kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Предупреждение и преодоление дисграфических ошибок

Нажмите, чтобы узнать подробности

«От игры к письму».
Предупреждение и преодоление дисграфических ошибок

В чем заключается проблема…?

Ни для кого не секрет, что с каждым учебным годом детей с особенностями психофизического развития становится все больше. Все чаще учителя начальных классов могут услышать такие слова, как дизартрия, дислалия, ОНР, дислексия, дисграфия и многие другие.  Все эти понятия означают те или иные речевые расстройства.  В начальной школе в каждом классе обязательно есть один или несколько учеников (а в последнее время таких детей стало намного больше), которые плохо справляются с учебой, при этом постоянные дополнительные занятия не помогают. Они делают странные, нелепые ошибки при письме и чтении, их ругают за невнимательность, им трудно решать задачи и весь процесс овладения письмом становится затруднительным.  Поэтому  сегодня хочется   уделить  особое внимание такому понятию, как дисграфия. Что же это такое и что делать, если в классе появился ученик с дисграфией? Итак, дисграфия – это  частичное специфическое нарушение письма, несмотря  на сохранный  интеллект, физический слух и зрение. Ребёнок пишет неграмотно из-за незрелости некоторых отделов головного мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентировку. Как вовремя обнаружить такого ученика в своем классе, как распознать специфические проблемы у ребенка, что с этим делать, как помочь, а главное – как предотвратить эти проблемы – именно в этом направлении и работала наша группа. Ведь, когда ребенок приходит в первый класс, учитель может раньше всех  выявить  первые признаки данного нарушения, способствуя более раннему оказанию коррекционной помощи такому ребенку, облегчив тем самым дальнейшую работу самому себе и другим педагогам. При дисграфии  дети младшего школьного возраста с трудом овладевают письмом: выполненные ими упражнения, диктанты содержат множество ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки.

Как обнаружить проблему?Как же среди тех, кто испытывает трудности в обучении вовремя распознать нуждающихся в помощи специалистов?По наличию специфических ошибок. Необходимо иметь в виду следующее: все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если у ребенка при чтении и письме встречаются ошибки, которые, как вам кажется, похожи на специфические, но они редки, от случая к случаю или вообще единичны, то это, скорее всего, результат переутомления, невнимательности. Здесь необходимо дальнейшее наблюдение для того, чтобы выбрать вид помощи ребенку. Необходимо знать, что ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил, не считаются дисграфическими, как часто думают учителя. Внимательно рассмотрите школьные тетрадки ребенка. В слове «ложка» ошибиться в середине слова (лошка) может каждый, кто плохо усвоил правило, а вот неправильно написать первую букву (рожка) может только дисграфик.

  1.    Артикуляторно-акустическая дисграфия.   Механизмом этого вида дисграфии является неправильное произношение звуков речи, которое отражается на письме: ребенок пишет слова так, как он их произносит.   - Светы (цветы), заволонок (жаворонок), калтина (картина), свова (слова).
  2.    Акустическая . Для этого вида дисграфии характерны замены букв, соответствующих фонематически близким звукам,котор требуют более тонкой слуховой координации. (звонкие – глухие согласные звуки (Б – П, В – Ф, Д – Т, Ж – Ш и т.д.), свистящие - шипящие (С – Ш, З - Ж), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч – Щ, Ч – ТЬ, Ц – Т, Ц – С и т.д.).  Бобугай (попугай), потелка (поделка), коры (горы), вары (фары), лисдобат (листопад). 

3)  Оптическая. Связана с нарушением зрительно пространственного анализа и синтеза. Смешиваются либо буквы отличающиеся одним элементом ( п - т, ш - ии – ц, л – м, х – ж, с – е, у – д - з ), либо буквы, состоящие из одинаковых или сходных элементов, но различно расположенных в пространстве ( п - н, м – ш, б – д, и – у, в – д) прошай (прощай), всюбу (всюду), опишку (опушку), тича (туча).

4)  Аграмматическая. Этот вид дисграфии связан с недоразвитием грамматического строя речи, морфологических, синтаксических обобщений. (Большая ведро (большое ведро), соленый соль (соленая соль), деревые стулы (деревянные стулья).

5)  Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.  

    -  пропуски букв и слогов (снки (санки).                       

    - перестановка букв и (или) слогов (чулан (чунал), мышка (мыкша));     

    - недописывание слов (сапож (сапожки), машин (машина));               

    - повторение букв и (или) слогов (написасал (написал), пугоговица (пуговица));

    - слитное написание предлогов, раздельное написание приставок (настоле,  на ступила).

Как помочь?Когда же могут появиться первые признаки нарушений? При обучении письму – во второй половине первого года и во втором классе. Иногда наиболее ярко специфические ошибки проявляются к третьему классу. Но в этом случае первые признаки, все же были и раньше, только остались незамеченными.

Специфические ошибки вы обнаружили, родители обратились к специалисту, вам принесли справку с заключением, и ребенок начал посещать занятия с логопедом – в школе или в каком-то центре. Что дальше?

Первое, надо связаться с логопедом.Очень важно, когда логопед и учитель работают в тандеме, поддерживают постоянный контакт.

Второе – на всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома, насмешек в школе он должен почувствовать хоть маленький, но успех. Поэтому желательно, чтобы хотя бы на время учитель отказался от исправления в тетрадях этого ученика красным цветом. Это, во-первых, "зашумляет" информацию, которая заключена в специфических ошибках, что мешает самому педагогу. Во-вторых, вы представляете, как выглядят тетради таких школьников? Это сплошной красный фон. Для ребенка, страдающего дисграфией, такая картина является дополнительным фактором стресса.

  1. Как правило, первые признаки дисграфии можно выявить уже на начальных этапах обучения. Поэтому учитель уже в этот момент может начинать работу  по определенной системе,используя при этом методы и приемы,которые будут полезны всем остальным детям: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно специалист прибегает к противопоставлениям, "отрабатывая", чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое - от звонкого. Тренировка ведется путем повторения слов, подбора слов по заданным звукам, анализа звукобуквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: "О" напоминает обруч, "Ж" - жука, "С" – полумесяц.
  2.  В тех школах, которые занимаются по методике Санкт-Петербургского педагога Зайцева ( помните, "Кубики Зайцева"?), где ученик пишет карандашом, и не только в младших классах, учитель же не исправляет ошибку, а на полях ставит сигнальную отметку. Ученик имеет возможность самостоятельно найти ошибку, не зачеркнуть ее, а стереть и написать правильно. После этого он обязательно проводит работу над ошибками. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, тетрадь в прекрасном состоянии, положительный эффект достигнут.
  3. Упражнение "Корректурная проба" можете посоветовать родителям или же давать его на уроке. По данным психологов, при условии выполнения этого упражнения не реже пяти дней в неделю (но лучше ежедневно), в течение пяти минут (ни больше, ни меньше), через 2–3 месяца уменьшается количество ошибок. Дайте ребенку какую-то ненужную книгу, желательно не интересную, с достаточным по размеру шрифтом (сравните со шрифтом в его учебниках). В этой книге он должен ежедневно (начинать лучше с трех минут) зачеркивать заданную букву. Вначале это может быть одна буква, а через несколько дней, когда пропусков станет меньше, можно задание усложнить: одну букву зачеркивать, а другую обвести в кружок. Буквы могут выбираться произвольно (в первые дни нежелательно давать гласные а, о – их слишком много в тексте). Детям, допускающим на письме смешение близких по звучанию букв, позже можно давать парные буквы: б-п, д-т, з-с, в-ф, а-о, и-у, г-к. Результат появится не сразу, но он будет обязательно.
  4. развитие фонематического восприятия, и звуко-буквенный анализ, и развитие памяти, внимания – все это можно делать в любой обстановке – призовите свою фантазию. Это касается и учителя, и родителей. Например: Учитель на уроке или мама просит ребенка найти в помещении  не меньше десяти слов (названий предметов), где первым был бы звук "С" (или любой другой);

-учитель в начале урока, в качестве разминки, может у детей спросить все, что угодно о здании школы, о школьном коридоре, о школьном дворе; проверьте память и внимание своих учеников, попросите посчитать количество слогов  в слове и т.д.

- развивая слуховое внимание, попросите одну минуту не разговаривать, не объясняя причину; затем спросите, что он услышал за это время, какие звуки, голоса;

- устраивайте игры в анаграммы, когда из одного длинного слова надо составить множество слов поменьше; устройте соревнование. Эти и многие другие упражнения сделают процесс обучения более интересным.

Чего  нельзя делать ни при каких обстоятельствах?

  *  Ругать ребенка или огорчаться, если у него что-то не получается, показывать ему свое раздражение. Но чрезмерно хвалить и бурно выражать свою радость тоже не стоит. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе.   

   *Стараться исправить все сразу. Сосредоточившись на одной задаче, снизьте требования по другим параметрам. Например, добиваясь безошибочного списывания, не обращайте внимания на неаккуратный почерк.

   * Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных упражнений может пагубно сказаться (из-за той же зрительной памяти) и на учащихся, имеющих навык грамотного письма.

*Когда ребенок делает много ошибок, родители часто слышат от учителей рекомендации – больше читать и писать. И выполняют их буквально – все выходные и каникулы заняты диктантами, бездумным списыванием огромных текстов. Иногда даже специалисты пытаются нарушения письма и чтения исправить количественными приемами: диктанты и диктанты. Это может привести к противоположному эффекту. (Усаживать ребенка и   писать с   ним большие диктанты).

 

*Если вы задаете на дом прочитать текст или много писать, посоветуйте родителям, чтобы ребенок это делал не в один прием, а с перерывами, разбив текст на части. Это позволит ученикам, страдающим нарушениями письменной речи, лучше справиться с домашним заданием.

Как заниматься с детьми, допускающими такие ошибки? Какой подход к ним искать? Что делать? ИГРАТЬ! У детей развивается речь, воображение, пространственные и временные представления, мелкая моторика, восприятие, внимание, память, логическое мышление.

Просмотр содержимого документа
«Предупреждение и преодоление дисграфических ошибок»



«От игры к письму».
Предупреждение и преодоление дисграфических ошибок

В чем заключается проблема…?

Ни для кого не секрет, что с каждым учебным годом детей с особенностями психофизического развития становится все больше. Все чаще учителя начальных классов могут услышать такие слова, как дизартрия, дислалия, ОНР, дислексия, дисграфия и многие другие. Все эти понятия означают те или иные речевые расстройства. В начальной школе в каждом классе обязательно есть один или несколько учеников (а в последнее время таких детей стало намного больше), которые плохо справляются с учебой, при этом постоянные дополнительные занятия не помогают. Они делают странные, нелепые ошибки при письме и чтении, их ругают за невнимательность, им трудно решать задачи и весь процесс овладения письмом становится затруднительным. Поэтому сегодня хочется уделить особое внимание такому понятию, как дисграфия. Что же это такое и что делать, если в классе появился ученик с дисграфией? Итак, дисграфия – это частичное специфическое нарушение письма, несмотря на сохранный интеллект, физический слух и зрение. Ребёнок пишет неграмотно из-за незрелости некоторых отделов головного мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентировку. Как вовремя обнаружить такого ученика в своем классе, как распознать специфические проблемы у ребенка, что с этим делать, как помочь, а главное – как предотвратить эти проблемы – именно в этом направлении и работала наша группа. Ведь, когда ребенок приходит в первый класс, учитель может раньше всех выявить первые признаки данного нарушения, способствуя более раннему оказанию коррекционной помощи такому ребенку, облегчив тем самым дальнейшую работу самому себе и другим педагогам. При дисграфии дети младшего школьного возраста с трудом овладевают письмом: выполненные ими упражнения, диктанты содержат множество ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции.

Как обнаружить проблему?

В классе у вас 25–30 человек. И далеко не все учатся хорошо, этому могут быть разные причины. У вас своя программа, полно других дел, вроде бы – не до того, что бы еще и проводить анализ письменных работ. Но учитель – первый человек, который может вовремя забить тревогу.

Как же среди тех, кто испытывает трудности в обучении вовремя распознать нуждающихся в помощи специалистов?

По наличию специфических ошибок.

Необходимо иметь в виду следующее: все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если у ребенка при чтении и письме встречаются ошибки, которые, как вам кажется, похожи на специфические, но они редки, от случая к случаю или вообще единичны, то это, скорее всего, результат переутомления, невнимательности. Здесь необходимо дальнейшее наблюдение для того, чтобы выбрать вид помощи ребенку. Необходимо знать, что ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил, не считаются дисграфическими, как часто думают учителя. Внимательно рассмотрите школьные тетрадки ребенка. В слове «ложка» ошибиться в середине слова (лошка) может каждый, кто плохо усвоил правило, а вот неправильно написать первую букву (рожка) может только дисграфик.

Для своевременного выявления детей, имеющих нарушения письменной речи, учитель должен быть знаком с проявлениями этих нарушений.

Каковы же ошибки, которые должны вас насторожить? Существует несколько видов нарушений письма, каждому виду соответствуют и свои ошибки.

  1. Артикуляторно-акустическая дисграфия. Механизмом этого вида дисграфии является неправильное произношение звуков речи, которое отражается на письме: ребенок пишет слова так, как он их произносит. - Светы (цветы), заволонок (жаворонок), калтина (картина), свова (слова), усы (уши), коза (кожа).

  2. Акустическая . Для этого вида дисграфии характерны замены букв, соответствующих фонематически близким звукам ,котор требуют более тонкой слуховой координации.

- звонкие – глухие согласные звуки (Б – П, В – Ф, Д – Т, Ж – Ш и т.д.), свистящие - шипящие (С – Ш, З - Ж), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч – Щ, Ч – ТЬ, Ц – Т, Ц – С и т.д.) . Бобугай (попугай), потелка (поделка), коры (горы), вары (фары), лисдобат (листопад).

3) Оптическая. Связана с нарушением зрительно пространственного анализа и синтеза. Смешиваются либо буквы отличающиеся одним элементом ( п - т, ш - и, и – ц, л – м, х – ж, с – е, у – д - з ), либо буквы, состоящие из одинаковых или сходных элементов, но различно расположенных в пространстве ( п - н, м – ш, б – д, и – у, в – д) прошай (прощай), всюбу (всюду), опишку (опушку), тича (туча).

4) Аграмматическая. Этот вид дисграфии связан с недоразвитием грамматического строя речи, морфологических, синтаксических обобщений. (Большая ведро (большое ведро), соленый соль (соленая соль), деревые стулы (деревянные стулья).

5) Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

- пропуски букв и слогов (снки (санки).

- перестановка букв и (или) слогов (чулан (чунал), мышка (мыкша));

- недописывание слов (сапож (сапожки), машин (машина));

- повторение букв и (или) слогов (написасал (написал), пугоговица (пуговица));

- слитное написание предлогов, раздельное написание приставок (настоле, на ступила).

Как помочь?

Когда же могут появиться первые признаки нарушений? При обучении письму – во второй половине первого года и во втором классе. Иногда наиболее ярко специфические ошибки проявляются к третьему классу. Но в этом случае первые признаки, все же были и раньше, только остались незамеченными.

Специфические ошибки вы обнаружили, родители обратились к специалисту, вам принесли справку с заключением, и ребенок начал посещать занятия с логопедом – в школе или в каком-то центре.

Что дальше?

Первое, надо связаться с логопедом.

Очень важно, когда логопед и учитель работают в тандеме, поддерживают постоянный контакт.

Логопед занимается с учеником, а учителю дает рекомендации: чего надо избегать ребенку, а на что обратить внимание.

Чем еще может помочь учитель?

Второе – на всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома, насмешек в школе он должен почувствовать хоть маленький, но успех. Поэтому желательно, чтобы хотя бы на время учитель отказался от исправления в тетрадях этого ученика красным цветом. Это, во-первых, "зашумляет" информацию, которая заключена в специфических ошибках, что мешает самому педагогу. Во-вторых, вы представляете, как выглядят тетради таких школьников? Это сплошной красный фон. Для ребенка, страдающего дисграфией, такая картина является дополнительным фактором стресса.

  1. Как правило, первые признаки дисграфии можно выявить уже на начальных этапах обучения. Поэтому учитель уже в этот момент может начинать работу по определенной системе ,используя при этом методы и приемы ,которые будут полезны всем остальным детям: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно специалист прибегает к противопоставлениям, "отрабатывая", чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое - от звонкого. Тренировка ведется путем повторения слов, подбора слов по заданным звукам, анализа звукобуквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: "О" напоминает обруч, "Ж" - жука, "С" – полумесяц.

  2. В тех школах, которые занимаются по методике Санкт-Петербургского педагога Зайцева ( помните, "Кубики Зайцева"?), где ученик пишет карандашом, и не только в младших классах, учитель же не исправляет ошибку, а на полях ставит сигнальную отметку. Ученик имеет возможность самостоятельно найти ошибку, не зачеркнуть ее, а стереть и написать правильно. После этого он обязательно проводит работу над ошибками. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, тетрадь в прекрасном состоянии, положительный эффект достигнут. При этом, конечно, ребята знают, что за ошибки оценки в журнал будут снижены, но и здесь возможны различные варианты. Главное, чтобы создать мотив для работы. Ведь очень часто дети говорят, что они не хотят заниматься, потому что все бесполезно – их считают отстающими.

  3. Упражнение "Корректурная проба" можете посоветовать родителям или же давать его на уроке. По данным психологов, при условии выполнения этого упражнения не реже пяти дней в неделю (но лучше ежедневно), в течение пяти минут (ни больше, ни меньше), через 2–3 месяца уменьшается количество ошибок. Дайте ребенку какую-то ненужную книгу, желательно не интересную, с достаточным по размеру шрифтом (сравните со шрифтом в его учебниках). В этой книге он должен ежедневно (начинать лучше с трех минут) зачеркивать заданную букву. Вначале это может быть одна буква, а через несколько дней, когда пропусков станет меньше, можно задание усложнить: одну букву зачеркивать, а другую обвести в кружок. Буквы могут выбираться произвольно (в первые дни нежелательно давать гласные а, о – их слишком много в тексте). Детям, допускающим на письме смешение близких по звучанию букв, позже можно давать парные буквы: б-п, д-т, з-с, в-ф, а-о, и-у, г-к. Результат появится не сразу, но он будет обязательно.

  4. Сначала необходимо привести к норме те операции, которые подготавливают процесс письма и без должного уровня сформированности которых письмо в принципе не может протекать нормально. Если учащийся с акустической дисграфией не различает на слух некоторые звуки и в связи с этим допускает на письме соответствующие буквенные замены, то бесполезно его упражнять в письме, не научив, прежде всего, различать звуки. То же самое верно и для других видов дисграфии. Во-вторых, в процессе работы по выравниванию «западающих звеньев» следует «идти в обход» и как можно больше опираться на сохранные функции. Например, если ребенок не дифференцирует звуки [с]-[ш] на слух, то на первых занятиях можно привлечь его внимание к различному положению губ и языка при произнесении этих звуков, то есть опираться на зрение и на кинетическое чувство (на положение органов артикуляционного аппарата). При неразличении букв по их виду, что говорит о несформированности зрительного анализа и синтеза, можно использовать письмо буквы в воздухе при выключении зрения.

  5. И развитие фонематического восприятия, и звуко-буквенный анализ, и развитие памяти, внимания – все это можно делать в любой обстановке – призовите свою фантазию. Это касается и учителя, и родителей. Например:

-Учитель на уроке или мама просит ребенка найти в помещении не меньше десяти слов (названий предметов), где первым был бы звук "С" (или любой другой);

-учитель в начале урока, в качестве разминки, может у детей спросить все, что угодно о здании школы, о школьном коридоре, о школьном дворе; проверьте память и внимание своих учеников, попросите посчитать количество слогов в слове и т.д.

- развивая слуховое внимание, попросите одну минуту не разговаривать, не объясняя причину; затем спросите, что он услышал за это время, какие звуки, голоса;

- устраивайте игры в анаграммы, когда из одного длинного слова надо составить множество слов поменьше; устройте соревнование. Эти и многие другие упражнения сделают процесс обучения более интересным.

8) Не торопите неуспешного ребёнка. Если он не успевает со всеми, дайте задание на карточке.



Чего нельзя делать ни при каких обстоятельствах?

* Ругать ребенка или огорчаться, если у него что-то не получается, показывать ему свое раздражение. Но чрезмерно хвалить и бурно выражать свою радость тоже не стоит. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе.

*Стараться исправить все сразу. Сосредоточившись на одной задаче, снизьте требования по другим параметрам. Например, добиваясь безошибочного списывания, не обращайте внимания на неаккуратный почерк.

* Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных упражнений может пагубно сказаться (из-за той же зрительной памяти) и на учащихся, имеющих навык грамотного письма.

*Когда ребенок делает много ошибок, родители часто слышат от учителей рекомендации – больше читать и писать. И выполняют их буквально – все выходные и каникулы заняты диктантами, бездумным списыванием огромных текстов. Иногда даже специалисты пытаются нарушения письма и чтения исправить количественными приемами: диктанты и диктанты. Это может привести к противоположному эффекту. (Усаживать ребенка и писать с ним большие диктанты).

*На первых этапах работа идет в основном устная: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Диктанты здесь принесут только вред. Многочисленные ошибки, которые неизбежно будут допускаться при их написании, фиксируются в памяти ребенка.

*Если вы задаете на дом прочитать текст или много писать, посоветуйте родителям, чтобы ребенок это делал не в один прием, а с перерывами, разбив текст на части. Это позволит ученикам, страдающим нарушениями письменной речи, лучше справиться с домашним заданием.

Необходимо добавить, что в работе с такими проблемами нельзя ждать быстрых результатов. Надо набраться терпения. Полностью сделать ребенка грамотным и преодолеть дисграфию, может и не удастся, но об уменьшении количества ошибок и улучшении письма ребенка можно говорить с уверенностью. А про ребенка с дисграфией можно сказать так , если логопед ,учителя и родители находятся во взаимосвязи друг с другом и действуют сообща, то ребенку можно только позавидовать.

Работа в нашей группе строилась привычным для учителей образом – они имели возможность проверить работы детей с дисграфией и самостоятельно попробовать определить вид дисграфии. Каждый педагог рассказал, какие ошибки встречались у него в тексте, и сделал вывод относительно вида дисграфии. Нами также были разработаны памятки, в которых учителям предложен комплекс упражнений и советов для коррекции дисграфии, которыми они могут воспользоваться на своих занятиях. Предложенные упражнения и игры будут одинаково полезны и детям с дисграфией и их нормально развивающимся сверстникам.

Как заниматься с детьми, допускающими такие ошибки? Какой подход к ним искать? Что делать? ИГРАТЬ! Ведь именно в поэтапном игровом развитии, согласно классической психологии, формируются все механизмы, необходимые для успешной учёбы, в частности для грамотного письма. В играх представленных нами предусматривается развитие всех необходимых функций и особенно произвольности. У детей развивается речь, воображение, пространственные и временные представления, мелкая моторика, восприятие, внимание, память, логическое мышление. Игры делают уроки привлекательными, интересными для ребёнка, что существенно повышает эффективность обучения . Каждая предложенная игра направлена на развитие нескольких функций. Одно и тоже игровое упражнение можно применять при разных нарушениях письменной речи. Пропуск букв и слогов, их перестановка «Магазин». Продаем определённые предметы, представленные на картинках, рекламируя их по каждой букве. Эффективно при пропуске букв, при несформированности семантического образа слова, при речевом недоразвитии. Прорекламируйте слово ЖУК (жёлтый, устрашающий, крылатый) «Наборщик». Из букв предлагаемого слова надо составить новые слова. Развивается зрительное восприятие, формируется навык грамотного письма. «Шифровальщики» или «Письмо по-древнерусски». Слова записываются только согласными, обозначая гласные точками наверху, или только гласными. Через некоторое время таким образом можно записывать небольшие тексты. При выполнении отрабатывается механизм переключения, избирательности при письме. «Рассыпушки». Из предлагаемых букв нужно собрать слово. Или, как вариант, слово составляют из рассыпавшихся слогов. Игра эффективна при пропуске букв, слогов, при их перестановке. «Волшебный домик». На доску прикрепляется домик с окошками (рисуется). В окошки вписываются в произвольном порядке наборы букв. Ученики отгадывают, какие слова живут в этом домике. Развивается умение определять последовательность букв в слове. Недописывание слов, слитное написание слов «Кузовок». Задача: собрать кузовок. Складывать можно все слова, которые, например, оканчиваются на –ок- : подарок, платок, грибок… Можно собирать корзину, коробку, ящик. Игра начинается словами: «Собираемся в лесок, наполняем кузовок!» Либо: «Вот перед вами корзина, туда отправляется балерина, картина… » «Вот коробка, посмотри, что же там у нас внутри?» Игра эффективна, когда ребенок не дописывает слова. Задание направлено на четкое осознание звуковой и грамматической структуры слова: ударения, деления на слоги, типичные суффиксы и окончания. «Неудачный робот». Робот запрограммирован так, что пишет слова не полностью, а какую-то определённую часть, а остальное отмечает чёрточками. Упражнение используют при пропуске букв и слогов и не дописывании слов. Давать задания здесь нужно исходя из проблемы: если ребёнок не дописывает конец слова, то пусть записывает только две последние буквы, соответственно при пропуске букв в середине слова — записывать две средние. «Слова зовут на помощь». На доске представлена лента склеенных между собой слов. Надо помочь словам «освободиться». Развивается логическое мышление, совершенствуются навыки чтения, обогащение словарного запаса, использование слов, относящихся к различным частям речи. «Хвостоглав». Необходимо прочитать написанное «слово». Оно содержит в себе несколько слов. Их необходимо найти. Конец первого слова является началом для другого. Развивается внимание, совершенствуется навык чтения, формируется избирательность при письме. Орфографические ошибки при знании правил, замены букв звонкий →глухой «Много и один». Учитель называет один предмет, ученик – много, объясняя при этом какая гласная пишется в корне слова. В ходе игры происходит активизация словаря, выработка умения слышать ударный гласный в слове, отработка способа проверки безударных гласных. «Зоркий глаз, чёткое ухо». Орфографический диктант. Учитель диктует слова, ученики записывают только орфограммы, которые встречаются в них. Как вариант: учитель показывает предметные картинки, ученики получают задание запомнить только те, в которых есть сочетания гласных с шипящими, а затем записать эти названия. «Не соглашайся». Учитель произносит слова, ученик повторяет его с употреблением отрицания «нет». При ответе акцент делается на согласную перед конечной гласной. Отрабатываем проверку слов со звонкими и глухими согласными на конце, пропедевтика работы с падежными вопросами. «Назови много предметов». Учитель называет предмет или показывает его изображение на картинке. Ученик называет много таких предметов и указывает при этом какую согласную букву нужно писать на конце первого слова. Отработка способов проверки написания слов со звонкими и глухими согласными на конце.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Предупреждение и преодоление дисграфических ошибок

Автор: Ванченко Екатерина Юрьевна

Дата: 20.03.2016

Номер свидетельства: 307934

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Характеристика  учащихся с нерезко выраженным недоразвитием речи НВОНР /1 класс/. "
    ["seo_title"] => string(93) "kharaktieristika-uchashchikhsia-s-nieriezko-vyrazhiennym-niedorazvitiiem-riechi-nvonr-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "233485"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443111541"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Методические  рекомендации  "Преодоление  дисграфии  на  почве  языкового  анализа  и  синтеза""
    ["seo_title"] => string(100) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-prieodolieniie-disghrafii-na-pochvie-iazykovogho-analiza-i-sintieza"
    ["file_id"] => string(6) "291201"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1455093082"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства