Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в младших классах.
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в младших классах.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности.
Следует помнить также, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Я думаю, что если хорошо поискать, то в любом ребёнке можно найти черты одарённости. (Ну не мог его Бог так уж обидеть и ничего не дать!) И наша задача, задача педагога - найти эти ростки одарённости и максимально их развивать. Ведь у кого-то дар Божий виден сразу, с таким ребёнком работать легко: нужно только направлять его деятельность. А у другого ребёнка, эта его невидимая глазу одарённость так и остаётся в зачатке, потому что никто не увидел, или не пожелал увидеть этот несмелый росток таланта, который так и не смог пробиться через асфальт знаний.
На уроках русского языка, при изучении различных правил, одни дети понимают с первого раза, им не нужно повторять, дважды объяснять. А другим хоть сотню раз объясни, никакого результата не добьёшься, возникают трудности в обучении.
Безударная гласная – это одна из орфограмм, в которой дети и взрослые всегда допускают ошибки.
Грамотность- важная составляющая каждого человека. Очень часто мы, не зная правила, интуитивно пишем те или иные слова. Детская речь, как тонкий механизм, страдает и полнится всевозможными нарушениями, о которых и думать не думали прошлые поколения, во всяком случае, в таком массовом объеме. Интуитивное языковое чутьё в первую очередь страдает от сверхбыстрого образа жизни.
Если нарушения устной речи благополучно преодолеваются логопедами, то школьник с трудностями чтения и письма обречен на ярлык "вечного двоечника" по русскому языку.
Традиционный подход к обучению грамоте в таких условиях становится неоправданным и неэффективным.
Как проходит урок русского языка обычно? Ученики учат правило, выполняют упражнения для закрепления и всё….
Дети, даже вызубрившие правило назубок, не в состоянии использовать выученное из-за того, что не сформировался автоматизм, и навык правильного написания слов на данное правило.Учитель отрабатывает и отрабатывает данное правило, но даже в этом случае не получает желаемого результата. Лексическое значение большинства корней узнаваемо с первого взгляда. Взрослым человеком – да. Но ребенку надо бы потрогать их собственными руками.
Мне кажется, я нашла способы для решения этой проблемы, и в этом мне помогла книжка «Грамматическая аптечка», М.Ганькиной.
Ребенку недостаточно даже такого мощного инструмента, как проверочное слово. Во-первых, надо уметь им пользоваться. А то бывает, что слово БЕДА проверяют словом ПОБЕДА, ТРЯСТИСЬ словом ТРЕСК, ВИСЕТЬ словом ВЕС.
Слишком много должны знать и уметь дети, чтобы не делать ошибки в данной орфограмме. Слишком много в их речи должно быть сформировано еще до школы по умолчанию, чтобы правильно писать безударные гласные!Мы начинаемэту работу в 3 классе, заводим общую тетрадь под названием «Корнярий». Я собрала коллекцию наиболее употребляемых корней. В конце недели, в субботу, раздаю по 3-4 корня на неделю вперед. Ребенок рисует рисунок, подходящий для лексического значения этого корня и подбирает однокоренные слова. В следующую субботу они поочередно зачитывают свои слова-родственники, обмениваясь друг с другом найденными словами.Так или иначе, корень становится, узнаваем всюду, даже в слове, которое раньше не попадалось на глаза. И не приходится лихорадочно подыскивать проверочное слово.
Коллекционер обязан следовать особым правилам:
1) все известные части речи и способы словообразования должны быть представлены в словах (глагол, прилагательное, существительное), одновременно он вспоминает части речи.
2)при проверке он записывает слова своих одноклассников, если таковых у него нет.
Например: корень
ЗИМ
Ребенок рисует зиму, избушка лесника, медведь в берлоге….Записывает слова: у берлоги- ЗИМОВАТЬ (глагол),у избушки-ЗИМОВЬЕ, ЗИМА(существительное),под снежинками ЗИМНИЕ.
КОРМ
Нарисован ребенок, который сыплет корм в кормушку. Пшено-КОРМ, КОРМУШКА (существительное), возле ребенка КОРМИТ, КОРМЛЕНИЕ (глагол), НАКОРМЛЕННЫЙ (прилагательное) и т.д.
Эта тетрадь стала настолько любима у моих учащихся, что они листают свои тетради,как фото-альбомы, хвалятся результатами. И результат налицо, в этой трудной орфограмме, даже слабые ученики допускают минимальное количество ошибок. Вся эта проверочная работа занимает не больше 3 минут.
Кроме этого, как минимум раз в неделю, мы проводим орфографические минутки. На экране интерактивной доски появляются столбики слов с пропущенной буквой. Я читаю слово, а дети хором проговаривают проверочное. Это упражнение так же помогает узнавать родственников слова.
Даже на уроках математики, если при записывании ответа в задаче встречается слово с безударной гласной в корне, ребенок автоматически говорит ЦВЕТОВ – ЦВЕТ,а не ЦВИТ, ВЕДРО- ВЁДРА, а не ВИДРА, обязательно проговаривая слова с неправильной буквой.
Одарённые дети от корня ДАР: ДАРИТЬ,ПОДАРОК,ПОДАРЕННЫЕ мне -учителю, родителям, бабушкам и дедушкам, всем нам- обществу.
Несомненно, одаренные дети есть. Но также нужно развивать таланты и с детьми, у которых есть "задатки". В этом, прежде всего, должны быть заинтересованы родители и, конечно же, сами дети. А нам, учителям, остается лишь развивать умение к тому или иному предмету. На мой взгляд, не нужно создавать супер-условия для таких детей, талантливые дети - все, которые работают над собой, работают с учителем и сверстниками, окружающими его (у которых в той или иной мере развито чувство обучения, таланта и успеха). Поэтому нужно работать с детьми, работать детям над собой, давать возможность каждому ребенку развиваться!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в младших классах. »
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка
в младших классах.
«Если ты не можешь быть широкой дорогой,
будь узенькой тропинкой.
Если ты не можешь быть солнцем,
будь звездой на небе.
Только найди своё дело
и старайся стать самым лучшим ..»
Дуглас Мэллох.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности.
Следует помнить также, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Я думаю, что если хорошо поискать, то в любом ребёнке можно найти черты одарённости. (Ну не мог его Бог так уж обидеть и ничего не дать!) И наша задача, задача педагога - найти эти ростки одарённости и максимально их развивать. Ведь у кого-то дар Божий виден сразу, с таким ребёнком работать легко: нужно только направлять его деятельность. А у другого ребёнка, эта его невидимая глазу одарённость так и остаётся в зачатке, потому что никто не увидел, или не пожелал увидеть этот несмелый росток таланта, который так и не смог пробиться через асфальт знаний.
На уроках русского языка, при изучении различных правил, одни дети понимают с первого раза, им не нужно повторять, дважды объяснять. А другим хоть сотню раз объясни, никакого результата не добьёшься, возникают трудности в обучении.
Безударная гласная – это одна из орфограмм, в которой дети и взрослые всегда допускают ошибки.
Грамотность - важная составляющая каждого человека. Очень часто мы, не зная правила, интуитивно пишем те или иные слова. Детская речь, как тонкий механизм, страдает и полнится всевозможными нарушениями, о которых и думать не думали прошлые поколения, во всяком случае, в таком массовом объеме. Интуитивное языковое чутьё в первую очередь страдает от сверхбыстрого образа жизни.
Если нарушения устной речи благополучно преодолеваются логопедами, то школьник с трудностями чтения и письма обречен на ярлык "вечного двоечника" по русскому языку. Традиционный подход к обучению грамоте в таких условиях становится неоправданным и неэффективным.
Как проходит урок русского языка обычно? Ученики учат правило, выполняют упражнения для закрепления и всё….
Дети, даже вызубрившие правило назубок, не в состоянии использовать выученное из-за того, что не сформировался автоматизм, и навык правильного написания слов на данное правило. Учитель отрабатывает и отрабатывает данное правило, но даже в этом случае не получает желаемого результата. Лексическое значение большинства корней узнаваемо с первого взгляда. Взрослым человеком – да. Но ребенку надо бы потрогать их собственными руками.
Мне кажется, я нашла способы для решения этой проблемы, и в этом мне помогла книжка «Грамматическая аптечка», М. Ганькиной.
Ребенку недостаточно даже такого мощного инструмента, как проверочное слово. Во-первых, надо уметь им пользоваться. А то бывает, что слово БЕДА проверяют словом ПОБЕДА, ТРЯСТИСЬ словом ТРЕСК, ВИСЕТЬ словом ВЕС.
Слишком много должны знать и уметь дети, чтобы не делать ошибки в данной орфограмме. Слишком много в их речи должно быть сформировано еще до школы по умолчанию, чтобы правильно писать безударные гласные! Мы начинаем эту работу в 3 классе, заводим общую тетрадь под названием «Корнярий». Я собрала коллекцию наиболее употребляемых корней. В конце недели, в субботу, раздаю по 3-4 корня на неделю вперед. Ребенок рисует рисунок, подходящий для лексического значения этого корня и подбирает однокоренные слова. В следующую субботу они поочередно зачитывают свои слова-родственники, обмениваясь друг с другом найденными словами. Так или иначе, корень становится, узнаваем всюду, даже в слове, которое раньше не попадалось на глаза. И не приходится лихорадочно подыскивать проверочное слово.
Коллекционер обязан следовать особым правилам:
1) все известные части речи и способы словообразования должны быть представлены в словах (глагол, прилагательное, существительное), одновременно он вспоминает части речи. 2)при проверке он записывает слова своих одноклассников, если таковых у него нет.
Например: корень
ЗИМ
Ребенок рисует зиму, избушка лесника, медведь в берлоге…..Записывает слова: у берлоги- ЗИМОВАТЬ (глагол),у избушки- ЗИМОВЬЕ, ЗИМА(существительное),под снежинками ЗИМНИЕ.
КОРМ
Нарисован ребенок, который сыплет корм в кормушку. Пшено - КОРМ, КОРМУШКА (существительное), возле ребенка КОРМИТ, КОРМЛЕНИЕ (глагол), НАКОРМЛЕННЫЙ (прилагательное) и т.д.
Эта тетрадь стала настолько любима у моих учащихся, что они листают свои тетради, как фото - альбомы, хвалятся результатами. И результат налицо, в этой трудной орфограмме, даже слабые ученики допускают минимальное количество ошибок. Вся эта проверочная работа занимает не больше 3 минут.
Кроме этого, как минимум раз в неделю, мы проводим орфографические минутки. На экране интерактивной доски появляются столбики слов с пропущенной буквой. Я читаю слово, а дети хором проговаривают проверочное. Это упражнение так же помогает узнавать родственников слова .
Даже на уроках математики, если при записывании ответа в задаче встречается слово с безударной гласной в корне, ребенок автоматически говорит ЦВЕТОВ – ЦВЕТ, а не ЦВИТ, ВЕДРО- ВЁДРА, а не ВИДРА, обязательно проговаривая слова с неправильной буквой.
Одарённые дети от корня ДАР: ДАРИТЬ, ПОДАРОК, ПОДАРЕННЫЕ мне - учителю, родителям, бабушкам и дедушкам, всем нам- обществу.
Несомненно, одаренные дети есть. Но также нужно развивать таланты и с детьми, у которых есть "задатки". В этом, прежде всего, должны быть заинтересованы родители и, конечно же, сами дети. А нам, учителям, остается лишь развивать умение к тому или иному предмету. На мой взгляд, не нужно создавать супер - условия для таких детей, талантливые дети - все, которые работают над собой, работают с учителем и сверстниками, окружающими его (у которых в той или иной мере развито чувство обучения, таланта и успеха). Поэтому нужно работать с детьми, работать детям над собой, давать возможность каждому ребенку развиваться!
МБОУ СОШ № 19,учитель начальных классов - КУЛИНЕНКО Н.И.