kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Предупреждение ошибок

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальной школы.          В пособии   описаны упражнения, выполнение которых создают благоприятные условия для обобщения, систематизации знаний учащихся о действиях, выполняемых при сложении и вычитании, а также формируют навыки письменных вычислений с большей долей самостоятельности самих учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Предупреждение ошибок »



КГУ «Мариногорская средняя школа»













Предупреждение ошибок при изучении

письменных приемов сложения и вычитания.



Методические рекомендации



Разработала учитель высшей квалификационной категории

Жакижанова Р.К.













с. Мариногорка,



















Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальной школы. В пособии описаны упражнения, выполнение которых создают благоприятные условия для обобщения, систематизации знаний учащихся о действиях, выполняемых при сложении и вычитании, а также формируют навыки письменных вычислений с большей долей самостоятельности самих учащихся.

























Письменное сложение и вычитание в сравнении с письменным умножением и особенно письменным делением не являются сложными арифметическими действиями. Однако их усвоение связано с рядом трудностей, которые нередко служат причинами, поражающими ошибки при выполнении сложения и особенно вычитания многозначных чисел.

Отметим некоторые особенности и трудности изучения письменного сложения и вычитания.

Теоретические основы вычислительных приемов сложения и вычитания многозначных чисел – правила сложения суммы с суммой и вычитания из суммы.

При письменном сложении и вычитании многозначительных чисел применяется прием поразрядного сложения или вычитания. Поразрядное сложение или вычитание чисел можно выполнить при разных записях: в строку или столбец.

Однако, при любой форме записи примеров на сложение или вычитание важно добиться от учащихся сознательного выполнения следующих операций:

  1. Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых.

2. Умение прибавлять сумму к сумме или вычитать из суммы сумму

удобным способом.

  1. Умение выполнять раздробление единиц любого разряда в единицы любого низшего разряда и обратное преобразование – превращение.

Кроме того, успех формирования твердых навыков письменных вычислений зависит от того, насколько прочно учащиеся усвоили таблицу сложения однозначных чисел в пределах 20 и соответствующие случаи вычитания.

Опыт показывает, что эти вопросы должны занять соответствующие места на уроках математики во время подготовительной работы перед ознакомлением учащихся с письменными приемами сложения и вычитания многозначных чисел.

Приведем примеры некоторых таких упражнений:

  1. Запиши следующие числа в виде суммы разрядных слагаемых: 408, 48, 480, 126,621, 162, 102, 12.

  2. Запиши числа, состоящие из 5 единиц и 4 сотен; из 8 сотен и 3 десятков; из 2 единиц 1-го разряда, 6 единиц 2-го разряда и 1-единицы 3-го разряда; из 6 единиц 3-го разряда и двух единиц 1-го разряда. Представь эти числа в виде суммы разрядных слагаемых.

  3. Выполни сложение и вычитание: 520+6, 800+40, 260-60, 705-700, 300+20+9, 258-50-8.


  1. Вычисли:

8 ед. + 4 ед.

7 дес.+ 6 дес.

12 сот. – 4 сот.

15 дес. - 9 дес.

  1. В следующих числах: 42 дес., 15 дес., 28 дес., 35. – назови, сколько всего единиц, сколько отдельно десятков и сотен.

  2. Вычисли значения выражения:

(27+5)+(45+3)

(18+26)-(16+8)

(500+40+5)0(20+3)

(100+6)+(100+50+3)

(400+30+5)-(20+3)

(300+8)-(200+3)

При выполнении подобных упражнений учащиеся закрепляют следующие знания по нумерации: принцип поместного значения цифр (позиционный принцип записи чисел), понятие десятичной системы счисления, образование чисел и др.

Например, выполняя первое задание, учащиеся рассуждают так: «В числе 408 - 4 сотни и 8 единиц». Это число можно представить в виде суммы таких разрядных слагаемых: 400 и 8; запишу: 408= 400+8, 102= 100+2, 12= 10+2.

При составлении числа из разрядных слагаемых подчеркивается роль нуля в записи чисел (задание 2): 405, 830, 160, 602. Нули обозначают, отсутствие единицы 1-го иди 2-го разряда.

Знание десятичного состава чисел закрепляется при выполнении третьего задания. Учащиеся рассуждают так: «520 – это 5 сотен и 2 десятка, прибавить 6 единиц, т.е. число 526; 8 сотен и 4 десятка – это 840; 260- это 2 сотни и 6 десятков. Если вычесть 6 десятков, останется 2 сотни, или 200».

Особое внимание обращается на выполнение упражнений 4 и 5. Учащиеся устно объясняют: «8 ед. и 4 ед. – получим 12 единиц, или 1 десяток и 2 единицы; 7 дес. и 6 дес. – это 13 десятков или 1 сотня и 3 десятка. Из 15 дес. вычесть 9 дес., получится 6 десятков; из 12 сот. вычесть 4 сот. получится 8 сотен».

Аналогично выполняют задание, в котором надо установить общее количество единиц, содержащих в числе, а также число единиц каждого разряда. Учащиеся объясняют так: « В числе 42 десятка – 2 десятка и 4 сотни, всего 420 единиц; в числе 15 десятков- 5 десятков и 1 сотня, всего 150 единиц».

При выполнении задания 6 обращают внимание на случаи сложения двух сумм, содержащих разное число слагаемых. Учащиеся объясняют:

«Нужно вычислить значение выражения (200+40+5)+(20+3). Будем сотни складывать с сотнями, десятки с десятками, единицы с единицами. Запишем: 200+(40+20)+(5+3) = 200+600+8=268».

Аналогичная запись получается при решении примера:

(700+6)+(100+50+3) = (700+100)+50+(6+3) = 800+50+9=859.

В подготовительный период следует включать при повторении таблицы сложения и соответствующих случаев вычитания.


С письменными примерами сложения и вычитания учащиеся впервые знакомятся при изучении концентра 1 000. При этом письменное сложение и вычитание изучается параллельно в два этапа.

На первом этапе рассматриваются случаи сложения трехзначных чисел без перехода через десяток и случаи вычитания, в которых не приходится занимать единицу высшего разряда а. Например: 245+324, 857-536.

На втором этапе рассматриваются более сложные случаи сложения и вычитания трехзначных чисел. Надо найти сумму чисел 325 и 468. Подпишем одно число под другим так, чтобы сотни были под сотнями, десятки под десятками, единицы под единицами.

На доске запись:

325

+

458


Сначала сложим единицы: 5 ед. и 8 ед. будет 13 единиц, это один десяток (пишем маленькую единицу над числом 2) и 3 единицы (пишем под единицами); 3 дес. и 5 дес. – это 8 десятков ( пишем под десятками); 3 сот. и 4 сот. – это 7 сотен (пишем под сотнями), сумма 783, получается запись:

3251

+

458

783

Затем при решении следующего примера


5421

+ 385

927

ведет объяснение ученик «Начинаем складывать единицы, 2 единицы и

5 единиц будет 7 единиц, подписываем под единицами; 4 десятка и 8 десятков, будет 12 десятков – это одна сотня (пишем 1 над сотнями) и 2 десятка пишем под десятками; 6 сотен и 3 сотни, будет 9 сотен, пишем под сотнями. Сумма 927».

Решение примеров вида 628 + 293, 57 + 163, 246 + 357 оформляется так:


628 657 246

+ + +

293 163 357

927 820 603

Естественно, что такие записи выполняются на первых порах, при объяснении, пока дети учатся рассуждать. В дальнейшем дополнительные числовые записи в примерах снимаются.

Для закрепления рассуждения при выполнении письменного сложения и выработки навыка, быстрых и правильных вычислений включаются упражнения с разными заданиями. Например:

  1. Вычисли сумму: 89 + 245; 567 + 43; 603 + 247; 428 + 408; 283 + 124 + 407; 134 + 49 + 577.

  2. Вместо окошка запиши пропущенные цифры:


248 107 45 420

+ + + +

292 59 669 57

54 1 6 7 0


  1. Реши уравнения:


х – 25 = 347

х – 186 = 590

  1. Сравни выражения и установки, правильно ли поставлены знаки ,

546 + 29

71 + 439 = 156 + 354

694 + 88 457 + 236

  1. Установки, в каких примерах допущены ошибки. Объясни, почему примеры решены неправильно, реши их правильно:


398 542 153 603

+ + + +

212 260 259 245

600 702 412 808


Выработке вычислительных навыков письменного вычитания способствует упражнения следующего характера:

  1. Реши примеры на вычитание и проверь их сложением:

825 - 74

541 - 129

  1. Реши примеры на сложение, сделай проверку, составив по два примера на вычитание:

58 + 409

136 + 795

  1. Установи, как составлены примеры на вычитание, составь по одному примеру к каждому столбику, реши их:

347 - 108 542 - 95

862 - 305 516 - 78

  1. Вместо окошек поставь, нужны цифры:


356 853 412 364

- - - -

24_ 2___ _3_ _1 8

2 4 4 3 2 6



  1. Сравни выражения и поставь между ними знак ,

236 + 95 … 409 – 68

  1. – 207 … 356 + 267

  1. 88 … 621 – 93


  1. В окошко запиши нужное число так, чтобы запись была верной:


594 – 148 623 -

  1. – 387 = 857 -


  1. Установи, в каких примерах допущены ошибки. Объясни, почему примеры решены неправильно, реши их правильно:


635 407 821

- - -

204 156 348

  1. 251 583


  1. Проверь, правильно ли поставлены знаки ,


709 – 67 524 + 107

824 – 215 = 756 – 147

307 + 294


Описанные в данной работе упражнения, создают благоприятные условия для формирования навыков письменных вычислений при изучении сложения и вычитания в III классе. Кроме того, учитель имеет возможность обобщить и систематизировать знания учащихся о действиях сложения и вычитания с большой долей самостоятельности самих детей.

Опираясь на собственный опыт, могу сказать, что в данной работе описаны упражнения, выполнение которых создают благоприятные условия для обобщения, систематизации знаний учащихся о действиях, выполняемых при сложении и вычитании, а также формируют навыки письменных вычислений с большей долей самостоятельности самих учащихся.






.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Предупреждение ошибок

Автор: Жакижанова Рабига Калиакперовна

Дата: 06.04.2015

Номер свидетельства: 197738

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Система работы по развитию орфографической зоркости как средство предупреждения ошибок "
    ["seo_title"] => string(98) "sistiema-raboty-po-razvitiiu-orfoghrafichieskoi-zorkosti-kak-sriedstvo-priedupriezhdieniia-oshibok"
    ["file_id"] => string(6) "243836"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445828403"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Приемы работы по предупреждению у учащихся      орфографических ошибок. "
    ["seo_title"] => string(82) "priiemy-raboty-po-priedupriezhdieniiu-u-uchashchikhsia-orfoghrafichieskikh-oshibok"
    ["file_id"] => string(6) "215009"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432548505"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Методическая разработка на тему: "Обучаясь грамотному письму". "
    ["seo_title"] => string(65) "mietodichieskaia-razrabotka-na-tiemu-obuchaias-ghramotnomu-pis-mu"
    ["file_id"] => string(6) "149732"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420294844"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Предупреждение и преодоление дисграфических ошибок"
    ["seo_title"] => string(63) "priedupriezhdieniie-i-prieodolieniie-disghrafichieskikh-oshibok"
    ["file_id"] => string(6) "307934"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458479121"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Индивидуальный и дифференцированный подход к предупреждению орфографических ошибок"
    ["seo_title"] => string(96) "individual-nyi-i-diffierientsirovannyi-podkhod-k-priedupriezhdieniiu-orfoghrafichieskikh-oshibok"
    ["file_id"] => string(6) "300611"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456763682"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1750 руб.
2500 руб.
1360 руб.
1940 руб.
1680 руб.
2400 руб.
1450 руб.
2070 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства