие понятность задач

  • Как мы можем это обнаружить?

  • Что этот вопрос предполагает?

  • Не могла бы _____ задать этот вопрос по-другому?

  • Можем вы вообще опустить этот вопрос?

  • Вопрос понятен? Мы поняли его?

  • Сложно или легко ответить на этот вопрос? Почему?

  • Все ли согласны, что вопрос в этом?

  • На какие другие вопросы необходимо ответить, прежде, чем думать над этим вопросом?

  • Почему этот вопрос необходим?

  • Этот вопрос является наиболее важным, или в нем скрыт другой вопрос?

  • Видите ли вы, как это может соотноситься с ________?

Толстые и тонкие вопросы


?


?

  • кто...

  • что...

  • когда...

  • может...

  • будет...

  • мог ли...

  • как звали...

  • было ли...

  • согласны ли вы...

  • верно...

  • дайте объяснение, почему...

  • почему вы думаете...

  • почему вы считаете...

  • в чем разница...

  • предположите, что будет, если...

  • что, если...



Просмотр содержимого документа
«Методы технологии критического мышления учащихся на уроках математики посредством чтения и письма»

Методы технологии критического мышления учащихся на уроках математики посредством чтения и письма.

“Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить”.

Эдисон

Что же такое критическое мышление?

КМ – под этим понятием подразумевается самостоятельное мышление, где отправной точкой является информация. Оно начинается от постановки вопросов, строится на основе убедительной аргументации.

Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом.

Определения КМ обычно включает в себя умение прогнозировать ситуацию, наблюдать, обобщать, сравнивать, выдвигать гипотезы и устанавливать связи, рассуждать по аналогии и выявлять причины, а также предполагает рациональный и творческий подход к рассмотрению любых вопросов.

Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует таким стадиям урока:

подготовительный – стадия вызова;

восприятие нового – смысловая стадия (или стадия реализации смысла);

присвоение информации – стадия рефлексии.

Стадия

Функции


Вызов

  • Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме).

  • Информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме.

  • Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).

Осмысление

содержания

  • Информационная (получение новой информации по теме).

  • Систематизационная (классификация полученной информации).

  • Мотивационная (сохранения интереса к изучаемой теме).

Рефлексия

  • Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации).

  • Информационная (приобретение нового знания).

  • Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля).

  • Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).


Формы урока в РКМЧП отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.

Роль учителя — в основном координирующая.



Модель построения уроков в технологии развития критического мышления.


Тип урока


Работа с информационным текстом

Работа с художественным тестом

Взаимо­обучение

Урок-исследование

Вызов

Мозговой штурм; кластер; рассказ; подсказка, тонкие и толстые вопросы и т.д.

Рассказ- предположение по ключевым словам (по заголовку); графическая систематизация материала (кластеры и таблицы), верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки, словарная работа, рассматривание иллюстраций и т.п.

Верные-неверные суждения; корзина идей и т.д.

Мозговой штурм

Осмысление

Маркировка текста;

ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов и т.п.

Чтение с остановками; маркировка текста; дневник, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

Зигзаг (мозаика)

Заполнение таблицы, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

Рефлексия

Возвращение к кластеру

Кластер, составление словаря по тексту произведения, написание сочинения, исследование по отдельным вопросам

Сводная таблица

Предсказание


В технологии критического мышления существует множество методических приемов для реализации целей разных фаз базовой модели урока.


Приемы обучения в технологии РКМЧП

Приём "Таблицы"

Существует множество способов графической организации материала. Среди них самыми распространенными являются таблицы. Предлагаю рассмотреть несколько табличных форм. Это таблица ЗХУ, концептуальная таблица, сводная таблица. Можно рассматривать данные приемы, как приемы стадии рефлексии, но в большей степени – это стратегии ведения урока в целом.


Таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнаем» (З – Х – У)

З – знаем Х – хотим узнать У – узнаем


З – что мы знаем


Х – что мы хотим узнать

У – что мы узнали, и что нам осталось узнать

(Презентация, слайд 2)


Учение начинается с активизации того, что дети уже знают по данной теме. Для начала спрашиваю, что они знают. Показываю им картинку или предмет или обсуждаю с ними то, что знаю сама. Когда дети начнут предлагать свои идеи, выписываю их на доску в первую колонку таблицы.

В колонку «Хочу узнать» предлагаю внести свои спорные мысли и вопросы, возникшие в ходе обсуждения темы урока. Затем обучающиеся читают новый текст, пытаясь найти ответы на поставленные ими вопросы. После чтения текста предлагаю заполнить колонку «Узнал». Располагаем ответы напротив поставленных вопросов. Далее обучающимся предлагаю сравнить, что они знали раньше, с информацией, полученной из текста. При этом желательно излагать сведения, понятия или факты только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. (Презентация, слайд 3)


Концептуальная таблица”


используется, когда необходимо провести сравнение нескольких объектов по нескольким вопросам. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. (Презентация, слайд 4)


Категория сравнения

Категория сравнения

Категория сравнения

Факты




Факты




В зависимости от цели, поставленной на уроке, таблица может заполняться учащимися на уроке или дома, постепенно или вся целиком как результат обобщения. Затем проводим обсуждение правильности заполненного материала, уточнение, дополнение, исправление; сравнение сил.

В дальнейшем учащиеся при составлении таблиц могут сами выбирать объекты сравнения или линии сравнения.

Например, при изучении темы «Четырёхугольники» можно составить такую таблицу: (Презентация, слайд 5)


«Сводная таблица»


помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Выглядит эта таблица просто: Средняя колонка называется "линией сравнения". В ней перечислены те категории, по которым мы предполагаем сравнивать какие-то явления, события, факты. В колонки, расположенные по обе стороны от "линии сравнения", заносится информация, которую и предстоит сравнить. (Презентация, слайд 6)

Тема 1

Тема 2

Линия сравнения

Тема 3

Тема 4



Данные сравнительные таблицы помогают увидеть учащимся не только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию. Составление сравнительных таблиц можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии осмысления. На стадии вызова лучше всего попросить ребят заполнять ее карандашом, так как после работы с текстом у детей могут возникнуть исправления, которые выполняются ручкой. Общее лучше обводить красной ручкой.

Сводная таблица позволяет более качественно подготовить домашнее задание, так как является уже готовой памяткой, сделанной на уроке. При использовании приема "Сводная таблица" желательно, чтобы линий сравнения было не меньше трех, но и не больше шести. Такое количество позиций легче удержать в памяти. Нужно обязательно задавать вопросы тем, кто составлял таблицу. Эти вопросы должны быть интересны. Дети старших классов обязательно должны выделять линию сравнения сами, так как работать по навязанному сценарию не интересно. Гораздо интереснее опираться на то, что придумал сам. (Презентация, слайд 22)

Данная работа позволяет развивать у ребят помимо умения работы с текстом, следующие умения:

  • выделять ключевые слова;

  • систематизировать необходимую информацию;

  • анализировать, сравнивать и обобщать информацию;

  • развитие монологической речи;

а так же у ребят возникает потребность в поиске дополнительной информации, так как бывает, что не все вопросы охвачены на уроке. Эти вопросы и остаются в качестве домашнего задания, которое принимает форму увлекательной работы с информацией

Прием «Составление кластера»

Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста. Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большое количество информации. (Презентация, слайды 9, 10)

Прием "Кластеры" использую как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии, т.е. может быть способом мотивации к размышлению до изучения темы или формой систематизирования информации при подведении итогов.

В зависимости от цели организую индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную – в виде общего совместного обсуждения.

Например, задание: составьте кластер к слову «Треугольник». Обучающиеся выписывают все слова, которые у них ассоциируются с данным словом.

Сначала данную работу они выполняют самостоятельно, основываясь на тех знаниях, которые они имеют на начало урока. Затем читают параграф учебника «Треугольник» и продолжают работу по составлению кластера, это позволит сделать кластер более полным.

Этот прием развивает умение строить прогнозы и обосновывать их, учит искусству проводить аналогии, устанавливать связи, развивает навык одновременного рассмотрения нескольких вариантов, столь необходимый при решении жизненных проблем. Способствует развитию системного мышления. (Презентация, слайд 20)

Приём "Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы"

(Презентация, слайд 11)

Этот прием может быть началом урока. Учащиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).

Затем просьба к учащимся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

Приём «Толстые и тонкие вопросы»

Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить "да" или "нет", но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Тем не менее, мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий вопросы, требует от него однозначного ответа.

Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (Толстые вопросы). Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

Для достижения цели на уроках необходимо использовать таблицу:

? ?

кто... дайте объяснение, почему...

что... почему вы думаете...

когда... почему вы считаете...

может... в чем разница...

будет... предположите, что будет, если...

мог ли...

как звали... что, если...

было ли...

согласны ли вы...

верно...

Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении – демонстрация пройденного.

Обучать детей навыку различать вопросы уже можно начинать со 2 класса. Работа по вопросам ведется в несколько этапов.

1 этап – учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают "тонкие" вопросы, потом "толстые".

2 этап – учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала –"тонкие", а потом "толстые".

3 этап – при работе с текстом дети к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам. Для того чтобы дети успевали записывать вопросы, необходимо при чтении учителю останавливаться.

Данная работа способствует развитию мышления и вниманию учащихся, а также развивается умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание текста.

Рекомендации по использованию толстых и тонких вопросов.

После того как дети заполнят таблицу, необходимо сразу же обсудить ее содержание. Чтобы работа с данным приемом принесла плоды, нужно осуществлять обратную связь – ребенок должен знать, как выполняют это задание его сверстники.

При обсуждении таблицы необходимо акцентировать внимание детей на том факте, что на толстые вопросы возможно несколько ответов, а на тонкие – только один.

Окончанием работы с этим приемом должна стать таблица ответов на толстые и тонкие вопросы. Эту таблицу ребята могут использовать при подготовке к сочинениям, проверочным работам.

Не все ученики одинаково легко заполняют таблицу. Не стоит настаивать – необходимо поощрять даже незначительные успехи.

При чтении текста можно разделить учеников на специалистов по тонким и толстым вопросам. Однако следует помнить, что тонкие вопросы задавать гораздо легче, поэтому нужно грамотно детей разделить на группы.

Приём Инсерт (insert)

I – interactive: самоактивизирующая "У" – уже знал;

N – noting: системная разметка "+" – новое;

S – system: для эффективного "–" – думал иначе;

E – effective: чтение и размышление "?" – думал иначе.

R – reading

T – thinking

(Презентация, слайд 12)

При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом, если же его нет, можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста). 
Пометки должны быть следующие: 
v если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете; 
– если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали; 
+ если то, что вы читаете, является для вас новым; 
? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу. 
После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу Инсерт, состоящую из 4-х колонок. Причём, заполняется сначала 1-я колонка по всему тексту, затем 2-я и т.д. 
Прочитав учебный текст один раз, возвращаемся к своим первоначальным предположениям.
Следующим шагом может стать заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки:

«V» – знаю

«+» – новое

«?» – вопросы


 

 

Этот прием работает и на стадии осмысления. Для заполнения таблицы ученикам понадобится вновь вернуться к тексту. Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием «Инсерт» и таблица «Инсерт» сделают зримым процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому» – понятным и четким. (Презентация, слайд 13)

На этапе рефлексии необходимо произвести обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста. Заканчивается работа озвучиванием таблицы, т.е. усвоенное знание проговаривается.

Прием  "Зигзаг" или "Отсюда – туда"

Класс разбивается на команды. Члену каждой команды присваивается номер 1,2,3,4,5 (зависит от количества текстов), заготавливаются таблички с соответствующими номерами на столы (можно геометрические фигуры, нарезки бумаги разного цвета и т.д.)
На стадии вызова в ходе фронтальной беседы выясняется, выписывается  на доску в  кратко сформулированном виде  то, что детям уже известно по данной теме. 
Затем распределяются задания, каждый член группы получает свой объект исследования (свой вопрос для изучения). На столы выставляются номера, согласно которых происходит перегруппировка: все первые номера садятся вокруг стола с цифрой 1, вторые номера занимают места вокруг стола №2 и т.д. После изучения своего вопроса, составления кластера, оформления его на листе А4, ребята возвращаются в свои группы, происходит взаимообучение, т.е. обмен полученной информацией в группе. Сведения, поступившие от всех членов группы обсуждаются,  оформляются в "Сводную таблицу". Выглядит эта таблица предельно просто. Средняя колонка называется "Линия сравнения". В ней перечислены те категории, по которым мы предполагаем сравнивать какие-то явления, события или факты. В колонки , расположенные по обе стороны от "Линии сравнения", заносится информация, которую предстоит сравнивать.  Каждая группа озвучивает результат своей работы.
Можно провести рефлексию по – иному.  В центр доски записывается ключевое слово (тема урока). Представитель первых номеров вывешивает свой кластер, озвучивает его, дополнять, помогать ему могут 2,3,4.5 , затем выступает представитель вторых номеров, его помощниками являются 1,3,4,5 номера и т. д. В результате  произойдет сборка графического рисунка всей темы,   обсуждение и закрепление изученного материала, сравнение новых знаний с первоначальными.
Такая организация урока позволяет использовать разные виды деятельности, создать обстановку сотрудничества и сотворчества, что предотвращает утомление школьников, т.е. способствует здоровьесбережению. 
Рассмотрим ее применение на примере урока алгебры в 10 классе «Тригонометрические функции, их свойства и графики». (спаренные уроки) 
Класс делится на  4-5 групп по 4 человека (число учеников в группах должно быть равно количеству текстов, предназначенных для изучения; в каждой рабочей группе должны быть учащиеся с разным уровнем знаний.

(Презентация, слайд 14)

Работу организовывала  следующим образом: каждому ученику внутри группы предлагаю один из текстов о функциях   y = sin x, y = cos x, y = tg x, y = ctg x, (Презентация, слайд 7)
их свойствах и графиках. Сначала ученики индивидуально знакомятся с теоретическим материалом, потом переходят в группы (их – 4 согласно текстам) и  обсуждают основное содержание, выводы, которые посчитают нужными, записывают в тетради.

Далее  ученики возвращаются в свои  группы. Они  ознакомились со своими текстами и теперь доносят до всей группы их содержание. Каждый участник группы записывает основное из всех четырех текстов.  После этого группы  готовятся к презентации всех четырех блоков теоретической информации.

Заключительный шаг – презентация.  Все 4 группы по очереди представляют весь материал. Многократное разнообразное повторение теории позволяет каждому из присутствующих овладеть ею. 
Во время презентаций учащиеся проверяют и дополняют записи в тетрадях. По итогам урока у каждого ученика в тетради получается конспект по изучаемой теме.

На этапе рефлексии  учащиеся делятся впечатлениями о ходе урока, о своем вкладе в общий результат, о преимуществах или недостатках такой формы изучения нового материала.

Преимуществом стратегии «Зигзаг» является то, что за два урока каждым учеником, вне зависимости от его способностей, усваивается большой объем теоретического материала, всю работу на уроке учащиеся выполняют самостоятельно, сотрудничество и ответственность школьников за результат являются основными составляющими урока.

Прием "Кубик"

Данный прием используется на этапе осмысления. (Презентация, слайд 15)

Положительные стороны приема "Кубик":

– позволяет ученикам реализовать различные фокусы рассмотрения проблемы, темы, задания;
– создает на уроке целостное (многогранное) представление об изучаемом материале;
– создает условия для конструктивной интерпретации полученной информации.

Суть данного приема. Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:

1. Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики)
2. Сравни это... (На что это похоже? Чем отличается?)
3. Проассоциируй это... (Что это напоминает?)
4. Проанализируй это... (Как это сделано? Из чего состоит?)
5. Примени это... (Что с этим можно делать? Как это применяется?)
6. Приведи "за" и "против" (Поддержи или опровергни это)

Ученики делятся на группы. Учитель бросает кубик над каждым столом и таким образом определяется, в каком ракурсе будет группа осмыслять ту или иную тему занятия. Учащиеся могут писать письменные эссе на свою тему, могут выступить с групповым сообщением и т.п. (Презентация, слайд 16)

Приём «Синквейн»

это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний”. (Презентация, слайд 17)

Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения. (Презентация, слайд 19)

На первых этапах синквейн можно составлять в группах, потом в паре и затем индивидуально. Смысл синквейна можно изобразить рисунком. Учащиеся могут составлять синквейн на уроке или дома. 
Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся.

(Презентация, слайд 23)

Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала. Возможность комбинирования техник имеет немаловажное значение и для самого педагога – он может свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами. Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель применения технологии ЧПКМ – научить детей применять эту технологию самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.

В заключение, хочу предложить  набросок   урока (по стадиям урока в технологии развития критического мышления)    в пятом классе по теме «Треугольник».

Стадии урока

Слайд

Действия учителя

Действия ученика

Вызов

№ 20

В центре доски записываю ключевое слово – треугольник, от него рисую стрелки-лучи в разные стороны к другим понятиям, связанным с ключевым словом; от них тоже расходятся лучи и т.д.

Называют все слова, которые у них ассоциируются со словом треугольник.

Осмысление

№ 21

 

№ 22

1 часть: класс разбивается на 6 групп. Выбрасывая кубик, каждая группа получает одно из заданий,  которые записаны на сторонах кубика.  В  процессе корректирую работу учеников.

2 часть: заполняем  сводную таблицу (можно одну общую на доске либо распечатать каждому  ученику заготовку).

1 часть: в течение некоторого времени работают над заданием, используя текст учебника, либо дополнительный материал.

2 часть: группы представляют свою информацию для заполнения сводной таблицы.

Рефлексия

№ 23

Обсуждаем записи, внесенные в таблицу. 
Составляем синквэйм:

  • Назовите тему урока одним словом

  • Назовите 2 прилагательных, которые характеризуют треугольник.

  • Назовите 3 действия, которые можно выполнять с треугольником.

  • Выразите в одном предложении свое впечатление о теме урока

  • Как иначе можно назвать треугольник?

Проговаривают усвоенные знания.
Отвечают  на вопросы:

  • Треугольник.

  • Равносторонний, прямоугольный

  • Обозначать, чертить, измерять

  • Бывает, что треугольник не существует.

  • Фигура с тремя … .

– Надеюсь, что мои наработки будут полезны в работе коллег. 
– Спасибо за внимание!   Удачи всем!



Просмотр содержимого презентации
«pril»

«ПРИЁМЫ ТЕХНОЛОГИИ  КРИТИЧЕСКОГО  МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ  НА УРОКАХ  МАТЕМАТИКИ»

«ПРИЁМЫ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»

ПРИЁМ «ЗХУ» Знаем Хотим узнать 1. 2. 3. Узнали 1. 2. 3. 1. 2. 3. Осталось узнать 1. 2. 3.

ПРИЁМ «ЗХУ»

Знаем

Хотим узнать

1.

2.

3.

Узнали

1.

2.

3.

1.

2.

3.

Осталось узнать

1.

2.

3.

«СЛОЖЕНИЕ, ВЫЧИТАНИЕ ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ»   Знаю Хочу узнать а /m+b/m=(a+b)/m а /m-b/m=(a-b)/m Узнал новое

«СЛОЖЕНИЕ, ВЫЧИТАНИЕ ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ»

Знаю

Хочу узнать

а /m+b/m=(a+b)/m

а /m-b/m=(a-b)/m

Узнал новое

  • Как складывать дроби с разными знаменателями?
  • Как вычитать дроби с разными знаменателями?
  • Решение уравнений, задач, содержащих дроби с разными знаменателями
  • Понятия: наименьший общий знаменатель, дополнительные множители.
  • Чтобы сложить, вычесть дроби с разными знаменателями, нужно привести их к общему знаменателю.
  • Алгоритм +,- дробей с разными знаменателями.
«ПЛОЩАДЬ ПАРАЛЛЕЛОГРАММА».   З Х  Единицы измерения площади: мм², см², дм², м², км². У S квадрата = а·а=а² S прямоуг .= а·в Формулы для вычисления площади треугольника, параллелограмма, трапеции, ромба.  Определение площади  Свойства площади  Док-во формулы:    S=a∙b  S параллелограмма    S=a∙h Осталось узнать: S трапеции S ромба Потренироваться в применении формул в различных ситуациях

«ПЛОЩАДЬ ПАРАЛЛЕЛОГРАММА».

З

Х

  • Единицы измерения площади: мм², см², дм², м², км².

У

  • S квадрата = а·а=а²
  • S прямоуг .= а·в

Формулы для вычисления площади

треугольника, параллелограмма, трапеции, ромба.

  • Определение площади
  • Свойства площади
  • Док-во формулы:

S=a∙b

  • S параллелограмма

S=a∙h

Осталось узнать:

S трапеции

S ромба

Потренироваться в применении формул в различных ситуациях

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ТАБЛИЦА «ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНИКИ»  Линия сравнения  Параллелограмм Чертёж  Прямоугольник Свойства сторон  Ромб Свойства углов  Квадрат Свойства диагоналей  Трапеция

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ТАБЛИЦА «ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНИКИ»

Линия сравнения

Параллелограмм

Чертёж

Прямоугольник

Свойства сторон

Ромб

Свойства углов

Квадрат

Свойства диагоналей

Трапеция

ПРИЁМ «СВОДНАЯ ТАБЛИЦА»   Тема 1 Тема 2     Линия сравнения     Тема 3     Тема 4        

ПРИЁМ «СВОДНАЯ ТАБЛИЦА»

Тема 1

Тема 2

   

Линия сравнения

   

Тема 3

   

Тема 4

   

   

«ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ,  ИХ СВОЙСТВА И ГРАФИКИ»  y = sin x  y = cos x      Свойства      y = tg x  D(Y)      ЧЁТ., НЕЧЁТ.      y = ctg x      МОНОТОННОСТЬ  НАИБ., НАИМ. ЗНАЧЕНИЯ  ОГРАНИЧЕННОСТЬ  НЕПРЕРЫВНОСТЬ  E(Y)   ГРАФИК

«ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ, ИХ СВОЙСТВА И ГРАФИКИ»

y = sin x

y = cos x

   

Свойства

   

y = tg x

D(Y)    

ЧЁТ., НЕЧЁТ.

   

y = ctg x

   

МОНОТОННОСТЬ

НАИБ., НАИМ. ЗНАЧЕНИЯ

ОГРАНИЧЕННОСТЬ

НЕПРЕРЫВНОСТЬ

E(Y)

ГРАФИК

ПРИЕМ «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В КЛАСТЕРАХ». Школа Обучающиеся Уроки, предметы Учителя Перемены Кабинеты

ПРИЕМ «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В КЛАСТЕРАХ».

Школа

Обучающиеся

Уроки, предметы

Учителя

Перемены

Кабинеты

«СПОСОБЫ РАЗЛОЖЕНИЯ МНОГОЧЛЕНОВ НА МНОЖИТЕЛИ». Способы разложения многочлена на множители Использование формул сокращенного умножения Вынесение общего знаменателя за скобки Группировка  Пример  Пример  Пример

«СПОСОБЫ РАЗЛОЖЕНИЯ МНОГОЧЛЕНОВ НА МНОЖИТЕЛИ».

Способы разложения многочлена на множители

Использование формул сокращенного умножения

Вынесение общего знаменателя за скобки

Группировка

Пример

Пример

Пример

«ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ВЕРОЯТНОСТЕЙ»

«ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ВЕРОЯТНОСТЕЙ»

«ВЕРНЫЕ И НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ

«ВЕРНЫЕ И НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ" ИЛИ "ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ" ПОНЯТИЕ ВЕКТОРА В ПРОСТРАНСТВЕ.

ПРИЕМ «ИНСЕРТ» 1. Читая, ученик делает пометки в тексте: V – уже знал, + - новое, - - думал иначе, ? – не понял, есть вопросы. 2. Читая, второй раз, заполняет таблицу, систематизируя  материал.  V  (уже знал) + (узнал новое - (думал иначе) ?  (есть вопросы)

ПРИЕМ «ИНСЕРТ»

  • 1. Читая, ученик делает пометки в тексте:
  • V – уже знал,
  • + - новое,
  • - - думал иначе,
  • ? – не понял, есть вопросы.
  • 2. Читая, второй раз, заполняет таблицу, систематизируя

материал.

V

(уже знал)

+

(узнал новое

- (думал иначе)

?

(есть вопросы)

«МНОГОУГОЛЬНИКИ». V  уже знал +  узнал новое - Многоугольник Вершина многоугольника Р многоугольника Диагональ многоугольника Угол многоугольника Противополож-ные стороны, вершины четырехугольника думал иначе ? Внутренняя, внешняя область многоуголь-ника Выпуклый многоуголь-ник (n-2)*180° есть вопросы

«МНОГОУГОЛЬНИКИ».

V

уже знал

+

узнал новое

-

  • Многоугольник
  • Вершина многоугольника
  • Р многоугольника
  • Диагональ многоугольника
  • Угол многоугольника
  • Противополож-ные стороны, вершины четырехугольника

думал иначе

?

  • Внутренняя, внешняя область многоуголь-ника
  • Выпуклый многоуголь-ник
  • (n-2)*180°

есть

вопросы

  • определение многоуголь-ника
  • не понял как получили формулу
ПРИЁМ «ЗИГЗАГ»

ПРИЁМ «ЗИГЗАГ»

  • Работа организовывается следующим образом: 3 основные группы
  • 1 шаг:
  • 2 шаг:
  • 3 шаг:
ПРИЁМ

ПРИЁМ "КУБИК"

  • Суть данного приема: Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:
  • 1. Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики)
  • 2. Сравни это... (На что это похоже? Чем отличается?)
  • 3. Проассоциируй это... (Что это напоминает?)
  • 4. Проанализируй это... (Как это сделано? Из чего состоит?)
  • 5. Примени это... (Что с этим можно делать? Как это применяется?)
  • 6. Приведи "за" и "против" (Поддержи или опровергни это)
«КУБИК»: «КРУГЛЫЕ ТЕЛА». На что это похоже? Чем отличается? Опиши форму, размеры или др. характери- стики Как это  сделано? Как и где применяется? Опиши форму, размеры или др. характери- стики  Как это  сделано?  Как и где применяется? На что это похоже? Чем отличается?

«КУБИК»: «КРУГЛЫЕ ТЕЛА».

На что это похоже? Чем отличается?

Опиши форму, размеры или др. характери- стики

Как это

сделано?

Как и где применяется?

Опиши форму, размеры или др. характери- стики

Как это

сделано?

Как и где применяется?

На что это похоже? Чем отличается?

ПРИЕМ «СОСТАВЛЕНИЕ «СИНКВЕЙНА»» Для его написания существуют правила: Название  СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ -1  Описание ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - 2  Действия ГЛАГОЛ - 3  Чувство ФРАЗА ИЗ 4 СЛОВ  Повторение сути (СИНОНИМ) 1 СЛОВО

ПРИЕМ «СОСТАВЛЕНИЕ «СИНКВЕЙНА»»

Для его написания существуют правила:

Название

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ -1

Описание

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - 2

Действия

ГЛАГОЛ - 3

Чувство

ФРАЗА ИЗ 4 СЛОВ

Повторение сути

(СИНОНИМ) 1 СЛОВО

«ТРЕУГОЛЬНИК» Имя ВЫЗОВ:  КЛАСТЕР  три равные Отрезки Стороны Точки Вершины треугольник разные острый Углы прямой Тупой

«ТРЕУГОЛЬНИК»

Имя

  • ВЫЗОВ:

КЛАСТЕР

три

равные

Отрезки

Стороны

Точки

Вершины

треугольник

разные

острый

Углы

прямой

Тупой

СМЫСЛОВАЯ СТАДИЯ:  КУБИК Измерьте и определите углы данного треугольника  Измерьте и сравните стороны треугольника. Измерьте и сравните стороны треугольника. Измерьте и сравните стороны треугольника. Измерьте и определите углы данного треугольника  Измерьте и определите углы данного треугольника

СМЫСЛОВАЯ СТАДИЯ: КУБИК

Измерьте и определите углы данного треугольника

Измерьте и сравните стороны треугольника.

Измерьте и сравните стороны треугольника.

Измерьте и сравните стороны треугольника.

Измерьте и определите углы данного треугольника

Измерьте и определите углы данного треугольника

СМЫСЛОВАЯ СТАДИЯ:  СВОДНАЯ ТАБЛИЦА «ТРЕУГОЛЬНИК» Линии сравнения Элементы (стороны, углы) Свойства элементов Вид треугольника

СМЫСЛОВАЯ СТАДИЯ: СВОДНАЯ ТАБЛИЦА «ТРЕУГОЛЬНИК»

Линии сравнения

Элементы

(стороны, углы)

Свойства элементов

Вид треугольника

РЕФЛЕКСИЯ: треугольник прямоугольный равносторонний чертить измерять обозначать не существует треугольник что Бывает  Фигура с тремя …

РЕФЛЕКСИЯ:

треугольник

прямоугольный

равносторонний

чертить

измерять

обозначать

не существует

треугольник

что

Бывает

Фигура с тремя …


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Критическое мышление

Автор: Комарова Людмила Леонидовна

Дата: 07.10.2014

Номер свидетельства: 116963

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Доклад "Использование модуля критического мышления в обучении детей младшего школьного возраста" "
    ["seo_title"] => string(111) "doklad-ispol-zovaniie-modulia-kritichieskogho-myshlieniia-v-obuchienii-dietiei-mladshiegho-shkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "180256"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425144560"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Приемы технологии критического мышления на уроках английского языка. "
    ["seo_title"] => string(81) "priiemy-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "134396"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416743143"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "РОЛЬ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ И ОБРАЗОВАНИИ. "
    ["seo_title"] => string(101) "rol-kritichieskogo-myshlieniia-v-formirovanii-kompietientnostnogo-podkhoda-v-obuchienii-i-obrazovanii"
    ["file_id"] => string(6) "179643"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425045211"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) ""Развитие критического мышления на уроках математики" "
    ["seo_title"] => string(60) "razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "235669"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443789883"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(243) "Планирование и рефлексивный отчет о коучинг-занятии для учителей "Использование приемов критического мышления в процессе обучения""
    ["seo_title"] => string(138) "planirovaniieirieflieksivnyiotchietokouchinghzaniatiidliauchitielieiispolzovaniiepriiemovkritichieskoghomyshlieniiavprotsiessieobuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "278023"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453030615"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства