kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в младших классах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности.

Следует помнить также, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Я думаю, что если хорошо поискать, то в любом ребёнке можно найти черты одарённости. (Ну не мог его Бог так уж обидеть и ничего не дать!) И наша задача, задача педагога - найти эти ростки одарённости и максимально их развивать. Ведь у кого-то дар Божий виден сразу, с таким ребёнком работать легко: нужно только направлять его деятельность. А у другого ребёнка, эта его невидимая глазу одарённость так и остаётся в зачатке, потому что никто не увидел, или не пожелал увидеть этот несмелый росток таланта, который так и не смог пробиться через асфальт знаний.

На уроках русского языка, при изучении различных правил, одни дети понимают с первого раза, им не нужно повторять, дважды объяснять. А другим хоть сотню раз объясни, никакого результата не добьёшься, возникают трудности в обучении.

Безударная гласная – это одна из орфограмм, в которой дети и взрослые  всегда допускают ошибки.

Грамотность- важная составляющая каждого человека. Очень часто мы, не зная правила, интуитивно пишем те или иные слова.  Детская речь, как тонкий механизм, страдает и полнится всевозможными нарушениями, о которых и думать не думали прошлые поколения, во всяком случае, в таком массовом объеме. Интуитивное языковое чутьё в первую очередь страдает от сверхбыстрого образа жизни.

Если нарушения устной речи благополучно преодолеваются логопедами, то школьник с трудностями чтения и письма обречен на ярлык "вечного двоечника" по русскому языку.
Традиционный подход к обучению грамоте в таких условиях становится неоправданным и неэффективным.

Как проходит урок русского языка обычно? Ученики  учат правило, выполняют упражнения для закрепления и всё….

Дети, даже вызубрившие правило назубок, не в состоянии использовать выученное из-за того, что не сформировался автоматизм, и навык правильного написания слов на данное правило.Учитель отрабатывает и отрабатывает данное правило, но  даже в этом случае не получает желаемого результата. Лексическое значение большинства корней узнаваемо с первого взгляда. Взрослым человеком – да. Но ребенку надо бы потрогать их собственными руками.

Мне кажется, я нашла способы для решения этой проблемы, и в этом мне помогла книжка «Грамматическая аптечка», М.Ганькиной.

Ребенку недостаточно даже такого мощного инструмента, как проверочное слово. Во-первых, надо уметь им пользоваться. А то бывает, что слово БЕДА  проверяют  словом ПОБЕДА, ТРЯСТИСЬ словом ТРЕСК, ВИСЕТЬ словом ВЕС.

Слишком много должны знать и уметь дети, чтобы не делать ошибки в данной орфограмме. Слишком много в их речи должно быть сформировано еще до школы по умолчанию, чтобы правильно писать безударные гласные!Мы начинаемэту работу в 3 классе, заводим общую тетрадь под названием «Корнярий». Я собрала коллекцию наиболее употребляемых корней. В конце недели, в субботу, раздаю по 3-4 корня на неделю вперед. Ребенок рисует рисунок, подходящий для лексического значения этого корня и подбирает однокоренные слова. В следующую субботу они поочередно зачитывают свои слова-родственники, обмениваясь друг с другом найденными словами.Так или иначе, корень становится, узнаваем всюду, даже в слове, которое раньше не попадалось на глаза. И не приходится лихорадочно подыскивать проверочное слово.

Коллекционер обязан следовать особым правилам:

1) все известные части речи и способы словообразования должны быть представлены в словах (глагол, прилагательное, существительное), одновременно он вспоминает части речи.
2)при проверке он записывает слова своих одноклассников, если таковых у него нет.

Например: корень

ЗИМ

Ребенок рисует зиму, избушка лесника, медведь в берлоге….Записывает слова: у берлоги- ЗИМОВАТЬ (глагол),у избушки-ЗИМОВЬЕ, ЗИМА(существительное),под снежинками ЗИМНИЕ.

КОРМ

Нарисован ребенок, который сыплет корм в кормушку. Пшено-КОРМ, КОРМУШКА (существительное), возле ребенка КОРМИТ, КОРМЛЕНИЕ (глагол),  НАКОРМЛЕННЫЙ (прилагательное) и т.д.

Эта тетрадь стала настолько любима у моих учащихся, что они листают свои тетради,как фото-альбомы, хвалятся результатами. И результат налицо, в этой трудной орфограмме, даже слабые ученики допускают минимальное количество ошибок. Вся эта проверочная работа занимает не больше 3 минут.

Кроме этого, как минимум раз в неделю, мы проводим  орфографические минутки. На экране интерактивной доски появляются столбики слов с пропущенной буквой. Я читаю слово, а дети хором проговаривают проверочное. Это упражнение так же помогает узнавать родственников  слова.

Даже на уроках математики, если при записывании ответа в задаче встречается слово с безударной гласной в корне, ребенок автоматически говорит  ЦВЕТОВ – ЦВЕТ,а не ЦВИТ, ВЕДРО- ВЁДРА, а не ВИДРА, обязательно проговаривая слова с неправильной буквой.

Одарённые дети от корня ДАР: ДАРИТЬ,ПОДАРОК,ПОДАРЕННЫЕ мне -учителю, родителям, бабушкам и дедушкам, всем нам- обществу.

Несомненно, одаренные дети есть. Но также нужно развивать таланты и с детьми, у которых есть "задатки". В этом, прежде всего, должны быть заинтересованы родители и, конечно же, сами дети. А нам, учителям, остается лишь развивать умение к тому или иному предмету. На мой взгляд, не нужно создавать супер-условия для таких детей, талантливые дети - все, которые работают над собой, работают с учителем и сверстниками, окружающими его (у которых в той или иной мере развито чувство обучения, таланта и успеха). Поэтому нужно работать с детьми, работать детям над собой, давать возможность каждому ребенку развиваться!

Просмотр содержимого документа
«Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в младших классах. »

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка

в младших классах.


«Если ты не можешь быть широкой дорогой,

будь узенькой тропинкой.

Если ты не можешь быть солнцем,

будь звездой на небе.

Только найди своё дело

и старайся стать самым лучшим ..»

Дуглас Мэллох.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности.

Следует помнить также, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Я думаю, что если хорошо поискать, то в любом ребёнке можно найти черты одарённости. (Ну не мог его Бог так уж обидеть и ничего не дать!) И наша задача, задача педагога - найти эти ростки одарённости и максимально их развивать. Ведь у кого-то дар Божий виден сразу, с таким ребёнком работать легко: нужно только направлять его деятельность. А у другого ребёнка, эта его невидимая глазу одарённость так и остаётся в зачатке, потому что никто не увидел, или не пожелал увидеть этот несмелый росток таланта, который так и не смог пробиться через асфальт знаний.

На уроках русского языка, при изучении различных правил, одни дети понимают с первого раза, им не нужно повторять, дважды объяснять. А другим хоть сотню раз объясни, никакого результата не добьёшься, возникают трудности в обучении.

Безударная гласная – это одна из орфограмм, в которой дети и взрослые всегда допускают ошибки.

Грамотность - важная составляющая каждого человека. Очень часто мы, не зная правила, интуитивно пишем те или иные слова.  Детская речь, как тонкий механизм, страдает и полнится всевозможными нарушениями, о которых и думать не думали прошлые поколения, во всяком случае, в таком массовом объеме. Интуитивное языковое чутьё в первую очередь страдает от сверхбыстрого образа жизни.

Если нарушения устной речи благополучно преодолеваются логопедами, то школьник с трудностями чтения и письма обречен на ярлык "вечного двоечника" по русскому языку.
Традиционный подход к обучению грамоте в таких условиях становится неоправданным и неэффективным.

Как проходит урок русского языка обычно? Ученики учат правило, выполняют упражнения для закрепления и всё….

Дети, даже вызубрившие правило назубок, не в состоянии использовать выученное из-за того, что не сформировался автоматизм, и навык правильного написания слов на данное правило. Учитель отрабатывает и отрабатывает данное правило, но даже в этом случае не получает желаемого результата. Лексическое значение большинства корней узнаваемо с первого взгляда. Взрослым человеком – да. Но ребенку надо бы потрогать их собственными руками.

Мне кажется, я нашла способы для решения этой проблемы, и в этом мне помогла книжка «Грамматическая аптечка», М. Ганькиной.

Ребенку недостаточно даже такого мощного инструмента, как проверочное слово. Во-первых, надо уметь им пользоваться. А то бывает, что слово БЕДА проверяют словом ПОБЕДА, ТРЯСТИСЬ словом ТРЕСК, ВИСЕТЬ словом ВЕС.

Слишком много должны знать и уметь дети, чтобы не делать ошибки в данной орфограмме. Слишком много в их речи должно быть сформировано еще до школы по умолчанию, чтобы правильно писать безударные гласные! Мы начинаем эту работу в 3 классе, заводим общую тетрадь под названием «Корнярий». Я собрала коллекцию наиболее употребляемых корней. В конце недели, в субботу, раздаю по 3-4 корня на неделю вперед. Ребенок рисует рисунок, подходящий для лексического значения этого корня и подбирает однокоренные слова. В следующую субботу они поочередно зачитывают свои слова-родственники, обмениваясь друг с другом найденными словами. Так или иначе, корень становится, узнаваем всюду, даже в слове, которое раньше не попадалось на глаза. И не приходится лихорадочно подыскивать проверочное слово.

Коллекционер обязан следовать особым правилам:

1) все известные части речи и способы словообразования должны быть представлены в словах (глагол, прилагательное, существительное), одновременно он вспоминает части речи.
2)при проверке он записывает слова своих одноклассников, если таковых у него нет.

Например: корень

ЗИМ

Ребенок рисует зиму, избушка лесника, медведь в берлоге…..Записывает слова: у берлоги- ЗИМОВАТЬ (глагол),у избушки- ЗИМОВЬЕ, ЗИМА(существительное),под снежинками ЗИМНИЕ.

КОРМ

Нарисован ребенок, который сыплет корм в кормушку. Пшено - КОРМ, КОРМУШКА (существительное), возле ребенка КОРМИТ, КОРМЛЕНИЕ (глагол), НАКОРМЛЕННЫЙ (прилагательное) и т.д.

Эта тетрадь стала настолько любима у моих учащихся, что они листают свои тетради, как фото - альбомы, хвалятся результатами. И результат налицо, в этой трудной орфограмме, даже слабые ученики допускают минимальное количество ошибок. Вся эта проверочная работа занимает не больше 3 минут.

Кроме этого, как минимум раз в неделю, мы проводим орфографические минутки. На экране интерактивной доски появляются столбики слов с пропущенной буквой. Я читаю слово, а дети хором проговаривают проверочное. Это упражнение так же помогает узнавать родственников слова .

Даже на уроках математики, если при записывании ответа в задаче встречается слово с безударной гласной в корне, ребенок автоматически говорит ЦВЕТОВ – ЦВЕТ, а не ЦВИТ, ВЕДРО- ВЁДРА, а не ВИДРА, обязательно проговаривая слова с неправильной буквой.

Одарённые дети от корня ДАР: ДАРИТЬ, ПОДАРОК, ПОДАРЕННЫЕ мне - учителю, родителям, бабушкам и дедушкам, всем нам- обществу.

Несомненно, одаренные дети есть. Но также нужно развивать таланты и с детьми, у которых есть "задатки". В этом, прежде всего, должны быть заинтересованы родители и, конечно же, сами дети. А нам, учителям, остается лишь развивать умение к тому или иному предмету. На мой взгляд, не нужно создавать супер - условия для таких детей, талантливые дети - все, которые работают над собой, работают с учителем и сверстниками, окружающими его (у которых в той или иной мере развито чувство обучения, таланта и успеха). Поэтому нужно работать с детьми, работать детям над собой, давать возможность каждому ребенку развиваться!



МБОУ СОШ № 19,учитель начальных классов - КУЛИНЕНКО Н.И.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в младших классах.

Автор: Кулиненко Наталья Ивановна

Дата: 30.03.2015

Номер свидетельства: 193875

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "«Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка в условиях новых ФГОС» "
    ["seo_title"] => string(112) "razvitiie-orfoghrafichieskoi-zorkosti-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-novykh-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "215894"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1432816291"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(292) "Доклад на тему: "Упражнения по развитию орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка на основе использования современных технологий" "
    ["seo_title"] => string(175) "doklad-na-tiemu-uprazhnieniia-po-razvitiiu-orfoghrafichieskoi-zorkosti-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-russkogho-iazyka-na-osnovie-ispol-zovaniia-sovriemiennykh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "150010"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420383492"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Формирование орфографических навыков на уроках русского языка в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(90) "formirovaniie-orfoghrafichieskikh-navykov-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "168130"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423193767"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Из опыта работы. Повышение орфографической зоркости  на уроках русского языка у младших школьников "
    ["seo_title"] => string(108) "iz-opyta-raboty-povyshieniie-orfoghrafichieskoi-zorkosti-na-urokakh-russkogho-iazyka-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "218287"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433750238"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Технология комментированного управления на уроках русского языка в начальных класса (из опыта работы) "
    ["seo_title"] => string(112) "tiekhnologhiia-kommientirovannogho-upravlieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-nachal-nykh-klassa-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "115560"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412010675"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства