Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальной школы. В пособии описаны упражнения, выполнение которых создают благоприятные условия для обобщения, систематизации знаний учащихся о действиях, выполняемых при сложении и вычитании, а также формируют навыки письменных вычислений с большей долей самостоятельности самих учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Предупреждение ошибок »
КГУ «Мариногорская средняя школа»
Предупреждение ошибок при изучении
письменных приемов сложения и вычитания.
Методические рекомендации
Разработала учитель высшей квалификационной категории
Жакижанова Р.К.
с. Мариногорка,
Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальной школы. В пособии описаны упражнения, выполнение которых создают благоприятные условия для обобщения, систематизации знаний учащихся о действиях, выполняемых при сложении и вычитании, а также формируют навыки письменных вычислений с большей долей самостоятельности самих учащихся.
Письменное сложение и вычитание в сравнении с письменным умножением и особенно письменным делением не являются сложными арифметическими действиями. Однако их усвоение связано с рядом трудностей, которые нередко служат причинами, поражающими ошибки при выполнении сложения и особенно вычитания многозначных чисел.
Отметим некоторые особенности и трудности изучения письменного сложения и вычитания.
Теоретические основы вычислительных приемов сложения и вычитания многозначных чисел – правила сложения суммы с суммой и вычитания из суммы.
При письменном сложении и вычитании многозначительных чисел применяется прием поразрядного сложения или вычитания. Поразрядное сложение или вычитание чисел можно выполнить при разных записях: в строку или столбец.
Однако, при любой форме записи примеров на сложение или вычитание важно добиться от учащихся сознательного выполнения следующих операций:
Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых.
2. Умение прибавлять сумму к сумме или вычитать из суммы сумму
удобным способом.
Умение выполнять раздробление единиц любого разряда в единицы любого низшего разряда и обратное преобразование – превращение.
Кроме того, успех формирования твердых навыков письменных вычислений зависит от того, насколько прочно учащиеся усвоили таблицу сложения однозначных чисел в пределах 20 и соответствующие случаи вычитания.
Опыт показывает, что эти вопросы должны занять соответствующие места на уроках математики во время подготовительной работы перед ознакомлением учащихся с письменными приемами сложения и вычитания многозначных чисел.
Приведем примеры некоторых таких упражнений:
Запиши следующие числа в виде суммы разрядных слагаемых: 408, 48, 480, 126,621, 162, 102, 12.
Запиши числа, состоящие из 5 единиц и 4 сотен; из 8 сотен и 3 десятков; из 2 единиц 1-го разряда, 6 единиц 2-го разряда и 1-единицы 3-го разряда; из 6 единиц 3-го разряда и двух единиц 1-го разряда. Представь эти числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Выполни сложение и вычитание: 520+6, 800+40, 260-60, 705-700, 300+20+9, 258-50-8.
Вычисли:
8 ед. + 4 ед.
7 дес.+ 6 дес.
12 сот. – 4 сот.
15 дес. - 9 дес.
В следующих числах: 42 дес., 15 дес., 28 дес., 35. – назови, сколько всего единиц, сколько отдельно десятков и сотен.
Вычисли значения выражения:
(27+5)+(45+3)
(18+26)-(16+8)
(500+40+5)0(20+3)
(100+6)+(100+50+3)
(400+30+5)-(20+3)
(300+8)-(200+3)
При выполнении подобных упражнений учащиеся закрепляют следующие знания по нумерации: принцип поместного значения цифр (позиционный принцип записи чисел), понятие десятичной системы счисления, образование чисел и др.
Например, выполняя первое задание, учащиеся рассуждают так: «В числе 408 - 4 сотни и 8 единиц». Это число можно представить в виде суммы таких разрядных слагаемых: 400 и 8; запишу: 408= 400+8, 102= 100+2, 12= 10+2.
При составлении числа из разрядных слагаемых подчеркивается роль нуля в записи чисел (задание 2): 405, 830, 160, 602. Нули обозначают, отсутствие единицы 1-го иди 2-го разряда.
Знание десятичного состава чисел закрепляется при выполнении третьего задания. Учащиеся рассуждают так: «520 – это 5 сотен и 2 десятка, прибавить 6 единиц, т.е. число 526; 8 сотен и 4 десятка – это 840; 260- это 2 сотни и 6 десятков. Если вычесть 6 десятков, останется 2 сотни, или 200».
Особое внимание обращается на выполнение упражнений 4 и 5. Учащиеся устно объясняют: «8 ед. и 4 ед. – получим 12 единиц, или 1 десяток и 2 единицы; 7 дес. и 6 дес. – это 13 десятков или 1 сотня и 3 десятка. Из 15 дес. вычесть 9 дес., получится 6 десятков; из 12 сот. вычесть 4 сот. получится 8 сотен».
Аналогично выполняют задание, в котором надо установить общее количество единиц, содержащих в числе, а также число единиц каждого разряда. Учащиеся объясняют так: « В числе 42 десятка – 2 десятка и 4 сотни, всего 420 единиц; в числе 15 десятков- 5 десятков и 1 сотня, всего 150 единиц».
При выполнении задания 6 обращают внимание на случаи сложения двух сумм, содержащих разное число слагаемых. Учащиеся объясняют:
«Нужно вычислить значение выражения (200+40+5)+(20+3). Будем сотни складывать с сотнями, десятки с десятками, единицы с единицами. Запишем: 200+(40+20)+(5+3) = 200+600+8=268».
Аналогичная запись получается при решении примера:
В подготовительный период следует включать при повторении таблицы сложения и соответствующих случаев вычитания.
С письменными примерами сложения и вычитания учащиеся впервые знакомятся при изучении концентра 1 000. При этом письменное сложение и вычитание изучается параллельно в два этапа.
На первом этапе рассматриваются случаи сложения трехзначных чисел без перехода через десяток и случаи вычитания, в которых не приходится занимать единицу высшего разряда а. Например: 245+324, 857-536.
На втором этапе рассматриваются более сложные случаи сложения и вычитания трехзначных чисел. Надо найти сумму чисел 325 и 468. Подпишем одно число под другим так, чтобы сотни были под сотнями, десятки под десятками, единицы под единицами.
На доске запись:
325
+
458
Сначала сложим единицы: 5 ед. и 8 ед. будет 13 единиц, это один десяток (пишем маленькую единицу над числом 2) и 3 единицы (пишем под единицами); 3 дес. и 5 дес. – это 8 десятков ( пишем под десятками); 3 сот. и 4 сот. – это 7 сотен (пишем под сотнями), сумма 783, получается запись:
3251
+
458
783
Затем при решении следующего примера
5421
+ 385
927
ведет объяснение ученик «Начинаем складывать единицы, 2 единицы и
5 единиц будет 7 единиц, подписываем под единицами; 4 десятка и 8 десятков, будет 12 десятков – это одна сотня (пишем 1 над сотнями) и 2 десятка пишем под десятками; 6 сотен и 3 сотни, будет 9 сотен, пишем под сотнями. Сумма 927».
Решение примеров вида 628 + 293, 57 + 163, 246 + 357 оформляется так:
628 657 246
+ + +
293 163357
927 820 603
Естественно, что такие записи выполняются на первых порах, при объяснении, пока дети учатся рассуждать. В дальнейшем дополнительные числовые записи в примерах снимаются.
Для закрепления рассуждения при выполнении письменного сложения и выработки навыка, быстрых и правильных вычислений включаются упражнения с разными заданиями. Например:
Сравни выражения и установки, правильно ли поставлены знаки ,
546 + 29
71 + 439 = 156 + 354
694 + 88 457 + 236
Установки, в каких примерах допущены ошибки. Объясни, почему примеры решены неправильно, реши их правильно:
398 542 153 603
+ + + +
212260259245
600 702 412 808
Выработке вычислительных навыков письменного вычитания способствует упражнения следующего характера:
Реши примеры на вычитание и проверь их сложением:
825 - 74
541 - 129
Реши примеры на сложение, сделай проверку, составив по два примера на вычитание:
58 + 409
136 + 795
Установи, как составлены примеры на вычитание, составь по одному примеру к каждому столбику, реши их:
347 - 108 542 - 95
862 - 305 516 - 78
Вместо окошек поставь, нужны цифры:
356 853 412 364
- - - -
24_ 2___ _3_ _1 8
2 4 4 3 2 6
Сравни выражения и поставь между ними знак ,
236 + 95 … 409 – 68
– 207 … 356 + 267
88 … 621 – 93
В окошко запиши нужное число так, чтобы запись была верной:
594 – 148 623 -
– 387 = 857 -
Установи, в каких примерах допущены ошибки. Объясни, почему примеры решены неправильно, реши их правильно:
635 407 821
- - -
204156348
251 583
Проверь, правильно ли поставлены знаки ,
709 – 67 524 + 107
824 – 215 = 756 – 147
307 + 294
Описанные в данной работе упражнения, создают благоприятные условия для формирования навыков письменных вычислений при изучении сложения и вычитания в III классе. Кроме того, учитель имеет возможность обобщить и систематизировать знания учащихся о действиях сложения и вычитания с большой долей самостоятельности самих детей.
Опираясь на собственный опыт, могу сказать, что в данной работе описаны упражнения, выполнение которых создают благоприятные условия для обобщения, систематизации знаний учащихся о действиях, выполняемых при сложении и вычитании, а также формируют навыки письменных вычислений с большей долей самостоятельности самих учащихся.