«От игры к письму».
Предупреждение и преодоление дисграфических ошибок
В чем заключается проблема…?
Ни для кого не секрет, что с каждым учебным годом детей с особенностями психофизического развития становится все больше. Все чаще учителя начальных классов могут услышать такие слова, как дизартрия, дислалия, ОНР, дислексия, дисграфия и многие другие. Все эти понятия означают те или иные речевые расстройства. В начальной школе в каждом классе обязательно есть один или несколько учеников (а в последнее время таких детей стало намного больше), которые плохо справляются с учебой, при этом постоянные дополнительные занятия не помогают. Они делают странные, нелепые ошибки при письме и чтении, их ругают за невнимательность, им трудно решать задачи и весь процесс овладения письмом становится затруднительным. Поэтому сегодня хочется уделить особое внимание такому понятию, как дисграфия. Что же это такое и что делать, если в классе появился ученик с дисграфией? Итак, дисграфия – это частичное специфическое нарушение письма, несмотря на сохранный интеллект, физический слух и зрение. Ребёнок пишет неграмотно из-за незрелости некоторых отделов головного мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентировку. Как вовремя обнаружить такого ученика в своем классе, как распознать специфические проблемы у ребенка, что с этим делать, как помочь, а главное – как предотвратить эти проблемы – именно в этом направлении и работала наша группа. Ведь, когда ребенок приходит в первый класс, учитель может раньше всех выявить первые признаки данного нарушения, способствуя более раннему оказанию коррекционной помощи такому ребенку, облегчив тем самым дальнейшую работу самому себе и другим педагогам. При дисграфии дети младшего школьного возраста с трудом овладевают письмом: выполненные ими упражнения, диктанты содержат множество ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки.
Как обнаружить проблему?Как же среди тех, кто испытывает трудности в обучении вовремя распознать нуждающихся в помощи специалистов?По наличию специфических ошибок. Необходимо иметь в виду следующее: все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если у ребенка при чтении и письме встречаются ошибки, которые, как вам кажется, похожи на специфические, но они редки, от случая к случаю или вообще единичны, то это, скорее всего, результат переутомления, невнимательности. Здесь необходимо дальнейшее наблюдение для того, чтобы выбрать вид помощи ребенку. Необходимо знать, что ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил, не считаются дисграфическими, как часто думают учителя. Внимательно рассмотрите школьные тетрадки ребенка. В слове «ложка» ошибиться в середине слова (лошка) может каждый, кто плохо усвоил правило, а вот неправильно написать первую букву (рожка) может только дисграфик.
- Артикуляторно-акустическая дисграфия. Механизмом этого вида дисграфии является неправильное произношение звуков речи, которое отражается на письме: ребенок пишет слова так, как он их произносит. - Светы (цветы), заволонок (жаворонок), калтина (картина), свова (слова).
- Акустическая . Для этого вида дисграфии характерны замены букв, соответствующих фонематически близким звукам,котор требуют более тонкой слуховой координации. (звонкие – глухие согласные звуки (Б – П, В – Ф, Д – Т, Ж – Ш и т.д.), свистящие - шипящие (С – Ш, З - Ж), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч – Щ, Ч – ТЬ, Ц – Т, Ц – С и т.д.). Бобугай (попугай), потелка (поделка), коры (горы), вары (фары), лисдобат (листопад).
3) Оптическая. Связана с нарушением зрительно пространственного анализа и синтеза. Смешиваются либо буквы отличающиеся одним элементом ( п - т, ш - и, и – ц, л – м, х – ж, с – е, у – д - з ), либо буквы, состоящие из одинаковых или сходных элементов, но различно расположенных в пространстве ( п - н, м – ш, б – д, и – у, в – д) прошай (прощай), всюбу (всюду), опишку (опушку), тича (туча).
4) Аграмматическая. Этот вид дисграфии связан с недоразвитием грамматического строя речи, морфологических, синтаксических обобщений. (Большая ведро (большое ведро), соленый соль (соленая соль), деревые стулы (деревянные стулья).
5) Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
- пропуски букв и слогов (снки (санки).
- перестановка букв и (или) слогов (чулан (чунал), мышка (мыкша));
- недописывание слов (сапож (сапожки), машин (машина));
- повторение букв и (или) слогов (написасал (написал), пугоговица (пуговица));
- слитное написание предлогов, раздельное написание приставок (настоле, на ступила).
Как помочь?Когда же могут появиться первые признаки нарушений? При обучении письму – во второй половине первого года и во втором классе. Иногда наиболее ярко специфические ошибки проявляются к третьему классу. Но в этом случае первые признаки, все же были и раньше, только остались незамеченными.
Специфические ошибки вы обнаружили, родители обратились к специалисту, вам принесли справку с заключением, и ребенок начал посещать занятия с логопедом – в школе или в каком-то центре. Что дальше?
Первое, надо связаться с логопедом.Очень важно, когда логопед и учитель работают в тандеме, поддерживают постоянный контакт.
Второе – на всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома, насмешек в школе он должен почувствовать хоть маленький, но успех. Поэтому желательно, чтобы хотя бы на время учитель отказался от исправления в тетрадях этого ученика красным цветом. Это, во-первых, "зашумляет" информацию, которая заключена в специфических ошибках, что мешает самому педагогу. Во-вторых, вы представляете, как выглядят тетради таких школьников? Это сплошной красный фон. Для ребенка, страдающего дисграфией, такая картина является дополнительным фактором стресса.
- Как правило, первые признаки дисграфии можно выявить уже на начальных этапах обучения. Поэтому учитель уже в этот момент может начинать работу по определенной системе,используя при этом методы и приемы,которые будут полезны всем остальным детям: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно специалист прибегает к противопоставлениям, "отрабатывая", чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое - от звонкого. Тренировка ведется путем повторения слов, подбора слов по заданным звукам, анализа звукобуквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: "О" напоминает обруч, "Ж" - жука, "С" – полумесяц.
- В тех школах, которые занимаются по методике Санкт-Петербургского педагога Зайцева ( помните, "Кубики Зайцева"?), где ученик пишет карандашом, и не только в младших классах, учитель же не исправляет ошибку, а на полях ставит сигнальную отметку. Ученик имеет возможность самостоятельно найти ошибку, не зачеркнуть ее, а стереть и написать правильно. После этого он обязательно проводит работу над ошибками. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, тетрадь в прекрасном состоянии, положительный эффект достигнут.
- Упражнение "Корректурная проба" можете посоветовать родителям или же давать его на уроке. По данным психологов, при условии выполнения этого упражнения не реже пяти дней в неделю (но лучше ежедневно), в течение пяти минут (ни больше, ни меньше), через 2–3 месяца уменьшается количество ошибок. Дайте ребенку какую-то ненужную книгу, желательно не интересную, с достаточным по размеру шрифтом (сравните со шрифтом в его учебниках). В этой книге он должен ежедневно (начинать лучше с трех минут) зачеркивать заданную букву. Вначале это может быть одна буква, а через несколько дней, когда пропусков станет меньше, можно задание усложнить: одну букву зачеркивать, а другую обвести в кружок. Буквы могут выбираться произвольно (в первые дни нежелательно давать гласные а, о – их слишком много в тексте). Детям, допускающим на письме смешение близких по звучанию букв, позже можно давать парные буквы: б-п, д-т, з-с, в-ф, а-о, и-у, г-к. Результат появится не сразу, но он будет обязательно.
- развитие фонематического восприятия, и звуко-буквенный анализ, и развитие памяти, внимания – все это можно делать в любой обстановке – призовите свою фантазию. Это касается и учителя, и родителей. Например: Учитель на уроке или мама просит ребенка найти в помещении не меньше десяти слов (названий предметов), где первым был бы звук "С" (или любой другой);
-учитель в начале урока, в качестве разминки, может у детей спросить все, что угодно о здании школы, о школьном коридоре, о школьном дворе; проверьте память и внимание своих учеников, попросите посчитать количество слогов в слове и т.д.
- развивая слуховое внимание, попросите одну минуту не разговаривать, не объясняя причину; затем спросите, что он услышал за это время, какие звуки, голоса;
- устраивайте игры в анаграммы, когда из одного длинного слова надо составить множество слов поменьше; устройте соревнование. Эти и многие другие упражнения сделают процесс обучения более интересным.
Чего нельзя делать ни при каких обстоятельствах?
* Ругать ребенка или огорчаться, если у него что-то не получается, показывать ему свое раздражение. Но чрезмерно хвалить и бурно выражать свою радость тоже не стоит. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе.
*Стараться исправить все сразу. Сосредоточившись на одной задаче, снизьте требования по другим параметрам. Например, добиваясь безошибочного списывания, не обращайте внимания на неаккуратный почерк.
* Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных упражнений может пагубно сказаться (из-за той же зрительной памяти) и на учащихся, имеющих навык грамотного письма.
*Когда ребенок делает много ошибок, родители часто слышат от учителей рекомендации – больше читать и писать. И выполняют их буквально – все выходные и каникулы заняты диктантами, бездумным списыванием огромных текстов. Иногда даже специалисты пытаются нарушения письма и чтения исправить количественными приемами: диктанты и диктанты. Это может привести к противоположному эффекту. (Усаживать ребенка и писать с ним большие диктанты).
*Если вы задаете на дом прочитать текст или много писать, посоветуйте родителям, чтобы ребенок это делал не в один прием, а с перерывами, разбив текст на части. Это позволит ученикам, страдающим нарушениями письменной речи, лучше справиться с домашним заданием.
Как заниматься с детьми, допускающими такие ошибки? Какой подход к ним искать? Что делать? ИГРАТЬ! У детей развивается речь, воображение, пространственные и временные представления, мелкая моторика, восприятие, внимание, память, логическое мышление.