РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы применения технологии критического мышления на уроках английского языка, которая способствует личностному росту ученика, развитию его индивидуальности. Данная технология направлена не просто на приобретение знаний, умений как таковых, а на формирование способности пользоваться приобретенными знаниями. При этом важен не объем полученной информации, а умение ее получать, моделировать. Во главу угла ставится не потребительство, а созидание и сотрудничество. Особое внимание в статье уделено методу «шести шляп мышления».
Никто не будет спорить, что школа должна обеспечить ученика знаниями. Еще совсем недавно мы вовсю старались «нашпиговать» ученика: математики-физики – формулами, историки – датами, языковеды – орфограммами. В итоге выпускник с этим, казалось бы, бесценным багажом знаний оказывался просто не готов к жизни – элементарно не умел применить полученные знания в конкретной ситуации, оказывался ограниченным в своих возможностях понимания того, что выходит за рамки приобретенных знаний, не способным к творческому восприятию ситуации. К счастью, сегодня мы учим (или пытаемся учить) по-другому. Мы учим мыслить, не бояться высказывать свою точку зрения, даже если она отличается от точки зрения учителя, умению решать проблемы, умению сотрудничества, умению самостоятельно добывать знания, желанию учиться в течение всей жизни. Мы пытаемся построить «мостик», который поможет ученику перейти от этапа накопления знаний к этапу их свободного применения в разнообразных жизненных ситуациях, что, по сути, и является целью обучения английскому языку.
Одним из наиболее эффективных способов решения поставленных задач является технология развития критического мышления. Технология не нова - еще в далекие советские годы нас в институте знакомили с идеями Д. Дьюи о необходимости развития в учениках аналитически-творческого подхода к любому материалу. Но каких результатов позволяет данная технология добиться именно сегодня, когда мы должны научить нашего ученика быть конкурентоспособным на рынке труда!
Необходимые для педагога условия, выполнение которых будет способствовать развитию у школьников критического мышления:
- важно предоставить время и возможность для приобретения опыта критического мышления;
- необходимо давать учащимся возможность размышлять;
- важно принимать различные мнения и идеи;
- целесообразно способствовать активности учащихся;
- необходимо убедить учащихся в том, что они не рискуют быть высмеянными;
- важно выражать веру в то, что каждый учащийся способен на критические суждения;
- необходимо ценить проявления критического мышления.
Технология развития критического мышления включает несколько стадий.
Первая стадия – вызов. Позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности.
Вторая стадия – осмысление. Позволяет ученику получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями, проанализировать новую информацию и уже имеющиеся знания.
Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является целостное осмысление, обобщение полученной информации [1, с. 153].
На стадии рефлексии мне нравится применять технологию «Шести шляп мышления», разработанную Эдвардом де Боно. Это простой способ, позволяющий преодолеть три трудности, связанные с практическим мышлением: эмоции, беспомощьность, путаницу и сделать намного более эффективной любую умственную работу. По мнению Э.де Боно, любая проблема обязательно вызывает у человека всплеск эмоций, заставляет его собирать факты, искать варианты решений, а также анализировать положительные и отрицательные последствия каждого из этих решений. Эдвард де Боно решил связать типы мышления с цветными шляпами. Дело в том, что в английском языке шляпа обычно ассоциируется с видом деятельности — шляпа кондуктора, полисмена и т.д. Словосочетание "надеть чью-либо шляпу" означает заниматься конкретной деятельностью. Человек, мысленно надевая шляпу определенного цвета, выбирает в данный момент тип мышления, который с ней ассоциируется [2, с. 208].
Подводя итоги урока по теме “Computers in our life”, я предлагаю ученикам следующий вид работы:
- As you see, computers have become a vital part of our life. So, let’s extend our way of thinking about a topic by wearing a range of different ‘thinking’ hats.
Possible answers:
AWhiteHat (информация, которой мы располагаем: только цифры и факты)
- A computer is an electronic machine which can be used to store, process and display data;
- It is a scientific invention;
- It is a source of information.
ARedHat (эмоции, интуиция - здесь не нужно ничего обосновывать)
- My Mummy hates it!
- It’s cool!
- It is a waste of time!
ABlackHat (критика и оценка)
- People are getting a bit too dependent on computers;
- Many children become nervous when they play violent games on a computer;
- Computer spoils sight and becomes the cause of many diseases;
- Computers distract from school lessons.
AYellowHat (достоинства и преимущества)
- It helps to keep step with the times;
- It helps to improve our knowledge in different subjects;
- It saves a lot of time;
- You do not feel lonely;
- It brightens our life;
- It helps to discover everything about anything;
- Computers reduce the amount of paper used in an office.
AGreenHat (творчество, генерация идей)
- The career opportunities are limitless for a computer literate person;
- There are many career choices in our future that cannot be available without computer skills;
-You can be involved in cross-cultural virtual dialogue.
A Blue hat (итог, результат)
- You can like it or not but it is a reality of our time.
Как мы видим, метод шести шляп обогащает наше мышление и делает его всесторонним.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1. Д. Клаустер. Что такое критическое мышление? -М., изд. ЦГЛ, 2005
2. Боно Э. Шесть шляп мышления / пер. с англ. — Мн.: «Попурри», 2006.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА »
«МЕТОД ШЕСТИ ШЛЯП» КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»
Позднякова Людмила Вильевна, учитель английского языка
УВК «ОШ № 40 – детский сад № 10», город Горловка, Украина.
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы применения технологии критического мышления на уроках английского языка, которая способствует личностному росту ученика, развитию его индивидуальности. Данная технология направлена не просто на приобретение знаний, умений как таковых, а на формирование способности пользоваться приобретенными знаниями. При этом важен не объем полученной информации, а умение ее получать, моделировать. Во главу угла ставится не потребительство, а созидание и сотрудничество. Особое внимание в статье уделено методу «шести шляп мышления».
Никто не будет спорить, что школа должна обеспечить ученика знаниями. Еще совсем недавно мы вовсю старались «нашпиговать» ученика: математики-физики – формулами, историки – датами, языковеды – орфограммами. В итоге выпускник с этим, казалось бы, бесценным багажом знаний оказывался просто не готов к жизни – элементарно не умел применить полученные знания в конкретной ситуации, оказывался ограниченным в своих возможностях понимания того, что выходит за рамки приобретенных знаний, не способным к творческому восприятию ситуации. К счастью, сегодня мы учим (или пытаемся учить) по-другому. Мы учим мыслить, не бояться высказывать свою точку зрения, даже если она отличается от точки зрения учителя, умению решать проблемы, умению сотрудничества, умению самостоятельно добывать знания, желанию учиться в течение всей жизни. Мы пытаемся построить «мостик», который поможет ученику перейти от этапа накопления знаний к этапу их свободного применения в разнообразных жизненных ситуациях, что, по сути, и является целью обучения английскому языку.
Одним из наиболее эффективных способов решения поставленных задач является технология развития критического мышления. Технология не нова - еще в далекие советские годы нас в институте знакомили с идеями Д. Дьюи о необходимости развития в учениках аналитически-творческого подхода к любому материалу. Но каких результатов позволяет данная технология добиться именно сегодня, когда мы должны научить нашего ученика быть конкурентоспособным на рынке труда!
Необходимые для педагога условия, выполнение которых будет способствовать развитию у школьников критического мышления:
- важно предоставить время и возможность для приобретения опыта критического мышления;
- необходимо давать учащимся возможность размышлять;
- важно принимать различные мнения и идеи;
- целесообразно способствовать активности учащихся;
- необходимо убедить учащихся в том, что они не рискуют быть высмеянными;
- важно выражать веру в то, что каждый учащийся способен на критические суждения;
- необходимо ценить проявления критического мышления.
Технология развития критического мышления включает несколько стадий.
Первая стадия – вызов. Позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности.
Вторая стадия – осмысление. Позволяет ученику получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями, проанализировать новую информацию и уже имеющиеся знания.
Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является целостное осмысление, обобщение полученной информации [1, с. 153].
На стадии рефлексии мне нравится применять технологию «Шести шляп мышления», разработанную Эдвардом де Боно. Это простой способ, позволяющий преодолеть три трудности, связанные с практическим мышлением: эмоции, беспомощьность, путаницу и сделать намного более эффективной любую умственную работу. По мнению Э.де Боно, любая проблема обязательно вызывает у человека всплеск эмоций, заставляет его собирать факты, искать варианты решений, а также анализировать положительные и отрицательные последствия каждого из этих решений. Эдвард де Боно решил связать типы мышления с цветными шляпами. Дело в том, что в английском языке шляпа обычно ассоциируется с видом деятельности — шляпа кондуктора, полисмена и т.д. Словосочетание "надеть чью-либо шляпу" означает заниматься конкретной деятельностью. Человек, мысленно надевая шляпу определенного цвета, выбирает в данный момент тип мышления, который с ней ассоциируется [2, с. 208].
Подводя итоги урока по теме “Computers in our life”, я предлагаю ученикам следующий вид работы:
- As you see, computers have become a vital part of our life. So, let’s extend our way of thinking about a topic by wearing a range of different ‘thinking’ hats.
Possible answers:
AWhiteHat (информация, которой мы располагаем: только цифры и факты)
- A computer is an electronic machine which can be used to store, process and display data;
- It is a scientific invention;
- It is a source of information.
ARedHat (эмоции, интуиция - здесь не нужно ничего обосновывать)
- My Mummy hates it!
- It’s cool!
- It is a waste of time!
ABlackHat (критика и оценка)
- People are getting a bit too dependent on computers;
- Many children become nervous when they play violent games on a computer;
- Computer spoils sight and becomes the cause of many diseases;
- Computers distract from school lessons.
AYellowHat (достоинства и преимущества)
- It helps to keep step with the times;
- It helps to improve our knowledge in different subjects;
- It saves a lot of time;
- You do not feel lonely;
- It brightens our life;
- It helps to discover everything about anything;
- Computers reduce the amount of paper used in an office.
AGreenHat (творчество, генерация идей)
- The career opportunities are limitless for a computer literate person;
- There are many career choices in our future that cannot be available without computer skills;
-You can be involved in cross-cultural virtual dialogue.
A Blue hat (итог, результат)
- You can like it or not but it is a reality of our time.
Как мы видим, метод шести шляп обогащает наше мышление и делает его всесторонним.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
Д. Клаустер. Что такое критическое мышление? -М., изд. ЦГЛ, 2005
Боно Э. Шесть шляп мышления / пер. с англ. — Мн.: «Попурри», 2006.