Приемы работы по предупреждению у учащихся орфографических ошибок.
Приемы работы по предупреждению у учащихся орфографических ошибок.
Одной из основных задач уроков грамматики является целенаправленная работа учителя по формированию у младших школьников навыков безошибочного письма. Но сама орфо- графия своим содержанием малопривлекательна для детей, она трудно усваивается ими и доставляет им много неприятностей. У детей создается иллюзия, будто оценка по русско- му языку ставится исключительно только за орфографию. Из-за боязни сделать ошибку школьник теряет веру в себя. У многих детей орфография вызывает отрицательные эмо - ции, которые переносятся на весь предмет.
Цель учителя – формирование у школьников навыков грамотного письма. Поэтому на уроках русского языка надо организовать систематическую работу с учащимися по преду- преждению орфографических ошибок. Для этого используются приемы, помогающие вы- полнять работу на более качественном уровне. Приведу некоторые из них:
1. Проведение фонетического анализа слова с последующим его проговариванием или до- казательством написания по правилу.
2. Использование сигнальных карточек, памяток, орфографического словаря.
3. Выписывание на доску слов, словосочетаний, не изученных ранее.
4. Использование таблиц общеупотребительных слов (в сочетаниях и изменениях), содер- жащих трудные случаи написания (шел, сначала, тяжелый и т.д.).
5. Проведение выборочного комментирования. Основная цель этого приема заключается не только в предупреждении ошибок при письме, но и в проверке теоретических знаний учащихся. Чтобы лучше закрепить изученное правило, необходимо заранее разработать систему упражнений, включающих в себя задания для комментирования. Например, ос- новная тема программы начальной школы
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Приемы работы по предупреждению у учащихся орфографических ошибок. »
Приемы работы по предупреждению у учащихся
орфографических ошибок.
Одной из основных задач уроков грамматики является целенаправленная работа учителя по формированию у младших школьников навыков безошибочного письма. Но сама орфо- графия своим содержанием малопривлекательна для детей, она трудно усваивается ими и доставляет им много неприятностей. У детей создается иллюзия, будто оценка по русско- му языку ставится исключительно только за орфографию. Из-за боязни сделать ошибку школьник теряет веру в себя. У многих детей орфография вызывает отрицательные эмо - ции, которые переносятся на весь предмет.
Цель учителя – формирование у школьников навыков грамотного письма. Поэтому на уроках русского языка надо организовать систематическую работу с учащимися по преду- преждению орфографических ошибок. Для этого используются приемы, помогающие вы- полнять работу на более качественном уровне. Приведу некоторые из них:
1. Проведение фонетического анализа слова с последующим его проговариванием или до- казательством написания по правилу.
2. Использование сигнальных карточек, памяток, орфографического словаря.
3. Выписывание на доску слов, словосочетаний, не изученных ранее.
4. Использование таблиц общеупотребительных слов (в сочетаниях и изменениях), содер- жащих трудные случаи написания (шел, сначала, тяжелый и т.д.).
5. Проведение выборочного комментирования. Основная цель этого приема заключается не только в предупреждении ошибок при письме, но и в проверке теоретических знаний учащихся. Чтобы лучше закрепить изученное правило, необходимо заранее разработать систему упражнений, включающих в себя задания для комментирования. Например, ос- новная тема программы начальной школы- “Правописание проверяемых безударных глас- ных”. С умением безошибочно писать слова типа гора, леса, сады и т.д. учащиеся знако - мятся уже в 1 классе. Для закрепления этого умения целесообразно на уроках использо - вать комментирование поэтапно:
1 этап – следует начинать с отдельных слов, т.к. школьнику легче назвать орфограмму в слове и труднее найти само слово в предложении. В 1 классе ученик комментирует слово так: Слово река, ударный слог – ка, безударный слог – ре. “Проверочное слово – реки, поэ- тому пишу река.” Затем уже во 2 – 4 классах переходят к свернутому комментированию (река, безударная гласная – в первом слоге, проверочное слово – реки).
2 этап – дети должны найти слово в словосочетании и прокомментировать его написания. Задача учителя на данном этапе заключается в оказании систематической помощи слабо - успевающим ученикам в овладении ими выборочным комментированием.
3 этап – выделение слова из предложения с последующим комментированием. В 3 и 4 классах используются более сложные слова, в целях экономии времени комментирование ранее изученных и усвоенных детьми правил опускается. Если же в предложении встреча- ются слова, правописание которых не изучалось, и дети затрудняются в их написании, учитель использует один из вышеназванных приемов и тем самым предупреждает ошибку
Можно порекомендовать на каждом уроке русского языка проводить орфографические минутки, куда включать 3-4 слова на безударную гласную. Для проверки использовать различные задания: проверь корнем, проверь другой частью речи, проверь словом, состоя- щим из одного (двух) слогов и т.д.
6. Использование алгоритмов для решения орфографических задач. Например,тема 4 клас- са “Правописание Е и И в окончаниях существительных”. Алгоритм выглядит так:
1. а) Определи место, где возникла орфографическая задача.
б) Определи, к какой группе правил она относится.
2. а) Определи, в какой части слова находится орфограмма.
б) Определи, к какой части речи относится слово.
в) Определи склонение.
г) По вопросу и предлогу определи падеж.
3. Напиши слово в соответствии с правилом.
7. Использование памяток при работе над ошибками.
Например, 4 класс – тема “Правописание безударных падежных окончаний существитель- ных”. Памятка: Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения и падеж. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример. Делай так:
На опушке – опушка, сущ., 1 скл., П. п.
4 класс – тема “Правописание Ь у глаголов 2 лица ед. числа н. в.”:
- Выпиши глагол правильно. Запиши еще 2 примера на это правило. Делай так:
Пишешь, решаешь, читаешь. Запомни: на конце глаголов 2 л. ед.ч. н. в. пишется Ь.
Если учащиеся вооружены приемами работы с памяткой, то они самостоятельно рабо- тают над исправлением своих ошибок, повторяют забытые ими правила, совершенствуют навыки грамотного письма.