kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Приемы работы по предупреждению у учащихся орфографических ошибок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из основных задач уроков грамматики является целенаправленная работа учителя по формированию у младших школьников навыков безошибочного письма. Но сама орфо- графия своим содержанием малопривлекательна для детей, она трудно усваивается ими и доставляет им много неприятностей. У детей создается иллюзия, будто оценка по русско-  му языку ставится исключительно только за орфографию. Из-за боязни сделать ошибку школьник теряет веру в себя. У многих детей орфография вызывает отрицательные эмо -   ции, которые переносятся на весь предмет.        

    Цель учителя – формирование у школьников навыков грамотного письма. Поэтому на уроках русского языка надо организовать систематическую работу с учащимися по преду- преждению орфографических ошибок. Для этого используются приемы, помогающие вы- полнять работу на более качественном уровне. Приведу некоторые из них: 

1. Проведение фонетического анализа слова с последующим его проговариванием или до-  казательством написания по правилу.    

2. Использование сигнальных карточек, памяток, орфографического словаря. 

3. Выписывание на доску слов, словосочетаний, не изученных ранее.

4. Использование таблиц общеупотребительных слов (в сочетаниях и изменениях), содер- жащих трудные случаи написания (шел, сначала, тяжелый и т.д.).

5. Проведение выборочного комментирования. Основная цель этого приема заключается не только в предупреждении ошибок при письме, но и в проверке теоретических знаний учащихся. Чтобы лучше закрепить изученное правило, необходимо заранее разработать систему упражнений, включающих в себя задания для комментирования. Например, ос- новная тема программы начальной школы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приемы работы по предупреждению у учащихся орфографических ошибок. »

Приемы работы по предупреждению у учащихся

орфографических ошибок.

Одной из основных задач уроков грамматики является целенаправленная работа учителя по формированию у младших школьников навыков безошибочного письма. Но сама орфо- графия своим содержанием малопривлекательна для детей, она трудно усваивается ими и доставляет им много неприятностей. У детей создается иллюзия, будто оценка по русско- му языку ставится исключительно только за орфографию. Из-за боязни сделать ошибку школьник теряет веру в себя. У многих детей орфография вызывает отрицательные эмо - ции, которые переносятся на весь предмет.

Цель учителя – формирование у школьников навыков грамотного письма. Поэтому на уроках русского языка надо организовать систематическую работу с учащимися по преду- преждению орфографических ошибок. Для этого используются приемы, помогающие вы- полнять работу на более качественном уровне. Приведу некоторые из них:

1. Проведение фонетического анализа слова с последующим его проговариванием или до- казательством написания по правилу.

2. Использование сигнальных карточек, памяток, орфографического словаря.

3. Выписывание на доску слов, словосочетаний, не изученных ранее.

4. Использование таблиц общеупотребительных слов (в сочетаниях и изменениях), содер- жащих трудные случаи написания (шел, сначала, тяжелый и т.д.).

5. Проведение выборочного комментирования. Основная цель этого приема заключается не только в предупреждении ошибок при письме, но и в проверке теоретических знаний учащихся. Чтобы лучше закрепить изученное правило, необходимо заранее разработать систему упражнений, включающих в себя задания для комментирования. Например, ос- новная тема программы начальной школы- “Правописание проверяемых безударных глас- ных”. С умением безошибочно писать слова типа гора, леса, сады и т.д. учащиеся знако - мятся уже в 1 классе. Для закрепления этого умения целесообразно на уроках использо - вать комментирование поэтапно:

1 этап – следует начинать с отдельных слов, т.к. школьнику легче назвать орфограмму в слове и труднее найти само слово в предложении. В 1 классе ученик комментирует слово так: Слово река, ударный слог – ка, безударный слог – ре. “Проверочное слово – реки, поэ- тому пишу река.” Затем уже во 2 – 4 классах переходят к свернутому комментированию (река, безударная гласная – в первом слоге, проверочное слово – реки).

2 этап – дети должны найти слово в словосочетании и прокомментировать его написания. Задача учителя на данном этапе заключается в оказании систематической помощи слабо - успевающим ученикам в овладении ими выборочным комментированием.

3 этап – выделение слова из предложения с последующим комментированием. В 3 и 4 классах используются более сложные слова, в целях экономии времени комментирование ранее изученных и усвоенных детьми правил опускается. Если же в предложении встреча- ются слова, правописание которых не изучалось, и дети затрудняются в их написании, учитель использует один из вышеназванных приемов и тем самым предупреждает ошибку

Можно порекомендовать на каждом уроке русского языка проводить орфографические минутки, куда включать 3-4 слова на безударную гласную. Для проверки использовать различные задания: проверь корнем, проверь другой частью речи, проверь словом, состоя- щим из одного (двух) слогов и т.д.

6. Использование алгоритмов для решения орфографических задач. Например,тема 4 клас- са “Правописание Е и И в окончаниях существительных”. Алгоритм выглядит так:

1. а) Определи место, где возникла орфографическая задача.

б) Определи, к какой группе правил она относится.

2. а) Определи, в какой части слова находится орфограмма.

б) Определи, к какой части речи относится слово.

в) Определи склонение.

г) По вопросу и предлогу определи падеж.

3. Напиши слово в соответствии с правилом.

7. Использование памяток при работе над ошибками.

Например, 4 класс – тема “Правописание безударных падежных окончаний существитель- ных”. Памятка: Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения и падеж. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример. Делай так:

На опушке – опушка, сущ., 1 скл., П. п.

4 класс – тема “Правописание Ь у глаголов 2 лица ед. числа н. в.”:

- Выпиши глагол правильно. Запиши еще 2 примера на это правило. Делай так:

Пишешь, решаешь, читаешь. Запомни: на конце глаголов 2 л. ед.ч. н. в. пишется Ь.

Если учащиеся вооружены приемами работы с памяткой, то они самостоятельно рабо- тают над исправлением своих ошибок, повторяют забытые ими правила, совершенствуют навыки грамотного письма.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Приемы работы по предупреждению у учащихся орфографических ошибок.

Автор: Барсукова Ирина Анатольевна

Дата: 25.05.2015

Номер свидетельства: 215009

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Методическая разработка на тему: "Обучаясь грамотному письму". "
    ["seo_title"] => string(65) "mietodichieskaia-razrabotka-na-tiemu-obuchaias-ghramotnomu-pis-mu"
    ["file_id"] => string(6) "149732"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420294844"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "доклад на МО " Словарная работа на уроках письма и развития речи у младших школьников""
    ["seo_title"] => string(91) "doklad-na-mo-slovarnaia-rabota-na-urokakh-pis-ma-i-razvitiia-riechi-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "312369"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459337600"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Учебный проект «Развитие орфографической зоркости младших школьников»"
    ["seo_title"] => string(71) "uchebnyi_proekt_razvitie_orfograficheskoi_zorkosti_mladshikh_shkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "611197"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1658292796"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Самостоятельная работа учащихся над            орфографическими ошибками. "
    ["seo_title"] => string(74) "samostoiatiel-naia-rabota-uchashchikhsia-nad-orfoghrafichieskimi-oshibkami"
    ["file_id"] => string(6) "215022"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432549636"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Повышение навыков грамотного письма"
    ["seo_title"] => string(36) "povyshieniienavykovghramotnoghopisma"
    ["file_id"] => string(6) "314613"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459741271"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства